Слайд 1Аттестационная работа
Слушательницы курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Беркутовой Вероники Валерьевны
ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа»
г. Санкт-Петербург
На тему:
«Учебная программа специального курса
"Анализ художественного текста"»
Слайд 2Характеристика
учебного заведения
ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» (ВЕИП) был создан в
Санкт-Петербурге в 1991 году и является первым психоаналитическим институтом в России. В настоящее время в нем проводится обучение по государственным бакалаврским и магистерским программам, связанным с психологией и психоанализом.
Ежегодно преподаватели ВЕИП читают специальные курсы и организовывают научные мероприятия как для студентов, так и для выпускников, практикующих психологов: научные школы, конференции, семинары и супервизии. В институте функционирует студенческое научное общество, книжный клуб, театр и кинолекторий. Студенты активно участвуют в научной и культурной жизни института, инициируют проведение дополнительных учебных мероприятий.
Слайд 3Характеристика жанра работы
Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг
основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по отдельно взятому учебному предмету, а также раскрывается логика изучения основных идей с указанием последовательности тем и вопросов.
Специальный курс – разновидность курса лекций в рамках высшего учебного заведения; посвящен определенной теме, разработанной лектором и являющейся дополнительной по отношению к основной образовательной программе. Программа спецкурса предлагает углубленное изучение аспектов заявленной темы, инициирует самостоятельную научно-исследовательскую деятельность студентов.
Слайд 4Аннотация специального курса
«Анализ художественного текста»
Курс разработан для студентов бакалавриата, интересующихся
углубленным изучением теории литературы. В рамках данного спецкурса будут затронуты вопросы о функциях художественной литературы, логике создания и восприятия текста, компонентах художественного мира произведения.
Понимание основных методов и приемов анализа текста помогает развитию интерпретационных и аналитических способностей студентов-психологов, формирует профессиональные навыки чтения, расширяет личностный кругозор.
Материал спецкурса может быть полезен для более глубокого и осознанного усвоения знаний по психологии творчества, психологии восприятия, психологии личности и социальной психологии.
Слайд 5Цели и задачи курса
Целями изучения спецкурса «Анализ художественного текста» являются: формирование
представлений о специфике художественного творчества, освоение основных методов и приемов литературного анализа произведения, понимание логики создания и восприятия текста.
Основными задачами спецкурса «Анализ художественного текста» являются:
знакомство студентов с основными теоретико-литературными понятиями;
изучение истории и различных методов интерпретации художественного произведения;
овладение навыками литературного анализа прозаического и поэтического текста.
Слайд 6В результате освоения курса студент должен:
Знать:
основные понятия теории литературы;
особенности методов
интерпретации художественного текста;
специфику анализа произведений разных литературных родов.
Уметь:
пользоваться научной, справочной, учебно-методической литературой по теории литературы;
понимать и излагать литературоведческую информацию;
интерпретировать художественные произведения с опорой на имеющуюся научную информацию.
Владеть:
основным терминологическим аппаратом современного литературоведения;
навыками анализа и интерпретации художественных текстов с учетом жанровых традиций, различных литературных направлений и течений.
Слайд 7Применяемые формы исследовательской и проектной деятельности
Курс предусматривает методику проведения занятий, основанную
на проблемных, поисковых, исследовательских и других продуктивных формах обучения, нацеленных на развитие личности студента и самостоятельности его мышления.
Курс рассчитан на проведение лекционных и практических занятий, на которых будущие психологи могут осуществить непосредственное знакомство с анализом текста, попробовать себя в роли литературоведа и литературного критика, применить изученные теоретические концепции на материале различных литературных произведений.
Курс включает в себя выполнение творческих и исследовательских заданий, нацеленных на развитие познавательных, личностных и коммуникативных способностей. На практических занятиях предусмотрена индивидуальная и групповая работа, организация дискуссий и круглых столов с чтением и обсуждением докладов студентов.
Слайд 8Объем учебного курса в зачетных единицах с указанием количества академических часов
Слайд 9Структура учебного курса
Раздел 1. Художественный текст как объект изучения теории литературы.
Определение
художественной литературы. Понятие «художественности».
Литературные роды и жанры. Специфика анализа поэтического, прозаического, драматического текста.
Историко-литературный процесс. Основные литературные направления и течения. Понятие контекста.
Поэтика. Содержание и форма художественного произведения.
Композиция, фабула, сюжет.
Система образов художественного текста.
Художественное время и пространство. Понятие хронотопа.
Язык и стиль художественного произведения.
Основы стиховедения.
Слайд 10Структура учебного курса
Раздел 2. Методы анализа художественного текста.
История развития теории литературы.
Историческая
поэтика.
Формальный метод в литературоведении.
Структуральная поэтика.
Нарратология.
Мотивный анализ текста.
Рецептивная эстетика.
Метод деконструкции.
Психоаналитические практики.
Социология литературы.
Слайд 11Список рекомендуемой литературы:
Введение в литературоведение / Под. ред. Г. Н. Поспелова.
М.: Высш. шк., 1988. 528 с.
Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под. ред. П. А. Николаева. М.: Высш. шк., 1988. 480 с.
Иглтон Т. Теория литературы. Введение. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. 296 с.
Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. 512 с.
Каллер Дж. Теория литературы: Краткое введение. М.: Астрель; АСТ, 2006. 158 с.
Поэзия. Учебник / Сост. Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин, В. А, Плунгян и др. М.: ОГИ, 2016. 886 с.
Современная литературная теория. Антология / Сост. И. В. Кабанова. М.: Флинта; Наука, 2004. 344 с.
Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: «Академия», 2009. 336 с.
Слайд 12Диагностика образовательного результата
При изучении результатов деятельности применяется система методов, соответствующая требованиям
образовательных стандартов, а также возрастным и индивидуальным особенностям студентов.
В рамках курса предусмотрены следующие формы контроля: беседа, чтение и обсуждение доклада, защита творческой работы, зачет (аттестационное задание). В качестве формы предъявления результатов возможна организация дискуссии, круглого стола, студенческой конференции.
В рамках выполнения аттестационного задания студентам предлагается написать эссе с элементами анализа художественного текста по выбранному ими произведению. Критерии оценивания эссе: 1) объем не менее 10 тысяч печатных знаков; 2) соответствие работы жанру научного эссе; 3) соответствие логики эссе выбранному методу литературного анализа; 4) глубина, оригинальность и научность проведенного анализа.
Слайд 13Перспективы развития исследовательской деятельности студентов в рамках изучения курса
В Восточно-Европейском институте
психоанализа проводится подготовка психологов, психоаналитиков, психотерапевтов. Все они имеют дело прежде всего с человеком и его историей, представленной в речи. Некоторые психологические направления, такие как дискурс-анализ и нарративный анализ, непосредственно работают с текстом. Поэтому изучение специфики анализа художественного произведения является перспективным в качестве одного из междисциплинарных направлений деятельности студентов-психологов.
Возможна организация в вузе студенческих школ, конференций, семинаров и иных мероприятий, связанных с данным направлением исследований. Участие в этих мероприятиях поможет раскрыть творческий и научный потенциал, получить навыки анализа и внимательного отношения к тексту (речи), необходимые как в учебе, так и в работе психолога.