Культура в XVIIв презентация

Содержание

Культура 17 века формировалась в новых условиях социально-экономического развития-зарождения буржуазных отношений. Развитие внутренней торговли обусловило укрепление связей между частями стран, что благотворно воздействовало на культуру, обогащающуюся за счет взаимовлияния отдельных регионов

Слайд 1КУЛЬТУРА В XVIIВ.
Проектная работа учеников 10 «Б» класса
5klass.net


Слайд 2Культура 17 века формировалась в новых условиях социально-экономического развития-зарождения буржуазных отношений.
Развитие

внутренней торговли обусловило укрепление связей между частями стран, что благотворно воздействовало на культуру, обогащающуюся за счет взаимовлияния отдельных регионов
В развитии русской культуры 17 века выделяют три этапа:
Первый-1600-1620-е гг.- некоторый застой, связанный с эпохой Смуты.
Второй 1630-1670-е гг. – бурное развитие культуры, всех ее направлений.
Третий-1680-1690-е гг.- наивысшее развитие культуры Средневековья.

На третьем этапе усиливается влияние культуры запада, но ведущей роли Западная Европа не играла.
Проникновение светских элементов- обмирщение .

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ


Слайд 3Происходит дифференциация культуры- проявляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.
При сохранении ведущей

роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ей светских элементов.
Русская культура распространяется вширь. Возникает проблема, взаимодействия с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства.
Появляется и усиливается огосударствление культуры, подчинена ее государству. В том числе и через церковь, также подконтрольную государству.

ТЕНДЕНЦИИ МОСКОВСКОГО ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ VIIВ.


Слайд 4Потребности в образовании были продиктованы практическими нуждами. В XVII веке грамотных

людей уже было больше, чем в предыдущем столетии. Это были лица духовного и приказного сословия, дворяне и посадские люди, даже крестьяне ( старосты и целовальники, приказчики и писцы ). Уровень грамотности к концу века вырос до 52 % в среде купечества и служащих, до 42 % других слоях населения.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. КРУГ ЧТЕНИЯ


Слайд 5В 1634г. Был издан

« Букварь» В.Бурцева

В том же году публиковали «Грамматику» Мелетия Смотрицкого»


Слайд 6За вторую половину XVII столетия было напечатано 300 тыс. букварей, 150тыс.

учебных Псалтирей и Часословов

«Букварь» Кариона Истомина


Слайд 7В 1685г. Существовала «школа для учения детям» в городе Боровске, около

торговой площади. В Москве на Никольской улице построили особое здание для школы, которое открыли в 1665г. при Спасском монастыре за торговым Иконным рядом. Открыты школы в московском Андреевском монастыре, Чудовом монастыре, при Введенской церкви.

ШКОЛЫ И АКАДЕМИЯ.

Титульный лист Азбуки Мезенца. Певческая школа в 17 веке.


Слайд 8В 1687г. Начало работать Славяно-греко-латинское училище основанное братьями Лихудами, впоследствии названное

академией. Здесь постигали весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой и богословием.

Слайд 9ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ
Иоанникий и Софроний Лихуды - просветители Руси.
Досифей II Нотара, патриарх

Иерусалимский.

Федор Поликарпов

И.С.Головин


Слайд 10В России хорошо отливали колокола, и большие и малые, славился по

всей стране малиновый звон.
Успешно владели строительной техникой
Возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных.
Русские люди писали практические руководства, в которых обобщали накопленный опыт. Подобные пособия содержали начатки знаний по геометрии, геологии, физике, химии, баллистике

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ


Слайд 11Необходимым было знание астрономии. Оно было нужно для хозяйственной деятельности, для

суточного определения времени.
В середине XVII столетия появились переводы с изложением гелиоцентрических воззрений Николая Коперника.

Николай Коперник


Слайд 12Расширялись знания по географии, представления о России.
. Экспедиции М.В. Стадухина, И.И.

Реброва, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова, С.И. Дежнёва способствовали освоению Сибири.
На рубеже XVI и XVIIвв. Появилась общая карта государства
В 1627г. Составили « Книгу Большому Чертеже»; перечень городов России, расстояний между ними с краткими сведениями этнографического, географического характера

«ЧЕРТЁЖ ЗЕМЛИ ТОМСКОГО ГОРОДА» взят из «ЧЕРТЁЖНОЙ КНИГИ».


Слайд 13В 1696г. Семен Ульянович Ремезов работает над картой, которую называет
«

Чертежная книга Сибири»

Чертёж всех Сибирских городов - карта Ремезова.

Семен Ульянович Ремезов


Слайд 14Еще большее распространение получили исторические сочинения – летописные своды, повести, сказания.

В XVIIв. К ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ


Слайд 15Одним из творцов был Сильвестр Медведев. Его труд – «Созерцание краткое

лет 7190, 7191, 7192, в них же что содеяся во гражданстве.»

Вирши Сильвестра Медведева, XVIII в.

Одна из страниц трудов С. Медведева


Слайд 16В конце 70-х годов в Москве опубликовали «Синопсис» Иннокентия Гизеля. В

нем краткий обзор русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил автор.


Иннокентий Гизель

"Синопсис" Иннокентия Гизеля 1678 года


Слайд 17Данное столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры.

Большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войн и освоения просторов Сибири.



Слайд 18 ЛИТЕРАТУРА
События начала XVII в. подвигли

взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников. Авраамий Палицын в «Сказании» подробно повествует о «разбойничестве» первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами.
Другие авторы: дьяк И. Тимофеев (Семенов) во «Временнике», И.М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений – взволнованно говорят о Смуте.
Участники похода Ермака составили «Казачье написание». Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского , создает в 40-е гг. XVII в. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»

Слайд 19 ЛИТЕРАТУРА
По-прежнему русские люди любили читать

жития святых – Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и многих других.
«Житие» Аввакума – талантливая яркая автобиография, острая, полемическая и живая
Стол же ярким явлением русской литературы того времени являются сатирические повести и сказания. Таковы «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Савве и великой его славе», «Калязинская челобитная»
Родились новые жанры - светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами.

Слайд 20 ЛИТЕРАТУРА
Исторические песни о полководце

Скопине-Шуйском, о борьбе Минина и Пожарского, о Степане Разине.
Новые веяния в церковной литературе житийного жанра: ее героями становятся люди, показанные в бытовой обстановке («Повесть об Улиянии Осорьиной»),
Осознание ценности человеческой личности, ее индивидуальных особенностей привело к жанру автобиографии – «Житие» Аввакума.
Против несправедливости выступают сатирические повести – «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о князе и лисице».
Повести о казачестве – «Об овсом сидении и осадном положении».
Во второй половине XVII в. Появляются первые поэты: Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

Слайд 21ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
Деревянное зодчество тесно связано с потребностями жизни народа, его быта

, обычаев. Основные элементы деревянного дома- квадратный сруб с подклетью для хозяйственных помещений , кладовых, сени между клетями,крыша,двери и окна-устойчиво бытовали столетиями.

Городская площадь XVII века


Слайд 22
Основные черты храмового каменного зодчества XVII века:
Уход от строгой симметричности;
Разнообразие форм;
Декоративность,

наглядность;
Шатровые кровли.
Светские черты проникают в храмовую архитектуру, основываются на народной культуре, которую отличает жизнерадостность, разнообразие и «узорочье».

Слайд 23ЛЕТНИЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ДВОРЕЦ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В КОЛОМЕНСКОМ (1667-1671)


Слайд 24ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ


Слайд 25ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ СОХРАНИЛИСЬ
Вологодской области
Тверской области


Слайд 26Архангельской области


Слайд 27Костромской области


Слайд 28ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В МЕДВЕДКОВО


Слайд 29ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В ЯРОСЛАВЛЕ


Слайд 30ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПУТИНКАХ (1649-1652)


Слайд 31ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА


Слайд 32МОСКОВСКОЕ БАРОККО
Церковь Живоначальной Троицы
в Никитниках (1628-1653)


Слайд 33ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (1635-1636)

В каменной архитектуре сильна связь с

традициями прошлого.

Слайд 34ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА


Слайд 35В ЖИВОПИСИ XVII В. ВЫДЕЛЯЮТСЯ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ. ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – СТРОГАНОВСКОЕ.



Слайд 36ПРОКОПИЙ ЧИРИН


Слайд 37НАЗАРИЙ И ФЁДОР САВИНЫ


Слайд 38Их иконы отличались утоненной красотой фигур с удлиненными пропорциями, орнаментальностью, тонкими

и узорными линиями и мазками, обилием золота и серебра («Чудо Фёдора Тирона», Никифора, «Никита-воин» Чирина)

Слайд 39ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ЦАРСКИЕ МАСТЕРА ИЗ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ.


Слайд 40XVII ВЕК – ЗАРОЖДАЕТСЯ РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ. В ЭТО ВРЕМЯ ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛЕНИЕ

ЖИВОПИСИ ОТДЕЛЬНО НА ИКОНОПИСЬ И, СОБСТВЕННО, САМУ ЖИВОПИСЬ. ЖИВОПИСЬ РОССИИ XVII ВЕКА – ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СИМОН УШАКОВ И ИОСИФ ВЛАДИМИРОВ. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ ТОГО ВРЕМЕНИ УВЛЕКАЛИСЬ – «ПАРСУНАМИ», ИЗОБРАЖЕНИЯМИ КАКОГО-ЛИБО ПЕРСОНАЖА. ТАК ПОЛУЧИЛА РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПОРТРЕТ.

Слайд 41«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»      
Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского

Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается СимонУшаков.По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.


Слайд 42ПАРСУНА ИВАНА ГРОЗНОГО
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты

и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи. 


Слайд 43ПАРСУНА ЮНОГО ПЕТРА I
Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на

холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика