Слайд 1
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Слайд 2История создания
Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831
году. 17-летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных , книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.
Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.
Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.
Слайд 3
В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства
и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе.
В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит:
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь в такой-то год
Вручал России свой народ.
Слайд 4 На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы
Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили лечиться на воды. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А.Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.
Слайд 5 Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда
Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, делал попытки к бегству в горы.
Слайд 6Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край
могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре. Рассказ монаха произвел на поэта огромное впечатление, и он решил перенести действие своей поэмы в Грузию.
Слайд 7 На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения:
«1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М.Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: Бэри по-грузински: монах»). Послушник – на грузинском языке – «мцыри».
Слайд 8 Род, жанр, творческий метод
Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им
было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них.
Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности.
Поэма «Мцыри» является романтическим произведением
Противоречие между идеалом и действительностью.
Исповедальное начало.
Символичные сюжет и образы.
Поэма написана в виде страстной исповеди героя.
Слайд 9Сюжет и композиция
В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства
из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.
Слайд 10Сюжет и композиция
В поэме 26 глав. Мцыри не только герой,
но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть.
Авторское вступление
Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.
Слайд 11Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря.
Слайд 12Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел
свое воплощение основной мотив всего творчества поэта – мотив борьбы.
Слайд 13 Композиционное построение имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в
монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.
Слайд 14Художественное своеобразие
Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного
к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.
Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы
Слайд 15 Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к
компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Художественное своеобразие
Слайд 16
Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них
важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса».
Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.
Слайд 17.
Сравнения
Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив
и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал).
Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом).
С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).
Слайд 18Метафорические эпитеты
передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний
порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул).
Метафоры
передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств( бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).
Слайд 19.
Развернутые олицетворения
С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с
ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры)
Риторические вопросы, восклицания, обращения
являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность( дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).
Слайд 20.
Анафора
способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм.
И снова я к
земле припал
И снова вслушиваться стал…
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!
В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.