Слайд 1Мастера «золотые руки»
Автор: Копылова Валентина
Руководитель: Белянова Валентина Ивановна, учитель начальных классов
МОУ
Новоюрьевская СОШ
Слайд 2Обоснование выбора темы
Село Новоюрьево издавна славится народными умельцами, поэтами, художниками,
которые передают свои умения детям, внукам из поколения в поколение. История каждой семьи – часть истории страны и всего нашего народа.
Проходят годы, поколения сменяются, история уходит в прошлое, забываются традиции, люди, их дела. И только по рассказам старших мы узнаем о прошлом.
Своей работой мне хочется привлечь молодое поколение к изучению родного края, глубже познакомить с историей нашего села, жизнью земляков.
Я хочу рассказать о династии четырех поколений, которые нашли в жизни свое призвание. Доказать, что изобретательность, способность к творчеству свойственна каждому человеку. И только от него самого зависит, будет ли эта способность развиваться.
Моя работа основывается на воспоминаниях членов семьи, которые не просто продолжили работу предков, но и бережно хранят память о них.
Слайд 3
Цель:
продолжить поисковую работу и пополнить школьный
краеведческий музей исследовательскими материалами, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.
Слайд 4
Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением
выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь - то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква “М” по-голландски означает – “человек”. А если перевернуть – латинская “W”, что означает “work” - “работа”. Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.
Слайд 5
Я хочу рассказать вам о династии Беляновых, которые нашли свое счастье
в жизни, занимаясь любимым делом – моделированием и конструированием всяческих полезных в хозяйстве вещей.
Слайд 6Её родоначальник - Михаил Антонович. Он родился в 1906году. Когда ему
было полтора года, умер его отец. Мать воспитала 5 сыновей. В 19 лет женился, в 20 – ушел в армию. Там заболел, его комиссовали. С началом Великой Отечественно войны был вновь призван в действующую армию. Воевал на фронте под Смоленском, был ранен в ногу и после ранения в 1944 году вернулся инвалидом с войны. Был награжден Орденом Отечественной войны 3-ей степени, позже - медалями- 70 лет Вооруженных сил СССР; 50 лет Победы в Великой Отечественной войне. После войны работал в колхозе кузнецом, механиком на мельнице. Был изобретателем – самоучкой. Еще в довоенные годы сконструировал и изготовил миниатюрную мельницу с ручным приводом для помола зерна. Жернова приводили в действие два человека. Эта мельница спасала многих от голода.
Слайд 7
В 50-х годах изобрел высокопроизводительную веялку - сортировку на колесах с
ручным приводом для переработки зерна. Веялка, сработанная полностью из дерева, которая выпускалась на заводе, использовалась в колхозах по всей области. Эта веялка экспонировалась на выставке достижений народного хозяйства в Москве. За изобретение был награжден серебряной медалью, получил патент (см. Приложение 1, рис.1,2) , вознаграждение – две тысячи рублей – деньги по тем временам немалые и именные часы «Победа».
Уйдя на пенсию, работал дома по хозяйству, и продолжал заниматься плотницкими и столярными работами, кузнечным делом. К нему часто обращались односельчане за советом, за помощью, в которой он никогда и никому не отказывал. Дожил до глубокой старости. Последние четыре года был прикован к постели. Умер 12 июля 1996 года.
Слайд 8В семье Михаила Антоновича было двое талантливых детей – сын и
дочь.
Его сын Дмитрий Михайлович родился в1926 году. Так же, как и отец, воевал на фронте, был ранен. С начала шестидесятых годов работал в Новоюрьевской школе учителем труда.
Как и отец слыл первоклассным мастером на все руки: был отличным плотником, столяром. В селе строил дома, принимал участие в постройке сельского клуба. Из подручных материалов собрал автомобиль, который использовался в хозяйстве.
Слайд 9
В 60 годы Михаил Антонович с сыном Дмитрием Михайловичем сконструировали и
собрали во дворе своего дома ветряную мельницу. Каркас был металлический, лопасти - «крылья» -из дерева, а внизу – генератор. Задача столь хитрой конструкции заключалась в выработке электроэнергии. Поэтому, когда все село сидело без света, только у единственных Беляновых в доме было светло и звучала музыка – работал радиоприемник. На этот огонек собирались соседи, беседовали и слушали радиопередачи. Творчество Дмитрия Михайловича прервалось в связи с болезнью сердца, он умер в сорок два года.
Слайд 10Дочь Мария Михайловна родилась в 1940 году. Окончив школу семилетку, поступила
в Московский швейный техникум по специальности конструирование и моделирование верхней одежды. Закончив 1959 году учебу, работала в городе Тамбове на швейной фабрике «Цна» модельером - конструктором. В последние годы работала в Москве в Доме моды на Арбате с ведущими художниками -
модельерами нашей страны – Осмеркиной Т.А., Коротковой Е.Н. и другими, с которыми создавала коллекции модной одежды.
Слайд 11Эти коллекции вывозились на показ во Францию, Японию, Югославию, Болгарию, где
пользовались большим успехом.
Слайд 12По стопам деда и отца пошел Виктор Дмитриевич. После окончания школы,
в 1971 году, он поступил в Воронежский СХИ на факультет механизации. Как и отец работал в школе.
Трудовой стаж составил 29 лет. Преподавал уроки труда и черчения, вел предмет «Трактор». За время работы учителем подготовил около 800 механизаторов. Во внеурочное время занимался с ребятами кружковой работой.
Слайд 13К 60 – летию Победы учащиеся шестого класса нашей школы Ведищев
Дмитрий и Фролов Дмитрий под руководством Виктора Дмитриевича выполнили работу металлического макета монумента, посвященного танковой колонне «Тамбовский колхозник». Модель до мельчайшей детали повторяет оригинал, с подсветкой. Работа экспонировалась на областной выставке технического творчества.
Слайд 14Под его руководством работало школьное конструкторское бюро, где конструировали и изготовляли
модели планеров и летающие модели самолетов. Основной своей задачей, как педагога, считал – научить ребенка мыслить творчески. В нашей беседе с Виктором Дмитриевичем он сказал такие слова: « Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. Помогая ребёнку войти в неё и научиться чувствовать себя там как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее».
Слайд 15В свободное от работы время занимался и продолжает заниматься конструированием.
Первая
конструкция - это снегоход типа «Буран». Двигатель от мотоколяски, гусеничный движитель самодельный из транспортерной ленты.
Следующая конструкция - вездеход на
гусеничном ходу. Двигатель - от тяжелого мотоцикла, гусеницы - из транспортерной ленты, опорные катки - от списанной сельхозтехники, предназначался для передвижения по глубокому снегу.
Слайд 16Одна из самых удачных конструкций - это микрогрузовик для перевозки небольших
грузов. Двигатель - от тяжелого мотоцикла, передний и задний мост - от «Запорожца», имеет 16 передач вперед и 8 назад. Незаменимый транспорт в личном хозяйстве. Этому грузовичку более двадцати лет, а он еще исправно «бегает». Срок немалый даже для серийных автомобилей
Слайд 17Вдвоем с зятем Евгением сконструировали и изготовили из списанных тракторных частей
микротрактор. Двигатель – от трактора Т – 25, коробка передач и задний мост - от автомобиля ГАЗ - 51. Трактор предназначен для обработки картофеля и для сенокоса.
Слайд 18Занимаясь с ребятами в кружке «Авиамоделирование», Виктор Дмитриевич заинтересовался аэродинамикой и
самолетостроением. В настоящее время работает над конструкцией сверхлегкого летательного аппарата. Выполнен большой объем работы. Обменивается опытом с такими же «самодельщиками» из Москвы.
Слайд 19Профессия кузнеца - очень древнее ремесло, связанное с обработкой металла. Многие
секреты этого ремесла в настоящее время утеряны. Техника художественной ковки постепенно упрощается, все меньше остается мастеров, которые сумели бы отковать ограду, отреставрировать или просто починить старинные решетки, козырьки.
Слайд 20И все же огонь Гефеста не погас! Его отдельные искорки, чуть
тлеющие по отдельным кузницам, начинают разгораться все ярче.
Как и дед, проявил интерес к кузнечному делу Виктор Дмитриевич. Пересмотрел много учебной литературы, в которой описываются технологические основы ковки, некоторые секреты перенял у Михаила Антоновича и стал осваивать профессию кузнеца-художника. Самостоятельно смастерил кузницу, изготовил технологическую оснастку из подручного материала. Центральное место в кузне занимает – наковальня, доставшаяся от деда по наследству.
Слайд 21Работа у наковальни требует большого мастерства, точной слаженности всех действий кузнеца.
Хорошо известная пословица – куй железо пока горячо – сжато и точно передает накал трудового напряжения, царящее в кузнице. Но какие создает удивительные по красоте и сложности изделия наш земляк, изготовляя козырьки, ворота, калитки, решетки. Его творческой изобретательности можно только позавидовать, каждая работа оригинальна, так как эскизы он придумывает самостоятельно.
Слайд 22По просьбе настоятеля Михайло- Архангельского храма отца Андрея Виктор Дмитриевич сделал
маленькую часовню, которая установлена на въезде в село Новоюрьево. Каждый, выезжая из села, может поставить свечку перед дальней дорогой.
Ещё одним из увлечений Виктора Дмитриевича является чеканка по металлу. Для Новоюрьевской средней общеобразовательной школы он выполнил несколько изделий: Герб Российской Федерации, орден Отечественной войны, медаль «Золотая Звезда», которые находятся в зале Боевой Славы.
Слайд 23Но на этом династия Беляновых не заканчивается. Её продолжила дочь Виктора
Дмитриевича – Алла. Окончив школу с серебряной медалью, поступила в Тамбовский государственный технический университет на архитектурно – строительный факультет, который закончила с отличием. Вот уже два года работает архитектором в Москве. Принимала участие в конкурсе молодых архитекторов, её проект гостиницы занял первое место. В настоящее время занимается реконструкцией школ города Москвы.
Слайд 24Из беседы с Аллой Викторовной я поняла, что все самые главные
творческие работы еще впереди, а выбор своей профессии Алла сделала не случайно. Здесь тоже «поработали» гены, ведь и прадед, и дед, и отец занимались строительством.
Дом, в котором живет семья Беляновых, начинал строить Михаил Антонович, когда ему было семьдесят лет. Сам разработал технологию железобетонной конструкции дома,
сам своими руками выполнял строительные работы. Так в одном лице он совмещал работу архитектора, инженера, строителя и даже дизайнера. Но годы взяли свое, и строительство дома пришлось продолжить внуку Виктору Дмитриевичу. Переняв у деда все тонкости строительного мастерства, он завершил строительство дома.
Слайд 25Пообщавшись с этой уникальной семьей, теперь я могу ответить на вопрос,
какие качества следует в себе развивать, чтобы творить и оставить свой след на земле. Во–первых, изобретателю необходимы целеустремленность, упорство в достижении цели, настойчивость, трудолюбие. Во–вторых, – любознательность, пытливость, умение критически мыслить, удивлять, видеть мир как бы всегда по-новому.
Времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память.