Социологическая парадигма. Женевская и французская социологические школы. Социальная психология и функционирование языка презентация

Самая мощная школа сравнительно-исторического языкознания XIX в. — школа младограмматиков — подверглась резкой критике. Одни оппоненты обвиняли младограмматиков в том, что те слишком прямолинейно трактуют звуковые законы и пытаются все разнородные

Слайд 1Лекция 6
План
Социологическая парадигма.
Женевская и французская социологические школы. Социальная психология и

функционирование языка.



Слайд 2Самая мощная школа сравнительно-исторического языкознания XIX в. — школа младограмматиков —

подверглась резкой критике. Одни оппоненты обвиняли младограмматиков в том, что те слишком прямолинейно трактуют звуковые законы и пытаются все разнородные «отступления» от этих законов свести к явлениям аналогии.
Другие считали самым серьёзным просчётом младограмматиков игнорирование социальной сущности языка и чрезмерное преувеличение роли индивида в речевой деятельности.
Третьи в стремлении младограмматиков очертить чёткие границы между диалектами внутри одного и того же языка и между различными языками усматривали голый, ничем не оправданный схематизм.

1. Социологическая парадигма.


Слайд 3Самым «неугомонным» оппонентом младограмматиков оказался австрийско-германский учёный Гуго (Хуго) Шухардт (1842—1927),

блестящий полемист и талантливый компаративист.
В 1885 г. он опубликовал статью «О фонетических законах (Против младограмматиков)». Она вызвала бурный отклик, и младограмматикам пришлось многое скорректировать в своих взглядах.

1. Социологическая парадигма.


Слайд 4Шухардт приложил массу усилий, чтобы доказать, что никаких строгих звуковых законов

не существует, а возможны только «спорадические звуковые изменения».
Он отвергал учение А.Шлейхера о родословном древе, которое поддерживали младограмматики, и выдвинул концепцию скрещивания языков (языки не только расходятся, но и скрещиваются!).
Шухардт обвинил младограмматиков в дедуктивном подходе при изучении языковых законов (несмотря на то, что сами они проповедовали отход от «туманных» теорий, превыше всего ценя конкретные языковые факты) и провозгласил индукцию основным научным методом.

1. Социологическая парадигма.


Слайд 5Французский философ-социолог Мишель Бреаль (1832— 1915) закладывает основы рассмотрения языка как

социального явления. Он относит языкознание не к естественным, а к историческим наукам:
«Язык представляет собой человеческий акт и не имеет реальности вне деятельности человека». «Язык — это, прежде всего, средство общения, направленное к тому, чтобы понимать людей и быть понятым».

2. Женевская и французская социологические школы.


Слайд 6Наиболее откровенно (и раньше других) о своих социологических взглядах заявил друг

К. Маркса Поль Лафарг (1842— 1911), который в 1894 г. написал работу «Французский язык до и после и революции».
Лафарг говорит о классовом расслоении словарного состава языка. Он объясняет этот феномен стремлением аристократии отгородиться от народного языка и говорит, что искусственная речь аристократии выделилась из красочного и могучего общенародного языка, развитие которого шло параллельно.

2. Женевская и французская социологические школы.


Слайд 7Философ-социолог Огюст Конт (1798—1857), автор «Курса позитивной философии» (1842), является основоположником

позитивизма, философского направления субъективно-идеалистического характера, исходящего из того, что подлинное (позитивное) знание может быть получено только на основании опыта в результате описания и систематизации фактов.
О. Конт впервые вводит термин «социология» — науки, которая делится на социальную статику (общество в равновесии) и социальную динамику (воздействие моральных идей на преобразование мира).

2. Женевская и французская социологические школы.


Слайд 8В начале XX в. параллельно с социологическим в компаративистике формируется эстетическое

направление. Его основателем стал немецкий лингвист и литературовед, специалист в области романской филологии Карл Фосслер (1872—1947).

3. Эстетическое направление в социологии. Карл Фосслер.


Слайд 9Позитивисты (к ним Фосслер относит и младограмматиков) произвели над языком анатомическую

операцию, насильственное расчленение и выделили фонетику, морфологию, синтаксис.
«В действительности, считает Фосслер, дело обстоит приблизительно так же, как в анатомии: если я отделю от туловища нижние конечности и при этом перепилю берцовую кость посередине, — это всегда остаётся механическим разрушением организма, а не естественным расчленением».

3. Эстетическое направление в социологии. Карл Фосслер.


Слайд 10В своих работах Фосслер решает и извечный вопрос языкознания: «Кто является

творцом языка — индивид или народ!» Гумбольдт отвечал на него диалектически: и тот, и другой, но решающая роль принадлежит народу.
Современники Фосслера отвечали по-разному: Вундт отводил решающую роль народу, Пауль — индивиду. Фосслер же был убеждён в том, что язык творит личность как разносторонняя величина, с разными ролями (а не индивид — нечто абстрактное, метафизическое).

3. Эстетическое направление в социологии. Карл Фосслер.


Слайд 11На первых этапах социологическое языкознание находилось под воздействием «социальной психологии» и

потому не могло стать подлинно научным. Мешала и практика лёгкой «сдачи» языка тем дисциплинам, которые могут иметь в нём свой побочный предмет. В этом плане мнение Антуана Мейе, что языкознание — часть социологии, конечно, ошибочно.

4.Социальная психология и функционирование языка.


Слайд 12И всё же, социальный аспект видения и объяснения языка проступает по­всюду

— и при рассмотрении культурно-исторических при­чин передвижения слов (лингвистическая география, или неолингвистика), и в осознании «социальной дифференциации языка» (язык города, арго, жаргоны и т.п.).

4.Социальная психология и функционирование языка.


Слайд 13Примерно в эти же годы (20—40-е) XX в. активизируется социологическое изучение

языка и в СССР (Е.Д. Поливанов, P.O. Шор, Н.М. Каринский, Л.П. Якубинский и др.)
Книга В.М. Жирмунского «Национальный язык и социальные диалекты» (1936) — лучшая среди публикаций этого периода. Но и она не свободна от крайностей и принятых в те годы формулировок вроде «язык пролетариата», «язык крестьянства», «язык господствующего класса».

4.Социальная психология и функционирование языка.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика