Слайд 1Программа сохранения психического здоровья детей и подростков
Заведующая ЦППиППДП «Лучик», врач психиатр
высшей категории
Тарасова Светлана Владимировна
Слайд 2Определение здоровья ВОЗ
здоровье – это не просто отсутствие болезни, но так
же состояние максимального физического, душевного и социального благополучия.
Слайд 9Принципы коррекционно-профилактической деятельности с детьми и подростками.
Во-первых, воспитательное воздействие направленно в
основном на детей с уже сформировавшимися отклонениями в поведении, что оставляет «за рамками» воспитательного воздействия детей более раннего возраста – воспитанников старших групп детских садов и учеников школы. А ведь именно в этом возрасте часто закладывается или начинает проявляться предрасположенность к нервно-психическим заболеваниям.
Во-вторых, именно в этом возрасте на отклонения в поведении чаще всего влияют отклонения в психическом здоровье детей, которые, если своевременно начать лечение, можно минимизировать или совсем устранить.
Слайд 10
Цель обучающего воздействия программы состоит в передачи школьникам жизненного опыта, который
повысит «борцовские» качества школьников и научит их управлять стрессами.
Задачи:
повышает успеваемость в школе;
создает условия для психофизиологического благополучия;
помогает устранять психологические проблемы детей и сократить число случаев неадекватного поведения.
Слайд 14Этапы внедрения программы
1 этап. Создание команды.
2 этап. Разработан план действий.
3
этап. Отработка механизмов взаимодействия с различными организациями города (Управление образования, ЦПМСС «Синтон», ГУЗ ОПНБ №5 ЦППиППДП «Лучик», МаГУ факультет психологии).
4 этап. Проведение оценки школьной, социокультурной среды.
5 этап. Оценка и контроль конечных результатов. .
Слайд 15Направления работы:
1. Просвещение – представляет собой приобщение педагогов, родителей и
психологов к медико-психологическим знаниям.
Задачи просвещения:
Знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного развития детей и подростков.
Популяризировать и разъяснять результаты новейших медицинских исследований.
Формировать у взрослых потребность в медицинских, психолого-педагогических знаниях, желание использовать их в целях психического развития детей и подростков или же в интересах собственной личности.
Ознакомить педагогов, психологов, родителей с отдельными психическими нарушениями развития детей и подростков.
Слайд 16Направления работы:
2. Профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение
у детей возникновения отклонений в психическом развитии и личностной дезадаптации.
Основные профилактические задачи:
Соблюдение в учебных учреждениях соответствующей комфортной, психологической обстановки, необходимой для полноценного психического и личностного развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Своевременное выявление определенных особенностей ребенка, которые могут привести к отклонениям в его развитии, поведении и отношениях.
Предупреждение возможных отклонений в связи с переходом с одной возрастной ступени на другую, сменой коллектива детей и педагогов.
Слайд 17Направления работы:
Диагностическая работа – рассматривается как деятельность врача, клинического психолога,
педагога – психолога, направленная на выявление особенностей тех или иных психофизиологических, психических и личностных качеств детей и подростков.
Виды диагностики (используются последовательно):
Скрининговая диагностика.
Углубленная диагностика.
Динамическое обследование.
Итоговая диагностика.
Слайд 18Направления работы:
4. Коррекционная работа – совокупность медико-психологических приемов, используемых
психотерапевтом, клиническим психологом, педагогом-психологом для исправления недостатков личности или поведения.
Слайд 19Направления работы:
Консультирование – предполагает целенаправленное создание у человека, полноценной
ориентировки, способствующей разрешению той или иной жизненной проблемы.
Формы работы:
с педагогами, классными руководителями;
с родителями;
с детьми и подростками.
Слайд 20Направления работы:
Проведение психотерапевтических мероприятий и психокоррекционного тренинга для педагогов, родителей
и детей.
Цель ИНТЕКС терапии – гормонизация личностной структуры пациента, семейных взаимоотношений и решения актуальных психотравмирующих проблем за счет сочетания двух разнонаправленных процессов: оживление онтогенетических ранних (в том числе безречивых) форм общения, саморегуляции, мышления, деятельности и активное включение их в процесс активной перестройки психики в качестве ранее не используемых резервов и одновременной стимуляции освоения личностью ребенка и в его ближайшем окружении более зрелых индивидуальных и социально-психических уровней функционирования.
Виды тренингов:
Тренинг саморегуляции;
Тренинг управления своими психическими состояниями;
Тренинг коммуникативной компетентности;
Сенситивный тренинг;
Адаптивный тренинг.
Тренинги проводятся психологами школ, медицинскими психолгами.
Цель тренинга – в решении развития личностных качеств, формировании коммуникативных навыков, формировании творческой индивидуальности, выработки положительной Я-концепции, оказания помощи и поддержки.
Слайд 21
В заключение хотелось бы сказать, что программа считается эффективной, если:
Осуществляется активное
участие родителей,
общественных организаций в планировании, реализации,
оценки эффективности программы.
Используется опыт и знания педагогов и психологов школ и детских дошкольных учреждений, работников медицинских учреждний и других специалистов в области психического здоровья.
Отработан четкий механизм координации.
Акцент делается на обучение педагогов, психологов, родителей.
Проводится постоянная оценка эффективности функционирования программы, и в случае необходимости вносятся существенные изменения.