Слайд 2Хитон
На Своих иконах Господь обычно бывает облачен в характерные для периода
Его земной жизни одежды: хитон и гиматий
Прорись с иконы XVI в.
ХИТОН иначе одежда, риза (Исх 29:5, Ин 19:23) - нижняя одежда у Евреев, как у мужчин, так и у женщин; она составляла также нижнюю одежду у священников и левитов (Исх 28:40). Надевалась она на голое тело как рубашка и была с рукавами.
Хитон Господа Иисуса Христа, о котором бросили жребий воины при Его распятии, был не сшитый, а весь тканый сверху и, как говорит предание, руками Богоматери.
Слайд 3Клав
Перевод с иконы XVII в.
На правом плече хитона
изображается клавий, или клав, - нашивная вертикальная полоса – знак патрицианского достоинства. Клав в одеяниях Иисуса Христа – символ чистоты и совершенства человеческой природы. Еще клав трактуется как знак посланничества, признак особой мессианской роли Спасителя.
Слайд 4Гиматий
Перевод с иконы XV-XVI вв.
Гиматий – прямоугольный кусок ткани в виде
плаща. Он использовался в качестве верхней одежды
Слайд 5Традиционно хитон Спасителя имеет оттенки красного цвета, а гиматий – синего.
Сочетание этих двух цветов символизируют земную – человеческую и небесную - Божественную природы Спасителя
Слайд 6На некоторых иконах Господь изображается в одеяниях, присущих Ему как Царю
и Архиерею – в далматике (подобие царской мантии), саккосе и с митрой или короной на главе.
ДАЛМАТИКА (лат. dalmatique - мантия) - узкая длинная одежда с широкими рукавами из плотной ткани, надеваемая поверх туники. Часто украшается оплечьем, передником и подольником. В далматике изображают архангелов и царственных особ.
САККОС (греч. σακκος - мешок, грубая ткань, рубище) - нижнее облачение епископов, близкое к стихарю, но короче его и украшен звонцами. Означает одежду печали и смирения. Звонцы саккоса означают благословение слова Божия, исходящее из уст епископа.
Слайд 7 МИТРА (греч. μιτρα - повязка) - парчовый головной убор священнослужителя,
часть облачения архимандритов, протоиереев и архиереев (епископов). Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель.
Слайд 8Часто встречаются изображения Спасителя,
вписанные в мандорлу.
Мандорла (итал. миндалина) – в
христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображается Христос и Богоматерь во славе.
Слайд 9«Спас на убрусе» с предстоящими. 1389 г. Воздух.
Слайд 10Первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя,
чудесно запечатленный на полотенце (убрусе),
которым Господь утер Свое лицо.
История Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа
Слайд 11Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного
образа, или иначе «Спас Нерукотворенный» встречаются очень часто.
IV век. Ватикан
Икона Спас Нерукотворный (или иначе Мандилион) из храма Сан-Сильвестро ин Капите находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, считается одним из ближайших списков с легендарного "оригинального" Нерукотворного Образа Христа, посланного Авгарю.
Слайд 12На иконе «Спас Нерукотворенный» изображен только Божественный лик Спасителя.
1199 г. Церковь
Спаса на Нередице, Новгород, Фреска восточной подпружной арки
Слайд 13Лик Господа либо просто вписан
в нимб,
Конец 12 века
Слайд 14либо изображается на убрусе,
Нач. XIII в.
В соборной ризнице в Лане (Франция)
хранится икона - "Святой Мандилион" или "Святой Лик из Лана". Кириллическая надпись "бразъ Г[о]сп[о]д[е]нь
на убрусѣ" свидетельствует о славянском происхождении образа.
Слайд 15а иногда убрус держат Ангелы.
Алтарная икона
из церкви Илии пророка
в
Ярославле.
Вторая треть XVII в.
Слайд 16Существует празднование
в честь Нерукотворного образа Спасителя, которое совершается 29 августа
(16 по старому стилю)
Ярославль
Первая половина XIII в.
Слайд 18По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви
XI в.
Собор святой Софии, Киев, Украина. Мозаика центрального купола собора.
Слайд 19Позже этот образ стали писать на иконах.
Одна из древнейших и известнейших
икон Христа Вседержителя из монастыря св. Екатерины на Синае.
Датируется икона у различных авторов по-разному: от периода основания монастыря (IV в.), до начала VIII в.
Слайд 20Икона
Спаса Вседержителя – это поясное изображение
Господа Иисуса Христа.
Ярославль
Середина
XIII в.
Слайд 21Правой рукой Он благославляет,
1393-1394 гг.
Икона письма митрополита Иоанна Зографа
Слайд 22а левой держит, как правило, открытое Евангелие,
Последователь Рублева
Москва
Вторая четверть
XV в.
Слайд 23Двусторонняя икона-таблетка
Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
в котором написан евангельский
текст:
«Приидите ко Мне,
вси труждающиеся и обремененнии,
и Аз упокою вы»
Слайд 24Москва
Первая четверть XVI в.
или
«Аз есмь свет миру:
ходяй
по Мне не имать ходити во тме, но имать живот вечный»
Слайд 26Фреска в римских катакомбах святых Петра и Марцеллина изображает Христа на
троне с предстоящими апостолами Петром и Павлом. Рим, III в.
На иконе
«Спас на Престоле» Господь Иисус Христос изображается так же, как и
«Спас Вседержитель», только в полный рост и сидящим на Престоле.
Слайд 27Фреска собора Протата в Карее, Афон.
Мануил Панселин. XIII в.
И
если на иконе «Спас Вседержитель» Господь – Творец и Создатель всего сущего, всемогущий Владыка мира, то на иконе «Спас на Престоле» Он уже его Судия.
Слайд 28 Балканы (?) XIV в.
Происходит из иконостаса Успенской церкви
села
Кривое.
В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к апостолам, говорит :
Егда сядет
Сын Человеческий
на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф. 19, 28)
Слайд 29Москва. Последняя четверть XIV в.
Благовещенский Собор
Московского Кремля
Кроме обычного изображения
Спасителя на Престоле, существует иконописный тип, именуемый
«Спас в силах».
Слайд 30Андрей Рублев c помощниками
1408 г. Из деисусного чина
Успенского собора
во Владимире
На этих иконах Спасителя, сидящего на Престоле, окружают «силы».
Слайд 31Андрей Рублев
10-е годы XV в.
«Силы» – символические знаки в
виде трех ромбов, вписанных один в другой, указывающие на полноту Его Божественной власти над всем миром – вещественным и духовным.
Слайд 32Прорись с иконы XVI в.
Если присмотреться внимательнее, то можно разглядеть
в «силах», окружающих Спасителя, лики Ангелов.
Слайд 33Псков XIII в.
Происходит из церкви Николы от Кожи в Пскове
(XIX в., на месте бывшего монастыря), куда попала из какого-то более древнего храма.
Иконы
«Спас на Престоле»
и «Спас в силах» обычно помещаются над Царскими вратами, в центре деисусного ряда, отчего часто называются «Деисус»
(Моление)
Слайд 34Справа от Спасителя в этом ряду расположен образ Богоматери,
а слева
–
Иоанна Предтечи,
а также пророков и апостолов, в молитве простирающих руки к Господу.
около 1551 г.
Слайд 36Особый род деисусной композиции - т. н. "ангельский деисус", изображение Предвечного
Младенца Спаса Эммануила с архангелами. Владимир. Конец XII в.
Иногда Спаситель изображается в отроческом возрасте.
Такое изображение называется «Спас Эммануил».
Слайд 37Спас Эммануил на престоле.
Ярославль. Конец XVII в.
В Евангелии от Матфея
Ангел Господень, явившись праведному Иосифу Обручнику, говорит ему о рождении Спасителя от Девы Марии: Рождшее бо ся в ней от Духа есть Свята: родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Той бо спасет люди Своя от грех их. Сие же бысть, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим : се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог.
Слайд 38Ушаков Симон Федорович
1697 г.
Образ
«Спаса Эммануила» обычно помещается в
куполе храма.
Слайд 39Один из более редких вариантов образа «Спас Эммануил» - «Недреманное Око»
Роспись
собора Протата в Карее, Афон. Мануил Панселин. XII в.
Слайд 40Рыбинск. 14 век
Образ изображает Эммануила, возлежащего с открытыми очами
на ложе,
к которому подлетает Ангел
с орудиями страстей.
Слайд 41Спас Недреманное Око - символический тип изображения Христа, сложившийся на основе
некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт. XLIX, 8-9, Откр .V, 5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств, среди которых сон с открытыми глазами.
Середина XVI в.
Слайд 42Роспись одного из малых куполов пятиглавого Троицкого собора Троицкого Макариева Желтоводского
монастыря
Слайд 43Это ангельский образ Сына Божьего Христа до воплощения,
до прихода к
людям,
в котором Он предстает как Великого Совета Ангел.
Середина XVII в.
Иван Дьяконов
Слайд 44Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной – опущенные
крылья, нимб с восьмиконечной звездой, как у Саваофа, по сторонам – инициалы Иисуса Христа.
Слайд 45Христос изображается или в ангельском чине, как юноша в белой далматике
с оплечьем и широким рукавом,
или облаченным в саккос как Великий Архиерей.
Икона из Московской Духовной Академии, Сергиев Посад. XIX в.
Слайд 46В виде Ангела Христос изображается и на иконах
Слайд 47Вторая половина XVI в.
Собор Святой Софии, Новгород
Храмовая икона собора
Слайд 48На иконе Христос изображается в соответствии с текстом Апокалипсиса:
И имать на
ризе и на стегне своем имя написано: Царь царем и Господь господем… на главе Его венцы мнози… И из уст Его изыде оружие остро (Откр. Гл. 19)
Слайд 49А.И. Казанцев. 1690 г.
Христа пишут в красной мандорле, облаченным в далматику,
со множеством диадем, образующих тиару, со скипетром, завершенным крестом, в левой руке, правая рука в благословляющем жесте, от левого плеча в сторону направлен меч.
Слайд 51Сюжет иконы связан с текстом тропаря, поющегося на литургии Преждеосвященных Даров
вместо Херувимской песни: «Ныне силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы…»
Критская школа, конец 16 века
Слайд 52На такой иконе изображается один Христос. Тело Его по пояс стоит
во гробе, голова низко опущена.
1717 г. Антиминс. Ставроникитский монастырь, Афон
Слайд 53Невьянск (?)
Конец XVIII — первая четверть XIX вв.
Если позади Его
поддерживает Богоматерь, то икону называют «Не рыдай Мене Мати»
Слайд 54Великий Архиерей - одно из символических именований Христа, раскрывающее его в
образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя.
Слайд 55Конец XVII в.
На образе «Великий архиерей» в соответствии с текстом 109-го
псалма, Господь предстает как Первосвященник Своей Церкви, облаченный в саккос с омофором.
Слайд 57Конец XII - начало XIII в.
Икона из Успенского собора Московского Кремля.
Несмотря на древность иконы, первое письменное упоминание о ней относится только к началу XVIII века
«Спас Златые Власы»
Слайд 58Икона из Успенского собора Московского Кремля.
Согласно словарю В. Даля,
"Спас
ярое око - икона Спасителя с карательным взглядом".
Середина XIV в.
«Спас Ярое Око»
Слайд 59Конец XIII в.
Икона с ростовым изображением Спасителя.
Слайд 60«Хвалите Господа
с небес»
- сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом.
Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой - Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже представлена земля со всем сущим на ней.
Ярославль.
Первая половина XVII в.
Слайд 61Икона иллюстрирует текст 44-го псалма: "Предста Царица одесную Тебе, в ризах
позлащенных одеяна преиспещрена...". Христос изображается как Царь царем и Великий Архиерей восседающим на престоле, Ему одесную (по правую руку) предстоит Богородица в царских одеждах.
2-ая пол. XV в.
«Предста Царица»
Слайд 62Ярославль.
Первая половина XVII в.
«Единородный
Сын»
Слайд 63На иконе из монастыря св. Екатерины на Синае изображен Христос, восседающий
на радуге в окружении звезд: "Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих" (Ис. LXVI, 1). Нимб Христа кресчатый, волосы седые. Это иконография Христа-Ветхого Деньми.
Синай. VII в.
Христос, восседающий на радуге
(Христос во славе)
Слайд 64Миниатюра 1078–1087 гг. Чивидале-дель-Фриули, Италия. Трирская Псалтирь (Псалтирь Экберта; Кодекс Гертруды)
Христос
во славе, венчающий князя Ярополка и княгиню Ирину
Слайд 65Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: "Я есмь истинная виноградная
лоза, а Отец Мой - виноградарь." (Иоан.15:1), "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Иоан.15:5).
Христос Виноградная Лоза
(Христос Лоза истинная)
Слайд 66Мозаика мавзолея Галлы Плацидии, Равенна. ок. 440 г.
«Добрый Пастырь»