Слайд 1ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ XIX века
Романтизм
Слайд 2Специфические условия формирования французской романтической литературы:
Реальная ограниченность личной свободы революционными событиями;
Внимание к современными событиям;
Традиции Просвещения.
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)
Слайд 3ГЮГО Виктор (1802-1885)
Один из самых великих французских писателей.
Наиболее яркий представитель литературы
Романтизма.
Наиболее известные романы:
Собор Парижской богоматери.
Человек, который идет.
Отверженные.
Труженики моря.
Девяносто третий год.
Характерные черты творчества Гюго:
-система контрастов (в характерах героев; в описаниях одежды; в сочетании внешности человека и его внутреннего содержания);
-яркая живописность;
-поэтика моря;
-высокий стиль речи;
-точность исторических описаний.
Слайд 4Собор парижской богоматери (1831)
Первый исторический роман на французском языке, образец романтической
поэтики.
Одна из задач романа – привлечь внимание к «главному герою» – великому собору, который в то время собирались снести.
После выхода романа во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников.
Собор - один из значительных образов романа, символ средневековья, олицетворение художественной силы французского народа.
Слайд 5Действие происходит в 15 в.
В центре повествования любовь горбатого звонаря Собора
Парижской богоматери Квазимодо и его наставника священника Клода Фролло к одной цыганской девушке – танцовщице Эсмеральде.
Она же влюблена в равнодушного, бесчестного, но очень красивого капитана королевских стрелков Феба.
Герои показаны в сложных ситуациях, в состоянии переживания противоречивых страстей, что в конечном итоге приводит их к гибели.
Экранизации:
1.Собор Парижской богоматери, 1956
2.Notre Dame de Paris. Мюзикл (французский).
Слайд 6Отверженные (1862) – один из самых великих романов в мировой литературе,
а его главный герой – беглый каторжник Жан Вальжан – один из самых запоминающихся, проникновенных персонажей.
Изображается история Франции 1815-1832 гг.
В романе изображены главные для Гюго проблемы:
-сила закона и любви;
-жестокость и человечность;
-непостижимые лишения бедных и нестерпимые страдания богатых;
-несчастье и благоденствие.
В центре – трудный жизненный путь Жана Вальжана, его стремление к исправлению прошлых ошибок, добру и самопожертвованию во имя свободы и счастья других.
Жан Вальжан – одним из самых благородных и самоотверженных героев во французской литературе.
Ему противопоставляется инспектор Жавер, олицетворяющий власть. Это человек жестокий и волевой, который не остановится ни перед чем, чтобы правосудие восторжествовало.
В романе господствуют республиканские настроения, что делает его революционным и антимонархическим.
Слайд 7Особое место в романе занимают образы детей, в изображении которых Гюго
проявил поразительное мастерство.
Гаврош – бездомный подросток, жизнерадостный, храбрый, отзывчивый, дерзкий на язык.
Он погибает на баррикадах в парижских революционных событиях 1832 г.
Его смерть олицетворяет крах восстания, несбывшиеся надежды народа на свободу и благополучие.
Козетта – наряду с Жаном Вальжаном - главная героиня романа.
Её имя стало символом детей-мучеников Франции, которых эксплуатировали взрослые.
Экранизация:
Отверженные (1958).
Слайд 8Человек, который смеется (1869)
Действие происходит в 17-нач. 18 в.
Главный герой
– Гуинплен. Он высокого происхождения, но ребёнком был украден компрачикосами - преступниками, которые крали детей, уродовали их, а потом продавали в качестве шутов или придворных акробатов. Судьба «наделила его ртом, открывающимся до ушей, ушами, загнутыми до самых глаз, бесформенным носом, …, и лицом, на которое нельзя было взглянуть без смеха».
Несмотря на это, Гуинплен остался в душе ребенком, был счастлив и даже жалел людей.
В романе рассказывается о драматичных приключениях героя, о его любви к слепой девушке Дее, о холодности и равнодушии светского общества, которое не может понять и принять подлинных чувств.
Герои погибают. Их смерть выглядит символически, подчеркивая, что нет счастья в жестоком и равнодушном мире.
Экранизации:
Человек, который смеется (1971)