Социология религии презентация

Содержание

Основные вопросы лекции: Социология религии как наука. Мировые и национальные религии. Теории религии. Религия как социальное явление. Современное религиозное развитие: исламская революция.

Слайд 1СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ


Слайд 2


Слайд 3Основные вопросы лекции:
Социология религии как наука.
Мировые и национальные религии.
Теории религии.
Религия

как социальное явление.
Современное религиозное развитие: исламская революция.



Слайд 4Социология религии как наука
РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФИЛОСОФИЯ
Религия как форма общественного сознания
ИСТОРИЯ,

ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Роль религии в истории человечества

КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЭСТЕТИКА
Религия как источник духовного становления

СОЦИОЛОГИЯ
Религия как социальное явление

Предметом социологического анализа, который осуществляет социология религии как отраслевая социологическая дисциплина, являются религиозное сознание и поведение, религиозные отношения, религиозные организации и институты — в их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами общества.


Слайд 5Мировые и национальные религии
РЕЛИГИЯ, и, ж. [польск. religia < лат. religio

совестливость]. Одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, основанных на вере в высшие силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
Мировые религии — буддизм, ислам, христианство.
Национальные религии — синтоизм, индуизм, иудоизм и т.д.
Этические религии – буддизм, конфуцианство, даосизм


Слайд 6ИУДОИЗМ
Возник ок.1000 лет д.н.э. Древнееврейские племена были кочевыми и жили на

территории древнего Египта и вокруг него. Их религиозные вожди, или пророки частично заимствовали свои идеи из религиозных верований, получивших к тому времени распространение в этом регионе, но с тем отличием, что исповедовали веру в единого всемогущего Бога. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, и утверждали, что обладают монополией на истину, рассматривая, таким образом, свою религию как единственно правильную.
До образования вскоре после окончания Второй мировой войны государства Израиль не существовало ни одной страны, в которой иудаизм был бы принят в качестве государственной религии. Еврейские общины сохранились в Европе, Северной Африке и Азии, хотя их нередко преследовали. Кульминационным пунктом гонений стало уничтожение нацистами миллионов евреев в концентрационных лагерях во время Второй мировой войны.

Слайд 7ХРИСТИАНСТВО
Христианство наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью.

Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. До сих пор не установлено, желал ли Иисус создать свою собственную религию. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало «помазанник» (соответствующее греческое слово — «Христос»), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями. Основные заслуги в распространении христианства связываются с именем Павла, римского гражданина, владевшего греческим языком и проповедовавшего во многих городах Малой Азии и Греции. И хотя первоначально христиан жестоко преследовали, император Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Быстро распространившееся христианство стало движущей силой общественного развития в западной культуре на следующие две тысячи лет.
Сейчас христианство управляет огромным числом верующих и является наиболее крупной мировой религией. Численность верующих, называющих себя христианами, превышает миллиард человек. Однако различные течения внутри христианства разнятся в теологии и по типу церковной организации. Основными ветвями христианства являются католицизм, протестантизм и православие.

Слайд 8Церковная иерархия


Слайд 9ИСЛАМ
Ислам, являющийся второй по величине мировой религией, и христианство имеют отчасти

общее происхождение. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми. «Столпы ислама» — пять важнейших религиозных обязанностей мусульман (так называют себя последователи ислама). Первый из них — произнесение формулы исламской веры «нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник божий». Второй — произнесение пять раз в день формальной молитвы, которой предшествует обряд омовения. При этом лицо молящегося непременно должно быть обращено в сторону священного города Мекки (в Саудовской Аравии), сколь бы далеко мусульманин ни находился от него.
Третий «столп» — соблюдение рамазана, месячного поста, в течение которого запрещено принимать еду и питье начиная от восхода солнца и до наступления темноты. Четвертый — обязательная милостыня, установленная шариатом и часто использовавшаяся государством в качестве способа налогообложения. И, наконец. пятый «столп» — каждый мусульманин должен, по крайней мере однажды, совершить паломничество в Мекку.
Мусульмане верят, что Аллах говорил устами предшествующих пророков — включая Моисея и Иисуса — до появления Мухаммеда, чье учение наиболее точно выражает его волю. В настоящее время ислам получил очень широкое распространение, численность его приверженцев во всем мире составляет более 600 миллионов человек. Большая часть их проживает в Северной и Восточной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и в Пакистане. Краткое обсуждение мусульманских верований см. ниже в разделе «Современное религиозное развитие: исламская революция».

Слайд 10
Ислам (араб. الإسلام‎‎, al-Islām, «покорность [воле Бога]») монотеистическая религия, признающая

Мухаммеда пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы ислама называются мусульманами (от слова араб. مسلمون‎‎, муслимуна, «покорные»).

Слайд 11БУДДИЗМ
Буддизм берет начало в проповедях Сиддхартхи Гаутамы, или Будды («просветленного»), который

был по происхождению индусом, сыном царя небольшого государства в южном Непале и жил в VI веке до н. э. Согласно учению Будды, человек может избежать дальнейшего цикла перевоплощений, отрекшись от желаний. Путь к спасению лежит через внутреннюю дисциплину и медитации, преодолениевсех земных привязанностей. Конечной целью для буддизма является достижение нирваны, состояния полной духовной отрешенности. Будда отвергал индуистские ритуалы и деление на «высшие» и «низшие» касты. Буддизм, так же как и индуизм, отличается терпимостью по отношению ко многим местным разновидностям, в том числе к вере в местные божества, и не требует полного единства религиозных воззрений. В настоящее время буддизм пользуется большим влиянием в некоторых государствах Дальнего Востока, в том числе в Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Китае, Японии и Корее.

Слайд 12КОНУЦИАНСТВО
Конфуцианство составляло основу культуры правящих кругов в традиционном Китае. Конфуций (латинизированная

форма имени Кун-фуцзы) жил в VI веке до н. э., тогда же, когда и Будда. Как JIao-цзы, давший начало даосизму, Конфуций был учителем, а не религиозным пророком подобно ближневосточным религиозным вождям. Конфуций не обожествляется своими последователями, но полагается ими «мудрейшим из мудрых». Конфуцианство добивается подчинения человеческой жизни законам внутренней природной гармонии, уделяя особое внимание почитанию предков.

Слайд 13ДАОСИЗМ
Даосизм разделяет похожие принципы, подчеркивая важность медитаций и непротивления как способов

достижения высшей ступени в жизненном развитии. Хотя некоторые элементы конфуцианства и даосизма сохраняются в китайских верованиях и обычаях, в результате сильной оппозиции со стороны правительства они утратили в Китае большую часть своего былого влияния.

Слайд 14Теории религии
О. Конт (1798-1857) Религия представляет собой неотъемлемую часть человеческого

общества в перод его возникновения, которая постепенно вытесняется научным сознанием.
Г. Спенсер (1820—1903), рассматривал ее как один из регулятивов жизни общества в деле поддержания образцов поведения, но менее значимых по сравнению с рынком и политической деятельностью.
Э. Дюркгейм (1858—1917) в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) обстоятельно обосновал свой главный тезис — религия как фактор социальной интеграции, выполняющий в обществе некую необходимую для его существования функцию.
К. Маркс (1818—1883) рассматривал религию в качестве важного социального фактора, обладающего вполне реальными функциями в жизни общества: идеологической, ибо религия оправдывает существующие социальные порядки, и компенсаторной, представляющей собой «сердце бессердечного мира» — страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни.



Слайд 15М. Вебер и религиозный вопрос
Особое место в социологии религии занимает позиция

М.Вебера (1864—1920), который считал, что главная функция религии — функция смыслополагания, рационализации человеческой деятельности. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он доказывает, что протестантизм способствовал рационализации экономической деятельности и воспитанию аскетизма. Он убедительно показал, что идеология протестантизма привела к вершинам успехов предпринимательской деятельности именно представителей этого религиозного направления, проповедующего аскетизм, воздержание, требовательность к себе и окружающим. В этой связи напрашивается сравнение и со старообрядческой ветвью православия: по данным А.П.Шихарева (1996), 2% старообрядцев дали 80% представителей купеческого и предпринимательского мира России конца XIX — начала XX века.
В дальнейшем социологические концепции религии развивали Б. Малиновский, А.Р. Рэдклиффмен, Т. Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон, а в 60-е годы XX века — Р. Белл.

В отечественной философской и социологической мысли видное место принадлежит С. Н. Булгакову, в принципе разделяющему веберовскую точку зрения на роль религии в экономической жизни.


Слайд 16Первобытные верования


Слайд 17Религия как социальное явлени
Один из методов классификации религиозных организаций был впервые

предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем8'. Вебер и Трельч проводили различие между церквями и сектами. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь. Секта имеет меньшие размеры и отличается менее сложной организацией. Она объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, как, например, поступили кальвинисты или методисты. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей и склонны представлять интересы консервативных религиозных слоев, поскольку действуют в рамках уже сложившихся институтов. Родители большинства их приверженцев исповедовали ту же веру.
Секты сравнительно малы; обычно они стремятся найти свой «истинный путь» и следовать ему. В общественной жизни им свойственна тенденция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Члены сект считают господствующую церковь продажной. Большинство сект почти или совсем не имеют профессиональных священнослужителей и подчеркивают равенство всех своих членов. Лишь сравнительно малая часть сторонников той или иной секты включается в ее состав по факту рождения, большинство примыкает к сектам в зрелом возрасте, стремясь упрочить свою веру.


Слайд 18Говард Бекер: деноминация и культы
Говард Бекер
09.12.1889 -08.06.1966
Бекер выделил еще два типа

религиозных организаций: деноминации и культы.
Деноминация –это «утихомирившаяся» секта, т.е. институционализировавшееся объединение. Например, кальвинизм и методизм.
Культ – наиболее свободная из всех типов религиозных организаций. К ним принадлежат люди, которые отвергают ценности окружающего мира.
Культы как и секты образуются вокруг лидера-вдохновителя.


Слайд 19Секты, которые убивают
«Народный храм»
«Ветвь Давида»
«Храм солнца»
«Аум Синрекё»
«Небесные врата»
«Движение за возрождение семи

заповедей Бога»

Слайд 20«Народный храм»


Слайд 21«Ветвь Давида»
1993г.
Дэвид Кореш взорвал штаб-квартиру своей группы вместе с собой.
Погибло

80 человек

Слайд 22«Храм солнца»
В 1994 году произошло новое массовое самоубийство/убийство сектантов. На сей

раз это была респектабельная экологическая организация “Храм солнца”, возглавлявшаяся презентабельным и вальяжным швейцарцем Люком Жюре. Жюре был очень любим дамскими Клубами, которые приглашали его прочесть лекцию о глобальном загрязнении, здоровом образе жизни или о преимуществах вегетарианского питания. Мало кто подозревал, что внутри свободно-аморфной экологической организации находится жесткое ядро фанатичных “посвященных”, с ужасом ожидающих скорого конца света. В отличие от предыдущих двух сект, занимавшихся вербовкой главным образом среди низших слоев общества или неприкаянной молодежи, большинство членов “Храма солнца были представителями высокооплачиваемых профессий. Они нежили постоянно в единой общине, но тем не менее нити, привязывавшие их к Люку Жюре, были чрезвычайно прочны. Даже не уезжая в такие экзотические места, как Гайана, они все более изолировались от внешнего мира, который, по их представлениям, в ближайшее время должен был погибнуть в огне.
Наконец, Люк Жюре нашел решение: они тоже должны скончаться в огне, чтобы достичь блаженного существования в иных мирах. Жюре открыл, что “Смертное путешествие”, совершаемое при помощи ритуализированного самоубийства, приводит человека к перерождению в некоем месте под названием “Сириус”. Теперь оставалось только ждать знака “свыше”.
Сигнал был дан накануне зимнего солнцестояния 1994 г. В эти дни 53 члена секты (в том числе и сам Жюре) совершили массовые убийства и самоубийства в двух швейцарских деревушках в кантонах Фрибур и Вале, а также в лыжном курортном поселении в канадской провинции Квебек. Не менее десяти погибших были детьми. Смерть сектантов сопровождалась мрачным ритуалом, в ходе которого сектанты принимали наркотики и впадали в беспамятство. Затем им на головы надевали пластиковые мешки и убивали выстрелами из пистолета. В некоторых “для верности” стреляли по 9 раз. После этого тела ритуально сжигались.
Через год, в декабре 1995 г., в день зимнего солнцестояния 16 сектантов, в том числе несколько детей, расстались с жизнью на отдаленной лесной поляне во французских Альпах. Ритуал был повторен до мельчайших деталей. Когда их обнаружили, обгоревшие тела погибших были размещены в виде звезды, ногами к центру, где чернели остатки погасшего костра. В марте 1997 г. (в день весеннего равноденствия) еще пять членов “Храма солнца” совершили коллективное самоубийство в провинции Квебек.
Итак, на сегодня число жертв этой секты составляет 74 человека. 48 из них были застрелены.

Слайд 23«Аум Синрекё»
Лидер секты Сёко Асахара
В 1995 году члены культа "Аум Синреке"

("Высшая Истина Аум") распылили нервно-паралитический газ зарин на пяти станциях метро. 12 человек погибло, а всего от газа пострадало 5500 токийцев, многие из которых ослепли или остались инвалидами. Пятеро сектантов были признаны виновными в такой же газовой атаке, проведенной в июне 1994 года в Мацумото - городе к северу от Токио. Тогда погибло семеро и пострадало 144 человека.
Лидером смертоносной секты был Секо Асахара, слепой пророк апокалипсиса, требовавший, чтобы в него верили как в "живое воплощение Господа Бога". Он продавал пряди своих волос и пузырьки "своей" крови за 8.000 долларов каждый, даже воду из ванны, где он мылся, чтобы поклонники ее пили и таким образом "очищали свои души".
Асахара держал сектантов в постоянном страхе. Более 40 членов культа пропали без вести; большинство из них, скорее всего, были принесены в жертву во время обрядов "Аум Синреке". Во время суда по делу о газовых атаках стало известно, что сектант Котаро Ошида был за что-то удавлен перед Асахарой. Другие члены "Аум" признались, что по приказу своего "гуру" убили адвоката, противостоящего культу, его жену и годовалого сына.

Слайд 24«Небесные врата»
Но, может быть, самое страшное из-за своей обыденности сектантское самоубийство

произошло весной 1997 года. Тогда полиция, вызванная в роскошный особняк — ранчо Санта-Фе — в элитном пригороде южно-калифорнийского города Сан-Диего, обнаружила в нем 39 трупов. Они принадлежали мужчинам и женщинам в возрасте от 26 до 72 лет. Каждый из них аккуратно лежал на своей кровати, вытянув руки вдоль туловища. Каждый был одет в черную футболку, черные брюки и в абсолютно новенькие черные кроссовки «Найк». На голове у каждого был надет пластиковый мешок, а лицо и верхняя часть туловища были покрыты ромбовидным лиловым платком. Возле каждой кровати стояла аккуратно собранная сумка с дорожными принадлежностями, а в кармане у каждого трупа было по пятидолларовой банкноте и по несколько двадцатипятицентовых монет. Те, кто носил очки, положили их рядом с собой на кровать.
Все эти люди, жившие единой общиной, были высококлассными программистами, много работавшими в Интернете и занимавшимися разработкой компьютерных сайтов. У них был и собственный сайт, называвшийся так же, как и их община, — «Небесные врата»; на нем они много писали о НЛО, о вероятной скорой гибели Земли, о внеземных цивилизациях, призванных спасти наш мир, и о других темах, интересовавших их гуру и учителя — создателя секты с уфологической направленностью Маршалла Эпплуайта, которого сектанты называли До. «Хочешь ли ты попасть на небо? Я был послан, чтобы исполнить эту миссию»; «На чьей ты стороне? Хочешь ли ты продолжить движение на следующий уровень, или ты предпочитаешь превратиться в пыль?»; «Я отчаянно стремлюсь помочь тебе убраться отсюда» — такие и подобные им вопросы и предложения высказывал Эпплуайт потенциальным обращенным на своей страничке.

Слайд 25«Движение за возрождение семи заповедей Бога»
Но страшный рекорд по численности убитых

адептов был поставлен в 2000 г. в местечке Канунгу — в 320 километрах от Кампалы — столицы Уганды. Речь идет о вышедшей из Римо-католической церкви тоталитарной секте «Движение за возрождение десяти заповедей Бога».
Основательницей угандийской секты-убийцы является бывшая проститутка Кредония Мверинда, которая в 1989 г. заявила, что, будучи в трансе на священной горе, получила приказание от явившейся ей Девы Марии стать ее вестницей.
17 марта 2000г. Был объявлен очередной конец света. Верующих собрали на молитву в церкви. Вскоре после этого раздался мощный взрыв, но даже он не мог заглушить ужасные крики и вопли. Было подожжено около ста галлонов бензина, который руководители секты назвали «топливом для поездки на небо». Тогда погибли более 500 членов секты.
От первоначальной теории о массовом самоубийстве пришлось отказаться после того, как полицейские одну за другой делали страшные находки: шесть зарубленных топором тел в доме Мверинды, 81 тело в общей могиле и еще 47 закопанных в саду Катарибабы. Эти жертвы были задушены их собственными четками.

Слайд 26МОРМОНЫ
СИМВОЛ ВЕРЫ МОРМОНОВ


Слайд 27Сайентология


Слайд 28«Движение объединения» Сан Мён Муна


Слайд 29Общество сознания Кришны


Слайд 30Трансцендентальная медитация


Слайд 31Движение Нью Эйдж»
Наступает Эра Водолея


Слайд 32семь основных компонентов Нью Эйджа:
1. Монизм
Нью-эйджевцы полагают, что многообразие космоса происходит

из одного первичного источника. Все разнообразие проистекает из единой божественной энергии. В «Поворотной Точке» (1982), нью-эйджевский автор и физик Фритоьоф Капра пытается указать, что основная болезнь человеческого рода, в том, что он не способен различить базовое единство всей реальности. Монизм весьма естественно приводит к пантеизму.

2. Пантеизм
Для нью-эйджевцев, «Бог» - окончательный принцип, идентифицируемый с Вселенной. Бог – это все и ВСЁ – это БОГ. Единственный, правильный поиск, который может совершать человечество, это - переоткрыть и принять божественность, которая внутри каждого человека. Отделение от Бога, это отделение от сознательного и психологического распознавания божественности внутри всей природы. То, к чему ведет Капра, это мысль, что вся человеческая история - это движение в направлении распознавания божественного. Поэтому каждый человек должен выбрать САДХАНУ, или путь, с помощью которого он или она пройдет трансформацию, которая, в конце концов, приведет к такому обнаружению Бога внутри.

3. Реинкарнацию и Карму,
концепции, извлеченные целиком из Индуизма. В сущности, все нью-эйджевцы принимают идею о том, что хорошая и плохая карма приводит к результату: наказанию или заслуге, поскольку люди брошены в колесо перерождений. Вера в реинкарнацию предоставляет альтернативное объяснение проблеме зла, по отношению к христианской концепции Ада и постоянному осуждению грешников.

4. Универсальная религия
Поскольку открытие внутренней божественности – есть предельная цель нью-эйджевцев, а монизм – есть базовая теологическая система взглядов, на которой Нью Эйдж основывается, существует только одна религия. Все разнообразные религии мира – это просто альтернативные пути к одной и той же цели. Нью-эйджевец верит, что он способен трансцендировать за ограниченные пределы специфических мировых религий. Это потому, что многие религии основаны на условных истинах, выражающих вероучение, и поэтому ограниченных языком и познанием. Гордон Мелтон (один из теоретиков Нью Эйдж) показывает, что Истина (верность жизни, выраженной истинной религией) - «непознаваема для нью-эйджевцев, невыразима на простом языке. Это – переживание, и только частично может быть выражено в словах. Существует огромное количество способов прийти к Истине, различающихся своей эффективностью, более чем правильностью».

Слайд 335. Личная трансформация
Какой бы путь человек ни выбрал, несколько первоочередных

задач появляется на горизонте. Первая это – «личная трансформация». Это влечет за собой личный мистический или психический опыт, который обычно приводит к результату смены старой парадигмы, на новую. Этот первый шаг трансформационного процесса – принять мировоззрение монизма. Но, оно приходит не через признание условных истин известных формулировок, а через мистический опыт.
6. Планетарное Видение
Вместе с тем, за пределами личной трансформации, лежит глобальная цель Нью Эйдж - планетарная трансформация. Поскольку природа рассматривается, как аспект Единого, земля рассматривается как единственное самое важное существо, которое поддерживает жизнь. Гипотеза Гайи заключается в том, что земля сохраняет жизнь внутри и производит ее из себя, являясь целостным живым организмом.
В результате, нью эйджевские предпочтения, это политическая платформа, в которой доминируют вопросы окружающей среды. Загрязнение, происходящее от выделения отходов производства, ядерной радиации, выхлопных газов автомобилей, кислотных дождей, химических удобрений, - есть главная забота для тех, кто разделяет важнейшие Нью Эйдж идеалы, и парадигму сдвига в сторону планетарной трансформации. Движение Зелёных(Грипис), Глобальная Сеть Экопоселений, фонд Гайа – это те, организации которые активно вкладываются в решение подобных задач.
7. Нью Эйдж эсхато Нью Эйдж эсхатология
Эсхатология (греч. Eschatos - конечный + Logos - учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.


Слайд 34Псевдобиблейские (псевдоевангельские) секты
«Семья».
«Всемирная церковь Бога».
«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса.
«Движение веры»

—Неопятидесятники.


Слайд 35 Секты отечественного происхождения (постсоветская эклектика)
«Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери

Державная»
«Белое братство».
Секта Виссариона — «Община единой веры» —«Церковь последнего завета».
Порфирий Иванов и секта «ивановцев».

Слайд 36Современные секты
СААНИЗМ


Слайд 37Современное религиозное развитие: исламская революция
Основоположники социологии считали, что религия умирает, и

процесс секуляризации церкви необратим. Однако это не так. Исламская революция 1979 года в Иране доказала обратное.

1 февраля 1979 года в Иран вернулся опальный аятолла Хомейни, который взял власть в свои руки. Было назначено новое переходное правительство. В марте был проведен референдум о новом политическом устройстве, и 1 апреля 1979 года Иран был объявлен первой Исламской республикой.


Слайд 38ШИИТЫ
ШИИТЫ
(от араб. "ши'а", полностью "ши'ат 'Али" - "приверженцы Али"), направление в

исламе, распространенное в Иране, где шииты составляют свыше 90 % населения, а также в некоторых других мусульманских странах, в частности в Индии, Ираке, Бахрейне, Сирии и Ливане. Шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. Три главные шиитские святыни находятся в Ираке, в городах Неджеф, Кербела и Казимайн. Будучи приверженцами Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, шииты не принимают трех первых халифов, Абу Бакра, Омара и Османа, и признают единственными законными наследниками Мухаммеда только Али и его потомков. Допуская большое разнообразие в частных вопросах, касающихся ритуала, шииты достаточно единодушны в основных вопросах вероучения. Шиитов стали называть "алидами" благодаря их приверженности к Али. Фатима, жена Али, была дочерью Мухаммеда, и, поскольку у того не было сыновей, ее стали считать главой семьи после смерти пророка

Слайд 39Сунниты
правоверные мусульмане, которые считают первых трех халифов (Абу-Бекра, Омара и Османа)

законными преемниками Мохаммеда и потому признают авторитет за многочисленными преданиями о Мохаммеде (см. Сунна), возникшими или собранными при этих халифах, и установлениями, создавшимися при них. Огромное большинство мусульман — С.; они делятся на 4 толка (см. Ислам). Противники С. — шииты (см.), теперь почти исключительно персы, иранские и индийские; они считают Абу-Бекра, Омара и Османа за узурпаторов прав Алия, отвергают так наз. ортодоксальные сунны и противопоставляют им свои собственные предания (более позднего происхождения); их преданиями авторитетность придается действиям и изречениям не только пророка (как у С.), но и Алия с его потомками — имамами. Литература указана в статьях Сунна и ИсламА. Крымский

Слайд 40Кого в мире больше - суннитов или шиитов?

Доминирующей силой в 1,2-миллиардной

"умме" - мусульманском населении мира - являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира - несмотря на призывы к мусульманскому братству - существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

Слайд 41Ваххабиты
Ваххабизм - учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в

рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.
Основа ваххабизма - идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам - например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты - и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.
Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.
Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем - официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов. Многие радикальные ваххабиты участвовали в войне в Чечне.

Слайд 42Хариджиты
Это сектантское направление в исламе. Они выступают за равноправие всех мусульман.

Просуществовали недолго. Им на смену пришли фундаменталисты, которые призывают вернуться к «сути» ислама.

Слайд 43Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика