Слайд 1Тема: Язык и когнитивные структуры
1.Язык как когнитивная система: понятие когниции; типы
                                                            
                                    знаний
2. Языковая концептуализация и категоризация как механизмы переработки информации и структурирования знаний
3. Принципы организации категорий. Теория прототипов
4. Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2
1.Язык как когнитивная система: понятие когниции; типы знаний
Познание: общественно-исторический процесс творческой
                                                            
                                    деятельности людей, формирующий их знания…(Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.)
Когниция (лат. cognitio – познавание, изучение): формирования ментальной модели внешнего мира.
«Способность к информационному моделированию, к внутреннему воссозданию окружающей обстановки является основополагающей и необходимой в жизни и деятельности не только человека, но и животных.»
(Ф.М. Кулаков. Приложение к русскому изданию книги М.Минского «Фреймы для представления знаний» / http://www.myai.narod.ru/Minsky/prilrus.htm) 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3
Когнитивная наука: область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы
                                                            
                                    с помощью информационных моделей. Включает дисциплины: когнитивную психологию, лингвистику, психолингвистику, нейролингвистику, нейробиологию и компьютерную науку.
Истоки: 
теория информации К. Шенона (1948, продолжение идеи Т.Гоббса о том, что мышление есть вычисление; 
искусственный интеллект (М.Минский).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Когнитивная лингвистика: изучение языка как когнитивной системы, т.е. системы, которая обеспечивает
                                                            
                                    получение, переработку и хранение знаний. 
Язык – форма существований знаний о мире.
Знания о мире сохраняются с помощью языка двумя путями: 
в самом языке – в семантических системах словаря и грамматики; 
в текстах на этом языке.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Типы знаний:
Неосознанные/осознанные
Декларативные/процедурные
Наивные (обыденные)/научные
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 62. Языковая концептуализация и категоризация как механизмы переработки информации и структурирования
                                                            
                                    знаний.
Когнитивный подход к анализу языка заключается в выявлении и объяснении процессов концептуализации и категоризации, которые отражаются в языке. 
В результате этих процессов образуются концепты и категории. 
Концепт в когнитивной лингвистике – это оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы …, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке» (КСКТ, с. 90-92). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
Концепт является результатом когниции. Это 
единица ментального лексикона, которая 
включает в
                                                            
                                    себя не только семантику языковой 
единицы, но и совокупность значений, ценностей 
и норм как результат познавательной 
деятельности человека. 
Д.С. Лихачев: В ментальном лексиконе 
человека хранятся не только значения, но и 
«предзначения», все вызываемые 
данным словом чувственные образы, созначения, 
оценки и коннотации, личные и коллективные, 
преломленные сквозь призму той или иной 
культуры в языковом сознании.
Б.Ю. Норман: вербализованный в сознании сгусток культуры.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8
Концептуализация: отражение в языке релевантной информации об окружающем мире.
Антиномии:
окружающий мир представляет
                                                            
                                    собой континуум – единицы языка дискретны;
2) многообразие информации, поставляемое органами чувств – избирательное отражение этой информации в языке.   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
Категория – одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать опыт
                                                            
                                    и классифицировать его. 
Два типа категоризации: научная и обыденная (языковая). 
Подходы к проблеме организации категорий: Аристотеля, Л. Витгенштейна и Э.Рош.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
Аристотелевский взгляд: строгая категоризация (в языке – лексических единиц, морфем, синтаксических
                                                            
                                    конструкций и правил, регулирующих их употребление в коммуникации). Слово либо обозначает данную вещь, либо нет. 
Категории дискретны и основаны на группировках свойств, внутренне присущих (ингерентных) представителям соответствующих категорий. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
Аристотель выделяет десять категорий: 
субстанция, количество, качество, 
отношение, пространство, время, 
состояние,
                                                            
                                    обладание, действие, 
претерпевание.
Каждая категория «характеризуется 
необходимыми и достаточными для ее 
опознания чертами, что ведет к 
равноправию ее членов, обладающих 
всегда одним и тем же набором 
критериальных свойств» (КСКТ, с. 45).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Людвиг Витгенштейн 
(1889 - 1951): 
естественные категории 
недискретны и имеют 
размытые
                                                            
                                    границы. 
Члены категории 
объединяются не на 
основании общего признака, 
а по принципу фамильного сходства (наличие сходных черт у смежных представителей категории). 
Пример: единая категория, обозначаемая словом игра. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13
3. Принципы организации категорий. Теория прототипов.
Элеонора Рош (1938)
Теория прототипов: категории формируются
                                                            
                                    как пересечения некоторого числа «характерных», или
 «типичных» свойств-признаков. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Признаки, релевантные для категории «птицы»
1 = может летать
2 = имеет оперение
3
                                                            
                                    = имеет S-образную форму
4 = имеет крылья
5 = не одомашненная 
6 = несет яйца
7 = имеет клюв
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Прототипическая схема категории «Птицы»
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16
Естественная категория может объединять неравноправные элементы и иметь размытые границы (эксперименты
                                                            
                                    Элеоноры Рош). 
В категории выделяются ядро (прототип) и периферия. 
Прототип - эталон, в котором воплощены наиболее характерные признаки категории. Лучший представитель категории.
Если элемент полностью соответствует прототипу, он принадлежит к центру категории, Если свойства прототипа присущи объекту лишь частично, он относится к периферии категории.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17
Основные положения теории 
прототипов:
1. Категория обладает внутренней прототипической структурой. 
 2.
                                                            
                                    Степень представительности экземпляра соответствует степени принадлежности его к категории. 
3. Границы между категориями, или концептами, размыты. 
4. Члены одной категории не обязательно обладают общими свойствами – скорее их объединяет семейное сходство. 
5. Отнести какой-либо объект к некоторой категории можно на основе степени сходства с прототипом. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 184.Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации
 Дж.Лакофф (24.05.1941). Женщины, огонь
                                                            
                                    и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении, М.: 2004.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Принципы категоризации:
1. Центральность: основные члены категории являются центральными – это лучшие
                                                            
                                    представители категории.
2. Цепочечная связь: центральные элементы связываются с менее центральными, которые в свою очередь связываются с периферийными элементами категории.
3. Сфера опыта: в каждой культуре существуют специфические сферы опыта, которые определяют связи в категории.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 204. Идеальная модель: существуют идеальные модели мира, в том числе мифы
                                                            
                                    и поверья, которые могут определять связи в категориях. 
5. Специфическое знание: важные особенности получают при категоризации преимущество перед общим знанием.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21
Категоризация имеет иерархический характер: животное – млекопитающее – собака – охотничья
                                                            
                                    собака - такса. 
Три важнейших уровня категоризации:
1. Уровень высокой степени абстракции: животное, посуда.
2. Базовый уровень: собака, чашка.
(уровень средней степени абстракции).
3. Уровень низкой степени абстракции: овчарка, чайная чашка.
Для ученого все уровни значимы, но для обыденного сознания выделяется психологически значимый уровень – базовый уровень категоризации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22
Характеристики элементов базового уровня:
Это средний уровень.
Используются в когнитивно нейтральных контекстах.
В первую
                                                            
                                    очередь усваиваются детьми.
Используются при обучении иностранным языкам 
Обозначаются однословными непроизводными единицами. 
Это частотные и нейтральные слова. 
(Статья Дж.Лакоффа «Мышление в зеркале классификаторов»)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23
Четыре типа моделей категоризации: 
Пропозициональные модели: выделяют элементы, дают их характеристики
                                                            
                                    и указывают связи между ними. 
Схематические модели образов: специфические представления образов. 
Метафорические модели: переход от пропозициональных моделей или схематических моделей образов одной области к соответствующей структуре другой области. 
Метонимические модели: модели одного или нескольких указанных выше типов, дополненные указанием функций, которые выполняет один элемент по отношению к другому.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24
Классификация прототипов (по Дж.Лакоффу): 
1.Типичные примеры 
2.Социальные стереотипы 
3.Идеалы 
4.Образцы 
5.Порождения
                                                            
                                    
6.Частные модели 
7.Генерализации (наиболее характерные примеры)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Типичные примеры – типичные представители категории в определенной культуре.
Например: 
Апельсины –
                                                            
                                    типичные фрукты (американская культура)
Яблоки, груши – типичные фрукты (отечественная культура)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 262. Социальные стереотипы – традиционные суждения о социальных характеристиках. Фиксируются в
                                                            
                                    анекдотах, используются в рекламе, СМИ, массовой литературе. 
Например:
Типичный японец – трудолюбив, вежлив 
Типичный немец – пунктуален, бережлив
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 273. Идеалы – абстрактные идеальные образцы; совокупность наиболее ценных качеств, мысленно
                                                            
                                    сосредоточиваемых в одном – реально не существующем – объекте.
Например, идеальный муж – симпатичен, хорошо зарабатывает, верен жене (пример Дж.Лакоффа). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 284. Образцы – лучшие или худшие реальные представители категории.
Например, представления о
                                                            
                                    наборе свойств, присущих известным в данной культуре личностям (персонажам) (настоящий Моцарт), предметам (сыр пармезан). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 295. Порождения – центральный подкласс категории порождает все остальные элементы, при
                                                            
                                    этом свойства и отношения в центральном подклассе распространяются на остальные подклассы. Представление об элементах, лежащих в основе множества однотипных категорий.
Например, элементы 1,2,3,4,5,6,7,8,9 формируют бесчисленное множество чисел.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 306. Частные модели - культурно обусловленные представления о норме в той
                                                            
                                    или иной сфере реального мира.
Например, библейские заповеди, представления о возрасте вступления в брак, количестве детей в семье, планирование будущего (детский сад – школа – вуз – работа – семья – квартира – машина – дача), организация быта (дача – грядки) и т.д. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 317. Самые характерные примеры (генерализации) – лично известные человеку примеры, которые
                                                            
                                    для него представляют всю категорию в целом. 
Спаржа – спаржевая фасоль, лучший кофе – растворимый. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32
Свойства прототипов:
1. Быстрее распознаются
2. Раньше и лучше запоминаются
3. Чаще используются 
4.
                                                            
                                    Являются основой для умозаключений и обобщений
5. Являются представителями категории