Слайд 1Теория и история
религии
Автор:
доцент кафедры философии и истории,
к.и.н., доц. А.А.
Желтов
Слайд 2Структура курса
Модуль 1 – Ранние и политеистические религии
Модуль 2 –
Авраамические религии
Слайд 3Ранние и политеистические религии
Изучаемые темы:
Основы теории религии (функции религии, классификация
религий)
Архаические представления и верования. Ранние формы религии
Современные и исчезнувшие политеистические религии
Дхармические религии: (индуизм, джайнизм, сикхизм)
Буддизм: история становления, концепции, течения
Модуль 1
Слайд 4Тема 1.
Основы теории религии
Содержание (рассматриваемые вопросы):
Понятие и происхождение религии
Причины появления религии
Функции религии в обществе
Классификации религий
Слайд 5Понятие религии
РЕЛИГИЯ - (от латинского religio – набожность, святыня, предмет
культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Рели́гия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
Слайд 6Причины появления религии
Психологическая теория страха (возникновение религии обусловлено человеческим страхом перед
непознаваемым)
Теории обмана (религия - выдумка жрецов и способ их обогащения)
Натуралистическая теория религии (религия - попытка обожествления окружающей природы: планет, вод, животных, растений)
Слайд 7Основные функции религии
Мировоззренческая
Компенсаторская, или утешительная, психотерапевтическая
Коммуникативная
Регулятивная
Интегративная
Политическая
Культурная
Дезинтегрирующая
Слайд 8Классификация религий
Индуизм, сикхизм
Синтоизм
Иудаизм
и все остальные религии (за искл. 3-х мировых)
Буддизм
Христианство
Ислам
В отличии
от мировых религий национально-племенные не являются прозелитскими или миссионерскими, т.е. не вербуют новых верующих среди других народов (этносов).
Слайд 9Классификация религий
Индуизм,
Синтоизм
Джайнизм
Язычество славян
Религии Древнего Египта, Древней Греции, скандинавов, германцев и
т.д.
Иудаизм
Христианство
Ислам
Сикхизм
Слайд 10Важнейшие понятия
Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «бог,
божество» – «многобожие») – религия (совокупность верований) основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
Монотеи́зм (букв. «один бог» – от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») – религиозное представление и учение о едином боге.
Слайд 11Философские концепты
Теи́зм (греч. Θεός – Бог) – в широком значении –
вера в Бога или богов; в узком понимании – религиозно-философское мировоззрение, утверждающее, что мир был создан Богом, и что творец продолжает свою активность в созданном им мире. Теизм, в отличие от деизма, полагает, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении.
Деи́зм (от лат. deus – бог) – религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее его активное вмешательство в его дальнешее существование. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий.
Слайд 12Пантеи́зм (греч. παν – «всё, всякий» и греч. θεός – «бог,
божество») – учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу.
Некоторые виды пантеизма:
физиомонистический пантеизм – существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования.
имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах
Панентеи́зм (от греч. πᾶν ἐν θεό, «все в боге») – религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире (как в пантеизме). Термин введен немецким философом Карлом Краузе (1781 –1832) в 1828 году, использовался также Фридрихом Бутервеком (1766–1828).
Слайд 13Важнейшие понятия
Космогонические мифы – мифы о происхождении мира.
Теогонические мифы –
мифы о происхождении богов.
Антропологические мифы – мифы о происхождении человека (появлении первых людей).
Слайд 14Тема 2.
Архаические представления и верования. Ранние формы религии
Содержание (рассматриваемые
вопросы):
Возникновение религии
Первобытные формы религии:
Магия
Тотемизм
Анимизм
Фетишизм
Шаманизм
Слайд 15Возникновение религии
Первые захоронения, свидетельствующие о существовании религии, появились уже у неандертальцев
(60 тысяч лет назад).
Появление наскальной живописи – 40 - 35 тыс. л. до н.э. также свидетельствует о развитии религиозных верований.
Появление культа женского начала – 35 тыс. лет назад (скульптурные женские изображения – «палеолитические Венеры»).
Распространение солярных культов (неолит, энеолит, бронзовый век)
Слайд 20Мегалиты - древнейшие культовые сооружения
Мегалиты (от греч. mégas – большой и
греч. líthos – камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. Ранние мегалиты датируются неолитом и энеолитом.
Виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи.
Слайд 21Распространение мегалитов в Европе и на севере Африки на позднем этапе
— конец 3 тыс. до н. э.
Слайд 22Виды мегалитов
Менгир — одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой или цепь
одиночных камней
Таула — каменное сооружение в форме буквы «Т».
Трилит — сооружение в форме ворот из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня.
Кромлех — группа менгиров (или трилитов, таул), образующая круг или полукруг.
Дольмен — погребальная камера, сооруженная из огромных плоских камней, образующих 4 стенки и крышу (в передней стенке небольшое отверстие.
Каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями.
Крытая галерея
Сейд — священный объект у саамов (лопарей) в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии, в том числе сооружение из камня.
Слайд 23Кромлехи (от бретонских слов crom круг и lech - камень) представляют
собой сооружения эпохи неолита и главным образом бронзового века в виде круглых оград из громадных каменных глыб и столбов (до 6-7 метров высоты); встречаются в Европе, Азии и Америке; больше всего их в Западной Франции (Бретань) и Англии
Мегалиты - древнейшие культовые сооружения
Кромлехи
Слайд 25Менгиры (от кельтского слова menhir) - один из видов мегалитических памятников
в виде отдельных вертикально поставленных камней, образующих иногда параллельные ряды длиною в несколько километров; встречаются в Бретани (Франция), Англии и Скандинавии; на территории на Кавказе и в России – в Сибири.
Мегалиты - древнейшие культовые сооружения
Менгиры
Слайд 27Дольмены (от бретонских слов tol - стол, и men - камень)
- сооружения эпохи неолита, бронзы и раннего железного века в виде огромного размера камней, поставленных на ребро и перекрытых сверху массивной плитой; встречаются в Европе, в Индии и других странах; на Кавказе и в Крыму; они имели не только погребальное, но и религиозно-магическое значение.
Мегалиты - древнейшие культовые сооружения
Дольмены
Слайд 29Мегалиты - древнейшие культовые сооружения
Крытая галерея
Слайд 31Первобытные формы религии
Ма́гия (лат. magia, от греч. μαγεία; также волшебство) –
вера в сверхъестественные силы, так и стремление любыми способами воздействовать на эти силы, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.
Магия
Слайд 33Типология видов магии
Дж. Фрезер в своём труде «Золотая ветвь» подразделил магию
на симпатическую и контагиозную
Симпатическая магия (иначе имитативная) руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное производит подобное».
Контагиозная магия исходит из идеи сохранения связи между предметами, когда-либо соприкасавшимися и возможности воздействия на один посредством другого.
Слайд 35Первобытные формы религии
Тотемизм – представление о родстве человека (группы людей –
рода или племени) с тем или иным природным объектом – тотемом: животным, растением, неодушевленным предметом, природным явлением (чаще всего животным).
Тотемизм
Слайд 36Примеры тотемов
Североамериканское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых
считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.).
Аборигены Австралии из Маунт-Гамбир имеющих тотемом ворону (своими символами считают: дождь, гром, молния, тучи, град), тотем змеи (рыб, тюленей, некоторые породы деревьев); у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.
В Африке в Гане тотемами служат смоковница и стебель маиса.
Слайд 38Тотемные столбы
(одновременное проявление тотемизма и фетишизма)
Слайд 40Аними́зм (от лат. anima, animus – «душа» и «дух» соответственно) –
вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Например, многие племена Центральной Индии верят в многочисленных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые и злые.
Первобытные формы религии
Анимизм
Слайд 41Фетишизм – вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.
Фетишизм –
религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.).
Первобытные формы религии
Фетишизм
Слайд 42Пример религиозных фетишей - Идолы
Слайд 43Пример религиозных фетишей - Идолы
Слайд 44Амулеты, обереги, талисманы – проявления фетишизма (напр., нательные кресты)
Слайд 45Шамани́зм –комплекс представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с
трансцендентальным («потусторонним») миром, посредством общения с духами, которое осуществляет шаман.
Данные археологии и этнографии свидетельствуют, что шаманизм существует уже от 20 до 30 тысяч лет
Первобытные формы религии
Шаманизм
Слайд 46Шаманизм
Источником силы шамана становится его дух-хранитель.
Шаман призывает духа в свое
тело, и он предохраняет его от болезней и враждебных сил из нижнего мира.
Проникновение сознания шамана в «мир духов» (введение в транс) происходит при помощи барабанного боя, трещеток и танцев, или с помощью галлюциногенов. Погрузившись в транс, шаман отправляется в нижний мир, проскальзывая в нору или отверстие в земле.
Процесс погружения шамана в транс называется Камлание
Слайд 47Ритуальная одежда шаманов эвенков
Слайд 50Тема 3.
Современные и исчезнувшие политеистические религии
Содержание (рассматриваемые вопросы):
Соотнесение понятий
«политеизм» и «язычество»
Современные политеистические религии
Античные политеистические религии
Религия древнего Египта
Религия древней Греции
Слайд 51Понятия «Язычество» и «Политеизм»
Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч.
θεός, «Бог, божество» – «многобожие») – религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
Язычество (от церк.-слав. ıảзы́цы – народы, имеющие свой собственный язык, культуру) – буквально, «вера народов» или «народная вера». При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии, а также любые верования, предшествующие христианству.
Слайд 52
ПАНТЕОН (лат. Pantheon, от греч. Pantheion от др.-греч. πάντεζ — все и
θεόζ — бог) - место, посвященное всем богам) — первоначально «храм всех богов» в античных религиях, из которых наибольшую известность получил Пантеон в Риме, построенный во II в. при императоре Адриане с целью создания единой религиозной идеологии. Термин стал использоваться для обозначения совокупности всех богов в любой (преимущественно политеистической) религии.
Слайд 53Пример пантеона богов Древней Греции
Афинский пантеон состоял из Зевса, Геры, Посейдона,
Деметры, Аполлона, Артемиды, Гефеста, Афины, Арея, Афродиты, Гермеса и Гестии.
Олимпийский пантеон вместо Деметры, Арея, Афродиты, Гефеста и Гестии включал Крона, Рею, Диониса, Алфея и несколько Харит — в сумме божеств было больше двенадцати богов.
Древние греки, любившие порядок, сгруппировали большинство из перечисленных богов в то, что они называли пантеон (“все боги”), или “двенадцать олимпийских богов”.
Однако, состав пантеона был не очень устойчив.
Слайд 55Современные политеистические религии
Индуизм (Индия)
Джайнизм (Индия)
Синтоизм (Япония)
Бон (Тибет, Китай)
Конфуцианство (Китай)
Верования народов Сибири
и финно-угров Поволжья
Африканские культы
Слайд 56Синкретизм и двоеверие в Африке
В Африке в настоящее время отмечаются: синкретизм
ислама с традиционными религиями банту Восточной Африки; синкретизм западного христианства с традиционными религиями Восточной, Центральной и Западной Африки: заимствованные у арабов и синкретизированные на африканской почве комплексы астрологии и геомантики (у йоруба Нигерии, у малагасийцев Мадагаскара).
В результате синтеза западного христианства с традиционными африканскими верованиями в начале XX в. возник кимбангизм. В нем переплетаются такие элементы христианства, как крест, исповедь и мессианство, и традиции старых африканских религий, традиции фетишизма и анимизма, прежде всего культ предков.
Функциям мусульманского муллы у банту соответствуют функции знахаря, мусульманским народным практикам (обращение к астрологии, использование амулетов и пр.)- магические обряды и приемы африканцев.
Слайд 57Религия Древнего Египта
Ранние боги Египта были зооморфны, и жители долины
Нила изображали Аммона с головой барана, которого почитали за его «мудрость», проявляющуюся в лихо закрученных рогах.
Характерной чертой египетской мифологии является обожествление животных. К числу наиболее почитаемых животных - божеств относились бык (Апис, Мне-аис, Бухис, Бита) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот).
Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот - в виде человека с головой ибиса и т. д.
Слайд 58Хор (Гор) в виде сокола
Богиня Хатхор в образе коровы
Слайд 59Ра - бог солнца
Хор - бог неба, олицетворение царской
Слайд 60 Сохмет - богиня войны и палящего солнца
Собек
- бог воды и разливов Нила
Бастет - богиня солнечного света и плодородия
Слайд 61Анубис (Инпу) - бог-покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и
бальзамирования
Нехебкау - бог в образе змеи. Почитался как бог времени, плодородия и податель пищи.
Хекет - богиня плодородия. Ее священное животное - лягушка.
Слайд 62Религия Древнего Египта
В период Древнего царства выдвинулись два божества: солнечный бог
Ра и умирающий и воскрешающий бог растительности Осирис.
В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души. Судьей душ считается Осирис.
Слайд 63Религии Древней Греции
У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон
человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия.
В ранний период древнегреческой религии чтились свои божества. В каждой местности или городе был свой патрон-покровитель.
Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества
Слайд 69Тема 4.
Дхармические религии
Содержание (рассматриваемые вопросы):
Дхармические (индийские) религии
Индуизм
Джайнизм
Сикхизм
Слайд 70Понятие дхармических религий и территория их распространения
Дхармические религии – религии, основной
концепцией которых является вера в дхарму, как универсальный закон бытия. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр – «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон». Под дхармой в индийской философии понимают порядок (норму) существования и развития и космоса и общества (религия, право, мораль).
Индийские религии – религии, сформировавшиеся на Индийском субконтиненте. К индийским религиям относят индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, включая все их течения и родственные им религиозные традиции.
Слайд 71Карта распространения дхармических и авраамических религий
розовый цвет – авраамические религии
желтый и
оранжевый цвет – дхармические религии
Слайд 72ИНДУИЗМ
Индуизм (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее
распространённых религий мира (третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама). Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн проживают в Индии и Непале.
Название индуизма на санскрите – сана́тана-дха́рма (санскр. sanātana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
Религиозные практики, символы и архитектура, индуизма уходят своими корнями в хараппский период (III тыс. до н. э.). Документированная история индуизма начинается с ведизма – религиозных практик ранних индоариев.
В индуизме существуют много течений, основными из которых являются вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм.
Слайд 73Центральные понятия индуизма
Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства.
Сансара — круговорот рождения
и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.
Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.
Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти сансары
Слайд 74Варны в индуизме
Брахманы – учителя и священники
Кшатрии – воины, правители,
дворяне
Вайшьи – земледельцы, торговцы и предприниматели
Шудры – слуги и рабочие
Слайд 75Священные тексты индуизма
Веды – четыре сборника гимнов и мантр на
древнем ведийском санскрите. Веды являются основными богоооткровенными текстами (шрути) современного индуизма.
1. Риг-веда — «Веда гимнов»
2. Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»
3. Сама-веда — «Веда песнопений»
4. Атхарва-веда — «Веда заклинаний»
К каждой Веде (самхите) примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады.
Слайд 76Упаведы (другие Веды)
Термин «упаведа» («второстепенное знание») используется
в традиционной литературе для обозначения специфических текстов.
Аюрведа — «медицина», примыкает к «Риг-веде».
Дханур-веда — «боевые искусства», примыкает к «Яджур-веде».
Гандхарва-веда — «музыка и священные танцы», примыкает к «Сама-веде».
Астра-шастра — «военная наука», примыкает к «Атхарва-веде».
Стхапатья-веда — архитектура
Шилпа-шастры — искусство и ремёсла
Слайд 77Другая ведическая литература
Кроме четырёх Вед, Брахман, Араньяк и Упанишад,
к ведической литературе также относят:
Махабхарату
Рамаяну
Пураны (основные канонические 18 Маха-пуран)
Панчаратру
Слайд 78Боги в индуизме
В различных направлениях индуизма, божества рассматриваются либо как личностные
проявления безличного верховного Брахмана, либо как аватары верховного божества (Ишвары или Бхагавана), либо как могущественные существа, называемые девами.
В индуистском пантеоне насчитываются тысячи богов.
В «Риг-веде» описываются 33 божества, представляющие собой персонифицированные природные являния. В более поздних источниках можно встретить упоминания о 330 миллионах божеств
Слайд 79Тримурти
Брахма — творит вселенную в начале времени.
Вишну — опекает вселенную в
течении её существования; верховное божество в вайшнавизме.
Шива — уничтожает вселенную в конце времён; верховное божество в шиваизме.
Слайд 82Локапалы
Индра — бог-воитель, Громовержец, божество дождя; хранитель востока.
Сурья — божество солнца;
хранитель юго-востока.
Яма — божество смерти и справедливости, божество Закона; хранитель юга.
Агни — божество огня; хранитель юго-запада.
Варуна — божество вод; хранитель запада.
Ваю — божество воздуха, ветра; хранитель северо-запада.
Кубера — божество богатства; хранитель севера.
Сома — божество Луны-Месяца; хранитель северо-востока.
Локапа́лы (ед. ч. локапа́ла, санскр. लोकपाल — «охранители мира») — божества-властители и охранители сторон света в индуизме и тантрическом буддизме.
Слайд 83Индра на слоне Айравате
Варуна
Ваю
Слайд 84Общеиндийские боги
Айяппа
Ганеша
Дурга
Кали
Кама
Лакшми
Парвати
Сарасвати
Сканда
Хануман
Слайд 87Джайнизм
Джайни́зм (санскр. jaina от санскр. jina, «победитель») – древняя дхармическая
религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н.э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира.
Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире.
Слайд 88Философия джайнизма
Любое существо (джива), в соответствии с джайнизмом, является индивидуальной и
вечной душой.
Душа способна достичь всеведения (божественного сознания),если освобождается от сансары (достигает мокши).
Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля (врата).
Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредством кармы, — сансаринами (мирские души).
Слайд 89Пять основных этических принципов — обетов
Не причинять вреда живому (Ахимса).
Быть
искренним и благочестивым (Сатья).
Не красть (Астейя).
Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
Не стяжать (Апариграха).
Слайд 91Боги в джайнизме
Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары,
которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание.
Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму.
По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров: по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни.
Слайд 92Якшини из Дидарганджа,
II век до н.э.
Якши
Слайд 93СИКХИЗМ
Сикхи́зм (от пендж. «сикхӣ», «последователь, ученик») — религия, основанная в Пенджабе,
в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).
Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек, 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Это девятая по величине религия в мире.
Слайд 94Паломник-сикх на фоне Золотого храма
Слайд 95История сикхизма
Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века
в Северо-Западной Индии.
Основатель сикхизма гуру Нанак, родившийся в 1469 году в Талванди (округ Лахор).
Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).
Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов.
К 20-м годам XIX века, глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 г. сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб.
Слайд 96Основы веры в сикхизме
Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма
и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.
Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего Творца, настоящее имя которого не известно.
Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.
Бог рассматривается в двух аспектах – как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей).
Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация.
Слайд 97Основы веры в сикхизме (2)
В в отношении того, что будет с
человеком после смерти, сикхи считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях.
Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» – всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими.
Посты и обеты не имеют значения.
После смерти душа человека не переходит никуда – просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.
Слайд 98Ритуалы в сикхизме
Сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям,
но считают их важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом.
Погребальная церемония сикхов – кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы.
Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К):
кеш (англ. Kesha) – (нетронутые волосы, спрятанные под чалму (Keski)),
Kangsha – гребень, поддерживающий волосы, Kara – стальной браслет,
Kachla – нижнее белье,
Kirpan – меч или кинжал, спрятанный под одеждой.
Слайд 99Содержание (рассматриваемые вопросы):
Жизнь Будды и ранний буддизм
Основные положения буддизма
Основные течения в
буддизме
Тибетский буддизм (ламаизм)
Тема 5.
Буддизм: история становления, концепции, течения
Слайд 100Жизнь Будды
Основатель буддизма – Будда («Просветленный») при рождении получил имя Сиддхартха,
а имя его клана или семьи – Гаутама. Будда Гаутама Сиддхарта родился в роде Шакья касты кшатриев в стране Магадха (546—324 до н. э.), в районе Лумбини на юге современного Непала. Его также называли Шакьямуни – мудрец, принадлежащий к клану Шакья.
После жизни в роскоши во дворце своего отца, короля Капилавасту (царство которого потом вошло в государство Магатха), Сиддхарта случайно столкнулся с жестокой реальностью и сделал вывод, что реальная жизнь связана со страданиями и горем.
Он увидел четыре знамения: старость (дряхлого старика), болезнь (человека, изнуренного болезнью), смерть (мертвое тело) и истинную безмятежность (бродячего нищенствующего монаха).
В 29 лет он ушел из дворца и поселился в лесу с 5 отшельниками. Однако потом понял, что путь аскезы неправильный
В 35 лет, после 29 дней медитации под деревом Бодхи, он достиг Просветления и создал учение.
Слайд 103Основы Учения Будды
В основе буддизма лежит учение о «Четырёх Благородных Истинах»:
о страдании,
о происхождении и причинах страдания,
о подлинном прекращении страдания и устранении его источников,
об истинных путях к прекращению страдания.
Предложен срединный, или «Восьмеричный Путь» достижения Нирваны.
Слайд 104Культовые сооружения
Ученики Будды в соответствии с обычаем кремировали тело Учителя,
но правители соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы останков Будды.
Останки были разделены на восемь равных частей и помещены в особые реликварии – ступы – культовые строения конусовидной формы, в столицах государств.
Слайд 106Культовые тексты
После нирваны Будды собрались все ученики Будды и трое из
них – Ананда, Упали и Махамаудгальяяна на память воспроизвели всё, чему учил Будда – нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), проповеди и поучения Будды (Сутры) и его философское учение, «сверх-Дхарму» (Абхидхарма). Так возник буддийский Канон – Трипитака (на пали – Типитака), то есть «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах).
Слайд 107Процент буддийского населения в странах мира
Распространение буддизма
Слайд 109Тхерава́да, стхавиравада (пали: theravāda, санскр. थेरवाद, theravāda स्थाविरवाद, sthāviravāda «учение старцев»
/ «учение старейших») – единственная сохранившаяся из 18 школ раннего буддизма. Наименование «Хинаяна» («Малая колесница») в настоящее время считается неокрректным, т.к. подразумевает неблагоприятное сравнение с Махаяной – «Большой колесницей»
Стхавиравадины (последователи «учения старейших») утверждали, что именно они сохраняют в чистоте и полноте истинное учение Будды, тогда как махасангхики искажают его и привносят в Дхарму недопустимые новшества.
Идеальной личностью Хинаяны является архат. Архат – это святой монах (бхикшу; пали: бхиккху), достигший собственными усилиями цели Благородного Восьмеричного Пути – нирваны – и навсегда покинувший мир.
Направления и школы в буддизме (2)
Слайд 110Маха́яна (санскр. महयान, «великая колесница»; кит.大乘, да-чэн; тиб. theg-pa chen-po) — позднейшая
форма развития буддизма, сейчас распространённая в основном в Китае, Японии, Непале, Индии, Корее, Вьетнаме и Тибете.
Доктрина Махаяны основана на возможность универсального освобождения от страданий для всех существ (отсюда и „Великая Колесница“).
Между Хинаяной и Махаяной существует также весьма существенное различие по отношению этих направлений буддизма к монашеству и мирянам. Хинаяна — сугубо монашеское направление буддизма, а по Махаяне нирваны может достичь и мирянин.
Направления и школы в буддизме (3)
Слайд 111Ваджрая́на (санскр., Vajrayāna, тиб.: Дордже Тхепа – Алмазная Колесница, Алмазный Путь)
– тантрическое направление буддизма, образовавшееся внутри махаяны в V веке нашей эры. Ваджраяна – оккультная модификация буддизма.
В Тибете ваджраяна считается венцом учения Будды.
Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда – одной из школ Махаяны.
Ваджраяна распространена в Тибете, Непале, Японии (школа Сингон-сю). В различные исторические периоды имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае.
Главным средством достижения просветления в ваджраяне считаются не достоинства человека – парамиты, а тайная мантра.
Направления и школы в буддизме (4)
Слайд 112Тантризм
Тантризм – самостоятельное направление не относящееся к буддизму, но сближающееся с
йогическими практиками.
Та́нтра (санскр, букв. «непрерывность», «связь», «нить», «основа ткани») – система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека (Шеха) и, как следствие, преодоления им барьера восприятия реальности лишь на основе интерпретации информации, поступающей в ум от органов восприятия (чувств).
Тантра-йога в ламаизме считается наиболее действенным путем, ведущим к просветлению, которого сложно достичь без активной практики – эзотерического психотренинга, основанного на системе древнеиндийской йоги, сочетающейся с эротической и магической практикой.
Слайд 113Общие понятия в разных течениях буддизма
Бу́дда (санскр. буквально – «пробудившийся») в
буддизме – достигший просветления (бодхи). В более узком значении Будда – эпитет Сиддхартхи Гаутамы являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма.
Пратьекабудда (санскр., pratyekabuddha, пали: paccekabuddha, «пробужденный-для-себя») – один из типов высших личностей в буддизме наряду с типами Будды, архата и бодхисаттвы. Это тот, кто достиг нирваны совершенно самостоятельно, не вступая в буддийскую общину. Самостоятельно Просветленный в обществах, где нет буддийской общины и учения.
Арха́т (санскр. «достойный») – в буддизме тхеравады – человек, достигший полного освобождения от аффектов и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всеведением Будды.
Слайд 114Иерархия существ в Ваджраяне
будды,
бодхисаттвы,
пратьекабудды,
архаты,
идамы,
учителя,
местные божества.
Слайд 115Бодхисаттвы
Бодхиса́ттва, бодхиса́тва, бодиса́тва (санскр. बोधिसत्त्व, bodhisattva; пали बोधिसत्त, буквально: «существо с
пробужденным сознанием», термин состоит из двух слов — «бодхи» и «саттва») — в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ.
В этом смысле бодхисаттвой может быть назван каждый махаянист, практикующий бодхичитту.
В ламаизме бодхисатва – человек преодолевший колесо Сансары, но не ушедший в нирвану, а постоянно перерождающий чтобы помогать людям.
Слайд 116Бодхисаттвы (2)
В узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) – мифологизированных,
а чаще чисто мифологических персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара – бодхисаттва сострадания, Манджушри – бодхисаттва мудрости, Тара – женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие.
В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути Пробуждения
На Тибете Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары.
Слайд 117Авалокитешвара, бодхисаттва сострадания.
Слайд 118Идамы
Идам, также Йидам, Иштадевата (кит., шэнь-ти, санскр. इष्टदेवता ,, сокращение от
тибетского yid-kyi-dam-tshig) – божество обета в Ваджраяне. С идамами связаны медитации, изображения, скульптуры, мантры. Идамы – умозрительные формы, мирные или гневные, различных форм, часто со многими руками, головами и глазами.
Для буддиста, практикующего тантру, идам выражает качества просветлённого ума, качества Будды, на визуализации которого он концентрирует своё внимание во время медитаций, ретритов или в течение всей жизни.
Слайд 119 Ямантака - идам, враг и победитель Ямы (Ямантака -
гневное воплощение бодхисаттвы Манджушри)
Идам Тата
Слайд 120Тибетский буддизм (ламаизм)
Тибе́тский будди́зм (ламаи́зм) – региональное направление в буддизме, характерное
для Тибета и прилегающих областей Гималаев. Ламаизм распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (Китай), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии. В России имеет последователей, главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Слайд 121Особенности ламаизма
Уникальным для тибетского буддизма является начавшаяся в XIII веке традиция
передачи как учения, так и духовной и светской власти в рамках линий перерождений (тулку) видных буддийских деятелей.
Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, большое место в ламаизме занимают магия и вера в многочисленные местные божества.
Слайд 122Школы в ламаизме
В науке остается открытым вопрос, что следует понимать под
ламаизмом: буддизм Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы в целом со всеми его школами, или же только школу Гелугпа.
В Тибете учение Будды вообще называется путь или закон, но каждая школа обозначает себя по-своему: Кадампа, Кагьюдпа, Сакьяпа, Ньингмапа и Гелугпа.
Слайд 123Монастыри в Тибете
Помимо монастырей буддистов, позднее от них эту традицию заимствовали
и стороники ранней тибетской религии Бон (бонпа).
Четыре школы, образовавшиеся на первых двух этапах развития буддизма в Тибете, иногда называют “красношапочными школами”, так как все они используют украшенные красным шапки в своих монашеских ритуалах.
Цзонхава сменил цвет церемониальной шапки на желтый, и поэтому его традиция, Гелук, или Благодетельный Путь, стала известна как “желтошапочная школа”.
Монахи религии Бон носят черные шапки – “черношапочники ”.
Слайд 128Политеистическая религия Тибета
Бон — национальная религия тибетцев. Являлась официальной религией Тибета
в период царей (VI—IX века), и продолжала доминировать в регионе до вытеснения буддизмом в XIII веке.
Спектр функций бонского священнослужителя был чрезвычайно широк: он выступал одновременно магом и некромантом, шаманом и волшебником.
В дальнейшем магические и шаманские обряды религии Бон оказали влияние на буддийскую школу Ньингма.
Буддизм, в свою очередь, оказал влияние на древние шаманские практики бон, в результате чего возник реформированный бон.
Слайд 130бонский заклинатель погоды, провинция Юннань
Слайд 132Буддизм в форме Махаяны проник в Тибет из Индии в VII
в.
В середине IX века имели место сильные гонения на буддизм, и традиция Ньингма
Во 2-й пол. X в. в этот период феодальная раздробленность возникло множество ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (сер. XI в.), Сакьяпа (XI в.), Каджупа (XI в.), Кармана (XII в.).
В конце XIV — начале XV вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (так называемые желтошапошники), основанная Цзонкабой (1357—1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы.
К середине XVII в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617—82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство.
История тибетского буддизма
Слайд 133Далай-ламы считаются инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания.
Начиная с XVII века
вплоть до 1959 года Далай-ламы имели титул правителя Тибета, руководя страной из Лхасы.
Далай-ламы продолжали управлять страной вплоть до вторжения китайских войск в 1949 году и полного захвата Тибета в 1959 году.
Последний (14-й) далай-лама Лозон-дантзен-джамцонгванг сначала сотрудничал с правительством КНР, но после подавления вооруженного восстания в Тибете против китайских властей в 1959 эмигрировал в Индию.
Далай-лама претендует на то, чтобы считаться также главой всего тибетского буддизма, хотя это и вызывает вполне законную оппозицию в трёх остальных школах. которые имеют своих признанных лидеров, независимых от Далай ламы и Гэлугпы.
История тибетского буддизма (2)