Эстетика Гегеля и рождение исторического метода презентация

Содержание

Лекции: Б. П. Маслов, В. В. Школьников (3 модуль); К. А. Богданов (4 модуль) Семинары: Г.В. Дуринова, Л. Л. Ермакова   Полная программа курса доступна на сайте ОП Филология

Слайд 1Теория литературы
Лекция 1


Слайд 2
Лекции: Б. П. Маслов, В. В. Школьников (3 модуль); К. А.

Богданов (4 модуль)
Семинары: Г.В. Дуринова, Л. Л. Ермакова
 
Полная программа курса доступна на сайте ОП Филология


Слайд 3Как выставляется оценка за курс
Вычисление накопленного балла:
Контрольная работа (0.5), проводится в

конце второго модуля + работа на семинаре (0.5); работа на семинаре включает одну презентацию.
Вычисление итогового балла:
Накопленная оценка (0.7) + Экзамен (0.3); экзамен представляет собой эссе, сдается в конце третьего модуля руководителю семинарской группы.


Слайд 4Общие правила
На лекциях мы просим не использовать компьютеры, а также иные

электронные устройства.
На семинарах, напротив, все студенты должны иметь при себе прочитанные к занятию тексты, в электронном либо печатном виде.
В случае серьезной болезни, справку от врача следует отнести в учебный офис.


Слайд 5
Лекция 2 (9 ноября) Эстетика Гегеля и рождение исторического метода

Гегель, Введение

к «Лекциям по эстетике» (пер. Б. Г. Столпнера) (т. 1., с. 79-158), «О символе вообще» (т. 1. 350-368 ) «О классическом вообще» (т. 1, с. 460-474), «О романтическом вообще» (т. 1, с. 538-548)


Слайд 6
Семинар 1 (11 ноября) Гегельянский практикум
Гегель, «Лекции по эстетике», 2.1.3: «Сознательная

символика сравнивающей формы искусства» (т. 1, с. 416-459)
Nabokov, «Symbols and signs»


Слайд 7Темы для презентации
Толстой, «Поликушка»; Бунин, «Темные аллеи»
Тема для презентации:
Выявите элементы трагической

сюжетики, как ее определяет Аристотель в «Поэтике», в одном из указанных произведений (характер трагического героя, ошибка-изъян, узнавание, перипетия).

1. Предложите гегельянское прочтение рассказа Набокова «Symbols and signs» либо повести Кафки «Превращение».
1. Выберите хорошо известный текст в одном из жанров (басня, пословица, притча, эпиграмма и др.), о которых пишет Гегель в «Лекциях по эстетике», параграф 2.1.3, и проанализируйте его с помощью гегелевских категорий, либо предложите критику гегелевского подхода на этом материале.

Слайд 8Формы знания о литературе
Теория (литературы)
Филология
Риторика
Эстетика
Поэтика


Слайд 9Генеалогия «теории»
Платон: транспозиция религиозной практики (теория ‘священное посольство’) в сферу интеллектуальной

деятельности.
Theoria vs. Praxis (созерцание, а не практика), bios thēoretikos vs. bios praktikos
Жизнь философа или жизнь политика? Полемика Платона и Исократа о термине «философия». Skholê, otium, досуг.
У Платона любомудрие (философия) определяется как чистый интерес к знанию, противопоставляется политической (практической) мудрости и риторике.


Слайд 10Созерцательная жизнь


Слайд 11Дельцы и бесноватые


Слайд 12Философия Платона
Чистый интерес к объекту исследования, цель которого познание истины как

путь к божественному (уподобление богу –homoiosis theô)
Критика общепринятых мнений (doxai) через диалектический разбор понятий. Истина рождается в «диалоге».
Прескриптивный vs. дескриптивный подход


Слайд 13Философия и искусство
Искусство определяется в эстетической традиции в категориях прекрасного.
У Платона

познание истины есть созерцание божественного. Красота как след (воспоминание) о божественном (анамнезис).
Истина дана в полной мере в формах (идеях), которые обыкновенному восприятию доступны только в искаженном виде.
Философия (через критику расхожих понятий-докс) стремится познать идеи. Подражательное искусство же дает дважды искаженные образы идей, которые «кажутся» прекрасными большинству (с.416).


Слайд 14Подражание нраву (с. 421)


Слайд 15Критика литературы у Платона
Критическая рефлексия о литературе зарождается в контексте полемики

между философией и литературой за доступ к истине (красоте, Идеям).
Основополагающие тексты об эстетике направлены против поэтического искусства.
Понятие о мимесисе – главное оружие Платона. Подражание действительности, не изображение сверхчувственной реальности, изображение (человеческих) нравов, а не (божественных) идей.
Миметические искусства оказываются на третьем месте – после теоретического и практического знания.
Сам Платон активно использует мимесис – прежде всего, мимесис нрава Сократа.

Слайд 16Распря между философией и поэзией (С. 425)


Слайд 17Определение «эстетического» объекта у Платона
Мимесис плох, так как предполагает множественность изображаемых

предметов. Божественное же – односложно.
Парадигмой для определения искусства оказывается музыка, из которой изгнан мимесис (с.414)
Главные признаки красоты (приближенности к Идеям) – гармония и ритм.

Слайд 18С. 117


Слайд 19καὶ εὐθὺς ἐκ παίδων λανθάνῃ εἰς ὁμοιότητά τε καὶ φιλίαν καὶ

συμφωνίαν τῷ καλῷ λόγῳ ἄγουσα

Слайд 20Красота геометрических форм (Веселовский, «Определение поэзии»)


Слайд 21


Миметические искусства
Живопись, скульптура


Поэзия Риторика
Мусическое искусство
Музыка
Философия

Словесные

искусства

Слайд 22Платон-филолог: Теэтет 146а
οὔ τί που, ὦ Θεόδωρε, ἐγὼ ὑπὸ φιλολογίας ἀγροικίζομαι,

προθυμούμενος ἡμᾶς ποιῆσαι διαλέγεσθαι καὶ φίλους τε καὶ προσηγόρους ἀλλήλοις γίγνεσθαι;
I hope I am not behaving like a rustic because of my philologia, keen on making us engage in a dialogue and to become friends and interlocutors for one another.


Слайд 23Платон-филолог: Федр 236е
Phaedrus I take my solemn oath that unless

you produce the discourse in the very presence of this plane tree, I will never read you another or tell you of another.
Socrates Oh! Oh! You wretch! How well you found out how to make a lover of discourse do your will! βαβαῖ, ὦ μιαρέ, ὡς εὖ ἀνηῦρες τὴν ἀνάγκην ἀνδρὶ φιλολόγῳ ποιεῖν ὃ ἂν κελεύῃς.
Phaedrus Then why do you try to get out of it?
Socrates I won't any more, since you have taken this oath; for how could I give up such pleasures?

Слайд 24Платон против литературы во имя «филологии»
Только философия может быть истинной филологией

– чистым интересом к словам, речам и (прекрасному) разуму, заключенному в них.
Сближение литературы с миметическими искусствами. Очищение мусического искусства от поэзии.
Сближение литературы с софистикой, т.е. использованием словес для обманных целей. Фигура Агафона в «Пире».


Слайд 25Синтаксис Агафона


Слайд 26
Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые,

и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Слайд 27Аристотель
Эзотерический и экзотерический части корпуса.
Победа дескриптивного подхода: описание многообразия наблюдаемого мира.


Философия как совокупность наук: изобретение дисциплин.
Поэтика как наука о «созидании» vs. риторика как наука о практическом использовании слова. При этом литература (прежде всего, жанры трагедии и комедии) оказывается в центре поэтики.

Слайд 28«Поэтика» Аристотеля как ответ Платону
Мимесис способствует познанию (сравнение изображения и

изображенного объекта)
Поэзия (трагедия) не есть мимесис нравов, но есть мимесис действия. Поэт – творец сюжетов (мифов). Предмет поэтики – внутреннее устройство поэтического текста.
Аффект (прежде всего – страх) в литературе оправдан тем, что она достигает очищения (катарсиса) «подобных эмоций».

Слайд 29Платон об аффекте в литературе (с. 422)


Слайд 30Страх (phobos) и жалость (eleos), катарсис (katharsis) ( гл. 6 и

14)

Слайд 31Sophoi, sophistai, philosophoi
Платон в полемике с Аристофаном: Сократ не софист («Апология»),

но не хуже софистов («Федр», «Пир»).
Платон с полемике с Исократом: philosophia как созерцательная (теоретическая), а не риторическая (практическая) наука.
Платон и Сократ как «филологи», любители словес. Платон в большой мере наследует литературной традиции.

Слайд 35Сохранность текста


Слайд 36Алкивиад об искажении при передаче текста


Слайд 37Духовное потомство


Слайд 38Анабасис (восхождение)


Слайд 39Алкивиад: сопротивление телесного начала


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика