Слайд 1Религиозные правовые семьи
Янчева Анастасия и Мошева Анастасия, 2курс, БРО153
Слайд 2Мусульманская правовая семья
Слайд 3Понятие «мусульманского права»
Мусульманское право представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме
волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским государством.
Шариат составляет мусульманское право.
Слайд 4Источники мусульманского права
Коран
Основные положения:
-
положения о несравненном могуществе, абсолютной власти и авторитете Аллаха
- положения о чистоте и неприкасаемости мусульманской веры
- положения, рассматриваемые в сугубо юридическом плане
Слайд 52. Сунна
- своеобразный итог толкования Корана
- как и Коран, не содержит ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон
Слайд 6
3. Иджма
- выступает в качестве своеобразного способа восполнения пробелов
в мусульманском праве в тех случая, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.
Слайд 7
4. Кияс
- рассуждение в области права по аналогии
5.
Обычаи
Слайд 8Суверен в мусульманском праве
Государство в лице суверена-монарха не может творить право.
Суверен это не господин, а слуга права.
Суверен лишь издает административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия
Все принимаемые сувереном акты не должны нарушать традиций и требований ислама, противоречить им
Слайд 11Понятие «иудейского права»
Право, сформированное древними обычаями религиозных иудеев, «правом их земли»
.
Система «юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев и их верований».
Система обычных религиозных норм и соответствующих религиозно-этических принципов, сложившихся на протяжении многовековой истории развития еврейского народа традиций, многочисленных толкований Талмуда и др. священных книг и писаний.
Слайд 12Историческое своеобразие иудейского права
Многочисленные изменения
Неоднозначное толкование норм, принципов и положений
Противоречивый характер
становления и развития (внешние и внутренние факторы влияния, например раздробленность)
Слайд 13Особенности иудейского права
Императивный характер
Многофункциональность
Ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на
израильское общество
Целевой (национальный и социальный) характер
Сочетание религиозной правовой системы со всеми остальными элементами израильской правовой системы
Особые источники права и принципов
Слайд 14Принципы иудейского права
Иудейское право – главный источник законодательства.
Принцип органического сочетания
религиозного начала с этническим и с национальным началом.
Принцип мессианства и богоизбранности иудейского народа.
Принцип четкости и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей
Слайд 155. Принцип поддержания верности Богу, истинной вере и своему народу.
6. Принцип
кровной мести
Слайд 16Источники иудейского права
Талмуд
Религиозные обычаи и традиции
Наследие
Доктрина
Слайд 18Понятие «индусского права»
Индусское право — совокупность религиозных, нравственных и
правовых норм, сложившаяся на основе религии индуизма и поддерживаемая государством.
Это система норм (большей частью моральных, религиозных и традиционных). Не является национальным правом.
Слайд 20История
Возникло более 4 тыс. лет назад
Концепция риты – космического
порядка (естественного порядка космоса). Нормы (правила) существуют на уровне мегамира, они естественны (люди – часть космоса)
Повелителей среди людей нет, есть боги в едином космическом пространстве
Слайд 21«Веды»
Древнеиндийские памятники 2ого тысячелетия до н.э., сборники религиозных песен, молитв,
гимнов
В «Ведах» обосновывается деление общества на четыре варны (касты, сословия)
Слайд 22Варны
Брахманы (жрецы)
Кшатрии (воины)
Вайшии (земледельцы ремесленники торговцы)
Шудры (представители нижнего
слоя общины)
Изгои общества – кастой неприкасаемых, выполнение наиболее тяжёлых и непрестижных работ
Слайд 23Источники индусского права
Божественно предустановленный для различных варн закон, долг, обычай,
правило поведения, которому члены этих варн должны следовать
Дхармашастры – сборники дхарм ("Законы Ману", "Законы Яйнавалка", "Законы Нарада")
Нибандхазы — сборники комментариев к дхармашастрам, составленные в XII—XVII вв.
Слайд 24Отличительные признаки
Признание и почитание вед как высшего источника и основы индусской
философии
Дух терпимости и доброжелательности, что основано на осознании многогранности правды
Признание великого ритма периодов созидания, развития и распада в бесконечном и последовательном мировом круговороте
4. Вера в реинкарнацию (перевоплощение) и предшествующие рождения
Слайд 255. Признание множественности средств и путей к спасению.
6. Можно не делать поклонения
богам, но если оно есть, оно может иметь разные формы.
7. Индуизм не связан с какой-либо переработанной философской концепцией, он допускает использование различных из них.
Слайд 27Понятие «конфуцианства»
Конфуцианство - в большей степени философская система, чем религиозная,
и ориентирована прежде всего на поиски справедливого устройства общества и государства. Поэтому идеи конфуцианства (с их преследованиями и запретами) больше отразились в публичном праве, чем в частном
Слайд 29Основные положения
Призывал соблюдать правила (т. е. правовые нормы) и церемонии
(ритуалы)
При соблюдении справедливости государство идет по дао — верному пути. Оно должно помогать бедным и не обогащать богатых
Человеколюбие и справедливость —суть добродетельного государственного управления.
древний мыслитель, философ Китая. VI—V вв. до н. э.
Слайд 30Государственное управление
по продовольствию
по товарам,
по жертвоприношениям
по общественным
работам
по просвещению
по судебным ведомствам
по приему гостей
по военному управлению
Слайд 31Историческое развитие и применение
В III в. до н. э. были
сожжены его книги и запрещено его учение
Во II-I вв. до н. э. при императоре У-ди была введена экзаменационная система для государственных служащих
В VII в. н. э. некоторые идеи Конфуция вошли в Кодекс уголовных установлений династии Тан, в более полном объеме - в Свод законов великой династии Мин (XIV в.)
Слайд 32Сегодня
Действующая Конституция 1982 г. закрепляет принципы социализма. Вместе с тем
в ее некоторых статьях можно обнаружить следы гуманистического учения Конфуция (ст. 24 о воспитании, о разработке правил для разных категорий населения города и деревни)
Временное положение о государственных служащих 1993 г. устанавливает необходимость проведения для них «открытых экзаменов»