Слайд 1ЦИТИРОВАНИЕ
Цитата в сочинении –
и цель, и средство.
Слайд 2Основные задачи
НЕ –
дублировать уже сказанное
дублироваться дальнейшим текстом
повторяться в сочинении
Слайд 3Основные задачи
конкретизировать
и/или
развить, углубить мысль
точно воспроизвести текст
Слайд 4Неудачно
В «Пророке» Пушкин утверждает,
что поэт должен своими речами
воспламенять человеческие сердца:
Глаголом жги
сердца людей!
Слайд 5Удачно
В «Пророке» Пушкин утверждает
высокую миссию поэта на земле:
Глаголом жги сердца людей!
Слайд 6Цитирование прозы и драмы
ПРИЁМЫ ЛАКОНИЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ
слово, определение, словосочетание (в т.ч.
«оборванные» и «разорванные» цитаты)
речевые цитаты
ключевые слова эпизода (цитаты в пересказе )
Слайд 7«Разорванная» цитата
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с
стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке .
Слайд 8«Разорванная» цитата
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с
стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке .
Слайд 9«Разорванная» цитата
Пьера мы видим впервые, когда в гостиную Анны Павловны Шерер
входит «массивный, толстый молодой человек… в очках».
Слайд 10Речевая цитата
Прямая:
«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести
и болезнь», - говорит князь Андрей.
Слайд 11Речевая цитата
Косвенная:
Князь Андрей говорит, что знает в жизни «только два действительные
несчастья: угрызение совести и болезнь».
Слайд 12Речевая цитата
Косвенная:
Князь Андрей говорит, что знает в жизни «только два действительные
несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол ».
Слайд 13Ключевые слова эпизода
(Обломов сочиняет деловую записку хозяйке)
Слайд 14
(Он подумал немного и начал писать.
"Квартира, которую я занимаю во втором
этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира..." Обломов остановился и прочитал написанное.
- Нескладно, - сказал он, - тут два раза сряду что, а там два раза который.
Он пошептал и переставил слова: вышло, что который относится к этажу - опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза что.
Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза три переставлял что, но выходило или бессмыслица, или соседство с другим что.
- И не отвяжешься от этого другого-то что! - сказал он с нетерпением.
- Э! да черт с ним совсем, с письмом-то! Ломать голову из таких пустяков! Я отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в исходе.
- Захар, на вот тебе. - Он разорвал письмо на четыре части и бросил на пол.)
Слайд 15 (Он подумал немного и начал писать.
"Квартира, которую я занимаю во втором
этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира..." Обломов остановился и прочитал написанное.
- Нескладно, - сказал он, - тут два раза сряду что, а там два раза который.
Он пошептал и переставил слова: вышло, что который относится к этажу - опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза что.
Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза три переставлял что, но выходило или бессмыслица, или соседство с другим что.
- И не отвяжешься от этого другого-то что! - сказал он с нетерпением.
- Э! да черт с ним совсем, с письмом-то! Ломать голову из таких пустяков! Я отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в исходе.
- Захар, на вот тебе. - Он разорвал письмо на четыре части и бросил на пол.)
Слайд 16Цитата в пересказе
Обломов не мог написать деловую бумагу, потому что после
долгих мучений у него в одной фразе всё равно оставалось слишком много «что» и «который».
Слайд 17ЦИТИРОВАНИЕ ПОЭЗИИ
Основные требования:
сохранение поэтического образа
особое оформление цитаты
правильное словоизменение в стихотворной цитате
Слайд 18Сохранение поэтического образа
Пушкин надеется остаться в народной памяти, потому что «чувства
добрые… лирой пробуждал».
Вспомните и сравните:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Слайд 19Сохранение поэтического образа
Пушкин надеется остаться в народной памяти потому, что его
лира взывала к «чувствам добрым» .
Слайд 20Оформление стихотворной цитаты
«В строчку»:
Этот символический образ – не просто «парус одинокий
/ В тумане моря голубом».
«В столбик»:
Этот символический образ – не просто
парус одинокий
В тумане моря голубом.
Слайд 21Правильное словоизменение
в стихотворной цитате
Называя её «гением чистой красоты», Пушкин использует
образ из лирики Жуковского.
На всякий случай. Жуковскиий, «Лалла рук»:
Ах! не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты.
Слайд 22Правильное словоизменение
в стихотворной цитате
Следует быть осторожным, если анализируется стиховая форма!
Уже
первой строчкой о «Задремавших звёздах золотых» Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.
Слайд 23Правильное словоизменение
в стихотворной цитате
Уже первой строчкой о «ЗадремавшиХ звёздаХ золотыХ»
Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.
Именно на этих звуках?
Слайд 24Правильное словоизменение
в стихотворной цитате
Уже первой строчкой («Задремали звёзды золотые») Есенин
акцентирует внимание на звуковой стороне текста.
Слайд 25ЦИТАТА С ОШИБКАМИ
В пустыне, чахлой и сухой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как
грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
Слайд 26ОШИБКИ
В пустыне, чахлой и сухой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит_один
во всей вселенной.
Слайд 27ПРАВИЛЬНО
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит
- один во всей вселенной.
Слайд 28Эпиграф
Функции
Концентрация (подчёркивание) основной мысли сочинения.
Соотнесённость с целым текстом.
Эмоциональная «настройка»
читателя.
Слайд 29Эпиграф
Источники (виды)
Слова героя
Слова автора
Слова «третьего лица»
Слова из
художественного текста
Крылатые слова, пословица
Слайд 30Эпиграф
Оформление
В кавычки не брать
Называть источник - не заключая в скобки
Слайд 31Эпиграф
Пример
Бородинская битва в изображении Л.Н.Толстого
Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
М. Ю.Лермонтов