Слайд 1Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова
Путь поэта- путь одиночества…
Слайд 3Он душу в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой
Слайд 4
Тема поэта и поэзии
Тема традиционна, возникает как продолжение пушкинской традиции.
В
центре - мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе.
Важнейшие мотивы и образы здесь - поэт и толпа, назначение творчества, свобода, поэт и эпоха, вдохновение, одиночество.
Слайд 5« Поэт», «Кинжал», «Пророк»
Тема поэта и поэзии
Слайд 6Прочитайте отрывок из письма В.Г.Белинского русскому писателю В.П.Боткину: «...страшно сказать, а
мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт и что Пушкин умер не без наследника».
ДУЭЛЬ ПУШКИНА С ДАНТЕСОМ
С картины П. Ф. Соколова.
Слайд 7
1832 - «Я жить хочу! Хочу печали...»
Жизнь поэта без страданий, как
океан без бури, - это не жизнь.
Поэтическое творчество - жизнь «ценою муки», а награда - земная слава и способность слышать «звуки неба».
Любовь, счастье, спокойствие - не тот желанный удел, которого ищет лирический герой; настоящая жизнь для него проникнута печалью и невозможна без страданий.
Слайд 8
«Я жить хочу! Хочу печали…» Михаил Лермонтов
Я жить хочу! хочу печали
Любви
и счастию на зло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан? —
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
Слайд 9
1837 - «Смерть Поэта»
Распространялось в списках, не было опубликовано до 1858
года.
По жанру - сочетание признаков оды («На смерть ...»), скорбной элегии, эпитафии, надгробного слова и гражданской инвективы, обличительного памфлета, высокой сатиры.
По настроению - богатство интонаций (негодование, презрение, грусть, элегическая скорбь, размышление, страсть, сарказм, горечь, гнев проклятий)
По способу отражения мира - это и попытка создать нечто вроде исторического документа, посвященного гибели конкретного человека, и аллегория: Поэт - не только Пушкин, но и Поэт вообще..
Слайд 10 Прочитай стихотворение Лермонтова, сделавшее его настолько знаменитым
Замолкли звуки чудных песен,
Не
раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью!
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
И он убит — и взят могилой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок,— они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Что ж? веселитесь...— он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?., издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
СМЕРТЬ ПОЭТА
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!., к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Слайд 111837 год- гибель А.С.Пушкина
«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет…»
Тютчев
«Смерть поэта»
М.Ю.Лермонтова
Гибель Пушкина отразила трагедию поэта в обществе, в среде равнодушного света, безразличного к истории и славе России.
Слайд 12Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы
под сению закона,
Пред вами суд и правда- все молчи!...
Но есть и божий суд, наперстники разврата!
Есть грозный суд: он ждет…
Слайд 13«Божий суд»
«Грозный суд»
Не только суд Судьбы и совести- это суд
потомков.
Стихотворение являет собой одновременно сатиру и элегию. Оно преисполнено гнева и ненависти к виновникам смерти Пушкина, восхищения мятежностью поэта и грустного осознания напрасности его одинокого бунта.
Слайд 14Композиционно выделяется 3 части:
1. Образ Поэта и история его гибели глазами
Лермонтова. Это не просто гибель, а убийство. Рассуждения об историческом смысле трагедии. За образом убийцы встает более значимый образ всех врагов и гонителей «свободного, смелого дара»
2. Надгробная элегия. Рисуется яркий поэтический облик Пушкина, здесь отзвуки пушкинских тем и образов. Муки поэта перед гибелью символически уподобляются мукам Христа перед казнью.
3. Политический памфлет. Адресатами оказываются люди, приближенные ко двору. Обвинения вырастают в проклятия. Тема возмездия, суда (высший суд - Божий суд, суд Истории)
Слайд 15
Для ответа на этот вопрос можно использовать известные строки В. Кюхельбекера:
Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию.
Понимал ли поэт, на что он себя обрекает, когда писал это стихотворение?
Почему Лермонтов назвал свое стихотворение «Смерть Поэта», а не «Смерть Пушкина»?
Слайд 16
1841 - «Пророк»
Судьба христианского пророка осмыслена Лермонтовым в связи с евангельским
рассказом апостола Павла
Стихи являются своеобразным откликом на пушкинские
Образ Пророка - гонимый, непонятый, его слышит лишь природа; он несет в мир ученье любви, правды, но встречает лишь насмешки и гонения.
Груз насмешек самолюбивой пошлости, не способной понять высокого, аскетического инакомыслия, а способной лишь презирать его, - такова судьба Божьего избранника в изображении Лермонтова.
Слайд 17Пророк 1841 год.
В основе сюжета:
конфликт между поэтом и толпой.
Никто не
понимает, его преследует всеобщая вражда
Ожидает изгнание и пустыня
В бездуховном мире поэт обречен на одиночество
Пророк- это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям.
Слайд 18 «ПРОРОК»А.С.ПУШКИНА.
Духовной жаждою томим,
В пустыне
мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
Слайд 19
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам
моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный ,и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль,пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань,пророк ,и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И ,обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Слайд 20 ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ:
К то такие пророки?
(люди,наделённые
сверхъестесственным даром-предвидеть и предсказывать события ,предостерегать людей от ошибок).
Кто выступает в качестве пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?
(поэт).
Схожи ли сюжеты?Что лежит в их основе?
(сюжеты разные.У Пушкина-становление пророка,у Лермонтова-жизнь поэта,ставшего пророком.В стихотворении Лермонтова трагический сюжет ,непонимание во взаимоотношениях пророка и тех,кому он хотел служить).
Слайд 21
Как создаётся образ поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым?
(пушкинский пророк преображается духовно,у Лермонтова
есть портрет пророка.Его видят со стороны.И портрет вызывает сочувствие.Пушкинский пророк торжествен,лермонтовский суров).
Что открылось поэту-пророку в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?
(у Пушкина гармония мира,он готов к встрече с людьми,готов «глаголом жечь сердца людей».Лермонтовский герой увидел «страницы злобы и порока»,он не принят людьми,изгнани из их общества).
Что общего у пророков,если иметь в виду их миссию?
(пророки-посланники Бога,они не принадлежат себе,их миссия-пророчествовать).
Слайд 23
Каков пророк Лермонтова?Какова его миссия?
Каков пророк Лермонтова?Какова его миссия?
(его миссия двояка:исправлять род людской-разоблачение злобы и порока и поучать в любви и истине).
Почему поэт-пророк отвергнут толпой?
Почему истинное предназначение он обрёл в пустыне?
Почему города и пустыни противопоставлены?
Какие чувства испытывает поэт-пророк в городе?
Слайд 24Поэт Пушкина и Лермонтова.
«Я памятник воздвиг…»
Пушкин верит, что он пророк, что
поэзия будет воспринята народом
Поэт-пророк, но он одинок, непонят, отвергнут обществом.
Пушкин и Лермонтов представляют поэта как пророка, но судьба поэта- пророка изображается ими по-разному.
Слайд 25Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк»?
Глаголом жечь сердца людей
Выберите из
антонимических пар необходимую лексику для характеристики поэзии Пушкина.
Активность поэзии- пассивность поэзии, действенность поэзии- бездейственность поэзии, вмешиваться в жизнь- равнодушно взирать на жизнь, влиять на умы и чувства- быть незаметной для восприятия ума и сердца.
А какой должна быть поэзия, по мнению Лермонтова, в чем ее главная цель?
Слайд 26«Пророк» Пушкина
«Пророк» Лермонтова
Общество отвергает
пророка
Мир страданий и слез
Торжество настоящей
и будущей жизни
Цель –
«глаголом жечь
сердца людей»
Преображение человека
в пророка
Ясный, гармоничный
мир
Контраст света и тени,
добра и зла
Цель – «воспламенять
бойца для битвы»
Слайд 271838 - «Поэт»
стихотворение о смысле и назначении поэзии, о месте поэта
в обществе.
В основе текста композиционный прием сравнения.
Аналогия поэзии и оружия. Понимание того, что литература в любую эпоху является мощным средством воздействия на читателей, средством формирования общественной позиции.
В стихотворении аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией.
Гимн активной гражданской литературной позиции, беспощадная оценка светской черни, которая тешится блестками и обманом.
Слайд 28Прочитайте стихотворение
«Поэт»
(1840 год)
Как построено стихотворение?
Почему образ поэта ассоциируется
с образом
кинжала?
От чего зависит «судьба » кинжала?
От чего зависит роль поэта в обществе?
Каким был поэт в прошлом?
Кем он стал теперь?
На какой антитезе построено
стихотворение?
Слайд 29«Поэт» 1838 год.
Вопрос: какова цель поэзии?
Ответ: идейное содержание стих. «Поэт»
Определите особенности
композиции, от нее выйдите к определению жанра и системе образов.
Предложение для формулировки идейного содержания.
В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему…. И утверждает мысль… .
Слайд 30Тезис. В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии
и утверждает мысль об активности и действенности поэзии как главной ее ценности, поэзия должна вмешиваться в жизнь, влиять на умы и чувства граждан.
Док-ва.
1.Жанр.
Через какой прием утверждается мысль?
аллегория
Каковы особенности композиции?
Сюжет + размышления
Аллегорически раскрываемое идейное содержание стихотворения и особенности композиции приближают его к жанру притчи, где автор выступает в качестве обличителя человеческих пороков.
Слайд 31Сколько частей?
1 часть- сюжетная .Рассказ о судьбе булата , служившего
«наезднику» много лет, «не зная платы за услугу».
2 часть- горькие размышления автора о назначении поэзии и роли поэта .
Система образов.
Образ клинка и поэзии
Множество бытовых деталей:
1 часть -золотая отделка, наездник, кольчуга, Терек, казак, труп, лавка армянина, стена и др.
Воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки.
Слайд 32Какие выражения называют поэзию?
«звук..могучих слов», «стих», «гордый …язык»
Кинжал «таинственный»
Поэзия сравнивается
с «божьим духом»
Какова сила клинка?
Какова сила поэзии? (цитаты)
Какова судьба клинка?
Какова судьба поэзии?
Так же как клинок, попавший в чужие руки, становится не нужным, «бесславным и безвредным», «игрушкой золотой», так и поэт в новом «изнеженном» веке лермонтовского поколения «свое утратил назначенье»
Какие чувства испытывает
Лирический герой?
Чувство горечи и возмущения.
Слайд 33Какие средства помогают понять внутреннее состояние героя?
Высокая лексика, сравнение и эпитеты,
риторические вопросы и обращение
Какой еще образ создает автор?
Образ поколения.
Какие приемы использует автор при создании характеристики?
Эпитет «ветхий» и олицетворение «морщины прятать под румяны…» говорят о мире современников поэта как мире разрушающемся , лицемерном, скрывающем свои проблемы, не способного к восприятию правды-»простого и гордого… языка».
Слайд 34Ритм
Четырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм.
Тональность.
Торжественность
Горестное размышление
Отчаянный призыв
Сомнения
Слайд 35
1840 - «Есть речи - значенье...»
Стихотворение посвящено «слову, рожденному из пламя
и света». Судьба поэзии трагична и высока.
«Средь мирского шума» слово поэта затеряно и безответно, но в храме и средь боя оно может и должно быть услышано.
Поэт обращается к чувству, а не к разуму. Искусство воздействует на душу в большей степени, чем на сознание.
Слайд 36Человек и окружающий мир, герой и общество, попытки осмысления жизни
Лирика
Лермонтова глубоко романтична.
Герой - сильная, яркая личность, он живет высокими идеалами и могучими страстями, но не находит в мире понимания и сочувствия, он в непримиримом конфликте с действительностью в ее самых разных проявлениях.
Горечь одиночества - одно из самых сильных чувств поэта, мотив одиночества - один из самых характерных для лермонтовских стихов.
Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности, сомнения в смысле и ценности человеческой жизни.
Основа романтического миропонимания поэта - осознание конфликта мечты и реальности, осознание недостижимости идеала, несовершенства человеческой природы и земного мира, утрата смысла жизни.
Слайд 37 1830-«Нищий»
Аллегория. Образы камня и хлеба символичны.
Сюжет первой строфы разворачивается
«у врат обители святой», что делает всю картину более драматичной.
Однако первая строфа менее важна, чем вторая, она (первая) дана, главным образом, для того, чтобы усилить впечатление от второй, так как страдания нищего и лирического героя оказываются сопоставлены.
Стихи эти и о безответной любви, и о жестокости, и о человеческой разобщенности, неспособности к состраданию, о боли отвергнутого влюбленного.
Композиционный прием, который лежит в основе стихотворения, - развернутое сравнение, делающее смысл стихотворения аллегоричным (образ нищего и образ лирического героя).
Слайд 381831 - «Чаша жизни»
В основе стихотворения - развернутая метафора.
Человеческая жизнь
представлена в виде напитка, который пьет человек с повязкой на глазах все свои годы из чаши с золотыми краями.
Красота, блеск, богатство жизненных впечатлений - все это оказывается иллюзией, может быть, сладкой, утешительной, но иллюзией, которая рушится перед смертью.
Обольстительная прелесть жизни - лишь мечта, которой тешится слепец, не видящий, не знающий правды. Правда открывается герою перед смертью, и эта правда горька.
Слайд 391830 - «Мой дом»
Декларация того, что пространство, в котором живет лирический
герой, безгранично, как космос.
Дом поэта - это вселенная без начала и конца, его кровля и стены - лишь условные границы того пути, который нельзя измерить ни взглядом, ни шагами, а только душой, кровля достигает звезд.
Лермонтовский лирический герой бездомен в привычном, земном понимании этого слова, но лишь потому, что его дом - «везде, где есть небесный свод». В этом доме не тесно, в нем есть место чувству правды, которое названо «святым зерном вечности»; в нем же он страдает и находит утешение.
В этом стихотворении звучат довольно редкие для лермонтовской лирики слова благодарности всемогущему Творцу за его творение; этот «прекрасный дом» описывается как божественный подарок.
Слайд 40«Молитва» 1829 год
творчество- «всесожигающий костер»
поэзия- «страшная»