Слайд 1ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГБУ «ЦЕНТР
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ».
ГРИГОРЬЕВ Д.А., ИВАНОВА Е.А.
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Г. МОСКВЫ
УСЗН ЮАО
ГБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «НАГАТИНО-САДОВНИКИ»
Слайд 2 А ТЫ ВЫБРАЛ СВОЮ ПРОФЕССИЮ?
Слайд 3ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Проблема профессионального самоопределения является одной
из актуальных проблем в подростковом возрасте, тем более остро эта проблема стоит перед подростками с ограниченными возможностями здоровья.
Помощь в вопросах профессионального самоопределения оказывают подростку специалисты общеобразовательных школ, специализированных государственных или коммерческих профориентационных центров.
Для решения вопроса профессионального самоопределения подростка с ограниченными возможностями здоровья призвана существующая система профессиональной реабилитации, которая начинается с профессиональной ориентации в возрасте с 14 до 18 лет.
В данном контексте мы говорим о профессиональной реабилитации подростка с ограниченными возможностями здоровья, которая входит в блок комплексной социальной реабилитации и призвана помочь в вопросах профессиональной ориентации подростка-инвалида с учетом особенностей его здоровья и медицинских ограничений, психологических и психофизиологических характеристик, профессионального потенциала с одной стороны, и реалиями современного рынка труда в стране, с другой.
Традиционно в помощь решения вопроса профессиональной реабилитации была призвана ИПР, которую подросток с ограниченными возможностями здоровья получал при прохождении освидетельствования в бюро МСЭ, где указываются степени ограничений по основным категориям жизнедеятельности, в т.ч. уточняются способности к трудовой деятельности и способности к обучению. В ИПР прописываются рекомендации по получению профессионального образования: рекомендуемой профессии/специальности, типе образовательного учреждения, форме получения профессионального образования, а также даются рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.
К сожалению, реально вопрос формирования ИПР остается наиболее слабо проработанным, а так называемый «профессиональный блок» зачастую не прописывается, либо рекомендации МСЭ, выдаваемые подросткам-инвалидам, не только не способствуют, но зачастую препятствуют последующему получению профессионального образования и трудоустройству.
С другой стороны, и практическая реализация ИПР подростка с ограниченными возможностями здоровья происходит крайне медленно и малоэффективно.
Основной причиной является отсутствие механизма взаимодействия между многочисленными участниками реабилитационного процесса. Это происходит потому, что в процессе комплексной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья, особенно в части формирования и реализации ИПР, кроме самих инвалидов, участвует более десяти структур, на каждую из которых должно быть возложено выполнение конкретных реабилитационных мероприятий, в т.ч. по профессиональной реабилитации. Без объединения и координации усилий участников реабилитационного процесса обеспечить его эффективность невозможно.
Отсутствие комплексного подхода в решении проблемы профессиональной реабилитации снижает до минимума возможность реальной помощи подросткам-инвалидам в вопросах профессиональной ориентации.
Современная тенденция развития социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья сводиться к изменению медицинской модели реабилитации к социальной модели с переходом от «Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности — МКН» (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps — ICIDH) к «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья — МКФ».
Слайд 4В ГБУ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАГАТИНО-САДОВНИКИ» (ГБУ ЦСР Д-И И ДОЖ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ) Г. МОСКВЫ ИДЕТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ, СТАНДАРТИЗИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСР (ПСИХОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ, МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА) С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 4 ДО 18 ЛЕТ.
В данном контексте мы говорим о профессиональной реабилитации подростка с ограниченными возможностями здоровья, которая входит в блок комплексной социальной реабилитации и призвана помочь в вопросах профессиональной ориентации подростка-инвалида с учетом особенностей его здоровья и медицинских ограничений, психологических и психофизиологических характеристик, профессионального потенциала с одной стороны, и реалиями современного рынка труда в стране, с другой.
Традиционно в помощь решения вопроса профессиональной реабилитации была призвана ИПР, которую подросток с ограниченными возможностями здоровья получал при прохождении освидетельствования в бюро МСЭ, где указываются степени ограничений по основным категориям жизнедеятельности, в т.ч. уточняются способности к трудовой деятельности и способности к обучению. В ИПР прописываются рекомендации по получению профессионального образования: рекомендуемой профессии/специальности, типе образовательного учреждения, форме получения профессионального образования, а также даются рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.
К сожалению, реально вопрос формирования ИПР остается наиболее слабо проработанным, а так называемый «профессиональный блок» зачастую не прописывается, либо рекомендации МСЭ, выдаваемые подросткам- не только не способствуют, но зачастую препятствуют последующему получению профессионального образования и трудоустройству.
С другой стороны, и практическая реализация ИПР подростка с ограниченными возможностями здоровья происходит крайне медленно и малоэффективно.
Основной причиной является отсутствие механизма взаимодействия между многочисленными участниками реабилитационного процесса. Это происходит потому, что в процессе комплексной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья, особенно в части формирования и реализации ИПР, кроме самих инвалидов, участвует более десяти структур, на каждую из которых должно быть возложено выполнение конкретных реабилитационных мероприятий, в т.ч. по профессиональной реабилитации. Без объединения и координации усилий участников реабилитационного процесса обеспечить его эффективность невозможно.
Отсутствие комплексного подхода в решении проблемы профессиональной реабилитации снижает до минимума возможность реальной помощи подросткам-инвалидам в вопросах профессиональной ориентации.
Современная тенденция развития социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья сводиться к изменению медицинской модели реабилитации к социальной модели с переходом от «Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности — МКН» (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps — ICIDH) к «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья — МКФ».
Слайд 5В СЛОЖИВШИХСЯ РЕАЛИЯХ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ, В ГБУ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ» (ГБУ ЦСР Д-И И ДОЖ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ) Г. МОСКВЫ ИДЕТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ, СТАНДАРТИЗИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСР (ПСИХОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ, МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА) С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 4 ДО 18 ЛЕТ.
МЕТОДИКА ПРЕДПОЛАГАЕТ КОМПЛЕКСНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРАБОТАННЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АМБУЛАТОРНЫХ КАРТ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСР, ГДЕ ПРОПИСАН АЛГОРИТМ И УЧТЕНЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ РАБОТЫ КОНКРЕТНОГО СПЕЦИАЛИСТА С КАЖДЫМ ОТДЕЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ С ДИНАМИЧЕСКИМ КОНТРОЛЕМ ПОКВАРТАЛЬНО В ВИДЕ ЛЕПЕСТКОВОЙ ДИАГРАММЫ.
ПРИ СОЗДАНИИ КОМПЛЕКСНОГО АЛГОРИТМА, УЧИТЫВАЮЩЕГО МЕДИЦИНСКИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, МОЖНО ПРОВОДИТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МАРШРУТЫ, А ТАКЖЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ РИСКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВСТРЕТИТЬСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА.
УЧЕТ И ФИКСИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ПРОИСХОДИТ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ В СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЕ, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ СМОДЕЛИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕКУЩЕЙ КАРТИНЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ ВСЕХ СОПУТСТВУЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСР И, В ДАЛЬНЕЙШЕМ, ПРИ ПОСЛЕДУЮЩИХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПОЗВОЛИТ УВИДЕТЬ ДИНАМИКУ ИЗМЕНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В РАЗНОМ ВОЗРАСТНОМ ИНТЕРВАЛЕ.
ДАННАЯ МЕТОДИКА ПОЗВОЛЯЕТ РАССМАТРИВАТЬ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НЕ КАК ОБЪЕКТ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА, А КАК АКТИВНОГО И ПОЛНОПРАВНОГО ЕГО УЧАСТНИКА.
Слайд 6ДЛЯ РАБОТЫ С ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
РАЗРАБОТАНА ИНТЕГРИРОВАННАЯ АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО).
В РАЗРАБОТКЕ АКСПО УЧИТЫВАЛСЯ ПЕРЕДОВОЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ, А ТАКЖЕ РОССИЙСКИЙ ОПЫТ В ВОПРОСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ИЗУЧЕНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ СО СТОРОНЫ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.
МЕТОДИКА ПРЕДПОЛАГАЕТ ТРИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МАРШРУТА (ИНФОРМАЦИОННЫЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ), КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ (МППК), ПРИ ОБРАЩЕНИИ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЦСР.
АЛГОРИТМ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ НАЧИНАЕТСЯ С РАЗРАБОТАННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ В БАЗУ ДАННЫХ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АНКЕТ ПОДРОСТКА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ОПЕКУНОВ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО МАРШРУТА - ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКА ЗНАНИЙ О ПРОФЕССИЯХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИЙ, ТРЕБОВАНИЯХ ПРОФЕССИЙ К КАЧЕСТВАМ ЧЕЛОВЕКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ; ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ.
СПЕЦИАЛИСТ ПОЛЬЗУЕТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ, ТАКИМИ КАК СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, МЕДИАТЕКА ЦСР (АУДИО/ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ), КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, ТАКЖЕ ПОМОГАЮТ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ. РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ МАРШРУТУ ПРОХОДИТ В ФОРМЕ СЕМИНАРОВ, ВСТРЕЧ (ВИДЕО ВСТРЕЧ), ПРОСМОТРОВ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОБСУЖДЕНИЯ, ЭКСКУРСИЙ.
Слайд 7
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА – ЭТО ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКА С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПИСКА КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕРЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОФЕССИЙ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РОДИТЕЛИ ПОДРОСТКА ОБРАЩАЮТСЯ К ПОДРОСТКОВОМУ ВРАЧУ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И ПОЛУЧАЮТ МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ВИДЕ СПРАВКИ 086-У, УЧИТЫВАЮЩЕЙ В Т.Ч. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРОФПАТОЛОГА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ, КОТОРОЕ, ПРИ ОБРАЩЕНИИ В ЦСР, ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ НА РАССМОТРЕНИЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ. СЛЕДУЮЩАЯ ЗАДАЧА - ЭТО ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ ИЛИ ОПЕКУНА, ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ К ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ, ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЕНИЕ СКЛОННОСТЕЙ, МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПОДРОСТКА-ИНВАЛИДА, С ДРУГОЙ. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КАК БЕСЕДА, ТЕСТИРОВАНИЕ, АНКЕТИРОВАНИЕ. ЭТО СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ И СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО МАРШРУТА – ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ТРУД, ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ; ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ, АДЕКВАТНОГО УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ; ВЫРАБОТКА КОНКРЕТНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ СОГЛАСНО ОСОБЕННОСТЯМ ПОДРОСТКА-ИНВАЛИДА И ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА РЕГИОНА; ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В ПЛАНИРОВАНИИ ДАЛЬНЕЙШИХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРОСТКА-ИНВАЛИДА (ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПУТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА). РАБОТА ПО ДАННОМУ МАРШРУТУ ПРОХОДИТ В ФОРМЕ БЕСЕД, АНКЕТИРОВАНИЯ, ПРОФТЕСТИРОВАНИЯ, ПРОСМОТРОВ МАТЕРИАЛОВ МЕДИАТЕКИ ЦСР И ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С КОНКРЕТНЫМ ПОДРОСТКОМ-ИНВАЛИДОМ ФИКСИРУЮТСЯ И СОХРАНЯЮТСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, ЧТО, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ПОЗВОЛЯЕТ ОТСЛЕЖИВАТЬ ХОД ТЕКУЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ САМОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ, ПОЗВОЛЯЕТ ОЗНАКОМИТЬСЯ С РАБОТОЙ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДРУГИМ СПЕЦИАЛИСТАМ ЦСР, УЧАСТВУЮЩИМ В ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕМ ЖЕ ПОДРОСТКОМ-ИНВАЛИДОМ ПО ДРУГИМ ВИДАМ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, А ТАКЖЕ ПРИ ПОСЛЕДУЮЩИХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПОЗВОЛИТ ПРОСЛЕДИТЬ ДИНАМИКУ ИЗМЕНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЦСР Д-И И ДОЖ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ», РЕАЛИЗУЯ ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ, А ИМЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ, ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ И В ДРУГИХ ЦЕНТРАХ Г. МОСКВЫ. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ И КОРРЕКЦИЮ ОШИБОК, КОТОРЫЕ МОГУТ ВСТРЕТИТЬСЯ ПРИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.
БУДЕМ РАДЫ ОБСУДИТЬ ДАННУЮ ПРОБЛЕМУ С КОЛЛЕГАМИ!
КОНТАКТЫ: ТЕЛ. 8(499) 614 28 86, CSRDI@MAIL.RU,
GRUPPROM@GMAIL.COM, ТЕЛ. 8-499-409-84-94.
KATIA-IVANOVA@YANDEX.RU
Слайд 8АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА
СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО)
Диагностический блок:
Выяснение ограничений (противопоказаний/показаний) к трудовой
деятельности перед консультированием
Определение списка категорически нерекомендуемых профессий по состоянию здоровья (тип/класс профессии)
Консультация с представителем МППК по выработке профориентационного маршрута:
Первичное консультирование родителя (анкета для родителей)
Первичное консультирование подростка(анкета для подростка)
Консультационный блок
1.Выяснение ограничений по здоровью по выбранной профессии вместе с ребенком
2.Анализ результатов диагностики специалиста психолога:
3.Формирование установки на труд
4.Формирование позитивного отношения к трудовой деятельности в целом
5.Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки
6.Профессиональная направленность ребенка:
Человек-природа
Человек-техника
Человек-человек
Человек-информация
Человек - искусство
Слайд 9АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА
СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ
7. Склонности ребенка:
8. Мотивы выбора
профессий:
9. Рекомендации по конкретному типу/классу профессии согласно особенностям ребенка и потребностей рынка труда региона:
10. Знакомство с рекомендованными профессиями:
Общие сведения о профессии
Беседа о характере и содержании работы, необходимые знаниях и умениях
Беседа о трудностях, ответственности, элементе творчества, медицинских противопоказаниях, положительных/отрицательных последствиях работы
Социально-экономические особенности профессии
Беседа об условия оплаты труда
Беседа о формах профессиональной подготовки, описание рабочего места
11.Планирование дальнейших действий ребенка :
Беседа о получении профессионального образования
Длительность обучения:
Форма получения образования:
Очное обучение
Заочное обучение
Вечернее обучение
Дистанционное обучение
Слайд 10АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА
СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ
12. Беседа о принципах трудоустройства
Понятие
«Центра занятости населения», его помощи в трудоустройстве инвалидов
Определение ближайшего отдела ЦЗ ЮАО к месту жительства ребенка
Негосударственные организации в помощь трудоустройству инвалидов
Интернет-ресурсы
13. Консультирование родителей по профориентации ребенка:
Беседа о результатах диагностики и рекомендации по профессиональной ориентации ребенка
14. Беседа о правовых основах реабилитации детей-инвалидов в вопросах профессионального образования и трудоустройства (льготы, квоты)
15. Подготовка Заключения специалиста по профессиональной ориентации
К профессиональному обучению: готов/не готов
Способен один :
Способен с использованием вспомогательных ТС (степень ограничения I)
Способен с помощью специальных программ (степень ограничения II)
Не способен (степень ограничения III)
К трудовой деятельности:
Способен один
Способен с ограничениями условий труда (степень ограничения I)
Способен в специально созданных условиях труда (степень ограничения II)
Не способен (степень ограничения III)
Слайд 11АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА
СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ
Информационный блок:
16. Семинар 1 «Общие
представления о профессиях»
17. Семинар 2 «Детальные представления о профессии»
18. Семинар 3 «Социально-экономические особенности профессии»
19. Семинар 4 «Профессиональное образовании»
20. Встречи (видео встречи) с представителями различных профессий:
21.Просмотр тематических видеороликов, видеофильмов с элементами обсуждения
22. Экскурсии (Дни открытых дверей) в профессиональные учебные заведения
23. Экскурсии на предприятия
24. Экскурсии в различные учреждения города, занимающимися вопросами занятости
25.Экскурсия в Учреждение Центра занятости населения ЮАО
26.Экскурсия в Ресурсный Центр службы занятости ЮАО
27.Экскурсия в Негосударственную общественную организацию города
28.Профориентационно-информационный мониторинг (поквартально)
Мониторинг детей-инвалидов
Мониторинг родителей, законных представителей детей-инвалидов
Мониторинг деятельности (услуг) государственных организаций
Мониторинг деятельности (услуг) негосударственных организаций
Мониторинг деятельности (услуг) учебных заведений
Мониторинг СМИ
Мониторинг нормативно-правовой базы
Слайд 12ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО МАРШРУТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЕМ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Разработчик программы специалист по профориентации Латышева И.В.
Занятие №1 «Диагностика профессиональной направленности»:
Провести отбор на различные типы профессий («Дифференционно-диагностический опросник Е. А. Климова»).
Определить профессиональные интересы и склонности («Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда»):
Занятие № 2 «Мир профессий»:
Дать понятие о профессиональных терминах (профессия, специальность, должность).
Провести игру с подростком («Распредели профессии, специальности и должности по группам»).
Составить профессиональный план (хочу-могу-надо).
Познакомить с классификацией профессий («Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ»).
Провести с подростком игру («Распредели профессии по типам профессий»).
Рассказать о типичных ошибках в выборе профессии (незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии).
Слайд 13ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО МАРШРУТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЕМ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Занятие № 3 «Темперамент в профессиональном становлении личности»:
Дать понятие о темпераменте.
Дать представление о типах темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Выявить тип нервной системы (значение средних и стандартных отклонений) у подростка (тест Стреляу):
Занятие № 4 «Ведущие отношения личности и профессии»:
Дать понятие о характере.
Дать представление о чертах характера (отношение к труду, отношение к другим людям, отношение к самому себе.
Выявление личностных характеристик подростковый СМИЛ (Мини-мульт):
Составление заключения по СМИЛ-Мини-мульт
Занятие № 5 «Эмоциональные состояния личности»:
Дать понятие об эмоциях.
Дать представление о формах эмоциональных состояний (чувства, аффекты, страсть, настроение).
Выявить эмоционально-аффективную сферу у подростка (Цветовой тест Люшера):
Слайд 14ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО МАРШРУТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЕМ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Занятие № 6 «Волевые качества личности»:
Дать понятие о воле.
Дать представление о волевых качествах (самообладание, самостоятельность, организованность, решительность, умение выделить главное в поступках, настойчивость).
Занятие № 7 «Способность к запоминанию»:
Дать понятие о памяти.
Дать представление о формах памяти (непроизвольная память, произвольная память).
Дать представление о видах памяти (словесно-логическая память, наглядно-образная память).
Выявить уровень памяти у подростка (методика «10 слов»):
Занятие № 8 «Способность быть внимательным»:
Дать понятие о внимании.
Дать представление о формах внимания (непроизвольное внимание, произвольное внимание).
Дать представление о качествах внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, колебания).
Выявить уровень внимание у подростка (методика «Красно-черная таблица»):
Слайд 15ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО МАРШРУТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЕМ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Занятие № 9 «Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда»
Дать понятие о мышлении.
Дать представление о видах мышления (предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).
Дать представление об операциях мышления (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, абстрагирование).
Выявить уровень интеллекта (методика «Интеллектуальная лабильность»):
Занятие № 10 «Куда пойти учиться?»
Познакомить с типами учебных заведений (средне-специальное, высшее).
Познакомить со ступенями образования (начальное профессиональное, среднее профессиональное, неполное высшее, базовое высшее (бакалавриат), дипломированный специалист).
Познакомить с формами образования (очная, очно-заочная, заочная, дистантная, экстернат)
Подобрать учебное заведение подростку.
Слайд 16ИТОГОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РЕАБИЛИТАЦИОННОМУ МАРШРУТУ
Восьмиугольник профессионального самоопределения по Пряжникову:
Способности и
здоровье
Уровень притязания (престижность)
Информированность о профессии
Склонности (устойчивые)
Позиция родителей
Позиция товарищей
Потребность рынка
Личностные профессиональные планы (ЛПП - главный фактор)
Практическая работа по ЛПП:
Справляется
Не справляется
Сформировано
Не сформировано
Поступил на обучение
Не поступил на обучение