Слайд 1 Международный день коренных народов мира (International Day of the
World's Indigenous People), отмечаемый ежегодно 9 августа, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН. Коренными называют народы, которые жили на своей земле до формирования нынешних границ и прихода переселенцев из других мест. Их еще зовут аборигенами или автохтонами.
Вынужденные интегрироваться в технологическое и промышленное общество, коренные народы и их культуры оказались под колоссальным давлением, и перед нами теперь стоит важнейшая задача – сохранить, приумножить и распространить те знания, традиции и культурное наследие, которые с таким трудом сохранялись веками.
В рамках данной презентации мы познакомим вас с литературой, которая поможет лучше узнать жизненный уклад, включающий такие основные элементы, как родство, язык, экономическая организация, жизненный опыт, религиозная картина мира, а также традиционные системы знания коренных народов Ямала.
Слайд 3Ненцы
Селькупы
Манси
Ханты
Ненцы
Ханты
Коми
Слайд 4Ненцы – наиболее крупный этнос среди коренных малочисленных народов Ямала. Ко
времени присоединения к России ненцы вели кочевой и полукочевой образ жизни. История происхождения народа дискуссионная. Одни исследователи предполагают, что ненецкий этнос сформирован взаимодействием южно-сибирских пришельцев и местного, полулегендарного населения – сихиртя. Другие считают, что ненцы в виде дальних предков постоянно присутствовали на севере Западной Сибири. Процесс формирования народа занял несколько столетий, предположительно это II – XVII века. Традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей территории их проживания является охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.
Археологические находки подтверждают, что население Ямала в далеком прошлом имело приемы ведения хозяйства, присущие современному ненецкому населению региона.
Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры. Говорят на ненецком языке, имеющем 2 диалекта, которые распадаются на говоры.
Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я' -небя - "Мать земля" - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.
Слайд 5Как известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни
большой радости. Это — день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи — свадьба. День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как проходили его именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок, одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды.
Каких-либо особых своих праздников, кроме более или менее определенных периодов (но не дней) жертвоприношений, связанных с оленеводством и промыслами, не имелось. В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали отмечать некоторые из православных праздников, связывая их с периодами своего оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю):
25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к
отельным местам);
9 мая – Николя яля (начало ледохода);
29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
20 июля – Ильин яля (середина лета);
15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
1 сентября - Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).
Слайд 6Ханты – принадлежат к угорской ветви финно-угорской семьи языков. Этнографы считают,
что на территорию Нижнего Приобья ханты пришли из южных районов Сибири примерно в XIV – XV веках. Этнонимы "ханты" образованы от самоназвания народа хантэ. В качестве официальных названий был приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации народ ханты называли остяками. По всей вероятности, в генезисе ханты (и шире — обских угров) доминировали два компонента: южные, собственно, угорские группы и северное таёжное население. Южные группы происходили из южнотаёжных, лесных и лесостепных зон Западной Сибири, они принесли на Север некоторые материальные и духовные элементы коневодческой культуры. Для северного таёжного населения был характерен архаичный охотничье-рыболовный уклад и сопутствующие ему черты духовной культуры.
Для религиозных воззрений характерны анимистические, в том числе поклонение фратриальным и семейным духам-покровителям, и тотемистические представления, промысловый культ, шаманизм. У ханты развито почитание предков фратрий и генеалогических групп, особенно медведя — предка фратрии Пор. На традиционной религиозной системе отразилось влияние христианства, Элементы образа св. Николая были перенесены на образ Мир-Суснэ-Хума, младшего сына главного божества Торума, последний, в свою очередь, приобрёл некоторые черты всеобщности. В целом, культурно-бытовой уклад нижнеобского хантыйского населения характеризуется сохранением национальных особенностей. Ханты на территории ЯНАО проживают, в основном, в Шурышкарском и Приуральском районах. Статистические данные по Всероссийской переписи по народу ханты на 2002 год по ЯНАО составили 8760 человек. Перепись населения 2010 года показала численность населения народа 9489 человек
Слайд 7 Вороний день
Как известно, привычный для нас Новый
год ханты не отмечают. Для них начало года – это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы – вороны.
Ворона – первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев.
В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки, заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапы. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.
Медвежьи игрища (обряд погребения медведя)
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. Он олицетворяет справедливость, хозяина тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды. Шкуру медведя свёртывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и её вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Слайд 8 Праздник Трясогузки (вурщих хатл) - это весенний праздник народа
ханты. Для северных народов небольшие и быстрые птички трясогузки являются вестниками Красной весны и Большого света. Мы все помним особенности климата на Севере, поэтому момент перехода от темноты к свету для северных народов очень важен. Когда прилетают первые трясогузки, начинается праздник.
В качестве торжественного мероприятия на площади селения устраивается своеобразный пир. На большом длинном столе расставляются угощения, среди которых в обязательно присутствуют фигурки трясогузок из теста и каша саламат с кедровыми орешками. На пир собираются все жители селения.
Когда все собрались, самая старшая женщина произносит ритуальную фразу: «Прилетела наша весенняя птица - Трясогузка! Прилетела священная пташка - зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой полнятся, а леса – зверями».
После этих слов девочки исполняют танец Трясогузки, имитируя характерные для этой птички движения.
Слайд 9Селькупы – народ самодийской группы уральской языковой семьи. Сведения о них,
как до прихода в Сибирь русских, так и в дореволюционный период, скупы. Фактически, селькупы открыты в 30-е годы XX века этнографами Г.Н. и Е.Д. Прокофьевыми. По гипотезе ученных, селькупы сформировались в результате взаимодействия самодийских племен и населения таежного междуречья Оби и Енисея. Ранее селькупы жили в районе среднего течения Оби, где занимались охотой, рыболовством и оленеводством. В XVII веке часть селькупов переселилась на реки Таз и Турухан. Название «селькупы» происходит от «соль куп», «шоль – куп», что означает «таежный человек».
На юго-востоке округа, в бассейнах рек Пур и Таз, проживают селькупы. Они образуют северную (Тазовско-Туруханскую) группу. Этногенез их чрезвычайно сложен, но достаточно чётко выделяются два пласта — угорский и самодийский. Северная группа сформировалась довольно поздно, примерно в XVII в., после того как под давлением соседей селькупы переселились с Кети и Тыма на Таз. Во время освоения Тазовско-Туруханского региона они в значительной степени модернизировали свой экономический и бытовой уклад в соответствии с более суровыми, чем на их прародине, природными условиями. Прежде всего это связано с усилением значения оленеводства (как таёжного, так и тундрового), заимствованного у энцев и ненцев, и с переходом на более подвижный образ жизни. Основным типом жилища становится, вместо прежней бревенчатой землянки, переносной чум; основным транспортным средством наряду с традиционной лодкой — нарты. Доминирующие отрасли хозяйства — рыболовство, охота (в том числе охота на пушного зверя). Подсобное значение играет собирательство. Основу пищевого рациона составляют рыба, боровая и водоплавающая дичь. От русских селькупы переняли хлеб, чай, соль, крупы, молоко. Зимняя одежда изготовлялась из шкур зверей, оленей, летняя — из крапивного холста. В XIX в. распространилась покупная одежда, заимствованная у русских.
Статистические данные по Всероссийской переписи по народу селькупы на 2002 год по ЯНАО составили 1797 человек. Перепись населения 2010 года показала численность населения народа 1988 человек.
Слайд 10 Обряд оживления бубна, или на олене за облака
Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана — это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо. Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время для проведения обряда было выбрано не случайно.
Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми. Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Ее кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.
По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достает».
Слайд 11Каждый род селькупов имеет свой определённый тотем, будь то птица либо
животное. Основными главенствующими родами среди селькупов были два рода, Кедровки – косырыль тамтыр, Орла – лимбыль тамтыр. Человек из определённого рода не имел права убивать и охотиться на тотемное животное своего рода, так как это считалось большим грехом. Но самым важным тотемным животным среди всех селькупских родов являлся медведь. Медвежьему культу подчинялись все селькупские роды без исключения. Таким образом селькупы (в отличие от хантов и манси)
на медведя не только не охотились, но не решались добить его даже в тех случаях, когда он сам попадал в естественную ловушку, например в глубокую яму. Убить медведя, по обычаям селькупов, можно было лишь в том случае, если он "сам пошел" (напал) на человека. Селькупы считают, что человек после смерти перевоплощается в медведя. Отсюда и особое к нему отношение.
***
Праздники, обряды и обычаи коренных народов Ямала глубоки и многогранны, знания о жизни и природе тянутся из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение. Что мы знаем о них? Не многое. Тем, кто желает поближе узнать о происхождении, о культуре и обычаях коренных ямальцев, мы предлагаем познакомиться с литературой, в полной мере раскрывающей удивительный мир народов севера.
Слайд 12 Арктика – мой дом
Книга рассказывает о народах, во многом сохранивших
вековой традиционный образ жизни в суровых условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Арктики. Каждая страница энциклопедии дает возможность прикоснуться к тысячелетнему опыту организации жизни человека в высоких широтах земного шара, к той тайне, которой владеют северные народы, нашедшие способ жить в гармонии и единстве с природой.
Книга для детей среднего и старшего школьного возраста.
Природа в традиционном
мировоззрении ненцев
В монографии рассматриваются традиционные представления и обряды ненцев, связанные с природой, формы почитания окружающей среды, табу в защиту природы, сакральный аспект народной медицины. Приложен значительный словарный материал, связанный с темой книги. Работа подготовлена на основе опубликованных источников и полевых материалов автора.
Слайд 13Кочевники тундры:
ненцы и их фольклор
В книге представлен «феномен ненцев» – истоки
самобытной и жизнестойкой северной культуры. В первой части обоснованы оригинальные авторские версии происхождения и этнической истории ненцев в свете новейших данных археологии и этнографии. Вторая часть состоит из собранного автором фольклора – сказители-ненцы сами говорят о своей этнокультурной истории. Книга необычна авторской подачей фольклора – устная традиция выступает здесь не в качестве изучаемого материала, а в своей изначальной роли как свода знаний о народе. Сказания распределены по темам, образовавшим главы второй части книги и являются не приложением, а полновесным продолжением этнической истории ненцев, начатой в первой части. Текст дополнен визуальным рядом авторских фотографий. Разделы книги представлены в последовательности, удобной для русского и русскоязычного читателя. Вначале идет трехглавие научной традиции, затем семиглавие устной традиции. Завершают книгу мифологический словарь и глоссарий.
Книга предназначена для этнографов, фольклористов, археологов, историков и всех интересующихся культурой Севера.
Слайд 14Говорящие культуры:
традиции самодийцев и угров
Книга посвящена этнографическому описанию культур коренных
народов Северо-Западной Сибири – ненцев, селькупов, хантов, манси. Она основана на полевых материалах автора, собранных в ходе многолетних работ в отдаленных уголках тайги и тундры. Изложение построено так, что культуры через посредство автора-толкователя «сами говорят о себе». Темами разговора являются войны и вожди, вещь и пространство, природа и живое время, обряды и боги. В центре повествования человек с его традиционной философией жизни.
Книга предназначена для этнографов, культурологов, археологов, историков и всех интересующихся образом жизни и мировоззренческими традициями народов Севера.
Слайд 15История и культура хантов
Издание посвящено одному из народов Крайнего Севера.
В него вошли материалы обобщающего характера по разным проблемам истории и национальной культуры хантов. Авторы поднимают остродискуссионные проблемы происхождения и социальной организации, обобщают собственный или чужой опыт изучения религии и изобразительного искусства; кроме того, здесь впервые подробно рассмотрен вопрос хантыйского стихосложения.
Издание предназначено для этнографов, археологов, религиеведов, искусствоведов, поэтов, краеведов и всех интересующихся историей, искусством и бытом народов Севера.
Знакомьтесь: Ханты
В книге рассматривается традиционная культура одного из древних народов Сибири. Проанализированы хозяйственная, социальная и духовная сферы культуры, их место в современной жизни народа. Дана история изучения хантыйского этноса отечественной и зарубежной наукой.
Слайд 16История Ямала
В книге дана комплексная характеристика жизнедеятельности уникального арктического региона
с глубокой древности до позднего Средневековья, включающая такие значимые аспекты, как формирование моделей освоения человеком северных широт, систем хозяйственной и биологической адаптации, взаимовлияние культур в широтном и меридиональном направлениях, механизмы сохранения и передачи этнических традиций. Представлена богатая и своеобразная традиционная этническая культура, созданная коренными народами Западной Сибири и являющаяся важной частью не только регионального и российского, но и мирового историко-культурного наследия.
Издание предназначено для историков, археологов, этнологов, регионоведов, всех интересующихся прошлым Ямальского Севера.
Слайд 17Коренные малочисленные
народы севера Ямала
На крайнем севере Западной Сибири в
Ямало-Ненецком автономном округе веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, ханты, селькупы. Их самобытная культура, традиционный образ жизни и хозяйствования представляют не только исторический и этнологический интерес, но и большую практическую ценность для всего человечества, поскольку изначально в них заложены принципы философского, бережного отношения к природе, разумного использования ее ресурсов. Издание рассказывает о прошлом и настоящем коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа, о мужественных и красивых людях, которые на «заре времен» первыми начали осваивать высокие широты российской Арктики.
Слайд 18Культовые памятники Ямала.
Хэбидя я
В книге представлены результаты исследований автора,
связанных с традиционным мировоззрением ненцев. Особое внимание уделяется такому феномену духовной культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера, как их культовые места, а также культовой скульптуре и национальным захоронениям. Автор не только раскрывает традиционные религиозные взгляды ненецкого народа, но и дает своеобразные описания языческих святилищ и сакральных мест. При этом описания святилищ даются в тесной взаимосвязи с описаниями окружающей природной среды во всем ее многообразии, что позволяет внимательному читателю почувствовать «дух места». В книгу вошли репродукции художественных работ автора, полевые зарисовки, записанные им тексты легенд о культовых местах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Издание рассчитано на специалистов – археологов, географов, этнографов, историков, краеведов, художников, а также всех, кто интересуется традиционной культурой коренных малочисленных народов Севера Сибири.
Слайд 19Шаманы и боги
Жизнь каждого народа так богата и разнообразна, что
даже очень внимательный наблюдатель открывает для себя лишь отдельные сферы деятельности людей другой культуры. Предлагаемая работа является попыткой расширить существующие представления о религии ненцев. Автор сосредотачивает свое внимание на ненецком шаманизме, так как шаманская практика была главной сферой религиозной жизни ненцев и отражала в ритуальных действиях важнейшие черты традиционного мировоззрения народа.
В книге известного ненецкого художника дана характеристика шаманства в системе традиционной ненецкой культуры, показано его место и значение в жизни народа. Рассмотрены иерархия богов и духов, социальная роль шаманов, их положение в обществе, влияние на общественную жизнь.
В книгу вошли репродукции авторских картин, созданных в конце 1980-х и в 1990-х годах в основном по мотивам произведений ненецкого фольклора, а также записанные автором тексты легенд и шаманских песен, отражающих древнее мировосприятие ненцев.
Издание адресовано этнографам, искусствоведам, художникам, а также всем, кто интересуется традиционной культурой и современным художественным творчеством ненецкого народа.
Слайд 20Мифы и предания ненцев Ямала
В книгу вошли произведения ненецкого фольклора,
собранные известным ненецким художником и этнографом в экспедициях по Ямалу в 1984–1997 гг. Издание продолжает и углубляет исследования, начатые автором в книге «Шаманы и боги». Сборник отличается разнообразием жанрового состава, включает уникальные записи на ненецком и русском языках. Часть текстов связаны с религиозными обрядами, это в основном жертвенные молитвы, шаманские песни (самбдабц). Отдельный раздел составляют мифы и священные мифические сказания о создании мира, о божествах, духах. Включены в сборник предания о происхождении священных мест, а также предания о сихиртя. Большое место занимают эпические песни (сюдбабц, ярабц), героические или богатырские сказания.
Внимательный читатель найдет в этой книге много интересного. Тексты сопровождаются списком литературы, словарем мифологических терминов, списком информантов, сокращениями. Красочные иллюстрации, выполненные автором, прекрасно дополняют издание.
Книга адресована историкам, филологам, этнографам, краеведам и широкому кругу читателей.
Слайд 21Коренные малочисленные
народы Севера Ямала
В очерке представлена история и современное состояние
бытия, традиционного хозяйства и культуры коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа, их социально-экономическое развитие в начале XXI века. Книга адресована читателю, интересующемуся историей коренного населения Крайнего Севера Западной Сибири. В книге использованы материалы:
- Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, Салехард;
- Окружного общественного движения Ассоциации коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямал — потомкам!», Салехард;
- Фондов Окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского (ОМВК), Салехард;
- Фондов Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (ТГИАМЗ), Тобольск;
- Фондов Государственного архива социально-политической истории Тюменской области (ГУТО «ГАСПИТО»), Тюмень.
Слайд 22Кочующие через века
Книга написана учеными, посвятившими свою жизнь исследованиям оленеводства и
этнической культуры тундровых ненцев. Основанная на собственных исследованиях авторов, данная работа – попытка творческого синтеза естественно-биологических, технологических, исторических и народных знаний о северном оленеводстве в контексте его особого культурообразующего значения для ненцев и других аборигенных народов Крайнего Севера. Книга освещает современное состояние северного оленеводства, жизнедеятельность кочевников-оленеводов, дает феноменологическую оценку их мировоззрения. Текст сопровождается и заключается русско-ненецким словарем основных терминов, применяемых в оленеводстве. Книга представляет интерес не только как научное и научно-популярное издание, но и в качестве учебного пособия для учителей средних школ, преподавателей и студентов ссузов и вузов Крайнего Севера в предметах культурологического, краеведческого, биологического, зоотехнического циклов. Материалы книги могут быть использованы при проведении этнологической экспертизы промышленных проектов на территориях традиционного природопользования.
Слайд 23Путешествие в мир оленеводов
В книге изложены наблюдения и впечатления о
работе оленеводов. По каждому региону дается породная характеристика оленей, подробно описывается традиционная система их содержания и выпаса, приводятся этнические особенности использования северных оленей. Автор знакомит с оригинальными экологическими календарями оленеводческих народов, рассказывает об их жилище, одежде и кухне. Приводится мозаика интересных материалов из жизни отдельных народов и этнических групп. Затрагивает автор и вопросы миропонимания у аборигенов Севера.
Книга рассчитана на специалистов оленеводства, ученых-североведов, этнологов, биологов, преподавателей и студентов. Её можно рекомендовать в качестве книги для чтения ученикам средних школ Крайнего Севера.
Слайд 24Ненецкие сказки и эпические
песни сюдбабц", ярабц"
Материальная и духовная культура ненцев,
складывавшаяся в течение многих тысячелетий, подверглась сравнительно небольшим изменениям в последние столетия. Этому способствовал кочевой образ жизни, занятия оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Поэтому ямальские ненцы имеют богатейшие фольклорные традиции, бытующие до сегодняшних дней, сохраняют свою национальную самобытность, свой язык. В сборник вошли мифы-сказки и эпические песни, собранные по архивным материалам, частным библиотекам, записанные от сказителей – хранителей народного творчества. Тексты имеют большую научную ценность для изучения языка народа, так как язык фольклора является образцом словесного искусства.
Сборник предназначен для фольклористов, лингвистов, этнографов и краеведов. Кроме того, сборник будет чрезвычайно важным источников для исследователей сравнительного религиоведения. Издание может служить практическим пособием для преподавателей родных языков вузов и студентов педагогических колледжей, учителей национальных школ и работников культуры. С большим интересом прочтет свои сказки и эпические песни тундровое население.
Слайд 25Ненцы Ямала:
кочевники и хранители традиций
В монографии исследуются этнокультурные и социально-экономические
процессы аборигенных народов Тюменского Севера. Показаны разносторонние и разновременные связи ненцев с другими народами Севера и сопредельных регионов, проанализированы последствия этих контактов – распространение двуязычия, утрата национальной самобытности, рост межэтнических браков и т. д. Сравнительный анализ компонентов культуры аборигенных народов Севера широко иллюстрируется данными исторических материалов.
Рассматривается влияние интенсивного промышленного освоения региона на традиционное хозяйство и образ жизни ненцев Ямала; анализируется современное состояние традиционного северного промыслового хозяйства, определяются перспективы его развития; степень готовности северных этносов к экономической реформе и их ориентации в сфере традиционной занятости.
Данное издание подойдёт для этнографов, социологов, историков, краеведов и всех интересующихся культурой аборигенных народов Тюменского Севера.
Слайд 26Ненцы: уроки предков
Книга посвящена использованию народной педагогики ненцев в воспитании
детей и предназначена для учителей ненецких школ. Пособие состоит из двух частей. Первая часть содержит теоретические сведения по этнопедагогике ненцев, вторая – программу и примерные уроки факультативного курса «Уроки предков» для начальной школы.
Книга может быть использована для совершенствования работы школ-интернатов семейного типа, кочевых садов-школ, специальных образовательных учреждений.
Северные ханты: этническая история
Книга посвящена исследованию этнической истории северных хантов. На основе архивных источников и собранных в ходе многочисленных экспедиций полевых материалов раскрывается специфика, факторы и механизмы формирования северохантыйской общности. Впервые этническая история хантов Нижнего Приобья представляется одновременно в нескольких (историческом, этнодемографическом, этносоциальном, культурно-хозяйственном) измерениях. Книга предназначена для этнографов, археологов, историков и всех интересующихся историей.
Слайд 27Ненцы в истории
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ненецкому народу посвящено немало книг и
статей, написанных историками, этнографами, археологами, лингвистами. Вместе с тем в истории Обского Севера и Ямало-Ненецкого автономного округа есть еще немало «белых пятен». В сложной цепи событий, к которым был и остается причастен ненецкий народ, имеются неясные и дискуссионные моменты. Авторы пособия предприняли попытку выделить основные события, определить их причину и последствия, ответить на некоторые вопросы. На страницах издания отражены наиболее важные, значимые события далеких дней и современности далекого северного края, тесно связанные с историей древнего народа.
Книга адресована учителям и учащимся школ, гимназий, колледжей, изучающим факультативные курсы «Ненцы Ямала», «История Ямало-Ненецкого автономного округа», а также всем, кто интересуется судьбой одного из самобытных народов России и истории родного края.
Слайд 28Философия Севера
В монографии обосновано выделение философии Севера как способа бытия мировой
философии. Философия Севера тематизируется на материале взглядов на положение и будущее коренных малочисленных народов Севера, представленных в мировой философии. Показано, что рассматриваемые образцы философской рефлексии по поводу Севера и проживающих на его территории коренных народов можно рассматривать как пролегомены к основоположениям северной философии, эвристический потенциал которой будет возрастать по мере обострения глобальных противоречий современности.
Книга адресована философам, социологам, культурологам, исследователям в области национальной политики, специалистам органов государственной власти и управления, представителям организаций коренных малочисленных народов Севера.
Слайд 29Картина
мира
В книге рассматриваются фольклорные материалы – образцы песенного и
песенно-прозаического (речитативно исполняемого) эпоса (сюдбабц, сюдбабцарка, ярабц, ярабцарка, хынабц и лаханако), собранные на территории современных Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Ханты-Мансийского (Югры) автономных округов. Фольклорные публикации разных лет, а также собственные полевые записи автора анализируются в соотношении с реальными мировоззренческими представлениями профанного мира и знаниями людей круга «посвященных» и «приобщенных» (шаманов и близким им лиц). Исследование сфокусировано на выявлении картины мира – описаниях Вселенной и ее обитателей – представленных, с одной стороны, в фольклоре, с другой – в мировоззрении наших современников.В работе отображены новые материалы сакральной сферы (ритуалы с бубном) и бытовой традиции ненцев, сопряженной со священными знаниями (феномен хасавадёва; жилище как воплощение Сакральной Вселенной), предложен анализ уникальных представлений о живом Слове, отраженных в произведениях фольклора.В приложении даны два эпических текста на ненецком и русском языках. Это позволит читателю войти в мир фольклорной фантазии ненцев. Монография богато иллюстрирована фотографиями из собрания автора.
Книга предназначена для фольклористов, этнографов, историков, археологов, студентов гуманитарных специальностей, а также для всех интересующихся духовной культурой народов Севера.
Слайд 30Северная энциклопедия
"Северная энциклопедия"- первый в истории книгоиздания универсальный свод информации, посвящённой
Северу России и соседям по арктическому региону. Более 4500 статей содержат материалы и сведения о северных территориях, природе, географических объектах, ресурсах, отраслях экономики Российского Севера, о населяющих его народах, в частности коренных малочисленных этносах, о многовековой истории и богатейшей культуре региона, его выдающихся людях. В книге около 500 чёрно-белых иллюстраций, а так же три блока цветных: география (карты и картографические материалы) природа, одежда коренных народов Севера. "Северная энциклопедия" выходит на русском и английском языках, в комплекте с электронной версией на компакт-диске, дополняющем книгу 2000 иллюстраций - фотографий, репродукций, рисунков, карт и т.п., а также звуковыми образцами этнической музыки северных народов. "Северная энциклопедия" опубликована на английском языке под названием Practical Dictionary of Siberia andthe North. Руководители переводческого проекта - О.Варшавер и Н.Калошина.
Слайд 31Из глубины веков
Книга знакомит читателя с традициями и обычаями ямальских
ненцев. Увлеченно, со знанием предмета описаны хозяйство и занятия, самобытная культура, народные промыслы ненцев. Автор излагает оригинальный взгляд на происхождение письменности. Истинная любовь к своему народу, гордость за него сочетаются с тревогой и болью за будущее ненцев. В книгу вошли стихи, рассказы и сказки для детей, которые были написаны и переведены Е.Г. Сусой в разные годы. В качестве иллюстраций использованы рисунки учащихся школ округа и картина художника Г. Пуйко.
Книга рассчитана на преподавателей, школьников и широкий круг читателей.
Ямал. Грань веков и тысячелетий
Это - популярный иллюстрированный очерк истории жизни Ямало-Ненецкого автономного округа с древнейших времен. Книга на других языках: на русском и английском.
Слайд 32Описание медвежьих игрищ
сынских хантов
Издание является первой работой, посвященной мифологическому празднику,
одной из ярчайших проявлений народной культуры нижнеобских (сынских) хантов медвежьему празднику или медвежьим игрищам «Якты хот». Основой описания работы послужили полевые материалы и фотографии автора. Праздник является сакральным и доступ ко многим сторонам культового праздника для женщин закрыт. По этой причине описание «Якты хот» в настоящем издании является частичным и не претендует на полное описание. В издании рассмотрены традиционные воззрения и ритуальные, игровые, песенные действия из древнейших пластов культуры народа. Описание темы состоит из двух разделов. I раздел состоит из информации о сынских хантах, их религиозном представлении, терминологии исследования, о медвежьем празднике, о фольклоре хантов. II раздел включает непосредственно фольклорный материал – песни (20 наименований).
Слайд 33Обряды жизненного цикла
у сынских хантов
Издание является первым значительным исследованием
обрядов жизненного цикла у одного из народов Севера – хантов. Рассмотрены традиционные воззрения ритуальные действия, связанные с заключением брака, появлением человека на свет и его уходом в потусторонний мир. В основу книги положены материалы автора, которая сама является носительницей языка и культуры изучаемого народа.
Издание предназначено для этнографов, религиоведов, учителей, краеведов и всех, кто интересуется традиционной культурой обско-угорских народов.
По тропам моих предков и моего детства
Эта книга - первая попытка представить широкому кругу читателей фольклорное и культурное наследие одного из малочисленных народов нашей страны - лесных ненцев, проживающих в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России. Материалы собраны и подготовлены директором районного краеведческого музея П.Г. Турутиной - сказительницей, краеведом и знатоком устного народного творчества лесных ненцев.В книге использованы фотографии экспонатов этнографических экспозиций Окружного краеведческого музея им. И.С. Шемановского (г. Салехард) и Пуровского районного краеведческого музея (п. Тарко-Сале).
Слайд 34Шаман и его бубен
В книге представлены материалы по этнографии, фольклору
и религии лесных ненцев, проживающих в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Автором бережно собраны и восстановлены уникальные сведения о традициях, культуре и тесно переплетённых с ними религиозных верованиях и обрядах своего народа. Перелистывая страницы книги, читатель становится участником загадочных шаманских ритуалов, слышит удары бубна и песнопения шамана, сопереживает судьбе героев волшебных сказок, знакомится с традициями и жизненным укладом этого малого народа.
Книга иллюстрирована фотографиями национальной одежды, орнаментов, предметов быта лесных ненцев. Для широкого круга читателей, интересующихся культурой народов российского Севера.
Слайд 35Лесные ненцы.
Сказания земли Пуровской
В книге собраны уникальные материалы по истории,
этнографии, фольклору лесных ненцев, проживающих в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Автор – коренная ненка из древнейшего рода Айваседо, знаток народных традиций, представила читателю более тридцати сказок, легенд, преданий, шаманских песен, повествующих о создании Земли и людей, о добрых и злых духах, об истории происхождения древних ненецких родов.
Книга великолепно иллюстрирована уникальными фотографиями национальной одежды, орнаментов, предметов быта ненцев. Богатый материал, изложенный в доступной форме, поможет учителям в воспитании у подрастающего поколения бережного отношения к национальным культурным традициям, в том числе малых народностей. Предназначена для широкого круга читателей.
Слайд 36Школа детей лесных ненцев
В книге собраны разнообразные сведения о традиционном
воспитании детей в семьях лесных ненцев – неща (от рождения ребёнка до его совершеннолетия), об особенностях подхода к воспитанию девочек и мальчиков, учитывающего их место в семье и их роли в будущей взрослой жизни. Обширная подборка детских игр, назидательных сказок и преданий, издавна рассказывавшихся юным ненцам, не оставит равнодушными самых маленьких читателей и их родителей. Материал богато иллюстрирован фотографиями и рисунками, что делает это издание еще более привлекательным и интересным.
Книга будет полезна не только для историков и этнографов, но прежде всего для самих представителей народа неща, поскольку способствует сохранению исторической памяти и традиционных ценностей этой самобытной культуры.
Слайд 37Социальные нормы коренных малочисленных
народов Севера России
Каждый народ имеет такие особенности,
которые позволяют выделить его из числа всех других народов. Перечень таких особенностей, как это общепринято, всегда содержит, например, такие особенности, как национальный язык и национальную культуру, а также обычаи и традиции, сложившиеся на протяжении вековой истории народа. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера также обладают своими особенностями. К таким особенностям в первую очередь следует отнести особенности духовного мира этих народов и культурное своеобразие, их тесную взаимосвязь с природой и способность использовать традиционные формы самоорганизации и управления. Все это следует учитывать при рассмотрении всей совокупности проблем, обуславливающих современный правовой статус и положение коренных малочисленных народов Крайнего Севера, а также перспективы их развития.
В монографии рассмотрены социальные нормы в жизни народов Крайнего Севера в условиях догосударственного общества. Даны характеристики основных социальных норм в жизни коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, селькупы, гиляки), а также иных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока (камчадалы, ительмены, эвенки, нганасаны, орочи и др.). Исследованы вопросы происхождения права народов Крайнего Севера.
Авторы надеются, что настоящая монография будет способствовать дальнейшему осмыслению жизни и культуры всех северных народов как исторически сложившейся части сообщества народов Российской Федерации.
Слайд 38Традиции и инновации
в культуре ненецкого этноса
В монографии рассматривается соотношение
традиционного уклада жизни ненецкого этноса с новейшими явлениями в его культуре в течение последних десятилетий XX в. Автор книги (по отцу принадлежащая к ненецкому роду Яндо) опирается во многом на собственные знания и полевые материалы. Книга даёт ясное представление о процессах, происходящих в жизни древних северных этносов на рубеже тысячелетий. Для широкого круга читателей.
Ненцы.
Традиционная культура. Хозяйство
Альбом призван показать яркую, самобытную культуру ненцев, сохранение которой зависит от бережного отношения к природе и традициям коренного населения.
Слайд 39Сборник ранних научных статей
В книге большое внимание уделено культурному наследию
ненецкого народа. Речь идет о традиционной кочевой культуре ненцев и их взаимоотношениях с народами ханты и коми. Автор пишет об особенностях материальной и духовной культуры Тиманской и Канинской тундры Ненецкого автономного округа, Архангельской области. Новая работа ценна тем, что большинство культурных явлений, о которых идет речь, автор воочию наблюдала во время научно-исследовательских экспедиций в 50-70-х годах прошлого столетия. Важно и то, что прежде чем многие культурные традиции стали стремительно исчезать из повседневной жизни оседлых ненцев, Людмиле Хомич удалось зафиксировать их и описать с научной точки зрения. В новой книге даются ответы на многие спорные вопросы, связанные с терминологией, значением литературного языка, брачными отношениями и религиозным мировоззрением ненцев.
Слайд 40Тазовские селькупы
В книге в популярной форме рассказывается об одном из
малочисленных народов Севера — селькупах. Читатель узнает много интересного о его происхождении, материальной и духовной культуре. Книга адресована широкому кругу читателей.
Ненцы
Книга представляет собой описание этнографии ненцев - одного из народов самодийской группы. Автор - крупнейший специалист в области этнографии самодийских народов, ученица известных этнографов 1930-х годов Г.Н.Прокофьева и Г.Д.Вербова, прекрасно владевшая ненецким языком.
Слайд 41Первый свод универсальных знаний о Ямало-Ненецком автономном округе. В трех томах
энциклопедии даны разноплановые реалии, явления и процессы - от географического положения и природных ресурсов до быта и обычаев народов, населяющих ЯНАО, от истории газонефтеразведки до биографий заслуженных учителей и врачей, от упоминания территории в памятниках письменности до практики современных центров детского творчества...
В четвертом томе энциклопедии «Ямал» нашли отражение социально-экономические и производственные приоритеты в развитии автономного округа в первые пять лет третьего тысячелетия, представлены имена достойных представителей региона, наиболее активно проявивших себя во всех сферах жизнедеятельности Ямала и внесших вклад в его развитие. Как и в предыдущем трехтомнике, материал изложен в форме научно-популярного универсального издания.
Статистическая информация в четвертом томе энциклопедии «Ямал» приведена по состоянию на 01.12.2005 г., а в отдельных материалах – на 01.06.2006 года.
Ямал
Слайд 42Арктика - мой дом
Электронная версия Полярной энциклопедии Школьника серии –
«Арктика – мой дом» впервые в мировом книгоиздании популярно рассказывает о природе, климате, океане, его материках, ландшафтах, об экологии и биологии тундровых растений, о животном мире моря и тундры – «Природа Севера Земли», о происхождении северных народов, этнических типах, языковых группах, местах расселения, культурных и промысловых традициях, верованиях – «Народы Севера Земли», о подвиге арктических исследователей всех времён и народов: биографические сведения, хрестоматийные тексты, архивные документы – «История освоения Севера в биографиях знаменитых людей».
До 500 цветных иллюстраций в каждом выпуске, они рассчитаны на юношество и широкий круг читателей.
[Электронный ресурс] : популярная энциклопедия школьника. - М.: Северные просторы, 2001. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM PS совместимый компьютер 486 и выше , Windows 95 и выше. Устройство для чтения CD-ROM. Установленный пакет Adobe Acrobat Reader v.3 и выше. - ISBN 5-87098-027-7 (в кор.).
Неща (Лесные Ненцы)
Электронное издание об истории, материальной и духовной культуре народа неща – лесных ненцев, которые проживают на юге ЯНАО Тюменской области.
150 страниц текста, более 400 фотографий, интерактивная модель чума – жилища лесных ненцев, познакомят Вас с образом жизни одного из самых малочисленных коренных народов Севера.
[Электронный ресурс]. - [Б. м. : б. и.], 2003. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM] : текст. . - Загл. с этикетки диска. - (В кор.).
Слайд 43День оленевода.
Ненецкий календарь.
«О древней культуре ненцев, живущих на крайнем севере
России, рассказывают короткометражные по объёму, но очень масштабные по содержанию фильмы студии «Илебц», открывая зрителю целый мир, так мало знакомый людям, живущим по европейским стандартам». Видеосборник [Электронный ресурс] : Первый фильм из проекта "Ненецкий календарь". - [Б. м.] : Илебц, 2007. - эл. опт. диск (DVD-ROM). (55мин.).
Открытые соревнования оленеводов на Кубок Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. - [Б. м. : б. и.], [200?]. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).
Слайд 44Ненцы. Уроки предков
Содержание : Колыбель : о первом знакомстве люлечного
ребенка со своей семьей, братьями и сестрами, оленями и лайками ; Отцы и дети : о раздельном воспитании мальчиков и девочек в тундре ; Звон тынзяна : о главном орудии оленевода - аркане, символе доблести и мужественности ; Мой друг лайка : о терпеливом, выносливом, и верном друге взрослых и детей - оленегонной лайке.
Электронное издание посвящено использованию народной педагогики ненцев в воспитании детей и предназначена для учителей ненецких школ.
Диск может быть использован для совершенствования работы школ-интернатов семейного типа, кочевых садов-школ, специальных образовательных учреждений. [Электронный ресурс] . - Салехард : Ханавэй, 2006. - эл. опт. диск (DVD-ROM).
Северная энциклопедия
«Северная энциклопедия» - первый в истории книгоиздания универсальный свод информации, посвящённый Северу России и сосед и соседям по арктическому региону. Более 4500 тысяч статей содержат материалы и сведения о северных территориях, природе, географических объектах, ресурсах, отраслях экономики Российского севера, о населяющих его народах, в частности коренных малочисленных этносах, о многовековой истории и богатейшей культуре региона, его выдающихся людях.
[Мультимедиа : Электронный ресурс] . - Москва : Европейские издания: Северные просторы, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM]. - Систем. требования: ПРОЦЕССОР PENTIUM II 300 Мгц или выше; Оер. память 64 Мb; Свободное место на диске 50 Мb; Разрешение экрана 1024х768, Звуковая карта; Мышь; ОС Windows 2000/XP. - (в кор.).
Слайд 45Краткий информационный справочник о финно-угорских и самодийских народах [Текст] / Сост.
П. Симпелев, О. Лапшина. - [Б. м. : б. и.], 2008. - эл. опт. диск (DVD-ROM).
Уральская семья
народов
Краткий информационный справочник о финно-угорских и самодийских народах (дополненная версия) [Текст : Электронный ресурс] / сост.: О. Лапшина, О. Митюшев. - [Б. м. : б. и.], 2008. - эл. опт. диск (CD-ROM).
Финно-угорские и
самодийские народы.
Краткий информационный справочник о финно-угорских и самодийских народах.
[Электронный ресурс]. - [Б. м. : б. и.], [200?]. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Финно-угорский мир
Слайд 46Мир горожанина, даже образованного, гораздо одномернее, суше и чем-то бездуховнее, чем
мир человека, сохранившего ценности традиционной культуры. Этот фильм попытка рассказать о жизни ненцев в сравнении и восприятие человека городского. В то же время авторам было важно донести мысль о том, что для ненцев, живущих здесь более тысячи лет, Ямал – родной и единственный дом, впрочем, каким он становится и для освоителей Севера.
[Текст] / Автор С. Костарнова. - [Б. м. : б. и.], Б.г. - эл. опт. диск (DVD-ROM).
Ямал-мой дом
Четвёртый (дополнительный) том энциклопедии «Ямал» представляет собой научно-популярное издание, в котором приводятся сведения о ЯНАО – одном из наиболее экономически развитых территориальный образований Тюменской области.
В издании содержится информация по истории, этнографии и культуре народов, населяющих территорию Ямала; о социально-экономическом развитии автономного округа; приведены статьи-персоналии о людях, чей вклад в развитие общества определил современное положение региона среди субъектов РФ.
[Электронный ресурс] : электрон. энцикл. ЯНАО. Т. 4. А - Я / Департамент обществ. связей ЯНАО; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень : ТГУ, 2007. - эл. опт. диск (CD-ROM]. - Систем. требования: PENTIUM 300МГЦ; 128 МБ ОЗУ; 10 МБ СВОБ. ПРОСТР. НА ДИСКЕ; дисплей SVGA 800х600 16 млн. цветов; ЗВУКОВАЯ ПЛАТА; ДИСКОВОД CD-ROM. - (в кор.).
Ямал
Слайд 471. Арктика – мой дом [Текст] : [в 3-х т.]. –
Москва : Северные просторы, 2001. – (Полярная энциклопедия школьника). [Кн. 3] : Народы Севера Земли. Культура народов Севера / науч. ред. З. П. Соколова ; рец. П. И. Пучков. – 2-е изд., испр. и доп. – 288 с. : ил. – Библиогр.: с. 282–285.
2. Харючи, Г. П. Природа в традиционном мировоззрении ненцев [Текст] / Г. П. Харючи ; [отв. ред. Н. В. Лукина] ; Государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Научный центр изучения Арктики". - Санкт-Петербург : Историческая иллюстрация, 2012. - 160, [12] л. ил. : цв.ил. - приложения : ненецко-русский словарь: с.115-141. - Библиогр.: с. 149-157. [2] с. : ил., [12] л. ил. – 500 экз. – ISBN 978-5-9747-0090-3 (в пер.).
3. Головнёв, А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор [Текст] / А. В. Головнёв ; [отв. ред. В. А. Тишков ; рец.: Е. В. Перевалова, А. Ф. Шорин] ; Российская Академия наук, Уральское отделение, Институт истории и археологии, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Этнографическое бюро. – Екатеринбург : УрО РАН, 2004. – 343, [1] с., [40] л. ил. – Библиогр.: с. 335–342.
4. Головнёв, Андрей Владимирович. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров [Текст] = Talking cultures samoyed and ugrian traditions / А. В. Головнёв ; Российская академия наук Уральское отделение, Институт истории и археологии Ямальский филиал, Комитет по культуре и туризму Ямало-Ненецкого автономного округа, Этнографическое бюро. - Екатеринбург : УрО РАН, 1995. - 606 с.
5. История и культура хантов [Текст] / [В. И. Молодин, Н. В. Лукина (ред.) В. М. Кулемзин, Е. П. Мартынова, Е. Шмидт, Н. Н. Федорова ; рец. А. М. Сагалаев] ; Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Окружная научная лаборатория этнографии и этнолингвистики Ямала. – Томск : Издательство Томского университета, 1995. – 161, [2] с., [5] л. ил. – Библиогр. в конце гл.
6. Кулемзин, В. М. Знакомьтесь: Ханты [Текст] / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина ; отв. ред. В. И. Молодин ; Российская академия наук Сибирское отделение, Объединенный институт истории, филологии и философии, Министерство науки, высшей школы и технической политики России, Томский государственный университет, Проблемная научно-исследовательская лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири. - Новосибирск : Наука, 1992. - 136 с. : ил., фот.
Слайд 487. История Ямала [Текст] : в 2 т. / Российская Академия
наук, Уральское отделение. Институт истории и археологии; под общ. ред. В. В. Алексеева. - Екатеринбург : Баско, 2010. Т. 1 : Ямал традиционный = Yamal traditional : [в 2 кн.], Кн. 1 : Древние культуры и коренные народы / [ под ред. Н. В. Федоровой [и др.]]. - 2010. - 416 с. : ил. - Библиогр. в подстроч. примеч. Рез. на англ. яз.
8. Коренные малочисленные народы севера Ямала [Текст] : популярный очерк / [гл. ред. Л. П. Вэлло ; текст, фот. Ю. А. Морозов] ; Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера. – Санкт-Петербург : Русская коллекция СПб, 2005. – 73, [3] с. : фот. цв.
9. Лар, Л. А. Культовые памятники Ямала. Хэбидя я [Текст] / Л. А. Лар ; отв. ред. П. В. Боярский ; [пер. с нен. яз., лит. обраб. фольклора В. Ю. Вануйто ; пер. на англ. яз. Г. В. Коротаев ; рец. А. Н. Багашев] ; Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент коренных малочисленных народов Севера, Институт проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень : Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2003. – 169, [4] с. : ил., [8] л. ил. – Предисл. парал. рус., англ. – Библиогр.: с. 155–162.
10. Лар, Л. А. Шаманы и боги [Текст] / Л. А. Лар ; отв. ред. д-р ист. наук В. Н. Басилов ; Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Институт проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень : Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1998. – 81, [3] с., [20] л. ил. – Предисл. парал. рус., англ. – Библиогр.: с. 81–82.
11. Мифы и предания ненцев Ямала [Текст] / авт.-сост. Л. А. Лар ; отв. ред. Е. Т. Пушкарева ; [пер. с нен. яз., обраб. В. Ю. Вануйто ; рец. А. В. Ващенко] ; Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент малочисленных народов Севера, Администрация Тюменской области, Департамент образования и науки, Институт проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень : Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. – 290, [2] с., [8] ил. – Текст парал. нен., рус. – Предисл. парал. рус., англ. – Библиогр.: с. 289.
12. Морозов Ю. А. Коренные малочисленные народы Севера Ямала: Популярный очерк / под ред. Л. П. Вэлло, А. В. Евая. 2-е изд., дополн. СПб.: ООО «Русская коллекция СПб» 2009. 96 с.
13. Мухачев, А. Д. Кочующие через века: оленеводческая культура и этноэкология тундровых ненцев [Текст] : посвящается 80-летию Ямало-Ненецкого автономного округа / А. Д. Мухачев, Г. П. Харючи, А. А. Южаков ; [отв. ред. Е. Т. Пушкарева ; рец.: Л. А. Колпащиков, Н. В. Цымбалистенко]. – Салехард ; Екатеринбург : Креативная Команда «Кипяток», 2010. – 135, [1] с., [4] л. ил. – В прил. включ. русско-ненецкий словарь: с. 125–134. – Библиогр.: с. 122–124.
Слайд 4914. Мухачев, А. Д. Путешествие в мир оленеводов [Текст] / А.
Д. Мухачев ; [рец. К. А. Лайшев ; науч. ред. А. А. Южаков] ; Фонд изучения, защиты и мониторинга традиционных кочующих хозяйств, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск : [б. и.], 2001. – 397, [3] с. : ил., [6] л. ил.
15. Ненецкие сказки и эпические песни сюдбабц", ярабц" [Текст] / сост. Н. М. Янгасова ; [ред М. Я. Бармич] ; Научный центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа. – Томск : Издательство Томского университета, 2001. – 289, [3] с. – На ненецком яз.
16. Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций [Текст] : к 75-летию Ямало-Ненецкого автономного округа / [авт.: С. Н. Харючи, Г. П. Харючи, А.А. Южаков (отв. ред.), Н. Г. Хайруллина ; рец.: В. В. Гаврилюк, Т. Г. Харамзин] ; Ямало-Ненецкий автономный округ, Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера. – Тюмень ; Салехард : Феликс, 2005. – 247, [1] с., [6] л. ил. – Библиогр. в конце глав.
17. Няруй, В. Н. Ненцы: уроки предков [Текст] : научно-методическое пособие для педагогов и родителей / В. Н. Няруй, В. М. Сэрпиво ; [рец.: Е. Г. Сусой, А. Ф. Макеев]. – Санкт-Петербург : Просвещение, филиал издательства, 2003. – 237, [3] с. : ил. – Библиогр.: с. 233–238 и в подстроч. прим.
18. Перевалова, Е. В. Северные ханты: этническая история [Текст] / Е. В. Перевалова ; Российская Академия наук, Уральское отделение, Институт истории и археологии, Администрация Ямало-Ненецкого атвономного округа, Этнографическое бюро. – Екатеринбург : УрО РАН, 2004. – 413 с., [20] с. ил., карты, табл. – (Панорама культур Ямала). – Библиогр.: с. 391–411.
19. Петрова, В. П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа [Текст] : учебное пособие / В. П. Петрова, Г. П. Харючи ; [ред. Н. В. Лукина ; рец. Л. В. Хомич] ; Научный центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера Ямало-ненецкого автономного округа. – 2-е изд., испр. и доп. – Томск : Издательство Томского университа, 2000. – 243, [4] с. : ил., [4] л. ил. – Библиогр.: с. 235–239.
20. Попков, Ю. В. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства [Текст] / Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев ; [рец.: В. В. Мархинин, В. И. Шишкин, А. М. Аблажей] ; Российская Академия наук, Сибирское отделение, Институт философии и права, Уральское отделение, Ямальский филиал Института истории и археологии, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. – Салехард ; Новосибирск : Сибирское научное издательство, 2006. – 375 с. – Тит. лист, оглавл. парал. рус., англ. – Алф. указ.: с. 364–371.
Слайд 5021. Пушкарева, Е. Т. Картина мира в фольклоре ненцев: системно-феноменологический анализ
[Текст] / Пушкарева Елена Тимофеевна ; [отв. ред. В. И. Харитонова ; рец.: З. П. Соколова, А. В. Головнёв, Н. В. Цымбалистенко] ; Российская Академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. М. Миклухо-Маклая. – Екатеринбург : Баско, 2007. – 246, [2] с. : ил. – Библиогр.: с. 155–169.
22. Северная энциклопедия. - Москва: Европейские издания: Северные просторы, 2004. - 1200 с.: ил, карты, вкл. л.
23. Сусой, Е. Г. Из глубины веков / Е. Г. Сусой. - Тюмень : ИПОС СО РАН, 1994. - 172 с.
24. Ямал. Грань веков и тысячелетий = Yamal: at the edge of milleniums[Текст]: популярный иллюстрированный очерк истории края с древнейших времен / [Гл. редактор, автор-составитель Ю.Морозов; гл. худож. Н.Самбуров]. - Салехард: Артвид; Санкт-Петербург: Русская коллекция,2000. - 654, [1] с. : ил., портр., цв. ил.
25. Талигина, Н. М. Описание медвежьих игрищ сынских хантов [Текст] / Талигина Н. М. ; Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа. – Салехард : Красный Север, 2007. – 104 с. : ил. – Библиогр.: с. 101.
26. Талигина, Н. М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов [Текст] / Н. М. Талигина ; отв. ред. Н. В. Лукина ; Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский филиал Института истории и археологии Уральского отделения Российской Академии наук. – Томск : Издательство Томского университета, 2004. – 174, [2] с. : ил., [6] л. ил. – Библиогр.: с. 162–169.
27. Турутина, П. Г. По тропам моих предков и моего детства: сказки, легенды, шаманские обряды и изречения лесных ненцев / П. Г. Турутина. - Екатеринбург : Баско, 2000. - 96 с. : ил.
28. Турутина, П. Г. Шаман и его бубен : традиции, обряды и легенды лесных ненцев / П. Г. Турутина. - Новосибирск : Гео, 2011. - 172 с., [12] л. цв. ил.
29. Турутина, П. Г. Лесные ненцы. Сказания земли Пуровской [Текст] / П. Г. Турутина ; Администрация Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. – Новосибирск : Гео, 2004. – 111, [1] с. : ил., [8] л. ил. – 3600 экз. – ISBN 5-7692-0642-Х (в пер.).
30. Турутина, П. Г. Школа детей лесных ненцев [Текст] / П. Г. Турутина ; [рец.: Л. Г. Дьячкова, Н. Э. Дяченко, Н. Б. Кошкарева]; Ассоциация «Ямал – потомкам!» Пуровское районное отделение. – Новосибирск : Гео, 2007. – 86,
Слайд 5131. Харючи, С. Н. Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России
[Текст] : монография : [обряды, обычаи, ритуалы, традиции, мифы, нормы морали, нормы права] / С. Н. Харючи, К. Г. Филант, И. Ю. Антонов ; [рец.: М. М. Рассолов ; гл. ред. изд-ва Н. Д. Эриашвили ; Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации]. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2009. – 277, [3] с. : цв. ил.
32. Харючи, Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина ХХ века) : научное издание / Г.П. Харючи; Ред. Н.В. Лукина, Рец. В.М. Кулемзин ; Науч. центр гуманитар. исследований коренных и малочисленных народов Севера ЯНАО. - Томск : Издательство Томского университета, 2001. - 228 с.
33. Хомич, Л. В. Ненцы. Традиционная культура. Хозяйство : альбом / Л. В. Хомич. - Санкт - Петербург : Дрофа, 2006. - 75 с. : ил., орн., фото, карты.
34. Хомич, Л. В. Сборник ранних научных статей [Текст] / Л. В. Хомич ; сост. В. Ю. Вануйто. - Салехард : Красный Север, 2008. - 224 с.
35. Хомич, Л. В. Тазовские селькупы : очерки традиционной культуры / Л.В. Хомич, С.И. Ириков, Г.Е. Аюпова; Под ред. Л.В. Хомич ; Науч. центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера ЯНАО. - Санкт - Петербург : Просвещение, 2002. - 149 с. : ил, фото.
36. Хомич, Л. В. Ненцы: Очерки традиционной культуры [Текст] / Л. В. Хомич ; худ. В. Н. Иванов. - Санкт-Петербург : Русский Двор, 1995. - 336 с. : ил.
37. Ямал: энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: в 3 т. Т. 1. А-Й. - Салехард:Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2004. - 367 с.: цв. ил.
Ямал: энциклопедия Ямало-Ненецкого округа : в 3-х т. Т. 2. - Салехард:Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2004. - 360 с.: цв. ил.
Ямал: энциклопедия Ямало-Ненецкого округа : в 3-х т. Т. 3. - Салехард: Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2004. - 352 с.: цв. ил.
Ямал: энциклопедия Ямало-Ненецкого округа. Т. 4. А – Я.- Салехард: Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2004. - 384 с.: цв. ил.