Литература эпохи Возрождения. Лекция 2 презентация

Эпоха Возрождения и гуманизм Смысловым центром эпохи становится слово «человек» в его латинском звучании - homo. Если в Средние века вершиной знания было богословие – теология, а его целью – познание

Слайд 1Литература эпохи Возрождения Лекция 2
Альбрехт
Дюрер
«Двенадцатилетний Христос
среди книжников»


Слайд 2Эпоха Возрождения и гуманизм
Смысловым центром эпохи становится слово «человек» в его

латинском звучании - homo.
Если в Средние века вершиной знания было богословие – теология, а его целью – познание Божественного (studia divina), то теперь вершиной мудрости признается познание земного и человеческого – studia humanitatis. Это латинское понятие принято переводить как «гуманизм»
Считается, что первым слово гуманист употребил в начале XV века ученый и политик Леонардо Бруни, соединив в нем представление об учености с идеей воспитанности и нравственного достоинства. Гуманист – это человек знания и добродетели (лат. virtus, итал. virtu), это деятельный человек.
Человек способен творить сам себя, облагораживать собственную природу и тем самым определять свое место в мире. При этом творя себя, человек обновляет и мир, в котором живет, делает его достойным своего человеческого достоинства.

Слайд 3Гуманизм и Реформация
Гуманистическая образованность открывает новые возможности для богословия. Бывшая

в ходу латинская Библия изобиловала ошибками, дурным наследием средневекового непонимания текста. За новый перевод и комментарий взялись гуманисты. Не желая того, они подготовили приход тех, для кого возвращение к древнееврейскому и греческому тексту Священного Писания стало поводом реформировать веру, уйти из-под власти католического Рима и тем самым разрушить единство христианской Европы.
Традиционно начало Реформации связывают со следующим событием: 31 октября 1517 года немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546) прибил к дверям церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями, которые прозвучали вызовом Риму.
Принципиальное расхождение реформаторов и гуманистов заключалось в том, что первые отстаивали право человека на свободу и верили в его разум, вторые полностью отдали разум человека во власть Божественной воли.

Слайд 4Мартин Лютер
Перу Лютера принадлежит перевод Нового и Ветхого Завета, который был

воспринят как знамение новой веры. В своем труде Лютер исходил из отстаиваемого им права личности на самостоятельное толкование Священного Писания. В переводе Лютер опирался не на латинский текст Вульгаты, а на древнееврейский и греческий тексты. Кроме того, перевод был осуществлен на том общем диалектном языковом варианте, который «одинаково понимали и южане и северяне». Посредством текста Библии Лютером были утверждены нормы общенемецкого языка, который лег в основу немецкого литературного языка.

Слайд 5Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения
Первым произведением литературы о дураках

считается «Корабль дураков» Себастьяна Бранта (1494)
Томас Мурнер «Заклятие дураков» (1512), «Цех
плутов» (1512)

Слайд 6Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения
Лидер общеевропейского гуманистического движения -

нидерландский гуманист – Эразм Роттердамский (1469-1535). Самое известное сочинение Эразма Роттердамского – сатира «Похвальное слово Глупости» (1509)


Слайд 7Народная книга (Volksbuch)
Народная книга – уникальный литературно-издательский жанр. Первые отпечатанные

типографским способом книги получили широкое распространение и стали очень популярными. Отсюда и их название – народные книги.
Впервые «История о докторе Иоганне Фаусте» была опубликована книгоиздателем И. Шписом в 1587г. Публикации предшествовала устная и рукописная традиции. Сразу же вслед за ней начинается литературная судьба образа Фауста, впервые обработанного в Англии Кристофером Марло, спустя два-три года написавшим трагедию на этот сюжет.
Вечный сюжет о человеческом стремлении за границы доступного и дозволенного приобретает особое значение на историческом стыке гуманизма и Реформации. С гуманистической точки зрения человек свободен в своем дерзании, ограниченном благочестивым разумом. А если сам разум не ограничивает, а толкает следовать далее и далее, жаждет выведать все тайны бытия, как это делает Фауст в первой и второй частях народной книги?

Слайд 8Мейстерзанг. Ганс Сакс (1494-1576).
Мейстерзанг (Meistersang, или Meistergesang) - поэзия цеховых ремесленников

Германии, культивировавшаяся в специальных литературно-певческих обществах (школах). Период наиболее интенсивного развития М. - XIV-XVI вв. - эпоха подъема немецких городов на основе расцвета торговли и цехового ремесла. Крупнейшие центры складывающейся бюргерской культуры (Майнц, Страсбург, Вормс, Ульм, Аугсбург, Нюренберг, Мюнхен и др.) становятся очагами М., откуда поэзия «мастеров» распространяется (с некоторым запозданием) также на более отсталые области восточной Германии.


Слайд 9Вопросы к семинарскому занятию по лекции 2
1. Что подразумевают под словом

«гуманизм», когда говорят об эпохе Возрождения? Каким был гуманистический стиль жизни и мысли?
Особенности культуры Возрождения http://media.ls.urfu.ru/420/1090/2254/2206/1337/
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. Северное Возрождение в живописиhttp://www.youtube.com/watch?v=smCF_xluDOA
2. Что такое критика текста как принцип гуманистического мышления? Как критика текста связана с европейской Реформацией? Деятельность Мартина Лютера.
Очерки по истории Реформации. Мартин Лютер.http://www.youtube.com/watch?v=Ndnq04xk3x0
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.
Мартынова О.С. История немецкой литературы. Средние века – эпоха Просвещения. М., 2004.
3. Почему тема глупости становится популярной в эпоху Возрождения. Что такое литература о дураках?
Мартынова О.С. История немецкой литературы. Средние века – эпоха Просвещения. М., 2004.
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.
История немецкой литературы. Под ред. Н.А. Гуляева. М., 1975.
История немецкой литературы: В 5 т., М., 1962. – Т.1.





Слайд 10Вопросы к семинарскому занятию по лекции 2
4. В чем заключается различие

между гуманистами и реформаторами? Литературное наследие Эразма Роттердамского.
Эразм Роттердамский – Вольтер XVI века http://rideo.tv/video/42027/ Erasmus and More https://www.youtube.com/watch?v=-yLerAsDNs4
5. Народные книги эпохи Северного Возрождения.
Мартынова О.С. История немецкой литературы. Средние века – эпоха Просвещения. М., 2004.
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.
История немецкой литературы. Под ред. Н.А. Гуляева. М., 1975.
История немецкой литературы: В 5 т., М., 1962. – Т.1.
6. Расцвет мейстерзанга в немецкой литературе. Творчество Ганса Сакса.
Нюрнберг Ганс Сакс http://my.mail.ru/mail/alex__odin/video/19725/19732.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика