Рождественские праздники
Для встречи Масленицы сооружалось большое чучело, в начале масленичной недели часть жителей деревни выезжала встречать Масленицу за околицу, её с песнями возили по деревне, а в конце недели Масленицу вывозили из деревни, сжигали или хоронили, тоже с песнями
Дорогая наша гостья, Масленица!
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная триаршинная,
Лента алая двуполтинная,
Платок беленький новомодненький,
Брови черные наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые головастые,
Портянки белые, набеленные.
Понедельник – «встреча»,
вторник – «заигрыш»,
среда – «лакомка»,
четверг – «разгуляй»,
пятница–«тёщины вечера»,
суббота - «золовкины посиделки»,
воскресенье–прощёный день»
В веснянках заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную, голодную зиму. В песнях просили здоровья: первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье.
Пекли обрядовое печенье в виде птиц – жаворонков. Дети брали испечённого «жаворонка», шли в поле или забирались на высокие места (холмы, крыши построек), подбрасывали вверх, ловили и пели заклички-жаворонки.
Красная горка
Обычно в четверг перед Троицей девушки, взяв с собой яичницу, уходили в лес, примечали берёзку и «завивали» её – делали из ветвей, не отламывая их, венки. Берёзу украшали лентами, лоскутками разноцветной материи. Завив и украсив берёзку, девушки совершали обряд кумления: разбившись на пары, под пение песни «Покумимся, кума, покумимся» целовались через венок. До следующего праздника Троицы, а иногда и на всю жизнь, девушки считались кумами, т.е связанными особыми узами родства и дружбы подругами. Покумившись, девушки съедали ритуальную еду (яичницу), символизирующую жизнь, водили вокруг берёзы хороводы. В воскресенье они возвращались к берёзке, развивали её и снимали украшения.
После того как берёзку «развивали», её срубали и бросали в воду или несли в поле и бросали в рожь. Смысл этих ритуальных действий – вызывание дождя в жаркую пору перед наступлением засушливого лета и придание начинавшим зацветать злакам плодоносящей силы. Кроме того, очевидно, дерево олицетворяло весну, а сами обряды знаменовали уход весны и приход лета.
Речь идёт о празднике Ивана Купалы. Это тоже крупный летний праздник. Купальские обряды совершались в дни летнего солнцеворота; это была «макушка» лета, время наивысшего расцвета природы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокоса и жатвы.
Основной смысл обрядовых действий – обеспечить средствами собранного урожая будущий урожай, сытную и здоровую жизнь.
Начало жатвы называлось «зажинки»
Такую песню могли петь после окончания жатвы. Тогда же воздавали почести и последнему снопу. Ему приписывали целебные свойства, например, скармливали скотине, чтобы не болела.
Смысл этого обряда в том, чтобы сохранить плодородную силу поля. Колосья несжатых злаков или связывали в пучок, или заламывали, т.е. «завивали бороду».
Жнецы катались по жатве, чтобы восстановить силы, растерянные в дни страды.
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись важной и необходимой частью этих обрядов. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Ссылки на источники
Источники
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть