Слайд 1ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ
О Б У Ч Е Н И Е:
М О
Й П О Д Х О Д
Слайд 2Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить
вопрос: что важнее для нас – их
физическое состояние
или
образованность?
Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровый нищий счастливее больного короля»
Слайд 3 Главными задачами современной школы являются:
воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнку;
использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 4
По определению Министерства образования России,
«…под здоровьесберегающими технологиями
следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье»
Слайд 5 Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а)
в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – коммуникабелен, общителен, понимает юмор, сам умеет шутить;
в) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности.
г) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
д) в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Слайд 6 Я понимаю, что ребенок, рано потерявший здоровье, — это человек
с комплексом проблем, т. к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда — болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.
Слайд 7 Большую опасность для детей на наших
дорогах представляют транспортные средства и несоблюдение правил дорожного движения. Наиболее распространенные нарушения:
1) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
2) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;
3) Нарушение правил езды на велосипеде;
4) Игра на дороге;
Постоянно убеждаю детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.
В этой работе мне помогает система специально подобранных - «транспортных» задач, решаемых на уроках физики в 7 — 9 классах.
Слайд 8
.
Например, такие задачи:
1.Время реакции водителя на возникшую
опасность составляет в среднем 0.8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).
2. В начале участка шоссе стоит дорожный знак «30 км/ч». Нарушил ли правила движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 1,8 км за 4 мин? (Не нарушил, т. к. скорость автомобиля была 27 км/ч).
3.Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них? (117м).
Слайд 9 По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся.
Обязательно
после получения числового ответа «транспортных» задач обсуждаем ответ с учениками, анализируем полученный результат и делаем соответствующие выводы.
Слайд 10 У учащихся сильно развита интуитивная
способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Поэтому с первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Ещё на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветриваем помещение. А каждый ученик приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся – дежурные выполняют свои обязанности: классная доска вымыта, находится на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Такие вроде бы простые обязанности позволяют в ученике сформировать чувства ответственности, стать нравственно здоровыми людьми. Если возникают какие–то проблемы, стараюсь всегда помочь учащимся в их решении.
Слайд 11 Реклама вошла сейчас во все области нашей жизни;
она звучит ежедневно по радио и телевидению, ее предлагают все средства массовой информации. Следуя лозунгу «Вперед за жизнью», я, посчитав, что если цель благородна, а реклама может помочь в ее достижении, то почему бы ею не воспользоваться? — приглашаю ребят к решению задач комично-игровым способом: в форме стихотворной рекламы.
Стихотворная агитация в пользу решения физических задач содержит 4 части.
Первая — вступление (предложение задачи):
Сейчас к доске пойдет Татьяна,
Задачку нам решит она.
(Или: Теперь к доске пойдет Сережа,
Задачку он решит сейчас.)
Реклама решения физических задач
Слайд 12Вторая — алгоритм, которому должен следовать учащийся при решений любой физической
задачи:
Условье краткое составит,
В систему Cи переведет,
Законов формулы запишет,
Расскажет все и объяснит,
Про единицы не забудет,
Преобразует, подсчитает...
Третья - призывает учащихся подходить к любому труду с удовольствием, радостью:
При этом радость испытает,
Тем счастья нам подарит миг.
И четвертая (заключительная) — собственно реклама:
Больше решайте задач по физике
И вы будете счастливы.
Она неизменна вызывает смех. Но так, с улыбкой и шутками ученики легче и лучше усваивают учебный материал.
Слайд 13
Я считаю, что очень важно, чтобы дети задумывались о своём
здоровье не потому, что к этому призывает учитель, а должны прийти сами к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье. Исходя из этих соображений, при изучении нового материала ученикам даю здоровьесберегающие знания и способы оказания первой медицинской помощи. Например, на уроке физики в 8-м классе, изучая тему «Температура. Испарение», учу правильно осуществлять измерения температуры тела. Обсуждаем влияние повышенной и пониженной температуры на организм человека, оказание первой помощи при высокой температуре (физические методы охлаждения тела человека при высокой температуре и согревание тела при обморожении), важность соблюдения теплового режима в школе и дома и говорим о том, что одеваться нужно соответственно температуре окружающей среды. Также говорим о закаливании организма.
Слайд 14 При изучении темы «Архимедова сила. Плавание тел» акцентирую внимание
на безопасном поведении на воде, повторяем правила тушения бензина и спирта. Изучаем средства спасения утопающего на воде в теплое и холодное время года, последовательность действий при спасении и умение их выполнить.
Я в своей работе использую имеющуюся у меня программу здоровьесбережения на уроках физики, согласно которому включаю элементы здоровьесбережения на уроках. Приведённые выше примеры взяты из этой программы.
Слайд 15 Не всем учащимся легко дается физика. Некоторым ученикам
трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для лучшего восприятия учебного материала, поднятия эмоционального настроя ученика и предупреждения переутомления использую
Запоминалки
Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.
«Бац!» -взмахнул кнутом пастух.
«Пора вставать!» - пропел петух
Если слово «бац» запомнишь,
Формулу объёма вспомнишь.
V=bac
Не лезьте вводу глубоко,
В воде давленье велико.
Надавит сверху РО-ЖЕ-АШ
И вдруг концы свои отдашь
Слайд 16 Я считаю, что использование компьютерных технологий также позволяет
разнообразить виды деятельности учащихся и избежать монотонности на уроке. Компьютер применяю по мере возможности при объяснении нового материала, показываю красочные видеоролики, у учеников сразу загораются глаза и на лице появляется улыбка. Решаем задачи-тренажёры, выполняем виртуальные лабораторные работы. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Всё это вызывает положительные эмоции, повышает у учащихся интерес к предмету и поддерживает в каждом мотивацию учебной деятельности.
Слайд 17 Интересные внеклассные мероприятия тоже вызывают у детей положительные
эмоции, желание знать больше. Ко Дню Космонавтики для учащихся 6-9 классов провела школьную пресс-конференцию «Космонавтика: вчера, сегодня, завтра». Мероприятие детям очень понравилось. Сколько восхищений было, когда они увидели и услышали по видеоролику первый запуск
космического
корабля с
Ю.А.Гагариным,
его голос.
Слайд 18
Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно
не только первокласснику, но и старшекласснику. Для снятия психического напряжения и переключения на другой вид деятельности использую физкультминутки на каждом уроке 1-2 мин. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Использую следующие
виды физкультминуток:
Упражнения для снятия общего утомления;
гимнастика для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
гимнастика для стоп;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
Слайд 19Физкультминутки общего характера
(под стихотворные тексты
(Ученики встают со своих мест.)
Вновь у нас
физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Повороты головы и ее вращение.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Ученики садятся на свои места.)
Слайд 20Физкультминутка «Очень хочется трудиться»
Эту физкультминутку я использую тогда, когда ученики устали,
а работа еще предстоит трудная, поэтому необходимо провести коррекцию психологического состояния на возбуждение активности и трудоспособности. Я произношу рифмованные слова, а ребята после каждой строчки повторяют их про себя; глаза закрыты.
Ох как хочется трудиться!
Сделать все охота.
Чтоб своим трудом гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Все, что надо, сделаю.
Свою волю покажу,
Слово я свое сдержу!
Слайд 21Пример физкультминутки,
связанной с изучаемой темой
(для урока «Атмосферное давление»)
Очень физику мы
любим!
Шею влево, вправо крутим.
Воздух — это атмосфера.
Это правда, топай смело.
Шаг на месте.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот.
Воздух обладает массой,
Мы попрыгаем по классу.
Чем выше вверх (поднять руки),
тем воздух реже
И давление там ниже (опустить руки).
Слайд 22Чаще всего провожу короткую гимнастику:
свести лопатки до отказа, затем расслабить спину
(3-4 раза);
вытянуть позвоночник вверх, затем принять обычную позу (3-4 раза);
протянуть ноги вперед (под стул соседа), вытянуть носки, затем ноги поджать под себя (3-4 раза).
Слайд 24 Большое внимание я уделяю строгому нормированию домашних заданий
с целью недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираю на уроке. Использую дифференцированный подход: ученики получают разноуровневые задания (конечно, и на уроке детям даю задачи, контрольные работы и тесты трёхуровневые).
Слайд 25
При проведении уроков я руководствуюсь
основными современными требованиями к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий и стараюсь их применить в полной мере:
Рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60℅ и не более 75-80℅;
Количество видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, со справочным материалом, с таблицами физических величин, выполнение фронтальных и лабораторных работ, рассматривание наглядных пособий и демонстрационных опытов, ответы на вопросы, решение качественных и количественных задач и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляется через 7-10мин.;
Слайд 26В содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем
и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения;
Необходимо формировать мотивацию деятельности учащихся (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.);
Необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учётом личностных возможностей;
На уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуацию успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в неблагоприятной обстановке утомление наступает быстрее;
Слайд 27Необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки,
определить их место, содержание и длительность (лучше на 15-20-й минутах урока, длительностью-1мин., состоящие их трёх лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого);
Применять ТСО в соответствии гигиеническими нормами.
Необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Темп и особенности окончания урока. Нежелателен быстрый темп завершения урока, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания и задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). Крайне важно спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися.
Слайд 28 Я считаю, что забота о здоровье учеников неотделима
от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, не иметь вредных привычек. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
Слайд 29 Литература:
Журналы «Физика в
школе».
Журнал «Школьные технологии», №2, 2004.
Библиотека 1сентября «Я иду на урок физики. 7 класс».
Газета «Физика» (издательство 1сентября).
Интернет- русурсы.