Слайд 1Здоровье детского населения, как показатель общественного здоровья
Доцент С.Н.Шишацкая
ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава
Кафедра
педиатрии с курсом иммунологии и аллергологии ФПК и ППС
Слайд 2 Здоровье ребенка
Здоровье ребёнка есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное,
культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными или/и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.
ЛАПИН Ю. Е.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Москва, 2009 год
Слайд 3Дефиниции здоровья ребёнка
определяемое здоровье ребёнка раскрывается через его комплекс
форм развития
приведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного, нравственного, социального развития обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребёнка
ЛАПИН Ю. Е. 2009
Слайд 4Продолжение
В приведённом определении отличительные особенности сущности детского здоровья рассматриваются в
его взаимодействии с понятием «развитие», фиксирующим единство изменчивости и устойчивости. При этом речь идет не об изменчивости вообще, присущей всякому движению, а об изменении, связанном с возникновением новых структур, их усложнением (онтогенез).
ЛАПИН Ю. Е. 2009
Слайд 5
Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение ВОЗ
Здоровье – полное
физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ (1948г.)
Здоровье людей –качество социальное
Слайд 6Оценка здоровья
Здоровье отдельного человека
Групповое здоровье -здоровье малых социальных или этнических
групп
Здоровье населения – административно-территориальная единица
Общественное здоровье- здоровье общества, популяции в целом
Слайд 7
Ю. П. Лисицин рассматривает понятие "общественного здоровья" как здоровье групп (возрастно-половых,
социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах.
Общественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения
Слайд 8
Д.Д. Бенедиктова (1981): "Общественное здоровье - это такая интегративная характеристика всей
совокупности индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая, с одной стороны, отражает степень вероятности для каждого человека достижения максимального уровня здоровья и творческой трудоспособности на протяжении максимально продолжительной индивидуальной жизни, а с другой - характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма, его возможности самозащиты и дальнейшего пропорционального роста и социально-экономического развития, рационального использования природных ресурсов и поддержания экономического и другого равновесия с окружающей природой и социальной средой".
Слайд 9Оценка общественного здоровья
Для оценки рекомендуются следующие показатели:
Отчисление валового национального продукта на
здравоохранение
Доступность медико-социальной помощи
Охват медицинской помощью
Уровень иммунизации населения
Степень обследования беременных квалифицированным персоналом
Состояние питания детей
Уровень детской смертности
Средняя продолжительность предстоящей жизни
Гигиеническая грамотность населения
В медико-социальных исследованиях используют также:
Демографические показатели
Заболеваемость и инвалидность
Физическое развитие
Слайд 10Факторы определяющие общественное здоровье
Социально-экономические ( условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние
и т.д.)
Социально-биологические ( возраст родителей, пол, течение антенатального периода и тд.)
Экологические и природно-климатические (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и тд.)
Организационные и медицинские ( уровень и организация медицинской помощи)
Слайд 11 Соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человекав РФ, (в скобках
- данные ВОЗ):
- генетические факторы - 15-20% (20%);
- состояние окружающей среды - 20-25% (20%);
- медицинское обеспечение - 10-15% (8%);
- условия и образ жизни людей - 50-55% (52%).
Слайд 12Факторы,
влияющие на состояние здоровья детей
Климато-географические
Экологические (20-25%)
Социально-экономические условия проживания населения
России
Степень его миграции
Этнические особенности
Культурные особенности
Слайд 13Факторы, определяющие состояние здоровья детей
Наследственность (20%)
Токсические (курение, алкоголь, наркотики)
Образование (гиподинамия,
статические позы, напряжение зрения)
Экологические (20-25%)
Здравоохранение (10%)
Слайд 14
Дети – это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья
и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия.
ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ
«ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Слайд 15Охрана здоровья детей
рассматривается как функция государства, реализуемая методами государственной политики
и представляющая собой научно обоснованную систему мер, направленных на социально-правовую (первичную) и медицинскую (вторичную и третичную) профилактику болезней, обеспечение беспрепятственного доступа каждого ребёнка к пользованию наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, включая современные эффективные, высокотехнологичные средства и виды лечения болезней и восстановления здоровья в условиях, способствующих достижению максимально результата.
Данное определение соответствует положениям Конвенции о правах ребёнка (статьи 2, 3, 6, 24).
Слайд 16
Хорошее состояние здоровья детей и подростков является одним из источников социального
и экономического развития.
Слайд 17Критерии общественного здоровья
Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность,
частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
Первичная инвалидность.
Показатели физического развития.
Показатели психического здоровья, секс
Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).
Слайд 18
С. М. Тромбах называет следующие признаки, определяющие здоровье:
1) наличие или
отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степени его гармоничности;
3) уровень функционирования основных систем организма;
4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
Эти критерии здоровья учитываются врачами при обследовании детей и подростков и при оценке состояния их здоровья.
Слайд 19КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
I группы здоровья
II физическое развитие (здесь и далее —
ФР) и степень его гармоничности.
Отклонения в ФР могут быть вызваны рядом причин: неправильным питанием, наличием каких-либо заболеваний, плохой регуляцией роста со стороны нервной и эндокринной систем, а также отсутствием условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна). Иногда бывает «конституционально низкий рост».
III критерий здоровья — нервно-психическое развитие ребенка.
IV критерий здоровья — это степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости
V критерий здоровья — уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма.
показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, функциональные пробы, пробы на выносливость и др.
VI критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний
Слайд 20
Медицинские и социальные последствия ухудшения состояния здоровья детей
•ограничение в будущем возможности
реализации репродуктивной функции (значительная частота патологии органов репродуктивной сферы среди юношей и девушек);
•ограничение возможности получения профессионального образования и свободного трудоустройства (по законодательству –с 14 лет);
•высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения. конфликтность и др.);
•низкая годность юношей к военной службе (по состоянию здоровья);
•крайне высокий уровень младенческой и детской смертности (в 2-2,5 раза выше, чем в развитых странах
Баранов А.А
Слайд 21
Основные направления профилактической работы
•Первичная профилактика формирования нарушений здоровья и развития:
-антенатальная и
неонатальная профилактика (микронутриентнойнедостаточности, пренатальнаядиагностика, неонатальныйскрининг, реабилитация маловесных детей и др.);
-профилактическая работа с детьми первого года жизни (пропаганда грудного вскармливания, врачебный и сестринский патронаж и др.);
-вакцинопрофилактика инфекционных болезней;
-система раннего выявления нарушений здоровья и развития (профилактические медицинские осмотры);
-профилактическая работа в образовательных учреждениях
Слайд 22
Основные направления профилактической работы (продолжение)
•Вторичная и третичная профилактика (детской инвалидности, смертности
от ненасильственных причин):
-оказание специализированной, в том числе высокотех-нологичной, медицинской помощи (на региональном и федеральном уровнях);
-комплексная реабилитация детей, страдающих хроничес-кими болезнями и детей-инвалидов (на уровне учреждений первичного звена и в санаторно-курортных условиях);
-диспансерное наблюдение за детьми с нарушениями
здоровья и развития (учреждения первичного звена и
специализированные на региональном уровне).
Слайд 23
Показатель младенческой смертности рассматривается как оперативный критерий оценки санитарного благополучия населения,
уровня и качества медико-социальной помощи, эффективности работы акушерской и педиатрической службы
Слайд 24 Для оценки уровня младенческой смертности в различные периоды жизни ребенка
рассчитывают такие показатели, как:
— ранняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших на 1-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000) (в России — 6—9‰);
— поздняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших на 2—4-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000);
— неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в первые 28 дней жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000) (в России — 9—11‰);
— постнеонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в возрасте от 29 дней до 1 года, к разнице между числом родившихся живыми и числом умерших в первые 28 дней жизни, умноженное на 1000) (в России — 7—8‰)
Слайд 25
Причиной смерти в постнатальный период, наряду с перечисленными выше, могут
являться экзогенные болезни (пневмония, сепсис, травмы и др.). Основными причинами младенческой смертности являются болезни органов дыхания, врожденные аномалии развития и другая патология периода внутриутробного развития. Высокий уровень младенческой смертности обусловливается осложненными и преждевременными родами (до 10%).
Слайд 26«Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и подростков» ВОЗ
1.Здоровье матери
и новорожденного ребенка.
2.Питание
3.Инфекционные болезни
4.Физическая окружающая среда
5.Травмы и насилие
6.Психосоциальное развитие и психическое здоровье
7.Здоровье подростков