Слайд 1 ФГОС начального общего образования.
Внеурочная деятельность школьников
Второе дыхание класса -
Жизнь после уроков…
Учитель: Карпец Виктория Владимировна
Слайд 2Методика критического мышления
включает три этапа «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов позволяет обобщить имеющиеся у ученика знания по заданной теме. На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:
Слайд 3Кластер
.
(гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в
определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Пример
Тема : «Пустыня». 4 класс.
мало воды много песка верблюды
Пустыня
нет растений жарко нет зимы
По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на уроке.
Слайд 4Таблица “тонких” и “толстых” вопросов
.
.
Слайд 5Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
.
Слайд 6Прием “Дерево предсказаний”.
Тема : «Здоровье человека». Был задан вопрос: «Что
надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку
Слайд 7Ромашка вопросов или ромашка Блума”.
.
Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из
которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
Слайд 8Ромашка вопросов или ромашка Блума”.
.
Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из
которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
Слайд 9Прием “Верные и неверные высказывания”.
.
Пример
Тема : «Глаз – орган
зрения».
Слайд 10Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.
.
Тема «Пустыня». Прием
– игра «Верите ли вы?», «Данетка» (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет»).
1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет
2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет
3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет
4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д.
.
Слайд 11Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на
начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме
Тема : «Почва», 3 класс
-Мы говорим почва. А что же такое почва?
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …
- … земля
- … растительная земля
- … вещество
- … суша, а не вода
- … место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.
Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть?
Слайд 12Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.
По ключевым словам нужно составить рассказ
или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал
Слайд 13прием «Пометки на полях»
На второй стадии– осмысление- ученики получают новую информацию,
осмысливают ее и соотносят с уже имеющимися знаниями. Работа с текстом, приём « ИНСЕРТ»
«+» согласен
« - » не согласен
«?» есть вопросы
Слайд 14Что такое синквейн?
На третьей стадии – рефлексии –полезно прибегать к составлению
синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;
Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Слайд 15Правила написания синквейна
Синквейн состоит из 5 строк;
Его форма напоминает
ёлочку.
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
Слайд 16Что пишется в каждой строке?
1 строка
2 строка
3 строка
4 строка
5 строка
1 слово
– заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
Слайд 17Дети сочиняют синквейны…
Севка
Озорной, ленивый.
Спорит, притворяется, развлекается.
«Первый шалопай и последний ученик»
Весельчак.
Костя
Любознательный,
честный.
Рассуждает, учится, помогает.
Сначала думает – потом делает.
Настоящий товарищ.
Синквейны о героях повести Геомара Куликова «Как я влиял на Севку»
Слайд 18Технологию модульного обучения
Например, по теме «Словосочетание» – стадия усвоения нового материала
Слайд 19Проблемное обучение
можно применять на любых предметах. Например, по теме «Безударные
гласные» такая постановка учебной проблемы: какие ассоциации возникают к слову “весна”? (Дети называют свои варианты) Учитель выдает каждой группе набор слов.
Слайд 20
Какие слова “лишние”? Подчеркните их зеленым цветом.
Назовите слова с безударной
гласной в корне, которые можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их красным цветом, устно назовите проверочные слова.
Все ли слова смогли проверить изменением слова?
Уточните тему и цель урока.
Поиск решения.
Как подобрать проверочное слово? Предложите свои варианты.
Каждое ли однокоренное слово может быть проверочным.
Сколько однокоренных слов могут быть проверочными?
Хотите ответить на этот вопрос
Слайд 21
Какие слова “лишние”? Подчеркните их зеленым цветом.
Назовите слова с безударной
гласной в корне, которые можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их красным цветом, устно назовите проверочные слова.
Все ли слова смогли проверить изменением слова?
Уточните тему и цель урока.
Поиск решения.
Как подобрать проверочное слово? Предложите свои варианты.
Каждое ли однокоренное слово может быть проверочным.
Сколько однокоренных слов могут быть проверочными?
Хотите ответить на этот вопрос
Слайд 22Белая шляпа: информация
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание
на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».
Какой мы обладаем информацией?
Какая нам нужна информация?
Слайд 23Красная шляпа: чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников
появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Слайд 24Черная шляпа: критика
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям
и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.
Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Слайд 25Желтая шляпа: логический позитив
Желтая шляпа требует от нас переключить свое
внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Слайд 26Зеленая шляпа: креативность
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи,
модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Слайд 27Синяя шляпа: управление процессом
Синяя шляпа отличается от других
шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной...
Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Слайд 28Информация
Логичный позитив
Креативность
Критика
Чувства и интуиция
Управление процессом
Слайд 29Информация, факты
Позитивные стороны
Креативность
Негативные стороны, критика
Чувства и интуиция
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ
ПРОБЛЕМА...
Проблема рассматривается со
всех сторон
Иногда выпускать пар в красной шляпе
Слайд 30Мастер-класс
«Работа с текстом и информацией»
Слайд 35
Н.Сладков-писатель одной темы-темы природы, но в каждой книге эта
тема предстаёт в каком-то особенном ракурсе.
Слайд 36
У всех день рождения - радость. А у клестят - беда.
Слайд 37
Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а
ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
Слайд 38
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит
себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Слайд 41
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята
кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Слайд 43
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки
не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
Слайд 45
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой
каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
Слайд 47
Клестята.
Маленькие, голодные.
Вывелись, пищат, спят.
Можно и зимой родиться.
Крепыши.