Слайд 1Система « Здоровье – человек»
Методическое объединение
учителей физической культуры
Выполнила:
учитель высшей
категории
Шляхова И.В.
МГМЛ при МГТУ
Слайд 2Система « Здоровье – человек»
Модульный урок по технологии
К.Я. Вазиной
«Саморазвитие
человека
и модульное обучение»
Слайд 3Система «Здоровье-человек»
Выделите элементы системы
Найдите определение понятию «Здоровье»
Сформулируйте «Что значит быть здоровым?»
Нарисуйте
схему
Слайд 4Здоровье
«Такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем
уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения...
В понятие «здоровье» входит и социальная полноценность человека» (БМЭ. 1959, с. 738-739).
Всемирной организацией здравоохранения здоровье человека определено как «физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие заболевания или дряхлости».
Целостное, многомерное состояние, включая его позитивные и негативные показатели, развивающиеся в процессе генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической среды и позволяющие человеку осуществлять в разной степени его социальные и биологические функции.
В качестве слагаемых здоровья человека выделяются критерии: продолжительность жизни, умственная и физическая работоспособность, воспроизводство здорового потомства (П.Д. Рамзаев, Тарасов).
Количество здоровья – сумма резервных мощностей основных функциональных систем, как максимальное количество функции с нормальным уровнем (Амосов Н.М.). Состояние организма на разных стадиях его адаптивно-приспособительной деятельности: здоровья и болезни (Р.М. Баевский).
Слайд 5Здоровье
Состояние хорошего самочувствия, позволяющее оставаться бодрым и энергичным в течение всего
дня, легко переносить физические нагрузки и производить широкий спектр физических действий (Американское общество ЗОЖ и физического воспитания).
Здоровье — это гармоничное единство физических, психических и профессиональных функций человека, способствующее оптимальной реализации его возможностей в разнообразных видах трудовой и общественной жизни.
Многие биологи и философы связывают состояние здоровья со смыслом жизни, высокой социальной значимостью, творческой целеустремленностью человека, постоянно ощущающего чувство удовлетворения, оптимизма, желанием трудиться.
Известный немецкий ученый Эммануил Кант, проживший 80 лет и оставивший человечеству богатейшее философское наследие, видел сохранение здоровья в умении сочетать нагрузку на желудок и ноги с умственным напряжением. Примечательно, что искусство быть здоровым в те времена называли диетикой.
Великий Авиценна считал наиболее главными условиями здоровой жизни уравновешенность натуры, выбор здоровой пищи, очистку тела от излишков, сохранение правильного телосложения, чистый воздух, одежду, в которой человек не должен перегреваться или переохлаждаться и равновесие между умственной и физической работой.
Слайд 6Система « Здоровье – человек»
Слайд 7Система « Здоровье – человек»
С помощью словаря дай определение элементам системы
«Здоровье» и «Человек»
Слайд 8Краткое толкование слова «здоровье»
Обладающий здоровьем, не больной.
Сильный, крепкого телосложения.
Правильная, нормальная
деятельность организма.
То или иное состояние организма.
Здравый – толковый, рассудительный.
Греческий doru – дерево, шест.
Латинский durus – твердый.
Первоначальное значение – подобный дереву.
Слайд 9 «Здоровье»
Определите функцию данного элемента системы
Слайд 10Краткое толкование слова «Человек»
Возможно сложное слово: чело и век. Чело –
верх, возвышенность, высшее качество, сила. Значит первоначальное значение – обладающий полной силой, взрослый мужчина.
Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
При крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга.
Слайд 11«Человек»
Определите функцию данного элемента системы
Слайд 12Вычлени связь между элементами системы
Связи причинные: вероятность, обусловленность, динамичность, необходимость-случайность,
причинно-следственность…
Связи структурные: гармония (соразмерность, согласованность, цельность содержания и формы), порядок и беспорядок, часть и целое
Быть здоровым не только приятно, но и выгодно!
Докажи, почему?
Слайд 13Связь между элементами системы «Здоровье-человек»
Здоровье помогает нам выполнять наши планы,
успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Слайд 14Система « Здоровье – человек»
Всемирной организацией здравоохранения здоровье человека определено как
«физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие заболевания или дряхлости».
Дайте определение понятиям «физическое, духовное и социальное
Слайд 15Элементы системы «Здоровье-человек»
Слайд 16Физическое здоровье
Дайте определение понятиям:
физическое развитие -
физическая подготовленность -
физическая работоспособность -
Слайд 17Элементы системы «Здоровье-человек»
Слайд 18Духовное здоровье
Назовите качества, необходимые для формирования и укрепления здоровья:
нравственные качества -
морально-волевые
качества –
психологические особенности -
Слайд 19Элементы системы «Здоровье-человек»
Слайд 20Социальное благополучие
Перечислите компоненты здорового образа жизни –
Проявление каких физических качеств требует
ваша будущая профессия -
Слайд 21Здоровый образ жизни
Исследования ученых показали, что более половины факторов,
влияющих на здоровье, относятся к двигательной активности, связанной с физическими качествами человека. Преобладающим фактором, ухудшающим здоровье человека, является гиподинамия, а далее следуют вредные привычки и плохое питание, неблагоприятная экологическая обстановка, частые стрессы… А ведь именно двигательную активность и развитие физических качеств обеспечивают школьные уроки физической культуры. Но они составляют 1/12 (при трех уроках) и 1/18 (при двух уроках).
Слайд 22Функции элементов системы
Физическое здоровье -
состояние организма человека, при котором
оптимально используются защитно-приспособительные механизмы, противостояние отрицательному влиянию среды. Повышает защитные свойства организма, оказывает влияние на физическое развитие, физическую подготовленность и физическую работоспособность человека.
Духовное здоровье –
синонимы «духовный» - внутренний, нравственный, моральный, душевный мир человека. Воспитывает нравственные и морально-волевые качества с учетом психологических особенностей человека.
Социальное благополучие –
связывают со здоровым образом жизни, высокой социальной значимостью, творческой целеустремленностью человека, постоянно ощущающего чувство удовлетворения и оптимизма.
Слайд 23Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого.
Здоровье - образ жизни.
Слайд 24Система « Здоровье – человек»
Закон-связь между явлениями, процессами
Законы: естественнонаучные, социальные, законы
мышления, общие, частные, развития и функционирования, диалектические…
Определите законы и правила, которые действуют в системе «Здоровье-человек»
Слайд 25Законы системы «Здоровье – человек»
Слайд 26Система « Здоровье – человек»
Какие предметы школьной программы, помимо физической культуры
изучают природный (физический) мир человека-
Что объединяет все эти предметы?
Слайд 27Природный мир человека
Материя в движении
–биология, физика,
химия
Слайд 28Методы функционирования системы «Здоровье-человек»
Все ли дети рождаются здоровыми? От чего это
зависит?
Можете ли вы считать себя абсолютно здоровыми при отсутствии болезней?
Чемпионы Параолимпийских Игр могут считать себя здоровыми?
Слайд 29Функционирование системы
Здоровье – человек
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные
и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
Слайд 30Значение системы
Быть здоровым выгодно биологически, т.к. организм более эффективно и
долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически: здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, её обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребёнок, подросток, взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
Слайд 31Физическая культура
Поразмышляйте о том: какие знания, умения и навыки должны
вы получить на уроках физической культуры в школе?