Слайд 2ВАЛЕОЛОГИЯ
Valeo – здравствовать
Logos – наука
Валеология - наука о здоровье
Слайд 3
«Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно
стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»
Мишель Монтенью
Слайд 4По мнению родителей здоровье:
Отсутствие болезней.
Способность к полноценной жизни.
Когда ты свеж и
бодр.
Сила, красота, хорошее настроение.
Равновесие между внутренним и внешним миром
Здоровое питание, физические нагрузки.
Слайд 5По мнению детей здоровье:
Когда болеешь потом выздоравливаешь
Когда организм кушает все здоровое.
Это
когда я здороваюсь.
Это полезная еда.
Это ходить в детский сад, не болеть.
Когда не болеешь никогда.
Слайд 6Что такое здоровье ?
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных
изменений.
Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой
Слайд 8Продолжите фразу:
Путь к здоровью – это………
Слайд 9
Путь к здоровью – это
правильное питание
двигательная активность
отсутствие стрессовых ситуаций
Слайд 10
Здоровье – это вершина, которую каждый должен одолеть сам
Вольтер Шененберг
Слайд 11Актуальность валеологического
образования
Ежегодное увеличение количества детей с низким уровнем здоровья
Высокий уровень соматических
заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья воспитанников в д/с
Снижение иммунитета у детей
Появление новых видов вирусных заболеваний ОРВИ, ОРЗ
Увеличение количества патологий опорно-двигательного аппарата
В дошкольный период идёт интенсивное развитие органов становление функциональных систем организма
Закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья
Слайд 12Принципы валеологического воспитания
Системный подход - т.е. воспитание осуществляется не изолированно,
а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка
Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Принцип "Не навреди" Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
Слайд 13Принципы валеологии
Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными
ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: "Научился сам – научи друга".
Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Слайд 14Составляющие ЗОЖ
Умеренное и сбалансированное питание.
Режим дня.
Двигательная активность.
Закаливание.
Личная гигиена.
Грамотное экологическое поведение.
Психогигиена, умение
управлять своими эмоциями.
Сексуальное воспитание.
Отказ от вредных привычек.
Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
Слайд 15Методика ознакомления детей
Первый этап познакомить детей с особенностями человеческого тела,
с тем, что такое здоровье
В игровой форме дети узнают , чем отличаются люди друг от друга (высокие, низкие, толстые, худые, старые, молодые, дети и взрослые) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела).
Приемы
Чтобы дети могли лучше изучить свое тело, просим их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Также около зеркала ребятам предлагают изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек. Вместе анализировали их внешний вид. Дети самостоятельно делали вывод, что здоровый человек всегда улыбается, у него хорошее настроение, он опрятно одет и причесан.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности, детям предлагаются дидактические игры на закрепление пройденного материала, создаются игровые и проблемные ситуации.
Большое внимание уделять работе с наглядным материалом (в «уголок здоровья», созданный в группе, вносить различные иллюстрации с изображением больного и здорового человека, полезных и вредных продуктов. Совместно с детьми оформлять «Азбуку здоровья», которая напоминает детям о бережном отношении к своему организму)
Слайд 16
На втором этапе сформировать у детей представления о человеке как о
части природы, раскрыв возможности человеческого организма
Дать детям элементарные представления о том, как устроено тело человека, об основных органах чувств, сформировать навыки ухода за ними.
Приучать детей выполнять простейшие упражнения: полоскание рта, релаксацию, несложные дыхательные упражнения, игровые массажи.
Приемы
моделирование ситуации - в реальных условиях показать, что здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за здоровьем разных частей тела.
рассматривание макетов органов чувств , использовали игры и упражнения, «Умеем ли мы видеть?», «Водолазы», «Скажи тихо, громко», «Чьи глаза тебе помогут?» и т.д.
работа со схемами , обучающие детей правильной чистке зубов, а также различным видам гимнастик: пальчиковой, артикуляционной, гимнастике пробуждения.
исследовательская деятельность - подбор опытов и экспериментов, которые помогаю определить вкусовые зоны языка причин возникновения звуков речи, и т.д.
Слайд 17
На третьем этапе — формировать представления о факторах, влияющих на здоровье
человека, закрепление знаний о здоровом образе жизни
Показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм.
Приемы
шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим - ребенок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах;
разучиваем пословицы и поговорки о здоровье;
обыгрывают небольшие произведения, например, «Про девочку, которая плохо кушала»;
рассказывая о болезнях, учим детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью;
в подготовительной к школе группе дети уже могут проводить самоанализ здоровья;
Слайд 18Пословицы о здоровье
В здоровом теле – здоровый дух.
Курить – здоровью вредить.
Здоровье
всего дороже.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Здоровье дороже богатства.
Здоров будешь – всё добудешь.
Слайд 21Материал уголка здоровья
Папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;
Дидактические игры
по темам;
Книги о здоровье и ЗОЖ;
Схемы, иллюстрации по темам;
Тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физическому воспитанию);
Микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи – для проведения наблюдений, экспериментирования;
Аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;
Слайд 22
Конверты, советы:
«Дыхательная гимнастика»;
«Зуб, не болей-ка!»
«Витамины – это всегда полезно»;
«Правила ухода за больным человеком»;
«Тренируем память»;
«Как ты можешь закаляться»;
«Правильно оказывай первую помощь» и т.д.
Папка «Скоро в школу»:
«Мой режим дня в школе»;
«Упражнения для снятия утомления»;
«Безопасная дорога в школу»;
«Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине» и др.
Дневник настроений