Слайд 1Free Powerpoint Templates
Проблемы социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 2Ограничение возможностей здоровья -
любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или
функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах
Слайд 3
В Российской Федерации
1 млн. 600 тыс. детей,
или 4,5% всего
детского населения,
имеют ограниченные возможности здоровья;
Закрепляемость выпускников с
ограниченными возможностями
здоровья на рабочем месте после
первого года работы в 2,3 раза ниже
среднего показателя по стране
Слайд 4Нормативная база, гарантирующая право
на образование лиц с ОВЗ:
Декларация прав ребенка
Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии
Декларация о правах инвалидов
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
Федеральный закон «Об образовании»
Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Слайд 5Актуальность проблемы обусловлена
Потребностью общества в профессионально компетентных, социально активных работниках;
Недостаточной подготовленностью
лиц с ОВЗ к самостоятельной жизнедеятельности;
Отсутствием у них навыков социально-профессиональной адаптации
Слайд 6Адаптация -
в контексте рассматриваемой проблемы обозначает процесс усвоения учащимися с ограниченными
возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в учебной, производственной и социально-значимой деятельности, способствующей дальнейшей интеграции в общество
Слайд 7Адаптивная компетентность
включает три ведущих компонента:
когнитивный
деятельностный
личностный
Слайд 8Адаптация -
интегративный процесс, включающий субъект образовательной деятельности, социум, систему производственных отношений.
Профессиональная адаптация представляет собой привыкание человека к требованиям профессии, необходимым для выполнения трудовых функций, включение в систему производственных отношений.
Слайд 9Противоречие I :
- Между возросшими требованиями современного производства к личности работника
и недостаточным уровнем сформированности навыков социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 10Противоречие II :
- Между потребностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
овладении адаптивной компетентностью и неразработанностью программы формирования данной компетентности в процессе обучения в учреждении профессионального образования
Слайд 11Противоречие III :
- Между необходимостью передачи учащимся с ограниченными возможностями здоровья
социального и культурного опыта и недостаточно эффективными существующими способами решения образовательных и воспитательных задач
Слайд 12Противоречие IV :
- Между необходимостью формирования навыков успешной социально-профессиональной адаптации обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием системы работы по подготовке педагогических работников к этой деятельности
Слайд 13Противоречие V :
- Между необходимостью создания оптимальной организационно-педагогической системы в учреждениях
НПО для формирования успешной социально-профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ
и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса
Слайд 14Профориентация –
это система мероприятий, направленных на наиболее эффективное решение проблемы
сопряжения человека и профессии. Это система психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, избрать свою профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.
Слайд 15Задачи профориентации и трудового обучения:
- обучение профессионально-техническим умениям и навыкам;
- воспитание
любви к труду и уважения к людям труда;
- развитие технического мышления и творческих способностей;
- всестороннее развитие личности школьника с ОВЗ;
- повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации;
- подготовка учащихся к профессиональной, трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства.
Слайд 16Установление тесных связей между профессиональным и общим образованием:
усиление практической направленности в
преподавании учебных дисциплин,
установление межпредметных связей,
решение задач с профессиональным содержанием,
интеграция в процессе обучения
Слайд 17Причины затруднений в процессе профессионального самоопределения :
Объективные: наличие заболевания и/или его
последствий, ограничивающих возможности человека
Субъективные: неадекватность самооценки профессионально важных качеств,
неадекватность осознания последствий заболевания и их влияния на собственный профессиональный выбор
Слайд 18Профессиональные
пробы :
практическое испытание,
моделирующее элементы
определенного вида
профессиональной
деятельности и
способствующее обоснованному профессиональному выбору
Слайд 19Эффективность профессиональных проб
достигается
за счет
реализации
информационно-
познавательной,
коррекционной,
формирующей, диагностической
и
прогностической функций
Слайд 20Методика проведения профессиональных проб предусматривает:
- проведение ориентировочных проб с целью оценки готовности к
труду и подготовки к адекватному профвыбору;
- проведение целевых проб с целью содействия окончательному профвыбору;
- привлечение специалистов различного профиля (педагогов, психологов, социальных педагогов, врачей, психофизиологов) на этапах профориентации, предваряющих проведение профпроб, и при интерпретации и использовании их результатов;
- подбор оборудования, видов и содержания работ, с учетом имеющихся у лиц с ОВЗ ограничений к обучению и труду.
Слайд 21Адекватная самооценка профессионально важных качеств -
ключевая характеристика профессионального самоопределения лиц с
ОВЗ, определяющая в дальнейшем выбор профессиональной деятельности, наиболее адекватной их склонностям и возможностям
Слайд 23 Особенности реализации профессиональных проб в работе с детьми с ОВЗ:
учет
приоритетности медико-функциональных параметров состояния здоровья и трудового прогноза,
учет своеобразия профессионального самоопределения на его различных этапах
соблюдение алгоритма осуществления проф. проб с последовательным выполнением мероприятий медицинской, психологической, социально-экономической, педагогической направленности
согласованное взаимодействие специалистов различного профиля
Слайд 24Новый вид педагогической деятельности :
деятельность по сопровождению социально-профессиональной адаптации учащегося
с
ОВЗ
Слайд 25Free Powerpoint Templates
Благодарю за внимание!