Слайд 2ХVII век можно назвать началом нового периода в истории русской культуры.
.
1.Начался
процесс «ОМИРЩЕНИЯ КУЛЬТУРЫ»,она становится всё более светской,независимой от церковных канонов.
2.Началось проникновение западно-европейских влияний в русскую культуру.
Слайд 3Литература
Широко распространяется фольклорная литература.
Сказки,пословицы,историяеские песни(«О полководце Скопине-Шуйском», «О Ермаке Тимофеевиче»,»Об
Азовском сидении», «О Стеньке Разине».
Многие пословицы дожили до наших дней-»Вот тебе,бабушка,и Юрьев день»
Слайд 4Литература
Появляется новый жанр сатирической литературы.Её герой- мелкий дворянин,купец.В сатирических повестях высмеивается
пьянство,мздоимство,в том числе и духовенства («Сказание о попе Савве и великой его славе»).
«Повесть о Шемякином суде»,»повесть о Ерше Ершовиче»-высмеивались судебные порядки и продажность судей.
Слайд 5Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных
социальных сред, прежде
всего купечества и дворянства.
Наиболее значительными произведениями являются "Повесть о
Фроле Скобееве", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о
Горе-Злочастии", "Повесть об Улиании Осорьиной".
Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические
повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице",
"Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове",
"Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и
нравы церковников.
Слайд 6Литература
Появились новые жанры-светская повесть,стихи с сатирическими,любовными мотивами.Т.о.литераторов стали привлекать личности героев,их
душевные пережиания.
Слайд 7С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого, приглашенного в 1661 г.
в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического
стихосложения. В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль
барокко": стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона,идеализировавшие самодержавное правление. Продолжили этопоэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев иКарион Истомин.
Силлабическими называются стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково.
Слайд 9Историческая литература
Литературные произведения исторического содержания этого периода-переходные от летописного жанра к
монографическому.
Сильвестр Медведев-»Созерцание краткое 7190,7191 и 7192.в них же что содеяся во гражданстве»(о последних годах правления Федора ивановича)
«Синопсис»Иннокентия Гизеля-обзор русской истории с древнейших времен до 17 века.
«Сказание» Авраамия Палицына-о смутном времени.
Слайд 10Пример «омирщения»литературы-изменение в житийном жанре.
Аввакум
Талантливый писатель-полемист, основоположник автобиографического жанра в России.
Это
остросюжетное сочинение, где автор на примере собственной жизни, полной страданий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия.
Во всех поступках вождя старообрядчества прослеживается неприятие новизны, науки, что шло из Западной Европы.
Слайд 11Просвещение
В 16 веке грамотными были в основном лица из духовенства ,в
17 в.их уже много среди дворян и посадских людей. Печатаются учебники: «Букварь Бурцева, «Грамматика»
Смотрицкого , «Букварь»
Истомина
Слайд 12Уровень грамотности значительно возрос. В XVII были грамотными:
В 1678 г. Население
России составляло – 11,2 млн. человек.
Крестьян – 85% Холопы – 2%
Посадских людей – 3% другие – 4%
Служилые люди (дворяне, стрельцы, пушкари, духовенство) – 6%
Слайд 13Просвещение
Букварь Бурцева 1633 г.
А во 2 пол. XVI века всего было
выпущено 20 печатных книг.
Во 2 пол. XVII века Печатный двор выпустил 300 тыс. экземпляров букварей, 150 тыс. книг религиозного содержания, которые использовались в обучении.
Кстати! Букварь Бурцева стоил 1 копейку и был доступен широким слоям населения.
Грамматика Смотрицкого 1653 г.
Слайд 15Кустодиев «Школа в Московской Руси».
Учитель был обычно один, а детей много,
разных возрастов. Одни из них учили буквы и читали по складам, став на колени перед учителем. Другие уже перешли от печатных и “уставных” рукописных букв к изучению скорописи. Часть детей уходила после уроков домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили при школе. Здесь они и питались - на лавке справа недаром стоит котелок с кашей. “Пожалуйте, государи, — писал из-за границы знаменитый дипломат А. Л. Ордин-Нащокин, — прикажите в домишко мое, чтоб мальчика моего дали грамоте учить попу Григорию Опимахову и жил бы он у него в дому”. Многие дворяне и купцы приглашали к своим детям домашних учителей, обычно со знанием иностранных языков.
Слайд 16Образование
В XVII в. открывались новые школы.
Большую роль в развитии просвещения сыграл
Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и культурный деятель.
Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии (1640)
За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище "милостивого мужа".
Слайд 17Образование
1665 при Спасском монастыре открыли школу.Учеников набрали из мододых подъячих приказов.Во
главе школы –Симеон Полоцкий.
Слайд 18В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище (академия)
ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее
учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814.
Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691).
За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения.
Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии.
Слайд 20Наука
Главный источник знаний – книги западноевропейских авторов – практические руководства в
области медицины, производства чернил, добычи соли и др.
Из-за границы доставлялись технические новинки (напр. подзорная труба).
Появились первые сводные карты.
Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались в сведениях русских послов. Во второй половине 17 в. русским послом Н. Спафарием получены сведения о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.
Слайд 21Русские
первопроходцы
Семен Дежнев
В 1647 г. – предпринял попытку пройти на реку
Анадырь морем.
В 1648 г. - предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыл пролив между Азией и Америкой.
Василий Данилович Поярков
В 1643-46 гг. руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья.
Поярков первый русский землепроходец совершивший плавание по Тихому океану.
Слайд 22Русские
первопроходцы
Стадухин Михаил Васильевич
в 1641-1642 гг. организовал поход на реки
Оймякон и Анадырь
В 1649 г. в ходе сухопутной экспедиции, пройдя дошел до Анадырского острога и затем вышел к Охотскому морю
Ерофей Павлович Хабаров - землепроходец
В 1649-1653 гг. предпринял ряд экспедиций в Приамурье. По их результатам им составлен первый «Чертеж реки Амур»
Вывод: героическими усилиями этих и других землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях
Слайд 23ТЕАТР
Рождение русского театра относят к 1672г.(комедийная хоромина)
«Артаксерксо
во действо» - первая пьеса
русского театра.(Готф-рид Грегори)
Сюжет пьесы – библейская история любви персидского царя Артаксеркса.
В 1675г. на русской театральной сцене впервые был показан балет.
Слайд 24Архитектура
Русскую архитектуру XVII века отличают нарядность, красочность, умело подобранное сочетание цветов.
Современники говорили, что это знатное узорочье.
Наиболее примечательным явлением в русской архитектуре стало распространение так называемого нарышкинского барокко – стиля нарядного, пышного и величавого, с белокаменной резьбой по красному кирпичу.
Срчетаются народные традиции и новые тенденции.
Слайд 25Царский дворец в Коломенском
выдающийся памятник деревянного зодчества .
Представлял собой целый городок
с раскрашенными чешуйчатыми кровлями зданий с медным блестящим гребнем.
Витые столбы и позолота делали его похожим на игрушку.
Русский поэт Симеон Полоцкий называл дворец «восьмым чудом света»
Слайд 26Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
Царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный
в 1667-1678 Различные постройки — хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон.
Слайд 27Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
Слайд 28Появление нового стиля- «Нарышкинского» (Московского барокко)
Церковь Покрова Богородицы в Филях
Слайд 29Вознесенская церковь в Торжке 1653 год
В деревянном
зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними распространение получили ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков.
Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.
Слайд 30Преображенская церковь в Кижах(к 17-н 18 века
Слайд 31Новоиерусалимский монастырь
С 1652 года запрещено было строить шатровые храмы.Воскресенский собор должен
был воспроизвести храм Гроба Господня в Иерусалиме, куда был послан ученый-монах Арсений Суханов .
Но в соответствии со вкусами XVII века собор был снаружи и внутри украшен многоцветными изразцами.
Слайд 32Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря
Слайд 33Ростовский кремль
1670-1683
Идея превосходства духовной власти над светской выражена в этом грандиозном
сооружении ростовского митрополита Ионы.
Все постройки окружали внушительные стены с башнями, имитировавшие мощную городскую крепость.
Слайд 34Монастырские ансамбли
завершается их оформление, начало которым было положено в предыдущие столетия.
Центром каждого были соборы, возвышавшиеся над всем комплексом.
Иосифо- Волоколамский монастырь
Слайд 35Многоярусные колокольни
Шестиярусная башня Новодевичьего монастыря
Девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря
Слайд 36
Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери)
По заказу купца Григория Никитникова
в 1635-1653 годах в глухом Грузинском переулке Москвы был возведен один из самых красивых храмов города – церковь Святой Троицы. Здание богато украсили русскими кокошниками, индийскими куполами, готическими башенками. Подклет храма использовался для хозяйственных нужд, там был устроен склад товаров. Расписал церковь Святой Троицы знаменитый русский изограф Симон Федорович Ушаков.
Слайд 38Церковь Дмитрия "На крови" в Угличе
Церковь Дмитрия "На крови" была построена
в 1683-1692 годах в восточной части угличского кремля. Нарядный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней был возведен в память об убийстве в Угличе в 1591 году царевича Дмитрия Иоанновича – сына царя Иоанна IV Грозного.
Слайд 39Храм Рождества́ Богоро́дицы в Пути́нках, в Москве
Приходский храм Московско
го Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы,
имеет статус патриаршего подворья. Здание построено в стиле «русского узорочья». Один из последних крупных храмов, имеющий тип здания "шатровая церковь", в истории русской архитектуры.
Строился храм при Алексее Михайловиче
Слайд 40Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Слайд 41Новодевичий монастырь(16-17 век)
Слайд 42Спасская башня Кремля
Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-1625 г.г. англичанин
Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Его строго крепостной облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства.
Слайд 43Палаты Аверкия Кириллова в Москве
По старинной легенде, хозяином палат на берегу
реки Москвы был один из самых жестоких опричников царя Иоанн IV Грозного Малюта Скуратов – думный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. В действительности же, построенное значительно позже, в 1657 году, двухъярусное сооружение, украшенное цветными изразцами и белокаменной отделкой, принадлежало думному дьяку Аверкию Кириллову. Первоначально палаты соединялись переходом с домовой церковью, при которой и был похоронен Аверкий Кириллов, убитый во время Стрелецкого бунта 1698 года.
Слайд 44Сухарева башня
архитектора Чоглокова
Сухарева башня была воздвигнута для стрелецкого полка Сухарева, проявившего
верность Петру во время его конфликта с Софьей.
Слайд 45Гражданское строительство не отличалось многообразием типов сооружений.
Хамовный двор в Москве
Гостиный двор
в Архангельске
Слайд 46Теремной дворец Московского Кремля
Теремно́й дворе́ц — памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле
Построен в 1635—1636 годах по
приказу царя МихаилаФёдоровичакаменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым[
Слайд 47Живопись
Развитие получает «строгановская школа»-стиль в живописи,для которого характерно
-яркий,изысканный рисунок иконной миниатюры
-использование
золотых и серебряных красок
В этом стиле писали Прокопий Чирин,никифор Савин.Самым известным иконописцем 17 века был Симеон Ушаков.
Слайд 49Иконописная школа Симеона Ушакова.
Стремились к тому, что бы икона, в первую
очередь была красивой, подменяя понятия божественного понятием прекрасного.
Вели к разрыву с древнерусской иконописной традицией.
Ввели принцип «живоподобия» в искусстве иконописи.
Слайд 50ИКОНОПИСЬ
Художники стремились показать как можно деталей, не оставить не пяди свободного
места.
Художники пытались приземлить образы святых и вписать в их обстановку больше повседневной жизни.
Самым известным иконописцем того времени был Симон Ушаков, он был любимцем царя Алексея Михайловича.
Слайд 51Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведение - "Спас Нерукотворный» 1658г
Слайд 52Симеон Ушаков
Он часто пишет изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение
мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.
Слайд 55ЖИВОПИСЬ. ПАРСУНА
Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного
понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна» - произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи
Слайд 56Гурий Никитин и Сила Савин.»Жатва».Фреска
Слайд 57Московские мастера XVII века достигли совершенства в искусстве эмали. Они не
только умели покрывать эмалью гладкую поверхность, сканный орнамент с мелкими лепестками и листочками, как это делали московские мастера XV века, но и заливали эмалью округлые стенки сосудов, покрывали ею чеканный орнамент и почти скульптурные чеканные изображения высокого рельефа.
Евангелие. Мастерские Московского Кремля 1678 г.
Серебряная братина с эмалью по конному орнаменту. Москва. XVII век.
Слайд 58Зипун
ферязь
Трапезная в боярском доме
Большие новшества в
княжеско-боярском быту:
Каменные дома со многими комнатами и высокими потолками;
Стены внутри украшали росписи и ковры, зеркала и гравюры. Стояла заграничная мебель и посуда, с потолка свешивались люстры.
Бояре заводят иностранные книги, музыкальные инструменты, игрушки, в моду входит курение табака.
Бояре и дворяне начинают стричь бороды, носят одежду (более скромную и удобную) на западный манер.
Слайд 59
Выводы:
Переходный этап культуры от средневековья к Новому времени. Неравномерность и неоднозначность
развития культуры.
Борьба традиционного и светского начал.
Обмирщение культуры: стремление к реализму, интерес к личности. Возникновение новых жанров и направлений. Средневековое мировоззрение начинает постепенно разрушаться.
Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. Расширялись культурные связи с Западной Европой.
Основное содержание этого периода – формирование русской национальной культуры.