Самый ранний профильный портрет из черной бумаги был вырезан госпожой Пайбург в 1699 г. в Англии.
Наполеон I раздавал приближенным свои портреты
в технике силуэта, выполненные на золотом фоне.
Министр финансов Франции Этьен де Силуэт (1709–1767) первым начал вырезать портреты своих знакомых из черной бумаги, и его имя осталось в изобразительном искусстве.
В XIX в. силуэтами украшают сервизы, их используют
в иллюстрировании; силуэтную технику преподают
в Институте благородных девиц; изготовление силуэтов становится заработком уличных художников вплоть до изобретения дагерротипа.
Силуэт Наполеона I
Искусство Гельмерсена лаконично, выразительно, изысканно. Чтобы убедиться в этом, перелистаем страницы «энциклопедии русской жизни» «Евгения Онегина» с его иллюстрациями, представляющими собой остроумное и тонкое комментирование отдельных строф
и ситуаций этого романа А.С. Пушкина.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Пушкин, идущий вдоль решетки Летнего сада. 1-я страница обложки
Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота.
У Гельмерсена линии никогда не рвутся. С большим техническим мастерством вырезан лорнет в руке Онегина.
Гельмерсен позволяет себе нарушить принцип силуэтной простоты, но делает это виртуозно. Онегин, взбегающий по мраморным ступеням, дан в виде черного силуэта, а ступени – линейным рисунком пера.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.
Примером графической изобретательности Гельмерсена являются виньетки – группа образцов «Сна Татьяны».
Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок,
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью брошенный возок.
С выдумкой изображена полосатая будка. Гельмерсен не придал будке бокового контура, но чередования белых и черных диагональных полос вполне достаточно, чтобы домыслить недостающие очертания.
Презентация подготовлена Е. Князевой
на основании материала Р. Чауриной
Журнал «Искусство» № 2/2012
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть