Слайд 2Функции языка. Функции речи. Современная речевая ситуация.
Слайд 3Функции языка
Коммуникативная функция. Основная функция языка. Язык как средство общения между
людьми.
Мыслеобразующая функция. Язык используется как средство мышления в форме слов.
Когнитивная (гносеологическая) функция. Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей)
Слайд 4Функции речи
Коммуникативная (референтивная) функция. Соответствует контексту, который понимается как
предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете.
Слайд 5 Экспрессивная (эмотивная) функция. Соответствует отправителю, т.е. отражает отношение говорящего
к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя. При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему.
Слайд 6 Поэтическая (эстетическая) функция. Соответствует сообщению, т.е. основную роль играет
направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Главное – это форма сообщения. Внимание направляется на сообщение ради него самого. Эта функция используется прежде всего в поэзии, где большую роль играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., играющие важную роль в его восприятии, а информация часто второстепенна, причем зачастую содержание стихотворения нам не понятно, но нравится по форме.
Слайд 7 Апеллятивная (директивная) форма. Соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется
говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию.
Фактическая функция (контактоустанавливающая). Соответствует контакту, т.е. цель соббщения при этой функции – установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи.
Слайд 8 Метаязыковая функция. Соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам
код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают у толкованиям снов и выражений.
Слайд 9Состояние русского языка нашего времени определяется рядом факторов:
Резко расширяется состав участников
массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщаются к роли ораторов, в роли пишущих газеты и журналы. С конца 80-х годов возможность выступать публично получили тысячи людей с разным уровнем речевой культуры.
В средствах массовой информации резко ослабляются цензура и автоцензура, ранее в значительной степени определявшие характер речевого поведения.
Слайд 10Возрастает личностное начало в речи. Безликая и безадресная речь сменяется речью
личной, приобретает конкретного адресата. Возрастает биологичность общения, как устного, так и письменного.
Расширяется сфера спонтанного общения не только личного, но и устного публичного. Люди уже не произносят и не и не читают заранее написанные речи. Они говорят.
Слайд 11Меняются важные параметры протекания устных форм массовой коммуникации: создается возможность непосредственного
обращения говорящего к слушающим и обратной связи слушающих с говорящими.
Меняются ситуации и жанры общения и в области публичной, и в области личной коммуникации. Жесткие рамки официального публичного общения ослабляются. Рождается много новых жанров устной публичной речи в сфере массовой коммуникации. Сухой, официально-строгий диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.
Слайд 12Резко возрастает психологическое неприятие бюрократического языка прошлого (так называемого новояза).
Появляется стремление
выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращений к незнакомым лицам.
Наряду с рождением наименований новых явлений отмечается возрождение наименований тех явлений, которые возвращаются из прошлого, запрещенных или отвергнутых в эпоху тоталитаризма»
Слайд 13Уровень речевой культуры общества, а следовательно, и состояние языка определяется относительным
весом разных типов владения языком (лингвист-академик Ю.Д. Апресян)
Слайд 14Высокое искусство слова, представленное в первоклассной литературе. Этот уровень владения языком
может рассматриваться как эстетический идеал.
Хорошее ремесленное (т.е. профессиональное) владение языком, представленное в хорошей журналистике и в хороших переводах.
Интеллигентное владение языком, в котором доминирует здоровое консервативное начало.
Слайд 15Полуобразованное владение языком, «соединенное с плохим владением мыслью и логикой».
Городское просторечие,
молодежный жаргон