Язык и когнитивные структуры презентация

Содержание

1.Язык как когнитивная система: понятие когниции; типы знаний Познание: общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания…(Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.) Когниция (лат. cognitio – познавание, изучение): формирования

Слайд 1Тема: Язык и когнитивные структуры
1.Язык как когнитивная система: понятие когниции; типы

знаний
2. Языковая концептуализация и категоризация как механизмы переработки информации и структурирования знаний
3. Принципы организации категорий. Теория прототипов
4. Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации




Слайд 2 1.Язык как когнитивная система: понятие когниции; типы знаний
Познание: общественно-исторический процесс творческой

деятельности людей, формирующий их знания…(Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.)
Когниция (лат. cognitio – познавание, изучение): формирования ментальной модели внешнего мира.

«Способность к информационному моделированию, к внутреннему воссозданию окружающей обстановки является основополагающей и необходимой в жизни и деятельности не только человека, но и животных.»
(Ф.М. Кулаков. Приложение к русскому изданию книги М.Минского «Фреймы для представления знаний» / http://www.myai.narod.ru/Minsky/prilrus.htm)

Слайд 3
Когнитивная наука: область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы

с помощью информационных моделей. Включает дисциплины: когнитивную психологию, лингвистику, психолингвистику, нейролингвистику, нейробиологию и компьютерную науку.

Истоки:
теория информации К. Шенона (1948, продолжение идеи Т.Гоббса о том, что мышление есть вычисление;
искусственный интеллект (М.Минский).

Слайд 4
Когнитивная лингвистика: изучение языка как когнитивной системы, т.е. системы, которая обеспечивает

получение, переработку и хранение знаний.

Язык – форма существований знаний о мире.

Знания о мире сохраняются с помощью языка двумя путями:
в самом языке – в семантических системах словаря и грамматики;
в текстах на этом языке.

Слайд 5
Типы знаний:

Неосознанные/осознанные


Декларативные/процедурные


Наивные (обыденные)/научные


Слайд 62. Языковая концептуализация и категоризация как механизмы переработки информации и структурирования

знаний.

Когнитивный подход к анализу языка заключается в выявлении и объяснении процессов концептуализации и категоризации, которые отражаются в языке.

В результате этих процессов образуются концепты и категории.

Концепт в когнитивной лингвистике – это оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы …, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке» (КСКТ, с. 90-92).


Слайд 7
Концепт является результатом когниции. Это
единица ментального лексикона, которая
включает в

себя не только семантику языковой
единицы, но и совокупность значений, ценностей
и норм как результат познавательной
деятельности человека.

Д.С. Лихачев: В ментальном лексиконе
человека хранятся не только значения, но и
«предзначения», все вызываемые
данным словом чувственные образы, созначения,
оценки и коннотации, личные и коллективные,
преломленные сквозь призму той или иной
культуры в языковом сознании.

Б.Ю. Норман: вербализованный в сознании сгусток культуры.


Слайд 8
Концептуализация: отражение в языке релевантной информации об окружающем мире.

Антиномии:

окружающий мир представляет

собой континуум – единицы языка дискретны;

2) многообразие информации, поставляемое органами чувств – избирательное отражение этой информации в языке.

Слайд 9
Категория – одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать опыт

и классифицировать его.

Два типа категоризации: научная и обыденная (языковая).

Подходы к проблеме организации категорий: Аристотеля, Л. Витгенштейна и Э.Рош.


Слайд 10


Аристотелевский взгляд: строгая категоризация (в языке – лексических единиц, морфем, синтаксических

конструкций и правил, регулирующих их употребление в коммуникации). Слово либо обозначает данную вещь, либо нет.

Категории дискретны и основаны на группировках свойств, внутренне присущих (ингерентных) представителям соответствующих категорий.





Слайд 11
Аристотель выделяет десять категорий:
субстанция, количество, качество,
отношение, пространство, время,
состояние,

обладание, действие,
претерпевание.

Каждая категория «характеризуется
необходимыми и достаточными для ее
опознания чертами, что ведет к
равноправию ее членов, обладающих
всегда одним и тем же набором
критериальных свойств» (КСКТ, с. 45).

Слайд 12Людвиг Витгенштейн
(1889 - 1951):
естественные категории
недискретны и имеют
размытые

границы.
Члены категории
объединяются не на
основании общего признака,
а по принципу фамильного сходства (наличие сходных черт у смежных представителей категории).
Пример: единая категория, обозначаемая словом игра.

Слайд 13
3. Принципы организации категорий. Теория прототипов.




Элеонора Рош (1938)

Теория прототипов: категории формируются

как пересечения некоторого числа «характерных», или
«типичных» свойств-признаков.



Слайд 14Признаки, релевантные для категории «птицы»
1 = может летать
2 = имеет оперение
3

= имеет S-образную форму
4 = имеет крылья
5 = не одомашненная
6 = несет яйца
7 = имеет клюв

Слайд 15Прототипическая схема категории «Птицы»


Слайд 16
Естественная категория может объединять неравноправные элементы и иметь размытые границы (эксперименты

Элеоноры Рош).

В категории выделяются ядро (прототип) и периферия.
Прототип - эталон, в котором воплощены наиболее характерные признаки категории. Лучший представитель категории.

Если элемент полностью соответствует прототипу, он принадлежит к центру категории, Если свойства прототипа присущи объекту лишь частично, он относится к периферии категории.


Слайд 17
Основные положения теории
прототипов:
1. Категория обладает внутренней прототипической структурой.
2.

Степень представительности экземпляра соответствует степени принадлежности его к категории.
3. Границы между категориями, или концептами, размыты.
4. Члены одной категории не обязательно обладают общими свойствами – скорее их объединяет семейное сходство.
5. Отнести какой-либо объект к некоторой категории можно на основе степени сходства с прототипом.


Слайд 184.Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации

Дж.Лакофф (24.05.1941). Женщины, огонь

и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении, М.: 2004.



Слайд 19Принципы категоризации:

1. Центральность: основные члены категории являются центральными – это лучшие

представители категории.

2. Цепочечная связь: центральные элементы связываются с менее центральными, которые в свою очередь связываются с периферийными элементами категории.

3. Сфера опыта: в каждой культуре существуют специфические сферы опыта, которые определяют связи в категории.

Слайд 204. Идеальная модель: существуют идеальные модели мира, в том числе мифы

и поверья, которые могут определять связи в категориях.

5. Специфическое знание: важные особенности получают при категоризации преимущество перед общим знанием.


Слайд 21
Категоризация имеет иерархический характер: животное – млекопитающее – собака – охотничья

собака - такса.
Три важнейших уровня категоризации:
1. Уровень высокой степени абстракции: животное, посуда.
2. Базовый уровень: собака, чашка.
(уровень средней степени абстракции).
3. Уровень низкой степени абстракции: овчарка, чайная чашка.
Для ученого все уровни значимы, но для обыденного сознания выделяется психологически значимый уровень – базовый уровень категоризации.

Слайд 22
Характеристики элементов базового уровня:
Это средний уровень.
Используются в когнитивно нейтральных контекстах.
В первую

очередь усваиваются детьми.
Используются при обучении иностранным языкам
Обозначаются однословными непроизводными единицами.
Это частотные и нейтральные слова.
(Статья Дж.Лакоффа «Мышление в зеркале классификаторов»)


Слайд 23
Четыре типа моделей категоризации:

Пропозициональные модели: выделяют элементы, дают их характеристики

и указывают связи между ними.
Схематические модели образов: специфические представления образов.
Метафорические модели: переход от пропозициональных моделей или схематических моделей образов одной области к соответствующей структуре другой области.
Метонимические модели: модели одного или нескольких указанных выше типов, дополненные указанием функций, которые выполняет один элемент по отношению к другому.



Слайд 24
Классификация прототипов (по Дж.Лакоффу):

1.Типичные примеры
2.Социальные стереотипы
3.Идеалы
4.Образцы
5.Порождения


6.Частные модели
7.Генерализации (наиболее характерные примеры)




Слайд 25Типичные примеры – типичные представители категории в определенной культуре.


Например:

Апельсины –

типичные фрукты (американская культура)

Яблоки, груши – типичные фрукты (отечественная культура)

Слайд 262. Социальные стереотипы – традиционные суждения о социальных характеристиках. Фиксируются в

анекдотах, используются в рекламе, СМИ, массовой литературе.

Например:

Типичный японец – трудолюбив, вежлив

Типичный немец – пунктуален, бережлив

Слайд 273. Идеалы – абстрактные идеальные образцы; совокупность наиболее ценных качеств, мысленно

сосредоточиваемых в одном – реально не существующем – объекте.

Например, идеальный муж – симпатичен, хорошо зарабатывает, верен жене (пример Дж.Лакоффа).

Слайд 284. Образцы – лучшие или худшие реальные представители категории.

Например, представления о

наборе свойств, присущих известным в данной культуре личностям (персонажам) (настоящий Моцарт), предметам (сыр пармезан).

Слайд 295. Порождения – центральный подкласс категории порождает все остальные элементы, при

этом свойства и отношения в центральном подклассе распространяются на остальные подклассы. Представление об элементах, лежащих в основе множества однотипных категорий.

Например, элементы 1,2,3,4,5,6,7,8,9 формируют бесчисленное множество чисел.

Слайд 306. Частные модели - культурно обусловленные представления о норме в той

или иной сфере реального мира.

Например, библейские заповеди, представления о возрасте вступления в брак, количестве детей в семье, планирование будущего (детский сад – школа – вуз – работа – семья – квартира – машина – дача), организация быта (дача – грядки) и т.д.

Слайд 317. Самые характерные примеры (генерализации) – лично известные человеку примеры, которые

для него представляют всю категорию в целом.

Спаржа – спаржевая фасоль, лучший кофе – растворимый.

Слайд 32
Свойства прототипов:

1. Быстрее распознаются
2. Раньше и лучше запоминаются
3. Чаще используются
4.

Являются основой для умозаключений и обобщений
5. Являются представителями категории


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика