Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Гулий Ирины Анатольевны,
муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского района», Приморского края
На тему:
Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы.
Слайд 2Моя родная школа – это лучшие ученики, прекрасные и заботливые родители,
понимающие и творческие коллеги.
Я работаю более тридцати пяти лет в школе, расположенной в уникальной сельской местности далекого Приморья. Она стала мне родной на долгие годы. Учреждение – основная школа (1-9 классы). Учеников в классе 10-14 человек, что создает определенные условия для индивидуальной работы с детьми на уроках и после занятий. В своей деятельности я всегда пыталась использовать проектную и исследовательскую работу с учащимися, потому что это очень интересное, познавательное направление в обучении. Я считала, что мне все известно об этом, правильно использую эти технологии на уроках русского языка и литературы. Но увы…, вскоре я поняла, что «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше». (Владимир Ильич Ленин). И вперед! На курсы! В Фоксфорд!
Слайд 3 После прохождения курсов убедилась в том, что есть существенные отличия исследования
от проектов, да и вообще, о-о-очень много полезного я узнала. А если конкретно, тогда начну…
Исследовательская деятельность – это работа, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Например: «Как влияют социальные сети на язык», русский язык, 8-9 классы; «Малые жанры фольклора», литература, 5 класс; «Лексика любовной лирики А.С.Пушкина;«Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пущкина» - мой любимый поэт, литература, 9 класс.
Слайд 4
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной
стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Например: «Обряды русского народа», литература, 6 класс; «В мире литературных сказок, русских народных сказок», литература, 5-6 классы, изготовление лэпбуков; «Энциклопедия одного слова», русский язык, 5 класс; «Забытое временем и людьми», по произведениям А.Гайдара, литература, 6 класс.
Слайд 5
Важно!!!
Включение исследования в классно-урочную систему:
-развитие поисковой активности на уроках;
-задачи «не по
шаблону», проблемные вопросы и ситуации, парадоксы и загадки и др.
Тематические уроки-исследования: например, урок словесности «Ребусы». Учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.
Слайд 6
Проект
Представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Слайд 7
Объект и предмет исследования
Объект исследования - это то, что будет взято
учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования—это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Слайд 8
Работа по проекту предполагает несколько этапов.
1.организационно-подготовительный этап. Определяется тема
проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.
2.аналитический этап. Выстраивается образ индивидуальной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации.
3.практический этап. Осуществляется сбор, анализ, обобщение информации из различных источников и идет оформление результатов деятельности. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.).
Слайд 9
4. презентационный этап. Осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта
(постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.).
5.контрольный, оценочный этап. Происходит экспертная оценка проекта и самооценка проектной деятельности. Очень значимым является разработка критериев проектной деятельности учащихся. Она может варьироваться, в зависимости от типа проекта и возраста учащихся.
Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом.
Слайд 10
Исследовательская деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах
имеет основные этапы, характерные для исследования:
1.Изучение теоретического материала
2.Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования
3.Формулировка рабочей гипотезы
4.Освоение методики исследования
5.Сбор собственного экспериментального материала
6.Обработка собранного материала
7.Обобщение, анализ, выводы
8.Представление исследовательской работы
Слайд 11
Исследовательская и проектная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей
современной школы — воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика.
Я уверена, что такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом классе. При прохождении курсовой подготовки на Вашем сайте я поняла, что мне предстоит сделать ещё больше при совместной деятельности с детьми. После работы в 5 классе (ФГОС) я спланировала проектную и исследовательскую деятельность по русскому языку и литературе в 6 классе на 2016-2017 учебный год.
Слайд 12Исследовательские работы по литературе в 6 классе, 2016-2017 – учебный год
Астафьев
Виктор Петрович
«Родом из детства» (по мотивам произведений В.П. Астафьева).
Гоголь Николай Васильевич
Мистика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Грин Александр Степанович
В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".
Слайд 13
Лермонтов Михаил Юрьевич
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Роль пейзажа в
стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Пушкин Александр Сергеевич
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»).
Чехов Антон Павлович
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Слайд 14Исследовательские и проектные работы по русскому языку, 6 класс, 2016-2017 учебный
год
Учащиеся при выборе темы могут ее изменять или дополнять. Каждая тема проекта по русскому языку для 6 класса заставляет школьника задуматься и проявить творческие способности, во время выполнения исследовательской работы научиться выполнять поиск необходимой информации, анализировать ее, проводить сопоставления.
«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
32 или 33? (о букве Ё)
Глагол - самая живая часть речи
Имена прилагательные в названиях произведений
Имена прилагательные в названиях растений
Слайд 15
История происхождения русской фамилии.
История нашей письменности
Как учили грамоте на Руси.
Красна речь
фразеологизмами
Люди и рукописи.
Мир школьных прозвищ.
Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке (хитрый, как лиса...).
Наши друзья – словари.
Образование слов с помощью приставок
Откуда берутся наречия?
Паспорт слова…
Праздник Служебных Частей Речи, обозначающие оттенки цвета в русском языке.
Слайд 16
Таковы мои размышления после плодотворной работы на курсах во время летнего
отдыха…Многое еще предстоит осмыслить, но это будет уже в новом учебном году. Спасибо всем участникам, здоровья, счастья, удачи!
С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ!
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!