Слайд 1Здоровье-сберегающие образовательные технологии
(ЗОТ)
Слайд 2Факторы, оказывающие влияние на здоровье человека
Наследственность – 15%
Экологические условия обитания –
15-20%
Организация медицинской помощи – 10-15%
Социально-психологический климат в обществе – 10%
Образ жизни человека – 45%
Слайд 3Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся
1. Низкий уровень мотивации на
сохранение и укрепление индивидуального здоровья
Слайд 4Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся
2.»Забалтывание» проблемы здоровья;
3. Сужение понятия
здоровья
(здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов)
Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов
Слайд 5Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся
5. Воздействие неблагоприятных для здоровья
антропогенных и техногенных факторов;
6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения
Слайд 6Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся
7. Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы,
регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста
Слайд 7Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся
8. Не сформированность культуры здоровья
у учителей, неблагополучие их состояния здоровья;
Слайд 8Внутришкольные факторы
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
(шум;освещенность; воздушная среда; размер помещений, кубатура;
дизайн, цвет стен – видеоэкологические факторы; стройматериалы, краска; мебель – размеры, размещение в помещении; видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры; пищеблок –ассортимент, качество пищи, организация питания; качество питьевой воды, используемой в школе; экологическое состояние прилегающей к школе территории; состояние сантехнического оборудования
Слайд 9Учебно-организационные факторы (администрация школы)
Объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным
возможностям школьника;
Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям в учебном году;
Организационно-педагогические условия проведения урока;
Особенности устава школы и норм школьной жизни;
Слайд 10Учебно-организационные факторы (продолжение)
Медицинское и психологическое обеспечение школы;
Участие родителей учащихся в жизни
школы;
Стиль управления администрации
Психологический климат педагогического коллектива;
Интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района на жизнь школы;
Слайд 11Учебно-организационные факторы (продолжение)
Наличие\отсутствие системы работы по формированию КЗ и ЗОЖ учащихся;
Позиция
и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся
Слайд 12Психолого-педагогические факторы (учитель)
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
Стиль
педагогического общения учителя с учащимися;
Характер проведения опросов и экзаменов, проблем оценок;
Степень реализации учителем индивидуального подхода;
Слайд 13Психолого-педагогические факторы (продолжение)
Особенности работы с «трудными подростками в классе;
Соответствие используемых методик
и технологии обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;
Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
Слайд 14Психолого-педагогические факторы (продолжение)
Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к
своему здоровью;
Обремененность учителя своими проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам ЗОТ
Слайд 15Удельный вес воздействия на здоровье учащихся «внутри школьных» факторов
Гигиенические условия обучения
– 15%;
Социально-психологический климат – 10%;
Медицинское обеспечение учащихся – 10%;
Организация педагогического процесса – 20%;
Воздействие учителя на уроках – 45%;
Слайд 16Перечисленные факторы – поле нашей деятельности, те направления, работая по которым,
можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегующую»!
Слайд 17Некоторые аксиомы здоровья и условия ее сохранения
1. Угрозы к здоровью (неблагоприятные
факторы)4
2. Врачи не защитят!
3. Стратегия выживания (сочетание защиты «З» с укреплением «З»)!
4. Грамотность в вопросах здоровья!
5. Только индивидуальный подход может быть эффективной!
Слайд 18Некоторые аксиомы здоровья и условия ее сохранения
6. Забота о здоровье духа
не менее важна, чем забота о здоровье тела!
7. Неправильно организованное образование вредит здоровью!
8. Защитите своих учеников! (применение ЗОТ)
Слайд 19ЗОТ - это
образовательная технология не наносящая вред здоровью учащихся.
Отличительные особенности:
-целенаправленная забота
о здоровьи учащихся;
следование принципу «не навреди!»
(минималистический подход)
Слайд 20ЗОТ - это
Качественный сертификат любой педагогической технологии, ее «сертификат безопасности для
здоровья»и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
(максималистический подход)
Слайд 21ЗОТ - это
Совокупность приемов, методов, технологий построенных на единой методологической основе
и направленных на сохранение и укрепление физического, психологического здоровья учащихся, формирования у них КЗ, а также на охрану здоровья педагогов.
Слайд 22Отличительные особенности
Комплексный подход к охране здоровья;
Научная обоснованность программы;
Учет индивидуальных особенности учащихся;
Внимание
к психологическому здоровью учащихся;
Реализация принципа личной ответственности за свое здоровье;
Здоровье учителя – как обязательное условие здоровья школьников
Слайд 241. Технологии, направленные на оптимизацию гигиенических условий обучения
Слайд 252.Технологии, направленные на организацию образовательного процесса
Слайд 263.Технологии, направленные на предупреждение основных школьных болезенй и дезадаптационных состоянии
Слайд 274. Технологии, направленные на индивидуализацию образовательного процесса с учетом состояния здоровья
учащихся
Слайд 285. Технологии, направленные на предупреждение и коррекцию школьных стрессов
Слайд 296. Технологии диагностики и мониторинга здоровья учащихся
Слайд 307. Технологии, направленные на обучение школьников здоровью.
8. Технологии, направленные на воспитание
у школьников КЗ и предупреждение вредных привычек
Слайд 319. Технологии, направленные на приобщение к охране здоровья школьников и их
родителей
10. Технологии охраны здоровья педагогов
Слайд 3211. Технологии активного формирования и укрепления здоровья учащихся (с обязательным медицинским
сопровождением)
Слайд 3312. Технологии формирования здоровьесберегающего пространства школы