Слайд 1Аттестационная работа
на тему:
учебный проект
«М.Ю. Лермонтов. Путь к себе»
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
Методическая разработка
по выполнению учебного проекта.
Пример реализации проекта
в рамках изучения темы
«Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»
на уроках литературы в 9 классе.
Тема проекта:
«М.Ю. Лермонтов. Путь к себе»
Слайд 3Краткая характеристика
образовательного учреждения
МКОУ ООШ г. Сосновка
Вятскополянского района Кировской области
(с 1936 г. – первая школа левобережья Вятскополянского района)
МКОУ ООШ г. Сосновка - образовательное учреждение адаптивного типа. Это школа со смешанным контингентом обучающихся, где учатся одарённые и обычные дети, а также дети с проблемами в развитии, в каждой параллели есть классы СКК VII вида.
Миссия школы: создание благоприятных условий каждому участнику образовательного процесса на основе духовных, нравственных, гражданских идеалов в процессе активной социально-значимой деятельности.
Слайд 4Основное содержание
(обоснование актуальности)
Проектная деятельность предполагает связь с жизнью, а поставленный
вопрос осуществляет связь между литературой и выбором жизненной позиции учащихся
Дидактическая цель проекта: формирование литературоведческой, информационно-коммуникативной и культурологической компетентностей учащихся.
Методическая задача:
освоение информации о жизни и личности М.Ю. Лермонтова, осмысление понятий «внутренний мир», «духовные искания»;
формирование умения анализировать глубокие нравственные проблемы и связывать их с собственной жизненной позицией
Слайд 5Основное содержание
(обоснование актуальности)
М.Ю. Лермонтов – ключевая фигура в русской литературе
начала XIX века. В школьном курсе с 5 по 9 класс на изучение его творчества отводится около 25 часов , но этого времени недостаточно для знакомства с художественным миром поэта. Как за это время постараться вовлечь ребят в мир Лермонтова?
Для более глубокого и осмысленного изучения творчества великого русского поэта предлагается проект, который ориентирован на учебную программу В.Я. Коровиной.
В ходе работы над проектом учащиеся получат возможность:
изучить материалы учебника и дополнительную литературу;
отобрать и систематизировать материал;
проанализировать полученные сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
презентовать результаты совместной и индивидуальной работы над проектом.
Слайд 6Цель и задачи работы
Дидактические цели:
образовательная –погрузиться в духовный мир М.Ю. Лермонтова,
показать художественные открытия Поэта;
развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития способности к формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков: сравнения, обобщения, структурирования и развитию навыков рассуждения на литературную тему;
воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, чести, протеста против физического и духовного рабства, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.
Слайд 7Постановка проблемы
В основе проекта лежит проблема, разрешение которой и является конечной
целью работы.
Учитель помогает учащимся сформулировать основополагающую проблему, которая исходит из вопроса:
как формируется характер человека - или это нечто данное свыше, или на формирование его влияют различные факторы.
Проблема:
М.Ю. Лермонтов. Гений всегда одинок?
Слайд 8Применяемые формы
проектной деятельности
Для реализации проекта учащиеся делятся на группы, выбрав
для себя проблемный вопрос (слайд 9)
и определившись, в какой форме будет представлен продукт/результат (слайд 10).
Каждая группа выбирает путь, по которому пойдет: исследовательский или творческий)
Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Слайд 9Примерные проблемные вопросы
для работы микрогрупп
(микротемы проекта).
Мог ли М.Ю. Лермонтов
родиться как личность без времени, в котором он жил?
Как генеалогические корни и окружение повлияли на формирование личности М. Ю. Лермонтова?
Лермонтов и Кавказ: как сплелись судьба и стихия?
Творчество Лермонтова: материал для ученых или образ жизни Поэта?
Слайд 10Планируемые результаты
Результатом проекта могут стать:
презентация «Мятущаяся личность»,
буклет «Духовные искания Лермонтова»,
высказывание
оценочного характера (сочинение-миниатюра),
выставка «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»,
устный журнал «Лермонтов глазами современников» для учащихся 5-8 классов,
участие в литературном (поэтическом)конкурсе.
Слайд 11Основное содержание .
Этапы проекта.
1.Разработка проектного задания.
а) выбор темы проекта;
б)выделение микротем проекта;
в)постановка
проблемы;
г)подготовка материалов.
2. Разработка проекта.
3. Оформление результатов.
4. Защита проекта.
5. Подготовка к написанию высказывания оценочного характера / к участию в литературном (поэтическом)конкурсе.
Слайд 12Методы диагностики
образовательного результата
Критерии оценивания работ:
1. Оформление (соответствие содержанию, выдержанный стиль,
читаемый текст, иллюстрации, графика и т.п.).
2. Содержание (последовательность изложения, глубина раскрытия темы, творческий подход, доказательность и доступность)
3. Защита /выступление (эмоциональность, умение держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, соблюдение регламента)
Слайд 13Перспективы развития исследовательской / проектной деятельности
в учреждении и профессиональной деятельности
автора
Вывод, сформулированный учащимися по итогам проекта:
формирование личности человека – это огромный душевный труд. Пробы, удачи, ошибки, падения и взлеты, высокие требования, предъявляемые к себе, влияние окружения и времени - все это сформировало М.Ю. Лермонтова, гения, одного из величайших людей своего времени.
Выход на районный уровень: победа в муниципальном литературном конкурсе «Созвучье слов живых», посвященном М.Ю. Лермонтову.
Слайд 14Перспективы развития исследовательской / проектной деятельности
в учреждении и профессиональной деятельности
автора
В 5-9 классах проектную/исследовательскую деятельность необходимо достаточно часто включать на уроках литературы, так как самостоятельно добытые знания и выполненная работа в группах помогает учащимся хорошо усвоить материал по предмету. Учащиеся получают большой опыт коммуникативного общения среди сверстников.
Материалы проектов можно использовать
на тематических классных часах,
предметных Неделях в школе,
а также на научно-исследовательской конференции