Слайд 1ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ
Д.А. Старкова
2014
Слайд 2Восприятие речи
Процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний.
Восприятие
и понимание грамматической формы организации речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения.
Уровневость восприятия отражает как последовательность обработки речевых сигналов, так и уровневый характер построения речевых сообщений.
Слайд 3НЕОСОЗНАВАЕМОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Незаметный переход к смыслу воспринимаемой речи,
т.е. ощущения
восприятия и результат восприятия не различаются сознанием как два отдельных момента
Однако это неврожденная способность
Слайд 4УРОВНЕВОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
функционирование физиологической стороны восприятия речи обусловлено наличием динамической последовательности
звеньев, расположенных на разных уровнях:
звуки и их значения (фонемы) => слова и их значения => словосочетания и их значения => предложения и их значения => смысл всего высказывания
Слайд 5ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Реципиент стремится приписать смысл языковым структурам:
Глокая куздра штеко будланула
бокра и кудрячит бокренка (Л.В. Щерба)
Слайд 6ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Слайд 7ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Twas brilling, and the slithy toves
Did gyre and gimbol
in the wabe
All mimsy were the borogroves
And the mome raths outgrabe
(? …)
Варкалось
Хливкие шорьки пырялись по наве
И хрюкотали зелюки
Как мумзики в мове
(Дина Орловская)
Слайд 8ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Сатиация [от англ. satiation, от лат. satiare - насыщать]
– потеря значения слова при многократном повторении его или внеситуативном употреблении:
ТРЕСКА – полезная рыба.
В ТРЕСКЕ много витаминов.
ТРЕСКУ можно готовить по-разному.
ТРЕСКОЙ можно кормить детей.
Покупайте ТРЕСКУ в рыбных
магазинах.
Слайд 9ВОСПРИЯТИЕ БУКВ И СЛОВ
Восприятие речи – проникновение в смысл, который лежит
за знаковой формой речи:
Восприятие письм. речи – саккадическое движение глаз с фрагмента на фрагмент. Смысл осознается во время остановки движения глаз.
Слайд 10ВОСПРИЯТИЕ БУКВ И СЛОВ
Тахитоскоп (XIX в.)
22% распознавали искажение
Слайд 11ВОСПРИЯТИЕ БУКВ И СЛОВ
2-х и 3-х-буквенные сочетания воспринимаются быстрее, чем отдельные
буквы, чаще воспринимаются как знакомые, хотя таковыми могут и не являться:
Гипотеза – знакомые слова опознаются как целостные элементы - подтвердилась
Слайд 12ВОСПРИЯТИЕ БУКВ И СЛОВ
10 миллисекунд на опознание слова = > способность
опознавать буквы зависела не от кол-ва букв, а от значимой в смысловом отношении их последовательности
A single frame of reception
Слайд 13ВОСПРИЯТИЕ БУКВ И СЛОВ
Эффект Струпа (Stroop effect) – интерференция:
Назовите цвет
зеленый злоканй желтый
Черный Синий Красный Коричневый
В сознании реципиента активизируются сразу два логогена (значение, графика)
Слайд 14ВОСПРИЯТИЕ БУКВ И СЛОВ
Snapshot
SNAPSHOT
SNapSHot
The python caught the mouse
John caught the mouse
John
caught the ball
КОНТЕКСТ (cовокупность высказываний, которые помогают понять смысл данного выражения): ТЕКСТ В ЦЕЛОМ, КОРПУС (НАУЧНЫХ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, ДР. ) ТЕКСТОВ
Слайд 15ВОСПРИЯТИЕ БУКВ И СЛОВ
Восприятие двусмысленных фраз и роль в этом контекста:
жучки
(насекомые или приборчики для прослушивания)
муравей – шпион - швея
Слайд 16ВОСПРИЯТИЕ БУКВ И СЛОВ
A canary can sing
A canary can fly
A canary
has skin
Слайд 17ВОСПРИЯТИЕ БУКВ И СЛОВ
Ментальный лексикон (mental lexicon) –
совокупность знаний человека
о словах, их значениях и взаимосвязи между собой
Lexical access
Word recognition
Слайд 18ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Н. Хомский – важнейшая особенность языковой компетенции человека является способность
понимания многозначных фраз (глубинные структуры)
Visiting relatives can be a nuisance.
Visiting relatives are a nuisance.
Visiting relatives is a nuisance.
Слайд 19ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Одна фраза – две глубинные структуры:
Убийства бандитов были ужасны.
Типы предложений:
Однозначное
предложение
Глобально многозначное предложение
Легкое многозначное предложение
Трудное временно многозначное
Слайд 20ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Семантическая неоднозначность предложений (при восприятии в письменном виде):
Цыплята готовы к
обеду.
Он решил жениться на норвежке.
Слайд 21ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Для реципиента не всегда важна синтаксическая форма, а смысл, стоящий
за ней!
Mr. Smith ordered the coffee.
The coffee was ordered by Mr. Smith.
Слайд 22СООТНЕСЕННОСТЬ РЕЧИ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью и
со своими знаниями о ней!
Карандаш уронили на стол и он сломался.
The boy chased the dog with a car.
The boy chased the dog with a bone.
The boy chased the dog with a stick.
Слайд 23СООТНЕСЕННОСТЬ РЕЧИ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Затекст (действительность)
Jane heard the jingling of the ice
cream truck. She ran to get her piggy bank and started to shake it. Finally some money came out.
«Cкважины»
Мэри почувствовала себя плохо и ушла домой.
Мэри почувствовала себя плохо. Она ушла домой.
Слайд 24МЕХАНИЗМ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ЗАМЕН
Действие механизма ЭЗ – в самом процессе восприятия речи
реципиент заменяет слова и словосочетания (сложные знаки) более простыми сигналами или наглядными образами.
При загорании сигнала «Лифт перегружен» необходимо частично разгрузить кабину => перекодировка => …
Слайд 25МЕХАНИЗМ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Механизм апперцепции – зависимости восприятия от прошлого опыта
Расскажи мне
[обаварии].
Активность реципиента: прогнозирует, что скажет продуциент – механизм вероятностного прогнозирования – предвосхищения будущего, основанного на вероятностной структуре прошлого опыта и информации об имеющейся ситуации
входящий сигнал (Дж. Миллер) внутренний сигнал
«нервная модель обстановки» (П.К. Анохин)
«модель будущего» (С.И. Бернштейн)
Слайд 26МЕХАНИЗМ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
«Моделирование будущего» возможно только путем экстраполирования того, что вбирается
мозгом из информации в текущей ситуации
Сложность структуры речевого сигнала влияет на точность восприятия. Большая зависимость от вероятностной оценки сигнала
Слайд 27МЕХАНИЗМ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Формальное прогнозирование
Смысловое угадывание
Верная / неверная гипотеза
Из леса вышла старушка
с … на плечах.
Шел дождь и было
холодно.
Шел дождь и два студента – один в пальто, другой в аптеку (эффект обманутого ожидания)
Слайд 28ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Восприятие речи - рецепция слышимых и видимых элементов
языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении.
2 ступени:
Восприятие
(ощущение – зрительное, слуховое)
+
Понимание –
расшифровка общего смысла
Слайд 29ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Смысл фразы зависит от неречевого контекста
Холодно!
Понимание = установка
смысловых связей между словами
Глубина понимания
Качество понимания
3 уровня понимания (о чем, что и зачем)
Избирательность реципиента
Слайд 30ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ
Значение – то, что открывается в предмете и явлении
объективно (А.Н. Леонтьев), предшествует понятию
Личностный смысл – переживание субъективной значимости предмета, действия, события
Слайд 31МОДЕЛИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Ч. Осгуд
Код
кодирование декодирование
Сообщение
1 -----→сигнал ---→ сообщение 2
отправитель передатчик канал приемник получатель
связи
помехи
Слайд 32МОДЕЛИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
Л.А. Чистович (60-е годы)
Процесс распознавания человеком слышимой речи: восприятие
звуков и ассоциирование со звуками в памяти => распознавание ударного слога для выделения границ слов => выработка символов
Оптимальная длительность фразы