Слайд 1Здоровье, безопасность
и превентивное образование
Базовые идеи и понятия
Слайд 2Современное представление о здоровье
Здоровье человека – это его общее
благополучие:
физическое
эмоциональное
интеллектуальное
духовное
социальное
Слайд 3Что в наибольшей степени влияет на благополучие человека
Благополучие (здоровье) человека больше всего зависит от его образа жизни, т.е. поведения
Слайд 4Какое поведение
называют здоровым
Поведение, способствующее удовлетворению базовых потребностей и
достижению общего благополучия, называют здоровым
Слайд 5Что предопределяет
здоровое поведение
Детерминанты здорового поведения:
Позитивная
идентичность
Психосоциальная компетентность
Благоприятное ближайшее окружение
Доступ к качественным социальным услугам
Слайд 6На что влиять, чтобы
изменить поведение:
Влияние на детерминанты поведения – основа
всех стратегий формирования здорового образа жизни
Эффективные педагогические методы имеют целью формирование у молодежи позитивной самооценки и компетентностей, ослабляющих факторы риска и усиливающих факторы защиты
Слайд 7Факторы риска для здоровья:
Индивидуальные — низкая самооценка, неумение строить здоровые отношения,
определять жизненные цели и ориентиры
Семейные — отсутствие контроля и четких правил, низкая ценность семейных отношений, отчужденность, насилие, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ)
Связанные с учебой — плохая успеваемость, переходы с одной школы в другую, недостаточный контроль за употреблением ПАВ в школе
Социальные – экономическая нестабильность, недостаточная борьба с торговлей наркотиками, мощная реклама табака и алкоголя, отсутствие качественных социальных услуг
Слайд 8Факторы защиты для здоровья:
Индивидуальные — позитивная самооценка, высокая моральность, физическое благополучие,
развитые социально-психологические навыки, наличие цели и жизненных перспектив.
Семейные — стабильность, доверие, теплые отношения, чувство единения, достаточный уровень материального положения.
Связанные с учебой — умение учиться, успехи в учебе, авторитет среди сверстников, доброжелательная школьная политика.
Социальные – экономическая стабильность, решительная борьба с торговлей наркотиками, запрет или ограничение рекламы табака и алкоголя, доступность качественных социальных услуг
Слайд 9Цели и задачи превентивного образования
Превентивным называют образование, имеющее целью формирование здорового
и безопасного поведения
Главное задание превентивного образования – повлиять педагогическими методами на сознательный выбор учащимися здорового и безопасного поведения, а также обеспечить формирование необходимых для этого знаний, позиций, умений и навыков
Ядром эффективных превентивных программ должно быть образование на основе жизненных навыков (ООЖН).
Слайд 10Что такое ООЖН
Жизненные навыки – это социально-психологические компетентности, которые, независимо от
социальной роли человека, позволяют ему адаптироваться к изменениям, эффективно удовлетворять потребности и преодолевать трудности повседневной жизни.
Особенно важными являются жизненные навыки, благоприятные для здоровья и безопасности.
Обучение, позволяющие обрести (развить) жизненные навыки, способствующие здоровью называется Образованием на Основе Жизненных Навыков.
ООЖН содействует формированию позитивной идентичности и психосоциальной компетентности
Слайд 11ООЖН: почему
акцент на школу
Главное внимание при внедрении превентивных ООЖН
программ должно уделяться школе как институции, обеспечивающей:
Массовость. Школа охватывает большинство детей и молодежи до 18 лет
Превентивность. Возможность спланировать и осуществить влияние еще до того, как в жизни молодых людей появятся реальные риски и проблемы
Эффективность. Внедрение образовательных программ, в основе которых – развитие жизненных навыков, повышает индивидуальный потенциал благополучия и снижаетт поведенческие риски
Слайд 12Какие программы внедрять
Для достижения весомых результатов необходимо концентрировать ресурсы на превентивных
программах, которые отвечают принципам ООЖН и имеют доказанную эффективность влияния на поведение
Программы, основанные на принципах ООЖН должны учитывать 5 ключевых требований
Слайд 13Что обязательно
должно быть в эффективном превентивном обучении:
Влияние на поведение как
одна из ключевых целей
Баланс знаний, установок и умений
Ориентация на интерактивные методы обучения
Учет потребностей учащихся
Гендерная чувствительность
Слайд 141. Влияние на поведение
Учебный курс должен иметь целью педагогическое воздействие на
сознательный выбор учащимися здорового образа жизни, а также формирования у них знаний, установок и умений, благоприятных для здоровья, безопасности и развития.
Педагогические усилия необходимо направлять на:
осознание учащимися жизненной миссии
формирование позитивной самооценки (идентичности)
восприятие учащимися общечеловеческих ценностей
формирование социально-психологических компетентностей (способностей)
тренинг конкретных умений и навыков
Слайд 152. Баланс знаний,
отношений и умений
Слайд 163. Ориентация
на интерактивные методы
При осуществлении учебного курса необходимо
предусматривать:
Формы активностей, учитывающих индивидуальные стили обучения и затрагивающие все уровни влияния на поведение личности
Активное вовлечение каждого ученика в обучение и поддержку процесса
Обучение на ситуациях, приближенных к реальной жизни
Творческое сотрудничество (партнерство) между собой и с учителем
Слайд 174. Учет потребностей учащихся
Обучение здоровому, позитивному поведению должно осуществляться
на интегрированном содержании, которое непосредственно связанно с:
реальной жизнью учащихся
факторами риска основных сфер их жизнедеятельности
актуальным уровнем развития (доминантными базовыми потребностями, возрастными проблемами и интересами)
задачами развития личности (так называемая «зона ближайшего развития»)
Слайд 185. Гендерная чувствительность
Содержание обучения должно предусматривать:
Учет биологических и психологических
особенностей развития девочек и мальчиков
Преодоление нездоровых ролевых стереотипов