Слайд 2Основа христианства – это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз
и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком (Иисусом Христом).
Христианство утвердило идею всеобщей справедливости, равенства и спасения.
Оно провозгласило равенство всех людей как грешников.
Оно дало человеку утешение и надежду на получение свободы через познание божественной истины, которую принес на землю Христос для искупления всех человеческих пороков.
Христос – образец смирения и покорности, страдания и спасительной жертвы.
Слайд 3Вероучение христианства
Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога».
Равенство Лиц Святой Троицы: Бога Отца,
Бога Сына, Духа Святого и одинаковое поклонение Им и прославление Их, единосущие Бога-Отца и Бога-Сына.
Исповедание Иисуса Го́сподом и Сыном Божиим, рожденного от Бога Отца.
В нем соединяются и божественное, и человеческое (два естества Иисуса Христа). Как человек – рожден от Девы Марии.
Вера в распятие Христа за людей, телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа; во всеобщее воскресение и «жизнь будущего века».
Исповедание Святого Духа Господом, дающим жизнь и исходящим от Бога Отца.
Слайд 4Веру в единство и святость Церкви. Глава Церкви — Иисус Христос.
Необходимость единократного крещения
для оставления грехов и иконопочитания.
Вероучение базируется на Священном Писании (Библии: включает Ветхий Завет и Новый Завет, основой которого является Евангелие – сказание о жизни Христа 4-х евангелистов: Иоанна, Марка, Матфея и Луки) и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов ( 7 Соборов, определивших догматы Церкви).
Слайд 5Ветви христианства
Католицизм (1,25 млрд. чел.)
Протестантизм (800 млн. чел.)
Православие (225 млн.
чел.)
В 1054 г. произошло разделение Церкви на западную (католическую) и восточную (православную). А еще раньше выделилась армянская церковь, приняв догмат, признающий только божественную сущность Христа (монофизиты).
Восточная христианская церковь – часть государства, сконцентрировано на онтологических и аксиологических проблемах.
Западное христианство – самостоятельная мощная политическая сила, стремится господствовать всюду, ориентирована на правовые проблемы.
Слайд 6Православие
Нет единого предстоятеля, существуют 15 автокефальных (независимых церквей) поместных церквей.
Основные
события истории Русской Православной Церкви (РПЦ)
Проповедь святого Андрея Первозванного (от Киева до Валаама).
988 г. Принятие христианства. Стало государственной религией Киевской Руси (князь Владимир).
1051 г. Киевскую кафедру занял первый русский митрополит Илларион.
1589 г. Русская Православная Церковь становится поместной автокефальной. Ее предстоятелем становится патриарх Иов (первый патриарх Московский и Всея Руси).
Середина XVII века – церковные реформы патриарха Никона, церковный раскол, возникновение старообрядчества.
1721 г. Учреждение Петром I Священного Синода во главе с обер-прокурором взамен выбора патриарха. Царь фактически стал во главе Церкви.
1917 г. Восстановление патриаршества. Избрание патриархом Тихона, осудившего советскую власть.
С 2009 г. Патриархом Московским и Всея Руси является Кирилл (16-й патриарх)
Слайд 7Отличия в обрядности старообрядцев и никонианцев
Слайд 8Поместные Православные Церкви, их канонические территории и предстоятели
Слайд 9Поместные Православные Церкви, их канонические территории и предстоятели
Слайд 10Патриарх Кирилл – предстоятель РПЦ Московского патриархата
Слайд 12Русская православная церковь Московского патриархата (на 1 января 2018 г.
303 епархии.
195
архиереев, из них 147 правящих и 48 викарных, 14 архиереев пребывают на покое.
462 мужских монастыря.
482 женских монастыря.
Общее количество приходов – более 36.000.
Общее число духовенства — 39. 414, из них священников — 26 540, дьяконов —4.640.
Работают 5 духовных академий, 3 православных университета, 38 семинарий, 39 духовных училищ,
10.141 воскресных школ.
Слайд 13Таинства Церкви
Таинство – это священное действие, через которое тайно, неведомым образом
подается человеку благодать.
Всего в православии 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.
Крещение — трёхкратное погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов (омывание от первородного греха и грехов, совершенных до крещения). Наличие веры и покаяния – условия крещения.
Крестные обеты
Отречение от сатаны, от всего злого, включая гордыню.
Исповедание православной веры.
Соединение с Христом, жизнь по заповедям божьим.
Обеты крестных родителей (если крестится младенец) - они ответственны за правильное воспитание и приобщение к Церкви.
Слайд 14Таинства Церкви
Миропомазание (конфирмация) — освящение человека путём помазывания его ароматической смесью (миро –
дары Святого Духа) для укрепления его духовной христианской жизни.
Покаяние — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение отпущения грехов от имени Господа Иисуса Христа через священника.
Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом (хлебом) и Кровью (вином). Церковь требует причащаться в каждый пост и не реже 1 раза в год. Перед причащением необходимо говеть (соблюдать пост, молиться и примириться со всеми), после чего исповедаться (очистить свою совесть).
Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.
Елеосвящение (соборование) — при помазании елеем тела больного призывается благодать Божия для исцеления души и тела
Слайд 15Таинства Церкви
Венчание (брак) - христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в
храме. Заключается раз в жизни.
Требования к венчающимся
Должны быть зарегистрированы в ЗАГсе.
Должны быть крещеными (если один супруг католик или протестант, то с ведома архиерея).
Нельзя венчаться, если один из новобрачных уже состоит в браке.
Запрещается брак между кровными родственниками (до 4-й степени родства).
Запрещается брак между крестным родителем и крестником, между крестными родителями.
Не допускаются 4-й и более браки.
Нельзя венчаться монахам и принявшим священный сан.
Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, то запрашивается разрешение у архиерея. Аналогично в случае, если один из новобрачных – несовершеннолетний.
Перед венчанием жених и невеста исповедуются и причащаются.
Слайд 16Самый главный православный праздник
Пасха — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников
праздник и торжество из торжеств». Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий, или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.
Слайд 17Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычным) и богородичными. По хронологии церковного года, который
начинается 1 (14 сентября):
Рождество Пресвятой Богородицы— 8 (21) сентября (богородичный праздник, родители – св. Иоаким и св. Анна);
Воздвижение Креста Господня -14 (27) сентября
(господский праздник);
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник);
Рождество Христово — 25 декабря (7 января) (господский праздник);
Крещение Господне — 6 (19) января (господский праздник);
Слайд 18Двунадесятые праздники
Сретение Господне - 2 (15) февраля (господский праздник, но по богослужебному содержанию близок богородичным);
Благовещение
Пресвятой Богородицы— 25 марта (7 апреля) (богородичный праздник);
Вход Господень в Иерусалим(переходящий)— воскресенье перед Пасхой (господский праздник);
Вознесение Господне (переходящий)— 40-й день после Пасхи, всегда в четверг (господский праздник);
День Святой Троицы (переходящий) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье (господский праздник);
Преображение Господне - 6 (19) августа (господский праздник);
Успение Богородицы— 15 (28) августа (богородичный праздник).
Слайд 19Великие праздники Православной Церкви
Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся:
Покров Пресвятой Богородицы (в
Русской церкви) — 1 (14) октября;
Обрезание Господне и память свт. Василия Великого — 1 (14) января;
Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля);
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля);
Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).
Кроме того, Церковь отмечает средние и малые праздники.
Слайд 20Дни особого поминовения усопших
Радоница (9-й день после Пасхи, вторник)
Вселенская родительская суббота
(суббота мясопустная) (2-я суббота до Великого поста)
Субботы 2-й, 3-й, 4-й седьмиц Великого поста
9-е мая – Поминовение усопших воинов
Троицкая родительская суббота (суббота накануне Троицы)
Первая суббота ноября – Димитриевская родительская суббота
Слайд 21Посты
1.Многодневные посты
Великий пост – 6 недель перед Пасхой + Страстная неделя.
Петров
пост – через неделю после Троицы (длительность каждый год разная).
Успенский пост – с 14 по 27 августа (28 августа – Успение).
Рождественский (Филиппов) пост – с 28 ноября по 6 января.
2. Однодневные посты: среды и пятницы (кроме Святок – с 7 по 18 января, сплошных седьмиц), 18 января – Крещенский сочельник, 11 сентября – Усекновение головы Иоанна Предтечи, 27 сентября – Воздвижение.
Слайд 22Православный храм
Может иметь вид корабля («Ноев ковчег»), круга (знак вечности), восьмиугольная
звезда (сияние звезды).
Купол с крестом (небо со знаком Церкви):
2 главы – божеское и человеческое;
3 главы – Троица;
5 глав – Христос и 4 евангелиста (Иоанн, Матвей, Лука, Марк);
7 глав – 7 таинств и 7 Вселенских соборов.
13 глав – Христос и 12 апостолов
Колокольня (звонница).
Храм делится на алтарь, средний храм (расположены иконы и канун – распятие для панихид, притвор (трапезная).
В кафедральных соборах в центре ставится архиерейский амвон (для облачения и службы архиерея).
Слайд 25Иконостас
Направо от Царских ворот – икона Христа, правее ее – храмовая
икона;
налево – икона Богоматери. В первом ряду – особо почитаемые в храме иконы
Второй ряд – Пасха и двунадесятые праздники.
Третий ряд – апостолы.
Четвертый ряд – евангелисты Иоанн, Матфей, Лука и Марк
Пятый ряд – особо почитаемые в храме святые