Слайд 1Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему: «Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа
помещика».
Слайд 2Вступление.
Поэма «Мёртвые души» занимает особое место как в истории
русской литературы, так и в творчестве Гоголя. Для него она стала итогом художественных исканий и должна была быть трехтомной эпопеей русской жизни.
Слайд 3Переход к основной части.
Для того чтобы показать весь колорит
той эпохи, автор использует различные методы: наличие лирических отступлений, сочетание сатирического и лирического начала, активное использование всех художественных средств реализма, таких, как портрет, интерьер, пейзаж, речь персонажей.
Слайд 4Основная часть.
Важным фактором, помогающим автору глубже раскрыть характеры персонажей,
является композиция – тот порядок, в котором Чичиков встречается с помещиками. Гоголь показывает две противоположные тенденции развития русского поместного дворянство:
1) отсутствие интереса к хозяйству, безответственное отношение к своим обязанностям – к земле и крестьянам, расточительность и легкомыслие (Манилов, Ноздрев).
Слайд 5 2) Гиперболизированный интерес к хозяйственной деятельности при отсутствии культуры
и духовной жизни, скупость, жажда наживы и приземленность (Коробочка, Собакевич).
Обе эти тенденции соединяются в образе Плюшкина: будучи скупее и прижимистее, чем Коробочка и Собакевич, он приводит свое хозяйство в большой упадок, чем легкомысленные Манилов и Ноздрев.
Слайд 6Основная часть (портрет помещика).
Так в чём же секрет мастерства
Н.В.Гоголя в описании помещиков? Давайте в этом разберёмся. В качестве наглядного примера возьмем образ помещика ………
Описание внешности.
Описание дома/комнаты.
Особенности речи.
Отношение к Чичикову.
Слайд 7Манилов
«Манилов по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни
на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своею добротою…»
Слайд 8Манилов
Как реагирует Манилов на просьбу Чичикова, касающуюся продажи мертвых душ?
Какие «ключи»
подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать их симпатии?
Слайд 9Коробочка
«..женщина пожилых лет, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожай,
а между тем набирают понемногу деньжонок…»
Слайд 10Черты характера.
Дубинноголовость.
Мелочная хлопотливость.
Невежественность.
Скопидомство (бережливость до скупости)
Слайд 11Ноздрёв
Ноздрев человек -дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить,
распустить
черт знает что…
Слайд 12НОЗДРЕВ.
Черты характера:
Хвастовство.
Безалаберность.
Мот и кутила.
Наглость.
Опустошитель и разоритель хозяйства.
Слайд 13Ноздрёв
Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с
черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.
Слайд 14Ноздрёв и Чичиков
Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех,
кто встречается с ним. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».
Слайд 15 Собакевич
«…медведь!
Совершенный медведь! Его даже и звали Михайлом Семеновичем».
Слайд 16Собакевич
Собакевич – хитрый человек-кулак, «себе на уме», опытный хозяин, внешне похожий
на медведя (даже зовут его Михаилом Семеновичем).
Слайд 17Во время беседы с Чичиковым Собакевич дает нелестные характеристики общим знакомым:
«Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой…». Есть ли в словах Собакевича какая-то доля истины?
Собакевич за едой
Слайд 18СОБАКЕВИЧ.
Черты характера:
Кулачество.
Человеконенавистничество
Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки).
Грубость.
Прижимистость.
Слайд 19 Плюшкин.
«Долго он не мог распознать, баба это или
мужик…»
Слайд 20Плюшкин у сундука
«С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от
пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах».
Слайд 21ПЛЮШКИН
Черты характера:
Ненасытная жадность.
Скупость.
Крохоборство (мелочная скупость).
Слайд 22Заключение.
В изображении помещиков у Гоголя ясно просматривается важнейшая для
России XIX века проблема: каким должен быть если не идеальный, то хороший помещик? Ведь именно от помещика зависит жизнь сотен, а то и тысяч крестьян и, в конечном счете, процветание и благосостояние России.