Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Плугова Ирина Викторовна
__________________________________________________
МОУ «СОШ №13,им.Ю.А.Гагарина»
На тему:
«Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Слайд 2Тема
«Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
«Потребность рассказать
о своём времени (а точнее о самом главном событии своего времени – «пугачёвщине») и явилась причиною, заставившей взяться за перо», - так писал Пушкин о замысле своей новой повести.
Слайд 3 Цель проекта
-практическая: формирование самосознания ученика в приобретении позиции заинтересованного
и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроках литературы;
- педагогическая: литературное исследование проблемы преображения исторической действительности в искусстве.
Слайд 4Задачи проекта
- В процессе литературного исследования помочь учащимся раскрыть проблему художественной
правды в произведении;
- Формировать умение сопоставлять художественное произведение с историческими фактами;
- Научить пользоваться исторической документацией и справочной литературой по предложенной теме;
- Выработать умение самостоятельно готовиться к уроку литературы, осмысливая художественный текст;
- Научить писать конспект, делать выписки из исторических документов;
- Развивать монологическую речь и логическое мышление;
- Работать над развитием творческих способностей учащихся, над умением отстаивать собственную точку зрения.
Слайд 5Методы обучения
Методы обучения: проблемный, исследовательский.
Учащиеся должны знать: историю восстания под предводительством
Е.Пугачёва, текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Учащиеся должны уметь: работать с текстом художественного произведения; использовать цитаты для аргументации своей точки зрения, анализировать материал из различных источников и выбирать главное; вести дискуссию.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Слайд 6Подготовительный этап
Задолго до урока весь класс делится на группы: историков, лингвистов,
литераторов, артистов. Каждая группа имеет опережающее задание. Историки собирают исторические сведения о Пугачевском восстании, ещё раз изучают историю создания «Капитанской дочки». Лингвисты и литераторы работают с текстом «Капитанской дочки». Артисты готовят инсценировку эпизода из произведения.
Задача: подготовить исследовательскую информацию для ведения дискуссии по следующим вопросам:
История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Образ Е.Пугачева в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.
История бунта в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках (Данный вопрос обсуждается в течение всего урока).
Слайд 7Направление и виды заданий
Основное направление работы над романом «Капитанская дочка» -
от факта – к образу.
В процессе подготовки к урокам используются следующие виды заданий: комментарии к тексту, маленькие доклады об отдельных моментах творческой истории произведения, хронологические задачи, проблемные вопросы.
Слайд 8Этапы урока
1.Организационный момент
.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса( заполнение таблицы)
3.Анализ
исторического и литературного материала
(на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.)
4.Обобщение полученных данных (показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.)
5 этап.Подведение итогов (закрепить понятия "историческая правда", "художественный вымысел"; завершить работу по таблице)
6 этап.Домашнее задание
Слайд 9Приложение (таблица) (Далее в течение всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.
Слайд 10Темы сообщений
по хронологии (датировка событий крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва,
событий жизни Пушкина и истории России в период создания романа);
- по историческим именам, упоминаемым в «Капитанской дочке» (граф Миних, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, Гришка Отрепьев, Пётр Третий, Елизавета Харлова, И.Н. Белобородов и др.);
- по словарю (пояснения к трудным, устаревшим словам и к словам общепонятным, но многозначным и очень важным в повествовании)
Слайд 11Темы сообщений
- по географии (места, изображённые в повести: Симбирск, Казань, Москва,
Царское Село, оренбургские степи с их городами и крепостями; расположение этих мест на карте, расстояния между ними, средства передвижения и т.д.);
- по эпиграфам (эпиграфы подлинные и сочинённые автором, их смысл, связь с содержанием);
- по фольклорным источникам, использованным в повести (песни, сказки, пословицы и поговорки).
Слайд 12Источники для комментариев и докладов
- тексты «Капитанской дочки» и «Истории
Пугачёва»;
- литературный комментарий к роману;
- Толковый словарь русского языка;
- Энциклопедический словарь;
- Детская энциклопедия и другая справочная литература.