Слайд 1«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
Программа
Егорова Г.Н. – заместитель директора
по учебной работе
МОУ «СОШ №26»
г. Воркуты
Слайд 2Цели:
Разработать комплексную технологию обеспечения здорьвесбережения учащихся в условиях МОУ «СОШ №
26» г. Воркуты, адаптированную к природно-климатическим и социально-экономическим условиям Крайнего Севера;
Внедрить в практику модель «Школы здоровья» и распространить опыт системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся в школах города Воркуты.
Слайд 3ВВЕДЕНИЕ:
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень
актуальны сегодня.
При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонения в здоровье. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главным в рамках программы "Школа здоровья" является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы
Слайд 4задачи:
создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих
индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся и адаптированных к природно- климатическим и социально-экономическим условиям города Воркуты;
обеспечение школы кадрами медицинских работников, усиление контроля за медицинским обслуживанием учащихся;
создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования учащихся в аспектах здоровьесбережения;
обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогов школы.
Слайд 5Механизм реализации задачь программы
"Школа здоровья":
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование
учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой «Школ здоровья», посещения научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.
Слайд 6Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
Учёт познавательной активности в
двигательной деятельности.
Единство физического и психического развития.
Наглядность.
Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.
Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Основополагающие принципы построения программы:
Слайд 7ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1). Этап проектирования (подготовительный этап) – 2005-2006 учебный год;
2).
Основной этап - 2006/2008.
На данном этапе происходит внедрение в деятельность общеобразовательного учреждения всех тех проектов, которые приняты к исполнению.
При этом каждый специалист в своей профессиональной деятельности реализует установки, выраженные в соответствующих нормативно-программных документах федерального, регионального, местного уровня, в распоряжениях руководства. Выполняя данные установки на практике, он неизбежно сталкивается с необходимостью самостоятельно определять конкретные действия, направленные на достижение стоящих перед ним целей. Его деятельность становится осмысленной и поисково-творческой.
3). Аналитический этап – 2008-2009 учебный год.
Слайд 8Прогнозируемая модель личности ученика:
Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
Образованная, адаптированная к
условиям нестабильного социума.
Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
Правильная организация своей жизнедеятельности.
Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Потребность в самостоятельной двигательной активности.
Самоконтроль, личностное саморазвитие.
Творческая продуктивность.
Слайд 9Ожидаемые конечные результаты программы:
Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
Рост уровня физического
развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Обоснованная теоретически и методически модель нового варианта школы.
Положение о школе и Устав.
Создание на базе школы методического центра с целью оказания помощи в повышении квалификации педагогов города.
Слайд 10культуру физиологическую - способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности
организма;
культуру физическую - способность управлять физическими природосообразными движениями;
культуру психологическую - способность управлять своими чувствами и эмоциями;
культуру интеллектуальную - способность управлять своими мыслями и контролировать их.
Реализация программы "Школа здоровья" направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
Слайд 11Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование ценностного отношения к вопросам,
касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку
Слайд 12Данная программа конкретизируется в виде плана работы на 2005/2009 годы, в
течение которого решаются следующие вопросы:
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
планомерная организация питания учащихся;
создание и развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Слайд 13ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ.
Наличие здоровьебсрегающих элементов инфраструктуры в нашей школе,
отвечающее требованиям САНПиНов:
- Расположение здания школы;
- Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);
- Водоснабжение и канализация;
- Учебные кабинеты: площадь и оснащенность;
- Кабинет информатики и их оснащенность;
- Воздушно-тепловой режим;
- Освещенность мест занятий;
- Отличное санитарное состояние;
- Наличие спортивного зала, раздевалкок, подсобных помещений;
- Спортивное оборудование и инвентарь;
- Медицинский кабинет и оборудование;
- Столовая и ее оснащенность;
- Организация качественного питания для всех учащихся;
- учителя физической культуры;
- педагог-психолог;
Слайд 14 Работа нашей школы ранее по программе
«Здоровье» позволяет проанализировать и основные наиболее часто использующиеся формы здоровьесберегающей деятельности.
школы. Здоровьесберегающая деятельность:
-Учебные программы, отвечающие новым стандартам в образовании; - Построение уроков с учетом здоровьесбережения учащихся;
- Диспансеризация;
- Профилактические прививки;
- Дни и Недели Здоровья;
- Спортивные школьные праздники;
- Участие в городских спортсоревнованиях;
- Беседы о здоровье с учащимися;
- Беседы о здоровье с родителями;
- Витаминизация;
- Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
Слайд 15Программа «Школа здоровья» как средство и результат интеграции образовательного и оздоровительного
процессов нацелена на:
создание структурных подразделений школы;
формирование образовательного и воспитательного
пространства;
организацию совместной работы с родителями;
создание образовательного пространства школы как
пространства выбора для учащихся;
проектно-исследовательскую деятельность в
начальной школе и среднем и старшем звене;
организацию отдыха и досуга детей во второй
половине дня;
разнообразие и качество работы кружков, секций,
студий в системе дополнительного образования;
создание максимально комфортных условий в школе.
Слайд 16 Создание на базе МОУ «СОШ № 26» модели «Школы здоровья».
ТЕМА
ЭКСПЕРИМЕНТА
Слайд 17ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (2005/2006).
ОСНОВНОЙ ЭТАП (2006/2008).
ЗАВЕРШАЮЩИЙ (аналитический) ЭТАП (2008/2009).
Слайд 18ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА,
ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
Эксперимент рассчитан на
2005- 2009 годы, предполагается его поэтапное развертывание, расширение
(по мере готовности школы – базы, кадров).
Слайд 19Подготовительный этап
( 2005 – 2006 г.г.)
Включает:
создание программы экспериментальной работы, определение
актуальных объектов (классов, возрастных групп, отдельных категорий школьников и т.д.) и направлений экспериментальной работы на разных его этапах;
создание проблемного варианта модели «Школа здоровья»;
социологическое изучение культурно – экономического окружения школы;
изменение кадрового состава школы в связи с задачами первого этапа эксперимента; повышение квалификации специалистов;
обеспечение минимально необходимой материально – технической базой эксперимента.
Подготовительный этап включает ряд организационных мероприятий, связанных с изменением структуры школы.
Слайд 20Основной этап
(2006 – 2008 г.г.)
это постепенный, длительный переход школы
к её
функционированию как «Школы здоровья» .
В течении первых 2 лет эти процессы затронут
теоретическую и практическую проработку вопросов:
- устойчивая оздоровительная основа образовательной деятельности;
- локальные включения в учебный процесс новых вариантов планов, программ курсов;
- включение педагогов в модернизацию программ и создание авторских:
Последующие годы основного этапа – апробирование созданных программ и курсов, расширение объектов их применения, совершенствование. Параллельно будет продолжено локальное введение новых форм и способов обучения, совершенствование системы способов педагогической поддержки детей с разными проблемами в направлении её всё большей избирательности, адекватности и научной обеспеченности, совершенствование системы воспитательной работы.
Слайд 21Завершающий этап
(2008 – 2009 г.г.)
– системный анализ результатов, их оформление
и научно-методическая аргументация (на уровне программ, методических и учебных пособий, наглядных и раздаточных материалов, учредительных документов) .
Систематический текущий анализ хода и промежуточных результатов регулируется планами экспериментальной работы ( на 1 год в зависимости от объёма работы).
Слайд 22ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА:
Слайд 23ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ИТОГ РАБОТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА:
Создание проблемного варианта «Школа здоровья».
Изменение кадрового
состава школы в связи с задачами эксперимента.
Обеспечение минимально необходимой материально – технической базой эксперимента.
Слайд 24МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Соматическое здоровье (отслеживается по данным медицинского осмотра школьников и анкетирования
родителей).
Физическое здоровье (по физкультурным нормативам).
Психологическое здоровье (по данным анонимных анкет и экспресс опросов).
Качество успеваемости по школе (данные отслеживаются по показателям за четверти, полугодия, год).
Слайд 25НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЭКСПЕРИМЕНТА:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав
ребенка»;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ « Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г.;
Постановление Главы МО «Город Воркута» №1213 от 05.09.2005 «Об открытии муниципальной экспериментальной площадки «Школа здоровья» на базе МОУ «СОШ № 26»;
«Положение о городской экспериментальной площадке» утвержденное постановлением Главы МО «Город Воркута» от 09.09.2004 № 933;
Школьные локальные акты:
«Положение о Совете здоровьесберегающей службы в МОУ «СОШ № 26»;»Положение об ассоциации родителей медиков».
Слайд 26ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Программа «Здоровый школьник» утвержденная Начальником Управления образования администрации МО
«Город Воркута»;
«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» (Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздательства Москва 2004);
Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», АРКТИ Москва 2005;
Т.Н. Макарова «Планирование и организация методической работы в школе», Центр «Педагогический поиск» Москва 2003;
О.Е. Лебедев и др. «Новое качество школьного образования: возможности современной школы» С.- Петербург 2003.
Слайд 27ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
«Школа здоровья» – общеобразовательное
учреждение в системе непрерывного образования, ориентированное на обучение и воспитание детей с учетом их индивидуального физического здоровья, решающее одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, проблемы социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество (социум).
Основная цель нашей школы заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Организация работы нашей школы как «Школы здоровья» опирается на тот факт, что не определенная сумма знаний определяют качество образования, а способность выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности. Известно, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. То есть помимо того, что человек существо социальное, нельзя забывать что, прежде всего, человек существо – биологическое.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Эти задачи являются приоритетными для нашей школы, функционирующей как «Школа здоровья».
Слайд 28Главные факторы риска в педагогике, а точнее в реальной деятельности школы:
Фактор
условий (обучения);
Фактор нагрузки (учебной);
Фактор взаимоотношений.
Слайд 29
Первый из числа факторов обобщает все реальные условия учебного процесса: освещение,
размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. - все, что подлежит гигиеническому нормированию.
Второй из числа этих факторов обобщает всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий, распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года.
Третий из числа этих факторов обобщает стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности, а также взаимоотношения с родителями. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся.
Слайд 30
Учебный процесс
Воспитательная работа
Профилактическая работа
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
Дополнительное образование
Психологическая служба
Слайд 31СТРУКТУРА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
СЛУЖБЫ МОУ «СОШ № 26»
Директор
Педагогический
школы совет школы
Совет здоровьесбережения
Кафедра учителей
предметов гуманитарного цикла
Кафедра учителей предметов естественно – математического цикла
Кафедра классных руководителей
Кафедра учителей начальных классов
Кафедра учителей начальных классов
Творческие группы
Психологическое сопровождение
Слайд 32МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ
индивидуальный
классный
школьный
Слайд 33Периодичность исследований
сентябрь
январь
май
Общие показатели за год
Слайд 34ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
Комплексный анализ внутришкольной сферы:
показатели здоровья учащихся.
Медсестра + Кл. руководитель
анализ
физкультурно-оздоровительной работы
и двигательного режима.
Учителя физической культуры
анализ работы по формированию ценности ЗОЖ.
Зам. директора по ВР
учёт факторов окружающей среды +
+ соблюдение правил Сан. Пин.
Учитель биологии + зам. директора по УР
анализ конкретной учебной нагрузки: программы Д/з.
Зам. директора по УР
анализ загруженности учащихся во внеурочное время.
Зам. директора по ВР, ШМО, кл. руководитель
психологическая комфортность учителей и учащихся.
Психолог
Слайд 35ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОГО РИСКА
несоблюдение норм Сан. Пин.
низкая двигательная активность в I
половине дня и повышенная вечеров.
неблагоприятный психологический климат психологическое обеспечение
отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся ------------------ корректировка учебно - воспитательного процесса
неправильное дозирование домашнего задания
нерациональное использование времени урока
отсутствие профилактической работы
вредные привычки
отсутствие коррекции нарушений соматического здоровья.
Слайд 36ФОРМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Слайд 38ПАСПОРТ «ЗДОРОВЬЕ КЛАССА
Класс:____________ Учебный год
Классный руководитель _____________________________________________
Слайд 39МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Применение на уроках здоровьесберегающих педтехнологий;
Постоянно действующий семинар для учителей;
Родительский
лекторий;
Система классных часов;
Тематические педсоветы;