Слайд 1Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Курсовая работа директора МБОУ
«Троицкая СОШ» Чернского района Селиванкиной Н.В.
Слайд 2Программа формирования культуры здорового образа и безопасного образа жизни обучающихся -это
комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Слайд 3Принципы формирования программы культуры здорового и безопасного образа жизни
Учет факторов, оказывающих
влияние не состояние здоровья детей;
Определение задач программы;
Формирование программы на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности;
Определение направлений организации деятельности школы;
Планирование результатов освоения данной программы и система оценки достижения планируемых результатов
Слайд 4Факторы, влияющие на состояние здоровья детей
Неблагоприятные социальные , экономические и экологические
условия;
Факторы риска, имеющиеся в образовательных учреждениях;
Особенности эмоционального развития младших школьников;
Комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
Особенности отношения учащихся этого возраста к своему здоровью
Слайд 5Задачи программы четко определены в программе стандартов второго поколения:
Сформировать представление о
позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых при общении с компьютером, просмотре телепередач, участии в азартных играх;
Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей(сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление…), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков…
Слайд 6Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
Научить
выполнять правила личной гигиены ;
Развить готовность на основе использования правил личной гигиены поддерживать свое здоровье;
Сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы, двигательной активности, научить ребенка использовать представления о режиме дня;
Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки(релаксации):
Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Слайд 7Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять
здоровье;
Сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Слайд 8Организация работы школы по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни
1этап:
анализ состояния и планирование работы школы по данному направлению
2этап: организация работы школы по данному направлению
Слайд 9На 1 этапе дается анализ и планирование по следующим вопросам:
0рганизация режима
детей, их нагрузок, питания , физкультурно-оздоровительной работы, сформированность элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
Организация просветительской работы школы с учащимися и их родителями;
Выделение приоритетов в работе школы с учетом результатов проведенного анализа, а также возрастных особенностей обучающихся.
Слайд 10На 2 этапе проводится организация деятельности школы:
Организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися,
направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
Организация просветительской и методической работы с педагогами, родителями, направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 11Деятельность школы на 1 этапе включает:
Внедрение дополнительных образовательных программ по формированию
здорового и безопасного образа жизни;
Проведение лекций, бесед, консультацийпо проблемам сохранения и укрепления здоровья и профилактике вредных привычек;
Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
Создание в школе общественного совета по здоровью.
Слайд 12Просветительская и методическая работа включает:
Проведение лекций, семинаров, круглых столов по проблемам
охраны и укрепления здоровья детей;
Приобретение необходимой научно-методической литературы;
Привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Слайд 13Системная работа на первой ступени обучения(НОО) может быть представлена пятью блоками:
Здоровье-сберегающая
инфраструктура школы;
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
Реализация дополнительных образовательных программ;
Просветительская работа с родителями.
Слайд 14Здоровьесберегающая инфраструктура школы включает:
Соответствие состояния и содержания здания и помещений нормам
СанПиНа, пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и труда обучающихся;
Наличие и необходимое оснащение помещения для питания…;
Организацию качественного горячего питания учащихся;
Оснащенность кабинетов,спортивного зала;
Наличие помещений для медицинского персонала;
Наличие необходимого квалифицированного состава специалистов,обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися;
Слайд 15Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности включает:
Соблюдение норм СанПиНа по организации
и объему учебной и внеучебной нагрузки на всех этапах обучения;
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям обучающихся;
Внедрение любых инноваций только под контролем специалистов;
Строгое соблюдение требований к использованию ТСО, в том числе компьютеров и …;
Индивидуализация обучения…;
Ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями под строгим контролем медицинских работников;
Слайд 16Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы включает:
Полноценную и эффективную работу с обучающимися всех
групп здоровья;
Рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени НОО;
Организацию занятий по лечебной физкультуре;
Организацию часа активных движений (динамической паузы);
ОРГАНИЗАЦИЮ ДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН, ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА УРОКАХ;
ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЙ, КРУЖКОВ…;РЕГУЛЯРНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ;
Слайд 17Реализация дополнительных программ предусматривает:
Внедрение в систему работы школы программ, направленных на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в качестве отдельных модулей или компонентов, включенных в образовательный процесс;
Проведения дня здоровья,конкурсов, праздников;
Создание общественного совета по здоровью, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».
Слайд 18Программы , направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,
предусматривают разные формы организации занятий:
Интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
Проведение часов здоровья;
Факультативные занятия;
Занятия в кружках;
Проведение досуговых мероприятий: конкурсов, викторин…;
Организацию дней здоровья
Слайд 19Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся НОО МБОУ
«Троицкая СОШ»:
Является частью общешкольной программы «Здоровье»;
Создана в соответствии со стандартами второго поколения в2011году;
К реализации программы НОО коллектив приступил с первого сентября.
Слайд 20 Структура программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
школы.
Анализ инфраструктуры школы с позиции здоровьесбережения.
Цели и задачи школы.
Содержание программы
Планируемые результаты освоения программы и система оценки достижения планируемых результатов.
Планирование деятельности школы по данному направлению.
Слайд 21В анализе отмечено:
Состояние и содержание здания и помещений школы в основном
соответствуют нормам СанПиНа, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и труда обучающихся;
Имеется приспособленное с необходимым оснащением помещение для питания, хранения продуктов и приготовления пищи;
В течение нескольких лет детям предоставляется двухразовое питание;
Слайд 22Помещение для приготовления пищи
Слайд 23Также отмечено:
Кабинеты начальных классов и спортзал недостаточно оборудованы для занятий детей(
отсутствуют интерактивная доска, фотоаппарат, видеоаппаратура, не в каждом кабинете имеется компьютер, недостаточен набор спортивного оборудования для обучающихся НОО) ;
Имеется медицинская комната , состоящая из кабинета врача и процедурной, оборудованная в соответствии с перечнем;
нет в школе психолога, но по договору с психологическим центром района «Гармония» мы можем получить нужную помощь, три раза в неделю работник ФАПа по договору с центральной районной больницей оказывает медицинскую помощь школе
Слайд 24Анализ состояния рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся НОО показал:
Полное
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
Методы и методики обучения соответствуют возможностям и возрастным особенностям детей (проблемное обучения, ИКТ…)
Строгое соблюдение всех требований к применению на уроках и внеурочное время ТСО;
Применение индивидуализации обучения;
Слайд 26Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися НОО достаточно эффективна:
Работа с учащимися всех
групп здоровья проводится методически верно;
В первом классе проводится динамическая пауза
Для 2-4 классов проводится подвижная перемена;
На каждом уроке проводятся физкультминутки, релаксационные паузы;
Для учащихся НОО имеется спортивная секция
Раз в четверть проводится день здоровья
Слайд 28Дополнительное образование в школе представлено:
Дополнительным образованием- факультатив «Основы культуры», в него
включен блок по культуре здоровья;
Регулярм проведением дня здоровья, дней ПДД, защиты детей…
Проводением конкурсов, викторин по темам культуры здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 29Проводится просветительская работа с родителями:
На родительском лектории рассматриваются вопросы здорового образа
жизни;
Классные руководители знакомят родителей с новинками литературы по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
организуется совместная работа учителей и родителей по проведению спортивных праздников, поездок на соревнования, туристических походов.
Слайд 30Задачи программы.(те же самые, что и в стандартах второго поколения)
Сформировать представление
о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых при общении с компьютером, просмотре телепередач, участии в азартных играх;
Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей(сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление…), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков…
Слайд 31Содержание программы
Здоровьесберегающая инфраструктура школы: здание, питание, медицинское обслуживание, оснащенность кабинетов и
спортзала, овещенность, тепловой режим, охрана труда, пожарная безопасность, воздушный режим в соответствии с номативными документами;
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности: расписание в соответствии с СанПиНом, задание домашних задании по гигиеническим нормам, использование методов и методик в соответствии с возрастом, соблюдение требований к использованию ТСО, использование личностно-ориентированных технологий.
Слайд 33Физкультурно-оздоровительная работа: организация динамической паузы, динамических(подвижных перемен), физкультминуток,кружков, секций,
конкурсов, дней здоровья, соревнований, походов;
Реализация дополнительных образовательных программ: программы факультативов о здоровье, модули в «Окружаещем мире» по безопасному образу жизни, кружки о полезных и вредных для здоровья растениях, животных, проведение часов здоровья,конкурсов, викторин…
Слайд 35Просветительская работа с учащимися и родителями:
знакомство учащихся
и их родителей с правилами личной гигиены ребенка(при пользовании туалетом, общепитом…, лекции, беседы с родителями о здоровом и безопасном образе жизни детей на родительском лектории , родительских собраниях, занятия по профилактике вредных привычек с детьми и их родителями
Слайд 36Результаты освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Ученик должен:
-знать
и выполнять правила личной гигиены;
-иметь представление о правильном питании, полезных продуктах;
-рационально организовывать свою деятельность;
-знать позитивные и негативные факторы влияющие на здоровье, и делать выбор положительных факторов;
-знать и применять на практике приемы релаксации;
-безбоязненно обращаться к врачам по любым вопросам состояния здоровья;
-уметь правильно общаться с ровесниками и взрослыми.
Слайд 37Система оценки достижения планируемых результатов включает:
Наблюдение учителя, администрации,родителей;
Контроль за проведением мероприятий;
Результаты
конкурсов, соревнований;
Собеседование с родителями и их детьми;
анкетирование
Слайд 38Планирование деятельности школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни