Социолингвистика, как научная дисциплина презентация

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИКА – достаточно осознанное самостоятельное направление языкознания, изучающее общественную обусловленность возникновения, развития и функционирования языка, воздействие общества на язык и языка на общество. Общественная обусловленность - комплекс внешних

Слайд 1КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОДГОТОВИЛА
ОСИПОВА ВАРВАРА


Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СОЦИОЛИНГВИСТИКА – достаточно осознанное самостоятельное направление языкознания, изучающее общественную обусловленность возникновения,

развития и функционирования языка, воздействие общества на язык и языка на общество.
Общественная обусловленность - комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык:
общество людей, использующих данный язык,
социальная структура этого общества,
различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания,
различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.

Слайд 3СПЕЦИФИКА СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ
Социолингвистика имеет междисциплинарный характер т.к.

развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии.

Проявление междисциплинарного характера – в используемом ею понятийном аппарате, который использует как языковые, так и социальные, психологические признаки и понятия (языковой коллектив, языковое сообщество, социолект, гендерлект, языковая ситуация и др.).



Слайд 4ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕРМИНА
Термин «социолингвистика» впервые был употреблен американским исследователем Х. Карри в

1952 г.

Другие наименования: «социология языка», «социологическая лингвистика», «социологическое языкознание», «лингвистическая социология», «лингвосоциология», «социальная лингвистика».
Некоторые из этих терминов закреплены за определенными научными школами:
«социология языка» (российское языкознание - 40-60-е годы ХХ в.),
«социологическая лингвистика» (французская школа – 20-30-е годы ХХ в.),
«социальная лингвистика» (60-80-е годы ХХ в.).
«социолингвистика» (наст вр.)

Слайд 5ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Этап зарождения социолингвистики
«Психологическое языкознание» 19

века
«Социолингвистика» первой половины 20 века
«Социолингвистика» второй половины 20 века
Современная социолингвистика

Слайд 6ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ
Франция, середина ХVI века, Иохим Дю Белле «Защита и

прославление французского языка» (1549 г.): «язык — продукт сознательного творчества человека, отвечающий требованиям социальных условий жизни».
Испания, начало XVII века, профессор философии Саламанкского университета Гонсало де Корреас писал о социальном расслоении языка: "Нужно отметить, что язык имеет кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей».

Слайд 7«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ» 19 ВЕКА
Языковеды ХIХ века фактически не разделяли науку о

языке на «чистую» лингвистику и «социальную», рассматривая факты языка и речи в тесной связи с социальными и психологическими факторами.
Иван Александрович Бодуэн де Куртене (1874 -1883 гг.), основатель Казанской лингвистической школы, одним из первых определил лингвистику как науку психологическую и социальную.
Французские социологи Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и Г. Тард заложили фундамент для изучения языка как социального явления.
Мишель Бреаль «Очерк семантики», конец XIX в.: «Язык представляет собой человеческий акт и не имеет реальности вне деятельности человека».

Слайд 8«СОЦИОЛИНГВИСТИКА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА
Общая направленность - исследования языковых фактов и

явления с позиций их обусловленности социальными причинами.

идея о том, что все средства языка распределены по сферам общения( Ш. Балли);
идея социальной дифференциации единого национального языка в зависимости от социального статуса его носителей - работы русских и чешских языковедов;
обоснование социально-исторического подхода к языку и необходимости включения социального аспекта в диалектологию – немецкая лейпцигская школа: Т. Фрингс;
идея связи языка с социальными процессами и особой социальной роли литературного языка - пражская школа: В. Матезиус, Б. Гавранек, Й. Вахек;
распространение методов, применявшихся при изучении сельских диалектов, на исследование языка города - российская научная школа: Б. А. Ларин;
обоснование необходимости социальной диалектологии, наряду с диалектологией территориальной - российская научная школа: Е. Д. Поливанов;
важность изучения жаргонов, арго и других некодифицированных сфер языка для понимания внутреннего устройства системы национального языка - российская научная школа: Б. А. Ларин, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев.


Слайд 9«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СОЦИОЛОГИЗМ» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА
Французская школа, «лингвистический социологизм». Изучение связи

между языковыми и общественными явлениями.

Общие положения в работах представителей лингвистического социологизма (Фердинанд Брюно (Brunot 1905-1939), Альбер Доза (Dauzat 1930,), Жозеф Вандриес (Вандриес 1937):
1) рассмотрение языка как единой целостной системы;
2) вывод о том, что язык является социальным продуктом;
3) установление связи между языковыми явлениями и социальными факторами.

Слайд 10«СОЦИОЛИНГВИСТИКА» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА
Характерная черта социолингвистики второй половины 20 столетия

– переход от работ общего плана к экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, математически выверенному описанию конкретных фактов.

Можно считать, что социолингвистика как наука окончательно сформировалась в середине ХХ века.
По мнению одного из представителей американской социолингвистики Дж.Фишмана, изучение языка под социальным углом зрения на современном этапе характеризуется такими чертами, как:
системность,
строгая направленность сбора данных,
количественно-статистический анализ фактов,
тесное переплетение лингвистического и социологического аспектов исследования.

Слайд 11СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКА
Современная социолингвистика - это отрасль языкознания.

Социолингвистика сегодня заимствует многие

методы у социологов, (методы массовых обследований, анкетирования, устных опросов и интервью).
Но: использование социологических методов применительно к задачам изучения языка;
+ на их основе вырабатываются собственные методические приемы работы с языковыми фактами и с носителями языка.

Сегодня внимание социолингвистики обращено не на собственно язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, – от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) до особенностей конкретного речевого акта.


Слайд 12СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Слайд 13
http://5fan.ru/wievjob.php?id=70324
http://www.krugosvet.ru/node/39415


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика