Слайд 1Культура первой половины XIX века.
Стили, живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература,
театр и драматургия.
Слайд 2Стили
Классицизм уходит в прошлое( но не в архитектуре и скульптуре)
Появляется романтизм.
Основные особенности:
1. Герой: яркая индивидуальность, отличная от всех остальных
2. Конфликт внутреннего мира героя и внешнего (противоречия героя с реальностью)
3. Эмоциональность, экзотичность.
4. Обращение к природе, интерес к самобытным истокам культуры.
Слайд 3Литература.
В.А. Жуковский (1783-1852)
- Стоит у истоков романтизма.
- Был «балладником».
Его знаменитые произведения: «Светлана», «Людмила», «Лесной царь».
- Автор первого официального русского гимна: «Молитва русских»
Слайд 4А.С. Пушкин (1799-1837)
- Обучался в Царскосельском лицее вместе с В.Г. Кюльхельбекером,
И. Пущином, А.М. Горчаковым, А.А. Дельвигом. В лицее на экзамене прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском селе», на котором присутствовал Державин.
- Издаёт журнал «Современник»
-Погиб на дуэли
Слайд 5Основные произведения:
Сказки
1. Сказка о попе и о работнике его Балде(1830)
2. Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
3. Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
4. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
5. Сказка о золотом петушке(1834)
Поэмы
Руслан и Людмила (1817-1820)
Кавказский пленник(1820-1821)
Полтава а (1828-1829)
Медный всадник (1833)
Прозаические произведения
Арап Петра Великого (1827)
Повести Белкина (1830)
Дубровский (1833)
Пиковая дама (1834)
Капитанская дочка(1836)
Роман в стихах «Евгений Онегин» 1823-1832
Слайд 6Арзамас
«Арзама́с» (1815—1818) — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления
в литературе.
Члены: А.С. Пушкин (Сверчок), П.А. Вяземский (Асмодей), В.А. Жуковский (Светлана), К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов
Слайд 7М.Ю. Лермонтов (1814-1841)
Основные произведения:
Поэмы: «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», пьеса «Маскарад», стихи «Белеет парус одинокий», «Думы», «Бородино», роман «Герой нашего времени»
Слайд 8А.С. Грибоедов (1795-1829)
Пьеса «Горе от ума»
Крылатые выражения:
Минуй нас пуще всех
печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Счастливые часов не наблюдают.
Подписано, так с плеч долой.
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
А судьи кто?
Ах, злые языки страшнее пистолетов.
Ба! знакомые все лица!
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов
Читай не так, как паномарь, а с чувством, с толком, с расстановкой
Слайд 9Реализм
Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской
литературе 1840-х годов. Возникло под влиянием творчества В.Н. Гоголя.
Формирование «Натуральной школы» относится к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Николай Некрасов, Иван Тургенев, Александр Герцен, Владимир Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки».
Слайд 10Н.В. Гоголь (1809-1852)
романтические повести + украинские мотивы
Цикл «Вечера на хуторе близ
Диканьки», «Миргород» историческая повесть «Тарас Будьба»
Петербургский период
Петербургский период
Петербургские повести: «Шинель», «Нос», «Невский проспект, «Портрет», « Записки сумасшедшего».
Поэма «Мёртвые души»
Комедия «Ревизор»
Сюжет комедии «Ревизор» был подсказан Пушкиным
Слайд 11Живопись
Портрет
В.Л. Боровиковский
Слайд 12О.А. Кипренский(1782-1836)
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник
милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид
Слайд 13Герои его полотен живут богатой внутренней жизнью;в их облике есть романтический
порыв и скрытое внутреннее волнение.
1
2
3
4
Слайд 14Картина «Читатели газеты в Неаполе» стала откликом на революционное движение в
Польше в 1830—31 годах.
Слайд 15В.А. Тропинин( 1776-1857)
Для творчества художника характерны работы, где портрет соединяется с
жанровостью. В его портретах герои отмечены сочетанием простоты и непринужденности, вниманием к конкретному персонажу, к его одежде.
Слайд 18А.Г. Венецианов
Родоначальник бытового жанра живописи в XIX века.
Основные темы: образы крестьян,
крестьянская жизнь, сельский быт.
Основатель венециановской школы
Слайд 23Пейзаж
Сильвестр Щедрин (1791-1830)
Открыл для России пленэрную живопись.
Создавал выразительные, лирические,
подробные пейзажи.
Изображает повседневную жизнь обычных людей. Почти на всех пейзажах Италия
Слайд 25Карл Брюллов (1799-1852)
Представитель академизма
Расписывал Исаикиевский собор
Слайд 26Итальянское утро
Итальянский полдень
Слайд 27Последний день Помпеи
Написана в 1830—1833 годах. Брюллов посетил Помпеи в 1828
году. «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!» - Е.А.Баратынский
Слайд 31А.А. Иванов(1806-1858)
создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты
Слайд 32Явление Христа народу (1837-1857)
Слайд 35П.А. Федотов –»первый проблеск нового направления (реализма)» (В.В. Стасов)
«Свежий кавалер» –
чиновник 30-х годов
«Сватовство майора» - солдат-офицер 30-х годов.
Слайд 36Скульптура
Русский классицизм нашел выражение и в станковой скульптуре, в скульптуре малых
форм, в медальерном искусстве.
Слайд 37Медальоны Фёдора Толстого
Серия из 20 медальонов посвящена Великой Отечественной войне 1812
года и заграничным походам. Эти медали были отлиты не на заказ, а по личному желанию Ф. Толстого
Слайд 39Война в памятниках, монументах, скульптурах первой половины XIX века.
Румянцевский обелиск (1799).
Обелиск установлен в честь побед русских войск над турками под предводительством полководца П.А. Румянцева. Спроектировал монумент: В. Бренна
Слайд 40Памятник полководцу А.В. Суворову (1801)
Скульптор: М.И. Козловский (автор Самсона, раздирающего пасть
льву, в Петергофе)
Скульптор изобразил полководца в образе древнеримского бога войны Марса.
Слайд 41Скульптор: Б.И.Орловский
Памятник М.И.Кутузову
и памятник М.Б. Барклаю де Толли
Слайд 42
Главный монумент героям Бородинского сражения на батарее Раевского
Слайд 43
Памятник защитникам Смоленска 1812 года
Смоленск
Слайд 44
Памятник Софийскому полку. Смоленск
Слайд 45
Памятник героям Отечественной войны 1812 годаПолоцк
Слайд 46П.К. Клодт (1805-1867)
Добился значительных успехов в как монументальной скульптуре, так и
в станковой. Одно из его творений (в анималистическом жанре) это скульптурные композиции покорения коня.
Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота королевского дворца.
Слайд 47Памятник Николаю I
Находится с задней части Исаакиевского собора.
Интересный факт: Памятник
Николаю I и Медный всадник стоят на одной оси, разделённые Исаакием, причём Медный всадник повернут к памятнику Николая спиной. Так зародилась пословицы: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».
Слайд 48Памятник И.А. Крылову
Памятник установлен в летнем саду.
Постамент памятника украшен барельефами,
изображающими героев басен писателя.
Слайд 49И.П. Мартос (1754-1835)
Занимался созданием не только замечательных памятников, но изготовлял надгробия
на заказ.
Памятник Минину и Пожарскому (1804-1818). Располагается на кремлёвской площади.
В этом произведении Мартос сумел воплотить идею гражданского долга и высокое чувство любви к Родине.
Слайд 51С.С. Пименов
Скульптор, который преимущественно занимался декоративно-монументальной скульптурой. В 1815 году принимал
участие в украшении Адмиралтейства
Слайд 52
«Геркулес и Антей» находится перед Горным институтом
Слайд 55Демут-Малиновский
Занимался скульптурным оформлением здания Александрийского театра, Нарвских триумфальных ворот, арки Главного
штаба.
Слайд 56
Группа «Похищение Прозерпины» у здания Горного института
Слайд 57Архитектура
Классицизм:
1. Простота, лаконичность, чёткость, ясность.
2. Симметрия, чёткие линии
3. Обращение к патриотической
тематике, пафосу триумфа и богатства, восхваление могущества империи(ампир)
Слайд 58А.Н. Воронихин (1759-1814)
Один из основоположником русского ампира.
Казанский собор(1801-1811). Построен по подобию
собора святого Петра в Риме. Построен в честь отечественный войны 1812 года.
Слайд 60Государственный Эрмитаж
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо
Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)
Слайд 61Эрмитажный театр. Арх: Джакомо Кваренги (1783-1787)
Слайд 62Большой эрмитаж. Арх: Ю. М. Фельтен (1771-1787)
Слайд 63Малый Эрмитаж. Арх: Ж. Б. Валлен-Деламот и Ю. М. Фельтен (1764-1775)
Слайд 64Новый Эрмитаж. Арх:Лео Кленце. (1842-1851)
Слайд 65А.Д. Захаров
1805—1823 Работа над зданием Адмиралтейства
Многочисленные декоративные скульптуры здания рассказывают об
историческом пути героического русского флота.
Слайд 66Огюст Монферран (1786-1858)
Исаакиевский собор (1819-1858)
Слайд 67Александровская колонна
Посвящена победе в отечественной войне, а также прославляет русского императора
Александра I.
Слайд 68Карл Росси
Михайловский дворец. Ныне там располагается ГРМ(Государственный русский музей)
Слайд 72Тома де Томон
Здание Биржи на стрелке Васильевского острова
Слайд 74Храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость»
Слайд 76К.А. Тон
Попытался возродить традиции древнерусской архитектуры.
Слайд 78Музыка
М.Ю. Глинка опера «Жизнь за царя»
В опере рассказывается о событиях
1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
А.С. Даргомыжский опера «Русалка»