автор Тамбовцева Алла Учитель Зарбаилова О.О.
автор Тамбовцева Алла Учитель Зарбаилова О.О.
353 школа
Раннее детство поэта прошло в районе Большого Харитоньевского
переулка и Чистых прудов: его родители в 1801-06 гг. сменили здесь пять квартир.
В день возвращения из ссылки после аудиенции у Николая I Пушкин приезжает
к своему дяде Василию Львовичу на Старую Басманную. Небольшой в девять
окон по фасаду одноэтажный особняк (ул. Карла Маркса 36) невольно привлекает внимание:
так не похож он на расположенные рядом современные здания. Мемориальная доска на доме
отмечает, что Пушкин часто бывал здесь у своего дяди.
Пребывание Пушкина в Москве в 1826-1827 гг. было длительным, около 7 месяцев.
За это время Пушкин участвовал в проводах княгини Волконской, уезжающей в Сибирь к
сосланному туда мужу - декабристу. Сохранился флигель дома (улица Ермоловой 24), где
Пушкин передал Волконской стихотворение "Во глубине сибирских руд", обращенное к
сосланным декабристам. В это же время Пушкин знакомится с братьями Веневитиновыми и в
их доме читает "Бориса Годунова" в кругу близких друзей, а 12 сентября 1826 г. Пушкин
посетил Большой театр и был восторженно встречен публикой.
У дома №53 особая судьба. Здесь, на втором этаже, 23 января 1831 г. Пушкин снимает квартиру из пяти
комнат, в которой началась его семейная жизнь. 17 февраля, накануне свадьбы, он пригласил к себе друзей
на "мальчишник" - прощание с холостой жизнью. На арбатской квартире молодые Пушкины принимают
гостей в день свадьбы, а 27 февраля они устраивают у себя бал и званый ужин, и один из гостей пишет:
"Она прелестна, и они, как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось." Пушкины прожили на
Арбате три месяца и в мае уехали из Москвы. Здесь, в этом доме, Пушкин был по-настоящему счастлив.
"Я женат - и счастлив, - пишет он Плетневу через неделю после свадьбы, - одно желание мое,
чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь". В доме на Арбате открыт мемориальный
отдел Государственного музея А.С.Пушкина "Квартира А.С.Пушкина на Арбате", где представлены вещи
Пушкиных, их прижизненные портреты и портреты друзей, пушкинские рукописи, дары почитателей Пушкина.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Эти строки из стихотворения "Памятник" выбиты на боковых сторонах гранитного пьедестала памятника. Долгие годы памятник стоял в начале Тверского бульвара, и лишь в 1950 г. в связи с реконструкцией Пушкинской площади он был передвинут на новое место - в центр Пушкинской площади. А в сквере в Спасо-Песковском переулке, напротив дома №5, по инициативе Российского Пушкинского общества установлен еще один бронзовый памятник Пушкину (скульптор Ю.Динес 1993г.)
М.Ю.Лермонтов
"Если от вокзала Николаевской железной дороги в Москве ехать к Красным воротам, то на правой руке, на площади, к стороне той части Садовой улицы, которая идет к Сухаревой башне, против самых Красных ворот, стоит каменный трехэтажный дом, ныне Голикова, с балконом на углу. В 1814 году на этом месте стоял дом меньших размеров, который впоследствии был расширен и надстроен. Он принадлежал генерал-майору и кавалеру Федору Николаевичу Толю. В этом-то доме и поселились Лермонтовы. Здесь у них со 2-го на 3-е октября родился сын", - пишет П.А. Висковатый в книге "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество". Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814г .
Но в конце 1815г. семья Лермонтовых уезжает из Москвы в Тарханы - имение бабушки Лермонтова по материнской линии.
Теперь Лермонтов попадет в Москву только в1827г: его привезет бабушка, Е.А. Арсеньева,
чтобы дать воспитание в Благородном университетском пансионе.
Осенью этого же года они переезжают на Малую Молчановку в дом Чернигова. В соседстве
жило семейство Лопухиных: отец, три дочери и сын Алексей, с которым Лермонтов был очень
дружен. В мезонине на Малой Молчановке молодёжь собиралась у Лермонтова.
В 1828г. Лермонтов поступил в 4 класс пансиона. Пансион помещался тогда на Тверской (на месте нынешнего здания Центрального телеграфа), он состоял из 6 классов. По воспоминаниям современников, Московский университетский пансион стоял наравне с Царскосельским лицеем. Между учениками и учителями отношения были добрые. Воспитанники собирались на общее чтение, и издавался рукописный журнал.
Детство прошло в московском доме любящей, но своенравной и непреклонной матери Александра - Настасьи Федоровны (1768-1839) (Новинский бульвар, 17). Александр и его сестра Мария (1792-1856; в замужестве - М.С.Дурново) получили серьезное домашнее образование: гувернерами были образованные иностранцы - Петрозилиус и Ион, для частных уроков приглашались профессора университета. В 1803 Александр был определен в Московский Благородный университетский пансион. В 1806 Александр Грибоедов поступил на словесный факультет Московского университета, который окончил в 1808 со званием кандидата словесности; продолжил обучение на этико-политическом отделении; в 1810 окончил юридический, а затем поступил на физико-математический факультет.
Новинский бульвар
«В Москве не по мне, — писал Грибоедов Бегичеву. — Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному… Все тамошние помнят во мне Сашу, милого ребенка, который теперь вырос, много повесничал, наконец становится к чему-то годен, определен в миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят».
… Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! Недоволен я Москвой.
(Чацкий, «Горе от ума»)
В эти годы он работает над созданием своей пьесы. Позже, в 1828 году, семьи Грибоедовых и Римских-Корсаковых породнились: Сергей, младший сын Марьи Ивановны, женился на кузине Грибоедова, Софье Алексеевне, которую называют прототипом Софьи Фамусовой (ее отец, дядя Грибоедова, считается прототипом самого Фамусова), а самого Сергея Александровича Римского-Корсакова некоторые считали прототипом Скалозуба.
Дом Марьи Ивановны, который, пока был еще цел, современники и последующие поколения поклонников поэта прозвали «домом Фамусова».
Перед отъездом в Петербург в мае 1824 года Грибоедов подарил другу рукопись своей комедии с исправлениями, носящую теперь официальное название «Музейный автограф».
Это было последнее его длительное пребывание в Москве. Последний же раз он посетил первопрестольную в 1826 году перед поездкой в Тифлис. Однако пробыл там совсем недолго. Служебная необходимость звала его дорогу, в поездку, из которой вернуться было не суждено…
Весной 1848 года семья переезжает в Щелыково. В 1849 была
написана комедия "Свои люди - сочтемся!", принесшая признание автору,
хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена
Николаем I, а Островский был отдан под надзор полиции).
Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал
одну, а иногда несколько пьес, создав целый "театр Островского",
включающий 47 пьес различных жанров.
В 1850 Александр Николаевич становится сотрудником журнала "Московитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны "Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850).
(Здесь печатались пьесы Островского, повести А.Ф.Писемского, П.И.Мельникова-Печерского, Д.В.Григоровича, стихи Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.А.Фета, Н.Ф.Щербины, Л.А.Мея, сценки И.Ф.Горбунова, переводы из Данте, Гете, Жорж Санд, В.Скотта.
«Москвитянин» - русский «учено-литературный журнал», издавался в Москве М.П.Погодиным в 1841-1856 годах сначала ежемесячно, с 1849 года – 2 раза в месяц (однако нерегулярно, что отмечено в иронических стихах Н.А.Некрасова: «Так древле тощий «Москвитянин» по полугоду пропадал…»). «Москвитянин» принял направление «официальной народности», провозглашенное министром просвещения С.С.Уваровым. С 1850 года в связи с привлечением новых авторов, составивших так называемую «молодую редакцию» А.Н.Островский, А.А.Григорьев, Б.Н.Алмазов, Е.Н.Эдельсон, Т.И.Филиппов и др.), содержание и характер журнала изменились к лучшему.
Справка
После отделения «Современной летописи» от журнала «Русский вестник», он привлек многих известных писателей. Наиболее значительные произведения русской литературы второй половины XIX века, причисляемые к классическим, за немногими исключениями, опубликованы впервые «Русским вестником». Например, И.С.Тургенев опубликовал романы «Накануне» и «Отцы и дети». В журнале печатались такие произведения как «Анна Каренина», «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».
С обострением идеологической борьбы в 1861 – 1863 годах журнал становится более консервативным и «реакционным», выражением чего послужила публикация очерков А.Фета «Из деревни», а также участие в журнале К.П.Победоносцева.
Н. А. Полевой по природе своей обладал всеми свойствами журналиста, умел заинтересовать и привлекать к себе массу читателей. Журнал его пользовался поразительным для того времени успехом; первые 8 книжек должны были появиться вторым изданием. Весьма деятельное участие в журнале принимал кн. П. А. Вяземский, которого Н. А. Полевой называет "главным одушевителем редакции"; иная книжка "Телеграфа" была наполовину наполнена им лично или материалами, им сообщенными. Изящная словесность была представлена в журнале довольно слабо и в качественном, и в количественном отношениях, и только имена Пушкина, кн. Вяземского и кн. Одоевского скрашивали этот отдел.
«Московский вестник» выступил как проповедник идей немецкой философии и немецкого романтизма (в отличие от «Московского телеграфа» Полевого, увлекавшегося французскими романтиками)
Донос, поступивший в 1827 в III отделение, характеризовал сотрудников «Вестника» как «истинно бешеных либералов». Недостаток подписчиков послужил причиной гибели журнала.
Автор знаменитых произведений «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», С.Т.Аксаков в 1830-х годах жил некоторое время в Бол.Афанасьевском переулке, 12. Здесь проходили известные «аксаковские субботы», сыгравшие большую роль в литературной жизни Москвы.
Выдающийся русский писатель, И.С.Тургенев в 1850 году жил в доме №37 на Остоженке, где написал свой известный рассказ «Муму»
Великий русский писатель, Лев Толстой впервые приехал в Москву в январе 1837 году. Многие события, пережитые здесь в детстве, нашли свое отражение в романе «Война и мир» и в «Отрочестве».
В 1882 году писатель приобрел дом в Долго-Хамовническом переулке, где создал свои бессмертные произведения: «Власть тьмы», «Хаджи-Мурат», «Живой труп».
Н.А.Некрасов в конце 40-х годов жил на Сивцевом Вражке. Этот период жизни связан с изданием журнала «Современник»
Семья Чеховых в 1879 году поселилась в доме №23 на Трубной улице. Здесь началась литературная деятельность Чехова: в марте 1880г. В журнале «Стрекоза» было опубликовано произведение.
На обгорелые развалины театра Медокса москвичи удрученно взирали до 1815 года, когда была начата реконструкция, захватившая центр города. Стоит заметить, что после французского нашествия облик Москвы быстро менялся. Для проекта реконструкции города, по указанию Александра I, был приглашен архитектор-градостроитель, англичанин В. И. Гесте, а также была создана «Комиссия для строения Москвы» (работала до 1843 г.), которая занималась организацией восстановительных работ.
Архитектором центра города был назначен Осип Бове, урожденный петербуржец, творческая жизнь которого была неразрывно связана с Москвой. Здесь c 1802 по 1807 гг. он учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения, позже являлся помощником выдающихся зодчих М. Казакова и К. Росси, а с 1814 года был назначен главным архитектором по «фасадической части», в обязанности которого входило не только следить за составлением проектов, но и за их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Под его началом было создано «Собрание типовых фасадов» — своеобразное пособие городского застройщика, и на основе этого справочника Москва стала застраиваться по-новому: городские особняки уже не прятались в глубине двора, а выходили фасадами на красную линию улицы.
Под руководством Бове в центре Москвы была проведена реконструкция Красной площади, архитектурный декор Манежа и фасадов Торговых рядов напротив Кремля (к сожалению, они не сохранились), разбит Александровский сад с гротом, создана Театральная площадь.
Но самый большой успех Осипу Бове принесло сооружение в стиле ампир Петровского театра, который, по словам современников, «как феникс из развалин возвысил стены свои в новом блеске и великолепии».
11 марта 1853 года в театре начался пожар такой силы,
что на Театральной площади растаял весь снег. Черный дым,
поднимающийся над Театральной площадью, был виден во всех
уголках Москвы. Пламя полыхало двое суток. В огне погибли театральные
костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание: сгорело все, кроме несущих стен и колонн переднего фасада. Менее всего от огня пострадал портик театра, выходящий на улицу Петровка.
О.Бове
Работы по восстановлению Большого театра, несмотря на явный недостаток отпущенных денежных средств, шли быстрыми темпами — Кавос стремился завершить работы к торжествам по случаю коронации Александра II. Новое здание театра в стиле неоклассицизма было построено за 16 месяцев и обошлось городской казне в 900 000 рублей. Новый театр, получивший название императорского Большого театра, открылся в 20 августа 1856-го года оперой В. Беллини «Пуритане».
Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в Петербурге. Хореограф неоднократно приезжал в Москву для постановки спектаклей. Самой значительной из его московских работ стал "Дон Кихот" Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета Петипа перенес впоследствии на петербургскую сцену. Большое значение для развития исполнительской культуры имело творчество П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке - "Воевода" (1869) и балетной - "Лебединое озеро" (1877) состоялись на сцене Большого театра. Здесь получила свое настоящее рождение опера "Евгений Онегин" (1881), первая проба на большой сцене после Консерваторской постановки 1879 года; впервые увидела свет опера "Мазепа" (1884), одна из вершин оперного творчества композитора; окончательная редакция оперы "Кузнец Вакула", получившая в спектакле 1887 года новое название "Черевички". Кстати, премьера "Черевичек" в Большом театре 19 января 1887 года стала и дебютом Чайковского за пультом оперного дирижера. Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы И.Мусоргского "Борис Годунов". Первой из опер Н.Римского-Корсакова свет рампы Большого театра увидела "Снегурочка" (1893), а затем - "Ночь перед Рождеством" (1898).
Из оперы "Жизнь за царя"
"Московские ведомости" поместили объявление о первом спектакле в Малом: "Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет..."
Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: "Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "Театр Островского". Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.Еще при жизни драматурга Малый стали называть "Домом Островского". Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.
Формированию общественных и художественных взглядов Щепкина способствовали его тесные связи с передовыми деятелями русского культуры (Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Тарас Григорьевич Шевченко и др.). Щепкин был не только участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов. Огромное значение деятельность Щепкина приобрела в 1830-40-е годы. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки пьесы "Горе от ума" Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова. Глубокой жизненной достоверности достиг Щепкин в роли Городничего ("Ревизор" Гоголя, 1836) В пьесах украинских драматургов сыграл роли Чупруна и Макагоненко ("Москаль-чаровник" и "Наталка-Полтавка" Котляревского), Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитко-Основьяненко), передав народный характер, национальное своеобразие своих героев.
известная актриса (1829—1868). Дебютировала в Нижнем Новгороде, потом перешла в Москву, где имела большой успех в ролях Луизы ("Коварство и Любовь" Шиллера), Марии ("Материнское благословение"), Реганы ("Король Лир"), Дездемоны ("Отелло"), Офелии ("Гамлет"), Юлии ("Ромео и Юлия") и мн. др. Ко времени полного расцвета ее дарования появился репертуар А. Н. Островского, которым она вполне овладела, особенно удачно исполняя роль Катерины ("Гроза"). С 1851 г. К.-Н. была в замужестве за артистом императорского московского театра И. М. Никулиным. Любимая актриса А.Н.Островского.
Косицкая-Никулина Любовь Павловна
Репертуар того времени также был для нее благоприятен; остатки прошлого соединялись в нем с правдивыми проявлениями новизны. Время мелодрамы, романтической драмы и водевиля, процветавших в первой половине XIX века, только что миновало, оставив артистке несколько выдающихся классических ролей европейской литературы (в "Гамлете", "Лире", "Разбойниках", "Свадьбе Фигаро" и др.)
Ей принадлежит почин исполнения в пьесах Островского ("Гроза", "На бойком месте", "Василиса Мелентьева", "Горячее сердце", "Лес", "Бесприданница", "Без вины виноватые"), А. Потехина ("Мишура", "Шуба овечья", "Виноватая"), Писемского ("Ваал"), Николая Потехина ("Мертвая петля", "Нищие духом"), Аверкиева ("Каширская старина"), Антропова ("Блуждающие огни"), Шпажинского ("Майорша", "Чародейка"), Суворина и Буренина ("Медея") и многие другие. Репертуар ролей в пьесах современных ей писателей не помешал Федотовой продолжать разработку и классических ролей (Леди Мильфорт, королева Елизавета, Клеопатра), менявшиеся сообразно с годами артистки и ее сценической опытностью.
Ольга Осиповна Садовская
Роли в Малом театре
Евгения, «Бойкое место» А.Н.Островского
Варвара, «Гроза» А.Н.Островского
Гущина «Старый друг лучше новых двух»
М.Н.Ермолова
Роли в театре: «Жених нарасхват», «Свадьба Кречинского» , «Тартюф», «Гроза», «Овечий источник», «Последняя жертва»
А.П.Ленский, последователь М.С.Щепкина приехал в Москву весной 1884 года из Петербурга и поселился на Волхонке,9. В 1887 году Ленский жил в 1-ом Ушаковском переулке (ныне Коробейников пер.). В этом же доме жил А.И.Сумбатов.
С.В.Васильев в конце 1850-х годов жил на Арбате,8 (дом не сохранился), где работал над ролью в «Грозе» Островского.
В.Ф.Комиссаржевская летом 1890 года вместе со своим отцом переехала на Поварскую,13. Сюда же переехало Общество искусства и литературы, основанное ее отцом вместе с К.С.Станиславским, которое собиралось в доме №8.
М.В.Щепкин впервые выступил в Москве в комедии М.Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». Этот спектакль состоялся в доме №1 на Бол. Никитской улице.
С именем И.В.Самарина связан ряд домов: в 1850-х годах он жил в Малом Палашевском переулке,6; в 1861-1869 годах на Малой Дмитровке,3. Это были годы расцвета Самарина как актера. В 1872-1873 жил в доме №5 в Козицком переулке.
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "...я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".
Пройдут годы, и благие намерения молодого коллекционера окажутся блистательно выполненными. В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова большую (ок. 2 тысяч картин, рисунков и скульптур) и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: "...Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв".
Третьяков Павел Михайлович (1832, Москва-1898, там же) - основатель Третьяковской галереи. Сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тыс. чел. Увлеченный искусством, Третьяков начал собирать художественную коллекцию национальной рус. живописи, пользуясь советами В. В. Стасова, И.Н. Крамского и др. В 1874 Третьяков построил для своего собрания великолепное здание, открыв его в 1888 для бесплатного посещения. В 1892 передал коллекцию и здание в дар Москве
С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В.Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С.Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.
Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайно в собрании появились "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Искушение" (1857) Н.Г.Шильдера, "Княжна Тараканова" (1864) К.Д. Флавицкого.
Картины Третьяковской галереи
На I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось 47 работ, Третьяков приобрел А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (1871), Н.Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1870).
К концу 1860-х Третьяков задумал создать портретную галерею российских "писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части". Она должна была стать музеем в музее – национальная портретная галерея в "общественном, всем доступном хранилище изящных искусств".
В 1872 году к П.М. Третьякову поступила целая серия написанных В.Г. Перовым портретов знаменитых писателей: А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872), А.Н. Майкова (1872), М.П. Погодина (1872), В.И. Даля (1872), И.С. Тургенева. Они демонстрировались на выставках Товарищества в 1872–1873 годах.
В течение почти четырех лет Павлу Михайловичу пришлось добиваться того, чтобы Лев Толстой согласился позировать Крамскому. Наконец в 1973 году писатель уступил, но при условии, что художником будет написан и второй его портрет, который останется в семье. Крамской выполнил эту просьбу. Оба полотна вполне устроили заказчиков.
По просьбе Павла Михайловича Крамским был написан и погрудный портрет поэта Н.А. Некрасова, который в то время тяжело болел.
Нашли свое место в коллекции Павла Михайловича и нескольких картин Балканской серии В.В. Верещагина ("Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" 1878–1879).
Еще три зала в верхнем этаже и пять в нижнем были пристроены в 1885 году. Это позволило несколько упорядочить экспозицию. В первый зал второго этажа новой пристройки были перенесены работы Н.А. Ярошенко, Н.Н. Ге. Далее – зал В.И. Сурикова с полотнами "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887). Там же был расположен зал И.Е. Репина. На перегородках залов были выставлены пейзажи и среди них – работы И.И. Левитана. На первом этаже было выделено место для этюдов и эскизов А.А. Иванова (всего в коллекции насчитывалось более 70 его произведений). Благодаря своей прозорливости, Павел Михайлович еще в 1858 году приобрел "Портрет молодой женщины в повороте головы Иоанна Крестителя" и этюд "Лесная чаща при солнечном освещении" А.А. Иванова.
В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1823 в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре 1823 он представляет Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.
С 1833 Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 его избирают почётным членом Московского художественного общества.
Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.
В.А.Тропинин
В 1853 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти , А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды: в 1858 г. — большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие», в 1860 г. — малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», в 1861 г. — большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе».
Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казенный счет, Перов отправился в 1862 г. в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж.
В.Перов
Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 г. создаёт картины «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале». В 1866 г. он получает степень академика, а в 1871 г. — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.
Художник скончался от чахотки 29 мая (10 июня) 1882 г. в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть