Слайд 1Программа «Формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни»
Муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Всеволожска
Слайд 2Школа является базовой (опорной) площадкой
в рамках Федеральной стажировочной площадки
ЛОИРО
по направлению «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
Программа включает 9 направлений:
1. Система работы, где отражены условия, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
2. Здоровьесберегающая инфраструктура.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
4. Эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы.
5. Просветительская работа с родителями и педагогами.
6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.
7. Комплексное сопровождение системы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
8. Мониторинг сформированности экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
9. Реализация дополнительных образовательных программ.
Слайд 3Комплексная программа ЭКЗ и БОЖ направлена на формирование знаний, установок, личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Слайд 4Мониторинг здоровья
Проведен мониторинг состояния здоровья обучающихся школы, его анализ показал, показал,
что обучающиеся МОБУ «СОШ№6» г. Всеволожска имеют патологии:
Бронхиальная астма – 24 (2,9 %)
Хронический бронхит – 8 (0,98%)
Хронический тонзиллит – 11 (1,3 %)
Хронический пиелонефрит – 5 (0,6%)
ВПС – 3 (0,4%)
ВСД – 27 (3,3%)
Сколиоз - 15 (1,8%)
Плоскостопие - 36 (4,4%)
Болезни ЦНС – 3 (0,4%)
Патология зрения – 80 (9,8%)
Количество обучающихся, имеющих статус инвалида - 8 (0.98 %)
Анализ данных позволяет сделать вывод, что учащиеся школы имеют патологию в развитии пищеварительной системы, мочеполовой системы, сердечно – сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и патологию зрения.
Слайд 5Проведено исследование жизнедеятельности обучающихся в ОУ
Анкета для обучающихся выявила ряд проблем,
которые влияют на факторы здоровья детей, раскрывают культуру отношения школьников к здоровью:
- отсутствие в школе помещений для отдыха;
- недостаточное внимание педагогов на выполнение правил посадки детей на рабочем месте;
-посещение школы детьми при недомогании;
- отсутствие или недостаток закаливания детей в семье;
- отсутствие утренней зарядки дома;
- недостаточные знания о гигиене полости рта и рук и ее влиянии на здоровье человека;
- слабые знания о режиме и культуре питания.
Слайд 6Школьные факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей
1 - трудности
адаптации конкретного ребенка к школе;
2 - уровень готовности детей противостоять тому своеобразному внешнему давлению, которое неизбежно сопровождает ребенка в процессе обучения в школе;
Слайд 7Школьные факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей
3 - перегрузки
детей, возникающие при усвоении программного материала, информационной избыточностью в отдельных разделах каждой предметной области;
4 - низкая двигательная активность.
Слайд 8Система мер, предотвращающая влияние факторов риска в школе
Изучение индивидуальных особенностей каждого
школьника.
Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов.
Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм.
Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях.
Слайд 9Принципы программы, на которых строится воспитание здорового образа жизни
Системный подход.
Деятельностный подход.
Принцип
«не навреди!».
Принцип гуманизма.
Принцип альтруизма.
Принцип меры.
Слайд 10
ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ
Недостаточный мониторинг сформированности экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
обучающихся
Недостаточная подготовленность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья
Отсутствие банка данных педагогического опыта по формированию здорового образа жизни учащихся и связи с другими ОУ, специализирующимися в области здоровья обучающихся и педагогов
Недостаточный уровень комплексного психолого-медико-социально-педагогического сопровождения системы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Отсутствие целостной научно обоснованной системы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся и педагогического коллектива
Отсутствие системы в организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися
Недостаточный уровень организации системы просветительской и методической работы по вопросам безопасного образа жизни
Отсутствие системы в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении
Недостаточный уровень рациональной организации образовательного процесса
Недостаточный уровень материально-технической базы для оздоровления детей в современных условиях
Не разработаны технологии психологического сопровождения обучения детей в школе
«Дерево» проблем МОБУ «СОШ №6» г. Всеволожска
Слайд 11Стратегическая миссия школы:
«Школьная образовательная среда - важнейшее условие развития личности, ориентированной
на творческую деятельность и активную жизненную позицию», в рамках которой особое место занимает вопрос формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Миссию нашей школы на 2011-2015 г.г. реализовать поможет стратегический план развития школы, частью которого является целевая «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
Слайд 12Цели программы
- Создание образовательной среды, обеспечивающей условия для становления здоровья школьников
и формирования у них установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью.
- Организация целенаправленной педагогической деятельности по формированию у школьников экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе здоровьесберегающих критериев модели выпускника школы.
Слайд 13Задачи программы
1. Усиление оздоровительного компонента деятельности школы, создание условий для коррекции
здоровья, реабилитации и оздоровления обучающихся.
2. Продолжение и расширение работы по обеспечению здоровьесберегающей направленности учебного процесса:
• повышение квалификации педагогов и информационное обеспечение их деятельности по повышению здоровьесберегающего потенциала уроков;
• организация двигательного режима обучающихся на уроках и физкультурно-оздоровительной работы школы.
3. Создание условий для повышения уровня культуры здорового образа жизни обучающихся и родителей.
4. Повышение уровня компетентности педагогов школы для организации их деятельности по формированию у школьников экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5. Расширение социального партнерства школы для создания здоровьесберегающей среды, обеспечивающей условия для становления здоровья школьников: работа с родителями, привлечение родителей в Управляющий совет, составление договора о предоставлении общего образования, сотрудничество с ДДЮТ, ЦРБ, ГАУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Слайд 14Социальный заказ общества в сфере общего образования
Модель выпускника школы
Программа формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Актуализация и постановка цели и задач
здорового школьника
Создание системы необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся
Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
Реализация дополнительных образовательных программ
Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися
Комплексное сопровождение системы ЭКЗ и БОЖ
Системы ЭКЗ и БОЖ
Мониторинг сформированности ЭКЗ и БОЖ обучающихся
Просветительская работа с родителями и педагогами
Критерии оценки здоровья, безопасного образа жизни, уровня сформированности экологической культуры
здорового школьника
Субъекты
направления
Сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
ФГОС
Закон «Об образовании в РФ»
Слайд 15Основные компоненты экологической культуры обучающихся
Аксиологический.
Мотивационный.
Когнитивный (экологическое сознание и мышление).
Деятельностный.
Слайд 16Критерии сформированности экологической культуры:
Мотивационно-ценностный критерий
Когнитивный критерий
Деятельностно-практический критерий
Слайд 17Основные компоненты здорового образа жизни
1) оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную
потребность организма движении;
2) закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
3) рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);
4) соблюдение режима труда и отдыха;
5) личная гигиена;
6) экологически грамотное поведение;
7) психическая и эмоциональная устойчивость;
8) сексуальное воспитание;
9) отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
10) безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.
Слайд 18Критерии здорового образа жизни обучающихся
1. Режим дня.
2. Питание.
3. Физическая
активность.
4. Соблюдение правил личной гигиены.
5.Отсутствие вредных привычек.
Слайд 19Компоненты здоровья и показатели культуры здорового и безопасного образа жизни
1. Нравственное
здоровье и культура здоровьесберегающего поведения
2. Психическое (включая психологическое) здоровье и культура здоровьесберегающего поведения
3. Соматическое здоровье и культура здоровьесберегающего поведения
Слайд 20Компоненты здоровья и показатели культуры здорового и безопасного образа жизни
4. Физическое
здоровье и физическая культура личности
5. Социальное здоровье и культура безопасности
6. Интегральный показатель культуры здорового и безопасного образа жизни
Слайд 21Условия эффективности формирования экологической культуры в образовательном процессе
мир природы - источник
знаний, так как в природе заложены в доступной для ребенка форме факты, явления, зависимости, закономерности, что дает обучающимся возможность учиться анализировать, сравнивать, классифицировать, то есть развивать логические операции мышления;
деятельность обучающихся должна носить активный, поисковый характер;
будет создана атмосфера, способствующая развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей;
процесс формирования экологического мышления должен идти в условиях интеграции естественнонаучного и гуманитарного компонентов в содержании образования через такие способы деятельности, как наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, игра, художественная деятельность, прогнозирование;
использование педагогами развивающих технологий, нетрадиционных форм и методов организации учебного процесса: экологические игры, защита проектов, путешествия, праздники, комплексные экскурсии.
Слайд 22Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
Критерии здоровьесбережения:
1. Обстановка и гигиенические
условия в классе.
2. Количество видов учебной деятельности.
3. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.
4. Количество видов преподавания.
5. Чередование видов преподавания.
Слайд 23Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
Критерии здоровьесбережения:
6. Наличие и место
методов, способствующих активизации.
7. Место и длительность применения ТСО.
8. Поза обучающегося, чередование позы.
9. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.
10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
Слайд 24Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
Критерии здоровьесбережения:
11. Психологический климат на
уроке.
12. Эмоциональные разрядки на уроке.
13. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
14. Темп окончания урока.
Слайд 25Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся
Четыре основных правила
построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
Правило 1. Правильная организация урока.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Слайд 26Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Охрана
здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Слайд 27Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Педагогика сотрудничества
Технологии развивающего обучения (ТРО)
Технология уровневой дифференциации
обучения на основе обязательных результатов
«Технология раскрепощённого развития детей»
Технология психологического сопровождения учебной группы
Слайд 28Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни во внеучебной деятельности
Творческие
конкурсы
Классные часы
Утренники здоровья, устные журналы
Тематические встречи
Экскурсии
Участие в акциях
Слайд 29Внеурочная деятельность
Кружки и секции
- Спортивно-оздоровительное направление
- Общеинтеллектуальное направление
- Общекультурное направление
- Духовно-нравственное
направление
- Социальное направление
Слайд 30Школа является базовой (опорной) площадкой
в рамках Федеральной стажировочной площадки
ЛОИРО
по направлению «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
Программа включает 9 направлений:
1. Система работы, где отражены условия, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
2. Здоровьесберегающая инфраструктура.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
4. Эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы.
5. Просветительская работа с родителями и педагогами.
6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.
7. Комплексное сопровождение системы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
8. Мониторинг сформированности экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
9. Реализация дополнительных образовательных программ.
Слайд 31Целевые показатели программы:
стабилизация не менее чем на 50 % с дальнейшим
не менее чем на 10% улучшением здоровья школьников;
снижение острой и хронической заболеваемости на 3,5 %;
100% приведение уровня учебных нагрузок к нормативам; создание надлежащих санитарно - гигиенических условий, через укрепление материально-технической базы ОУ;
повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи; создание в целом здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении; формирование у всех участников образовательного процесса саногенного мышления;
обеспечение физиологического уровня потребности обучающихся в энергетических веществах через рацион питания;
увеличение охвата обучающихся горячим питанием на 12%;
создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
высокая мотивация участников образовательного процесса к здоровому образу жизни;
создание системы профилактики вредных привычек в образовательных учреждениях;
эффективное взаимодействие системы образования с другими социальными институтами, участвующими в сохранении здоровья детей, подростков и молодежи;
приобретение обучающимися навыков экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 32Показатели эффективности
Показателями эффективности работы по формированию здорового образа жизни -
непосредственные изменения, происходящие с учащимися:
оценка показателей здоровья (уровень физического здоровья);
оценка состояния иммунитета (количество простудных и инфекционных заболеваний, количество хронических обострений в течение учебного года);
оценка адаптации (качество обучения, участие во внеурочной деятельности);
оценка уровня валеологических показателей (степень сформированности установки на формирование ЭКЗ и БОЖ; уровень усвоения знаний и навыков, связанных с формированием ЭКЗ и БОЖ ).
Слайд 33В результате реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни будет обеспечено сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Слайд 36Результаты анкетирования
Оценивание обучающимися своего здоровья
Результаты анкетирования показали, что родители оценивают
здоровье своих детей выше, чем сами дети.
Слайд 37Наиболее важные ценности для обучающихся
Наблюдается рост процента ценностного отношения обучающихся к
проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Слайд 38Приглашаем к сотрудничеству!
Сайт школы
http://school-6.su/