Слайд 1
Н.А.Некрасов – поэт-гражданин
(по стихотворению «Железная дорога»)
Слайд 2
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин
достойный
К Отчизне холоден душой.
Н.А. Некрасов
Главная тема творчества- судьба русского народа.
1821 - 1878
Слайд 3
Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов принадлежит довольно к старинному,
но обедневшему роду. Человек суровый и своенравный. Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы. После удачной охоты в доме устраивали кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.
Отец поэта
Псовая охота
Слайд 4
Мать Некрасова – Елена Андреевна, женщина удивительно мягкая, добрая,
прекрасно образованная, она была полной противоположностью грубому и ограниченному мужу. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием детей, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом».
Любимое место прогулок
матери поэта
Усадебное строение в селе
Грешнёво.
Слайд 5
Невдалеке от Грешнёво протекала Волга. Вместе со своими
деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Но однажды мальчик был потрясён открывшейся перед ним картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа измождённых бурлаков из последних сил тянула огромную биржу. Некрасов иногда приходил к бурлакам, располагавшимся привалом у реки; внимательно всматривался в их лица, прислушивался к разговорам, которые они вели между собой.
Привал арестантов
На Волге
он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.
Слайд 7История строительства железных дорог в России
Слайд 9Первая паровая железная дорога в России появилась в 1834 году. Ее
построили крепостные умельцы-самородки
Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.
Слайд 10 В августе 1834 г. по приглашению горноговедомства в Петербург приехал
известный австрийский инженер,
профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер.
За 4 месяца он объездил множество городов от Москвы до Урала и по возвращении в Петербург подал императору Николаю I обстоятельную записку, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог.
В ней отмечалось, что "…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения".
Слайд 11
Кроме решения технических и кадровых вопросов, необходимо было преодолеть общественное мнение:
в России в это время количество противников строительства железных дорог существенно превалировало над сторонниками.
Основным доводом противников строительства железных дорог был климат — полгода зимы с морозами и вьюгами:
…да и где взять такую тьму топлива, чтобы вечно не угасал огонь под ходуном-самоваром?
Слайд 12 1 мая 1836 г. – начало строительства Царскосельской железной дороги
Начавшееся
1 мая 1836 г. строительство Царскосельской железной дороги планировалось завершить к 1 октября того же года. Всего за один месяц 2500 рабочих и 1400 солдат уложили 5-километровый участок железнодорожного полотна
Слайд 131 ноября 1851 г. – открытие железной дороги Санкт-Петербург – Москва
1
ноября 1851 года самая большая по протяженности двухпутная железная дорога была открыта, и по ней из Петербурга в Москву в 11:15 отправился поезд. В пути он находился 21 час 45 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра.
Петербургская газета "Северная пчела" писала:
"Сегодня, в четверток, 1-го ноября, двинулся первый всенародный поезд по новой железной дороге в Москву.
С утра большое число публики столпилось перед станцией и наполнило обширные сени ее. В одном отделении записывали виды проезжающих,
в другом продавали билеты на поезд,
в третьем принимали багаж пассажиров.
Пассажирские вещи принимаются в окно, их помечают,
взвешивают и тут же кладут в особый вагон - багажный, стоящий под стеклянным навесом, так что вещи не могут испортиться от дождя или снега.
Получив билет, пассажиры входят в просторные залы, где ожидают времени отправления. Для дам отведена особенная комната, изящнее прочих ".
Слайд 14Строительство железных дорог на Кубани
Кубанская область долго оставалась оторванной от важнейших промышленных
центров страны. Связать Северный Кавказ с Россией могла железная дорога — проект ее строительства император Александр II одобрил в 1869 году. Он нашел честного исполнителя проекта - это был малоизвестный инженер путей сообщения барон Рудольф Васильевич Штейнгель.
Слайд 15Железные дороги, построенные бароном Штейнгелем, сыграли решающую роль в экономическом развитии Кубани.
Они способствовали быстрому заселению края, росту местной промышленности, развитию сельского хозяйства и торговли.
Слайд 16Образцовое хозяйство Рудольф Штейнгель создал на приобретенных им землях на левом берегу Кубани. В имении
"Хуторок" были винокуренный завод и ферма, с которой вывозили на рынок до 10 тысяч голов скота. После смерти барона имение унаследовал его 26-летний сын Владимир Рудольфович Штейнгель. Образованный юноша, окончивший Киевскую коллегию Павла Галагана и обучавшийся на физико-математическом факультете университета, сделал "Хуторок" хозяйством, прославленным на всю Россию. Высшим достижением "Хуторка" стало его участие во Всемирной выставке 1900 года в Париже, где получили высокие награды представленные Штейнгелем блестящие образцы рационального земледелия, лесонасаждения, овцеводства и винокуренного производства.
Слайд 17Стихотворение «Железная дорога», написанное в 1864 году, — одно из самых
социально насыщенных произведений Некрасова.
В нем поэт откликнулся на послереформенные явления в жизни страны. В то время новым и очень доходным делом было строительство железных дорог.
Важные правительственные чиновники поручали строить их купцам-подрядчикам, получая от них большие взятки. Но на строительстве железных дорог бесчеловечно, нещадно эксплуатировался труд рабочих людей — вчерашних мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки, нищих, разоренных реформой крестьян, которые еще тесно связаны с деревней, но постепенно превращаются в пролетариат.
Слайд 18Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Поэт гневно возмущается теми
ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель — царский ставленник и казнокрад,
а не народ — оборванные мужики, согнанные на строительство «чугунки» голодом.
Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, — это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик:
Слайд 19ядрёный –
свежий, здоровый
кочи -
кочки
обаяние -
незнание правды, неведение
колтун -
слипшиеся, склеившиеся волосы на голове
заступ -
лопата
Слайд 20подрядчик -
лицо, нанявшее рабочих
лабаз -
помещение для хранения муки или
зерна
лабазник -
торговец, владелец лабаза
присадистый -
приземистый, плотный
недоимка -
долги, то, что рабочие, по подсчётам, были должны приказчику.
Слайд 23славный
здоровый, ядрёный
бодрит
свежи
морозные
ясные
тихие
хорошо
безобразие
Слайд 24Баллада -
стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное
сочетается с фантастическим
Слайд 25Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по
колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Слайд 26Ирония –
Риторический - вопрос
выражение насмешки; употребление слова, под которым подразумевается противоположное
значение
вопрос, не требующий ответа
Слайд 27Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
Этот вопрос- крик души поэта, который любит
свой народ, осознаёт ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости.
Это голос настоящего гражданина, для которого судьба страны – дело глубоко личное.
Слайд 28Гражданин – человек, который
- любит
свою Родину, свой народ, свой язык;
-
проявляет
убеждённую готовность и способность защищать Родину;
- осознаёт
ответственность за судьбу своей страны;
-интересуется
историей и культурой своего Отечества;
- гордится
Родиной;
- проявляет
- протестует
против несправедливого отношения к людям.
бережное отношение к национальным богатствам страны, её культуре, традициям;
Слайд 29Гражданин – это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на
благо своего Отечества, на благо своего народа.
Слайд 34Домашнее задание:
мини-сочинение на тему
«Можно ли Н.А. Некрасова назвать достойным гражданином
своей страны?»
«Почему стихотворение «Железная дорога» Н.А. Некрасов адресовал детям?»