Слайд 1Тема: Язык и когнитивные структуры
1.Язык как когнитивная система: понятие когниции; типы
знаний
2. Языковая концептуализация и категоризация как механизмы переработки информации и структурирования знаний
3. Принципы организации категорий. Теория прототипов
4. Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации
Слайд 2
1.Язык как когнитивная система: понятие когниции; типы знаний
Познание: общественно-исторический процесс творческой
деятельности людей, формирующий их знания…(Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.)
Когниция (лат. cognitio – познавание, изучение): формирования ментальной модели внешнего мира.
«Способность к информационному моделированию, к внутреннему воссозданию окружающей обстановки является основополагающей и необходимой в жизни и деятельности не только человека, но и животных.»
(Ф.М. Кулаков. Приложение к русскому изданию книги М.Минского «Фреймы для представления знаний» / http://www.myai.narod.ru/Minsky/prilrus.htm)
Слайд 3
Когнитивная наука: область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы
с помощью информационных моделей. Включает дисциплины: когнитивную психологию, лингвистику, психолингвистику, нейролингвистику, нейробиологию и компьютерную науку.
Истоки:
теория информации К. Шенона (1948, продолжение идеи Т.Гоббса о том, что мышление есть вычисление;
искусственный интеллект (М.Минский).
Слайд 4
Когнитивная лингвистика: изучение языка как когнитивной системы, т.е. системы, которая обеспечивает
получение, переработку и хранение знаний.
Язык – форма существований знаний о мире.
Знания о мире сохраняются с помощью языка двумя путями:
в самом языке – в семантических системах словаря и грамматики;
в текстах на этом языке.
Слайд 5
Типы знаний:
Неосознанные/осознанные
Декларативные/процедурные
Наивные (обыденные)/научные
Слайд 62. Языковая концептуализация и категоризация как механизмы переработки информации и структурирования
знаний.
Когнитивный подход к анализу языка заключается в выявлении и объяснении процессов концептуализации и категоризации, которые отражаются в языке.
В результате этих процессов образуются концепты и категории.
Концепт в когнитивной лингвистике – это оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы …, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке» (КСКТ, с. 90-92).
Слайд 7
Концепт является результатом когниции. Это
единица ментального лексикона, которая
включает в
себя не только семантику языковой
единицы, но и совокупность значений, ценностей
и норм как результат познавательной
деятельности человека.
Д.С. Лихачев: В ментальном лексиконе
человека хранятся не только значения, но и
«предзначения», все вызываемые
данным словом чувственные образы, созначения,
оценки и коннотации, личные и коллективные,
преломленные сквозь призму той или иной
культуры в языковом сознании.
Б.Ю. Норман: вербализованный в сознании сгусток культуры.
Слайд 8
Концептуализация: отражение в языке релевантной информации об окружающем мире.
Антиномии:
окружающий мир представляет
собой континуум – единицы языка дискретны;
2) многообразие информации, поставляемое органами чувств – избирательное отражение этой информации в языке.
Слайд 9
Категория – одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать опыт
и классифицировать его.
Два типа категоризации: научная и обыденная (языковая).
Подходы к проблеме организации категорий: Аристотеля, Л. Витгенштейна и Э.Рош.
Слайд 10
Аристотелевский взгляд: строгая категоризация (в языке – лексических единиц, морфем, синтаксических
конструкций и правил, регулирующих их употребление в коммуникации). Слово либо обозначает данную вещь, либо нет.
Категории дискретны и основаны на группировках свойств, внутренне присущих (ингерентных) представителям соответствующих категорий.
Слайд 11
Аристотель выделяет десять категорий:
субстанция, количество, качество,
отношение, пространство, время,
состояние,
обладание, действие,
претерпевание.
Каждая категория «характеризуется
необходимыми и достаточными для ее
опознания чертами, что ведет к
равноправию ее членов, обладающих
всегда одним и тем же набором
критериальных свойств» (КСКТ, с. 45).
Слайд 12Людвиг Витгенштейн
(1889 - 1951):
естественные категории
недискретны и имеют
размытые
границы.
Члены категории
объединяются не на
основании общего признака,
а по принципу фамильного сходства (наличие сходных черт у смежных представителей категории).
Пример: единая категория, обозначаемая словом игра.
Слайд 13
3. Принципы организации категорий. Теория прототипов.
Элеонора Рош (1938)
Теория прототипов: категории формируются
как пересечения некоторого числа «характерных», или
«типичных» свойств-признаков.
Слайд 14Признаки, релевантные для категории «птицы»
1 = может летать
2 = имеет оперение
3
= имеет S-образную форму
4 = имеет крылья
5 = не одомашненная
6 = несет яйца
7 = имеет клюв
Слайд 15Прототипическая схема категории «Птицы»
Слайд 16
Естественная категория может объединять неравноправные элементы и иметь размытые границы (эксперименты
Элеоноры Рош).
В категории выделяются ядро (прототип) и периферия.
Прототип - эталон, в котором воплощены наиболее характерные признаки категории. Лучший представитель категории.
Если элемент полностью соответствует прототипу, он принадлежит к центру категории, Если свойства прототипа присущи объекту лишь частично, он относится к периферии категории.
Слайд 17
Основные положения теории
прототипов:
1. Категория обладает внутренней прототипической структурой.
2.
Степень представительности экземпляра соответствует степени принадлежности его к категории.
3. Границы между категориями, или концептами, размыты.
4. Члены одной категории не обязательно обладают общими свойствами – скорее их объединяет семейное сходство.
5. Отнести какой-либо объект к некоторой категории можно на основе степени сходства с прототипом.
Слайд 184.Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации
Дж.Лакофф (24.05.1941). Женщины, огонь
и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении, М.: 2004.
Слайд 19Принципы категоризации:
1. Центральность: основные члены категории являются центральными – это лучшие
представители категории.
2. Цепочечная связь: центральные элементы связываются с менее центральными, которые в свою очередь связываются с периферийными элементами категории.
3. Сфера опыта: в каждой культуре существуют специфические сферы опыта, которые определяют связи в категории.
Слайд 204. Идеальная модель: существуют идеальные модели мира, в том числе мифы
и поверья, которые могут определять связи в категориях.
5. Специфическое знание: важные особенности получают при категоризации преимущество перед общим знанием.
Слайд 21
Категоризация имеет иерархический характер: животное – млекопитающее – собака – охотничья
собака - такса.
Три важнейших уровня категоризации:
1. Уровень высокой степени абстракции: животное, посуда.
2. Базовый уровень: собака, чашка.
(уровень средней степени абстракции).
3. Уровень низкой степени абстракции: овчарка, чайная чашка.
Для ученого все уровни значимы, но для обыденного сознания выделяется психологически значимый уровень – базовый уровень категоризации.
Слайд 22
Характеристики элементов базового уровня:
Это средний уровень.
Используются в когнитивно нейтральных контекстах.
В первую
очередь усваиваются детьми.
Используются при обучении иностранным языкам
Обозначаются однословными непроизводными единицами.
Это частотные и нейтральные слова.
(Статья Дж.Лакоффа «Мышление в зеркале классификаторов»)
Слайд 23
Четыре типа моделей категоризации:
Пропозициональные модели: выделяют элементы, дают их характеристики
и указывают связи между ними.
Схематические модели образов: специфические представления образов.
Метафорические модели: переход от пропозициональных моделей или схематических моделей образов одной области к соответствующей структуре другой области.
Метонимические модели: модели одного или нескольких указанных выше типов, дополненные указанием функций, которые выполняет один элемент по отношению к другому.
Слайд 24
Классификация прототипов (по Дж.Лакоффу):
1.Типичные примеры
2.Социальные стереотипы
3.Идеалы
4.Образцы
5.Порождения
6.Частные модели
7.Генерализации (наиболее характерные примеры)
Слайд 25Типичные примеры – типичные представители категории в определенной культуре.
Например:
Апельсины –
типичные фрукты (американская культура)
Яблоки, груши – типичные фрукты (отечественная культура)
Слайд 262. Социальные стереотипы – традиционные суждения о социальных характеристиках. Фиксируются в
анекдотах, используются в рекламе, СМИ, массовой литературе.
Например:
Типичный японец – трудолюбив, вежлив
Типичный немец – пунктуален, бережлив
Слайд 273. Идеалы – абстрактные идеальные образцы; совокупность наиболее ценных качеств, мысленно
сосредоточиваемых в одном – реально не существующем – объекте.
Например, идеальный муж – симпатичен, хорошо зарабатывает, верен жене (пример Дж.Лакоффа).
Слайд 284. Образцы – лучшие или худшие реальные представители категории.
Например, представления о
наборе свойств, присущих известным в данной культуре личностям (персонажам) (настоящий Моцарт), предметам (сыр пармезан).
Слайд 295. Порождения – центральный подкласс категории порождает все остальные элементы, при
этом свойства и отношения в центральном подклассе распространяются на остальные подклассы. Представление об элементах, лежащих в основе множества однотипных категорий.
Например, элементы 1,2,3,4,5,6,7,8,9 формируют бесчисленное множество чисел.
Слайд 306. Частные модели - культурно обусловленные представления о норме в той
или иной сфере реального мира.
Например, библейские заповеди, представления о возрасте вступления в брак, количестве детей в семье, планирование будущего (детский сад – школа – вуз – работа – семья – квартира – машина – дача), организация быта (дача – грядки) и т.д.
Слайд 317. Самые характерные примеры (генерализации) – лично известные человеку примеры, которые
для него представляют всю категорию в целом.
Спаржа – спаржевая фасоль, лучший кофе – растворимый.
Слайд 32
Свойства прототипов:
1. Быстрее распознаются
2. Раньше и лучше запоминаются
3. Чаще используются
4.
Являются основой для умозаключений и обобщений
5. Являются представителями категории