«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
Слайд 2ЦЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребёнку в условиях комплексной информатизации
образования возможность сохранения здоровья;
Сформировать необходимые знания, умения, навыки и привычки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни;
Научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Слайд 3
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий
Здоровье физическое
Здоровье психическое
Здоровье социальное
Здоровье нравственное
Критерии оценки здоровья
уровень работоспособности
оценка наличия вредных привычек
выявление физических дефектов
оптимальный двигательный режим
рациональное питание
закаливание и личная гигиена
положительные эмоции
социальное благополучие
Слайд 4ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Принцип «Не навреди»
Принцип сознательности и
активности
Непрерывности здоровьесберегающего процесса
Систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуальности
Всестороннего и гармоничного развития личности
Системного чередования нагрузок и отдыха
Постепенного наращивания оздоровительных воздействий
Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
Слайд 5СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Виды здоровьесберегающих технологий, время проведения в режиме дня,
особенности методики проведения
Стретчинг – не раньше, чем через 30 мин, после приема пищи, 2 раза в неделю, по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
Ритмопластика- Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
Динамические паузы - во время занятий, 2-5мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Слайд 6Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в
групповой комнате – со средней и малой степенью подвижности. Ежедневно, для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем их проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).
Технологии эстетической направленности реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьёй, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально, либо подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Слайд 7Гимнастика для глаз Ежедневно, по 3-5 минут, в любое время; в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика бодрящая Реализуется ежедневно, после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кровати, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие, в зависимости от условий ДОУ.
Гимнастика коррегирующая С младшего возраста, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Слайд 8ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
С использованием профилактических методик;
С применением функциональной музыки;
С чередованием занятий с
высокой и низкой двигательной активностью;
Через оздоровительные мероприятия;
Создание здоровьесберегающей среды.
Слайд 9СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 средства двигательной направленности:
- Элементы движений (ходьба, бег, прыжки,
метание);
- Физические упражнения ;
- физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3. Гигиенические факторы (соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса, выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, кварцевание, соблюдение режима дня…)
Слайд 10НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в
различные виды совместной деятельности.
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ.
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Слайд 11ИНТЕГРАЦИЯ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ФОРМАХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Слайд 13ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Соблюдайте режим дня!
Больше двигайтесь!
Обращайте больше внимания на питание!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Слайд 14МЕДИЦИНСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
технологии профилактики заболеваний,
углубленный медицинский осмотр с участием
узких специалистов, приходящих из поликлиники,
коррекция возникающих функциональных отклонений,
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
реабилитация соматического состояния здоровья,
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Слайд 15НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Модели точного выполнения основных движений.
Модели
общеразвивающих упражнений.
Алгоритмы подвижных игр.
Схемы видов построения.
Картотека индивидуальных заданий для закрепления основных движений.
Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи.
Тренажёры гимнастики для глаз.
Атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность.
Спортивный инвентарь фирмы «Альма».
Мнемотаблицы и коллажи валеологическогог содержания.
Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе.
Литература валеологического содержания.
Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группах.
Календарь «Что я сделал полезного для своего здоровья».
Демонстрационные таблицы для детей «Доктора природы», «Тропинка здоровья», «Как устроен наш организм».
Пиктограммы, загадки, ребусы, кроссворды валеологического содержания.
Слайд 16ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ
Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях
для детей и взрослых (ДОУ, МО, районные соревнования по настольному теннису, волейболу, лыжам, плаванию).
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня».
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Слайд 17ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Информационные
стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.).
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Слайд 18РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников,
педагогов и родителей ДОУ.
Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Слайд 19ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
Л. Ф. Тихомирова Формируем у детей правильное отношение к
своему здоровью. Ярославль, 1997 г.
Л.Г. Татарникова Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Санкт-Петербург, 2006 г.
Здоровье детей-здоровье нации. Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.