Слайд 1Проблемы и перспективы развития педагогики здоровья в России
д.п.н., профессор
Ирхин
В.Н.
Слайд 2
постнеклассическая научная парадигма
преобладающей становится идея синтеза
научных знаний, основанного на принципе универсального эволюционизма, она предполагает объединение в единое целое знаний естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, интеграцию различных философско-мировоззренческих установок, взаимосвязь научных, вненаучных, социальных ценностей и целей.
Слайд 3развитие педагогики здоровья в контексте постнеклассической научной картины мира :
В контексте
парадигмы «постнеклассической» науки, преимущественным предметом исследования которой являются сверхсложные системы, формами научного познания педагогики здоровья становятся педагогические аспекты функционирования и развития здорового человека,
изучение здоровьеориентированных образовательных систем (их структурность, организация, нелинейность (многовариантность) развития), антропологизм и гуманистическая ценность педагогической деятельности по обеспечению здоровья обучающихся, методологический плюрализм в решении вопросов воспитания здорового человека и др.
Слайд 4педагогика здоровья в контексте постнеклассической научной картины мира
Проблема построения общей теории
здоровья, который методологически связан с разработкой целостной концепции воспитания здорового человека.
Методологические вопросы: на какие методологические основания науки о здоровье опираться при создании теории воспитания здорового человека? Какой понятийный аппарат и теоретические представления использовать, чтобы оставаться в русле науки о здоровье? Каковы особенности развития педагогики здоровья в контексте постнеклассической научной картины мира?
Слайд 5Проблема интегративности теории здоровья
разные науки о человеке выстраивают разные его образы.
Социология ориентирована, например, на иной образ человека, чем медицина и психиатрия. А теологи, политики, биологи, этнологи, экономисты — все подступают к проблеме целостности человека с собственных точек зрения;
биологические, культурологические, социальные, психологические и другие концепции человека не складываются в единую теоретическую систему;
ля построения интегральной теории здоровья необходимы единые мировоззренческие представления о природе мира (материальный он или духовный) и сущности человека, которые должны составлять ее предпосылочную основу;
надо создать цельное мировоззрение, синтезирующее все позитивные достижения человечества, и только на этой основе создавать синтетическую теорию здоровья
Слайд 6натуралистическая тенденция
сглаживание различий между миром природы и миром культуры,
игнорирование того обстоятельства, что мир духа имеет свои законы и не учитывает, что их нарушение ведет к болезни;
рассматривают не только различные составляющие здоровья человека с позиций «человек»= «человеческая особь», но и с медико-биологических позиций вмешиваются в теорию и практику воспитания здорового человека.
Слайд 7Социально – ориентированная тенденция:
здоровье– это социально-культурная переменная; его характеристики детерминированы специфическими
социальными условиями, культурным контекстом, национальным образом жизни. Подчеркивается влияние социума на здоровье и воспитание здорового человека, выявляется культурное своеобразие, характеризующее здоровья в контексте различающихся культурно-исторических условий.
Слайд 8Духовно – ориентированная тенденция:
Человек – это не только плоть, не только
организм, но и социальное и духовное существо. Акцент делается на духовном компоненте здоровья, которое является «даром» свыше. Его характеристики детерминированы спецификой тех или иных религиозно-мировоззренческих традиций. В центре внимания - сложнейшие переплетения нравственных устоев, национальных традиций, духовных императивов, влияющих на здоровье и воспитание здорового человека.
Слайд 9коммерциализация деятельности по обеспечению здоровья обучающихся
Первостепенное значение имеет педагогическая деятельность
в направлении создания условий для комфортного развития «экологии души» формирующейся личности.
Необходим выход на прочную смысловую базу, имеющую чёткую аксиологическую направленность на духовно-нравственный (социальный) компонент здоровья.
Слайд 10осознания смысла здоровья человека и здоровьеориентированной деятельности
1. Англосаксонские традиции: прагматический
взгляд на педагогику здоровья. Ее цель (Д. Локк): воспитание здорового джентльмена, который должен быть успешным в жизни. Для этого необходимы крепкие кулаки и сильный характер. По сути, речь идет о воспитании «Плотского (телесного) человека», который ставит выше всего в жизни влечение своей плоти.
Слайд 11осознания смысла здоровья человека и здоровьеориентированной деятельности
2. Народные традиции русского народа,
формировавшие у детей трудолюбие, кротость, милосердие, терпение, сердечную чистоту, стремление к правде, идеалы доброты, бескорыстности, служения на благо Отечества. В современных условиях жизненно важно учитывать вековые русские традиции воспитания «Духовного человека», в котором духовная сторона его природы направляет всю его жизнь и руководит другими сторонами его природы (душевной и телесной). В этом видится смысл и стимул для совершенствования себя, своей духовно-душевной и телесной природы.
Слайд 12опора на принцип народности в здоровьеориентированной деятельности :
Культура психическая (психосаморегуляция, коммуникативное
взаимодействие). Научно доказан высокий психотерапевтический эффект молитвы, позволяющей обрести душевный покой, сгармонизировать деятельность всех систем организма. Детей обучали словесному воздержанию, способам контролировать свои эмоции («Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает»), общению, не наносящему вреда здоровью человека («Кроткое слово разрушает гнев»). Потешный фольклор формировал защитные психологические механизмы, необходимые для преодоления социальных и природных катаклизмов.
Слайд 13перспективность развития этнологического направления педагогики здоровья.
Культура движения и дыхания. Русские традиции
физического воспитания детей: игрища молодежи, физические упражнения и игры, единоборства, борьба, кулачный бой, физическая мобильность, труд и др.
Культура гигиеническая, рационального здорового питания, водно-питьевого режима, очищения, закаливания и др.
Слайд 14Здоровьесберегающая или здоровьеразвивающая педагогика?
в названии «здоровьесбережение» заложен только гигиенический принцип
сохранения здоровья (актуальный в период возникновения в России школьной гигиены 60-70-х годов XIX века), что явно не соответствует современным требованиям развития здоровой личности человека;
здоровьеориентированная деятельность педагогов и специалистов образовательных учреждений, направленная на сохранение, укрепление и формирование здоровья (точнее, культуры здоровья) обучающихся.
Слайд 15Бюрократическая и авторитарно-манипулятивная система управления :
подавление творческой активности субъектов образовательного
процесса;
чрезмерная интенсификация их труд;
неоправданное сокращение значимых для реализации идеи воспитания здорового человека специалистов (психологов, логопедов и др.);
раздувание административного аппарата внутри образовательных учреждений;
бюрократический произвол;
снижение научного потенциала и возможности научного обеспечения здоровьеориентированной образовательной деятельности.
Слайд 16Социальные факторы развития педагогики здоровья
концепция охраны здоровья населения России выглядит на
“фоне бедственного положения большинства семей по меньшей мере кощунственно”. Остановить “запущенный гибельный механизм демографического кризиса” возможно теперь не пропагандой здорового образа жизни, а конкретной заботой государства об улучшении благосостояния граждан, которая составляет прерогативу государства”
(Н.А. Демидов в статье “Нам предлагают здоровый образ жизни для... вымирающих” )
Слайд 17перспективные направления развития педагогики здоровья в России
разработка теоретических и технологических аспектов
развития педагогики здоровья в контексте постнеклассической научной картины мира;
- определение методологической основы педагогики здоровья как специфической отрасли педагогики, связанной с общей валеологией;
- развитие этнопедагогики здоровья;
- обоснование смысловой педагогики здоровья;
- переход от здоровьесохраняющей к здоровьеразвивающей (здоровьесозидающей) модели педагогики здоровья;
- преодоление авторитарно-манипулятивной системы управления, развитие гражданского общества, демократии, достойное финансовое, материальное и кадровое обеспечение здоровьеориентированной образовательной деятельности.