Лингвистика текста. Современные психолингвистические проблемы обучения РКИ презентация

Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 60-70-х годов XX в. Важное значение для выделения лингвистики текста в самостоятельную научную дисциплину имело воздействие со стороны дисциплин, непосредственно примыкающих

Слайд 1ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
Раскольникова Д. В.
ФЯМ-1 (РКИ)

2017
Москва
Современные психолингвистические проблемы обучения РКИ
Митрофанова

И. И.

Слайд 2 Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 60-70-х годов

XX в.

Важное значение для выделения лингвистики текста в самостоятельную научную дисциплину имело воздействие со стороны дисциплин, непосредственно примыкающих к языковедению, — со стороны литературоведения, психологии, социологии, теории перевода, автоматической переработки языковых данных, методики преподавания родного и иностранных языков и т. д.
О. И. Москальская указывает, что «в данной ситуации целое речевое произведение — текст — предстал как фокус, в котором скрещиваются все эти подходы к языку. Он оказался не только исходным материалом для названных направлений лингвистического поиска, но и определил предмет одного из них — предмет "лингвистики текста"» (Москальская 1978).


Слайд 3Что такое лингвистика текста?
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (1990) лингвистика текста

трактуется как «направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам».

В зарубежной научной литературе, например, в словаре Метцлера, она определяется как «языковедческая дисциплина, которая исследует структурные свойства текстов, условия их производства и взаимосвязанности, их языковой вариативности и обработки» (Metzlei Lexikon Sprache 1993: 637).



Слайд 4 Одной из наиболее удачных квалификаций лингвистики текста признается ее определение как

науки, изучающей «язык в действии» (Николаев 1978).   Объектом изучения лингвистики текста является текст.




Слайд 5Что такое текст?
Общепринятым в лингвистике является следующее определение текста: «Текст

– это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений, ... могущее ... служить материалом для наблюдения фактов данного языка» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966).
Традиционно в лингвистике термином «текст» обозначают не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное «речевое произведение» любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги (Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1998. – С.11).

Слайд 6Генезис предмета лингвистики
текста




Внутриязыковая структура текста

Динамические процессы
психического (ментального) отражения действительности
и переработки знания в тексте


Слайд 7Задачи изучения лингвистики текста сегодня
Создание единой теории текста, определяющей текст в

совокупности всех его свойств, то есть свойств текста как
структурно-семантического образования;
информационно-функциональной сущности;
когнитивной модели;
явления культуры и др.


Слайд 8Ведущие текстовые свойства
Смысловая цельность текста. Её проявления – связанность и развернутость

компонентов текста, их интеграция и композиция – мотивированное расположение частей. Связность достигается единством текстообразующих средств, это грамматическое, смысловое и коммуникативное (теморематическое) единство. Смысловую цельность текста обеспечивает предмет речи – тема как «смысловое ядро текста» (О. И. Москальская), его обобщенное содержание.
Членимость текста. Выделяются отдельные части текста, самостоятельные текстовые структуры, возможно прагматическое членение на разделы, части, параграфы и т. д. В процессе членимости ведущая тема распадается на подтемы, они членятся на микротемы.
Модальность текста – оценочное отношение автора к изображаемому (Г. Я. Солганик).

Слайд 9Текст «Наедине с природой»
Всё кипит, всё бушует: вода, кустарник, сосны,

берёзы, рябины. Ветер гонит песок, как поземку. Белые кипящие волны дохлёстывают до сосен. Мокрый, радужно вспыхивающий на солнце галечник. И великое множество молодых чаек - как будто белый птичник сбился у воды. Чайки в воде среди обмелевших валунов - как корабли в бухте. И все плавают, все перестраиваются, словно выполняют какой-то манёвр. Смотришь на этих чаек с задранными хвостами - и невольно приходит в голову: да не они ли послужили прообразом первого корабля? Не на них ли глядя, в мозгу нашего пращура зародилась мысль о корабле? На отмели напротив нашего костра целый день недвижно сидят чайки. В великом множестве. Посиживают и о чём-то разговаривают, советуются. О чём? К отлёту готовятся? Строптивых своих товарищей прорабатывают? Ах, как хотелось бы подслушать их разговор! И не мне одному хочется. Раза три на моих глазах к чайкам подплывали утки, но переступить черту, установленную природой между отдельными видами, не решались. (Ф. Абрамов)

Слайд 10Анализ модальной категории текста
Авторские сравнения, олицетворение воды, кустарника, сосны, березы, рябины

("всё бушует"), ветра ("гонит песок"), природы в целом ("черту, установленную природой"), чаек ("разговаривают, советуются", "не решались"), оценочные лексемы (великое множество, посиживают, дохлёстывают - просторечное), выражают "чувство природы", свойственное Ф. Абрамову, рисуют читателю его образ. Диалогизация монологической речи, цепочка вопросительных предложений актуализирует категорию читателя.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика