Презентация по москвоведению на тему: презентация

Содержание

Содержание: Литературная жизнь Москвы А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов А.С.Грибоедов А.Н.Островский Литературные журналы Москвы Театральная Москва Большой театр Малый театр Актеры Москвы Художественная жизнь Москвы Третьяковская галерея В.М.Васнецов А.М.Васнецов В.А.Тропинин В.Перов 4. Список

Слайд 1Презентация по москвоведению на тему:
"Литературная, художественная и театральная жизнь Москвы

в XIX веке."

автор Тамбовцева Алла Учитель Зарбаилова О.О.


Слайд 2Содержание:
Литературная жизнь Москвы
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
А.С.Грибоедов
А.Н.Островский
Литературные журналы Москвы
Театральная Москва
Большой театр
Малый театр
Актеры Москвы
Художественная жизнь

Москвы
Третьяковская галерея
В.М.Васнецов
А.М.Васнецов
В.А.Тропинин
В.Перов
4. Список литературы




Слайд 3Литературная жизнь


Слайд 4

Гений русской литературы, Александр Сергеевич Пушкин, родился в Москве на Немецкой,

ныне Бауманской улице в 1799 году и жил там до 1811 года. К сожалению, дом не сохранился, на его месте сейчас находится 353-я школа.
Второй раз Пушкин приезжает в Москву в 1826 году после Михайловской ссылки. В этот московский период, временами подолгу живя в Москве, Пушкин вращается в литературной среде. Бывает у поэтов П.А. Вяземского, Д.В. Веневитинова,
Е.А. Баратынского. Посещает салоны З.А. Волконской и А.П. Елагиной.
Третий московский период - с 1831 по 1836 г.г. В эти годы Пушкин бывал в Москве восемь раз. 18 февраля (по старому стилю) 1831 года в церкви Вознесения Христова Пушкин венчается с Натальей Николаевной Гончаровой. Их первой квартирой стал дом на Арбате, где молодые прожили около трех месяцев. Теперь в этом доме расположен музей Пушкина. А в 1880 году рядом был установлен памятник работы скульптора А.М. Опекушина.

353 школа


Слайд 5Елоховский собор, где крестили А.С.Пушкина
Церковь Вознесения Господня, где А.С.Пушкин венчался

с Натальей Николаевной Гончаровой

Слайд 6В изгнанье, в горести, в разлуке  Москва! Как я любил тебя, 

Святая родина моя!
А.С.Пушкин

Раннее детство поэта прошло в районе Большого Харитоньевского
переулка и Чистых прудов: его родители в 1801-06 гг. сменили здесь пять квартир.

В день возвращения из ссылки после аудиенции у Николая I Пушкин приезжает
к своему дяде Василию Львовичу на Старую Басманную. Небольшой в девять
окон по фасаду одноэтажный особняк (ул. Карла Маркса 36) невольно привлекает внимание:
так не похож он на расположенные рядом современные здания. Мемориальная доска на доме
отмечает, что Пушкин часто бывал здесь у своего дяди. 

Пребывание Пушкина в Москве в 1826-1827 гг. было длительным, около 7 месяцев.
За это время Пушкин участвовал в проводах княгини Волконской, уезжающей в Сибирь к
сосланному туда мужу - декабристу. Сохранился флигель дома (улица Ермоловой 24), где
Пушкин передал Волконской стихотворение "Во глубине сибирских руд", обращенное к
сосланным декабристам. В это же время Пушкин знакомится с братьями Веневитиновыми и в
их доме читает "Бориса Годунова" в кругу близких друзей, а 12 сентября 1826 г. Пушкин
посетил Большой театр и был восторженно встречен публикой.


Слайд 7В доме на Тверской 14 (сейчас Елисеевский гастроном) Пушкин часто бывал

в литературно –музыкальном
салоне княгини З.А.Волконской. Здесь он был свидетелем вдохновенных импровизаций Адама Мицкевича.
Встречался Пушкин с Мицкевичем и в гостинице поблизости от Тверской (Глинищевский переулок 6).
В память об их встречах на здании гостиницы в 1956 г. был установлен горельеф польского скульптора
Мильбергера.

У дома №53 особая судьба. Здесь, на втором этаже, 23 января 1831 г. Пушкин снимает квартиру из пяти
комнат, в которой началась его семейная жизнь. 17 февраля, накануне свадьбы, он пригласил к себе друзей
на "мальчишник" - прощание с холостой жизнью. На арбатской квартире молодые Пушкины принимают
гостей в день свадьбы, а 27 февраля они устраивают у себя бал и званый ужин, и один из гостей пишет:
"Она прелестна, и они, как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось." Пушкины прожили на
Арбате три месяца и в мае уехали из Москвы. Здесь, в этом доме, Пушкин был по-настоящему счастлив.
"Я женат - и счастлив, - пишет он Плетневу через неделю после свадьбы, - одно желание мое,
чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь". В доме на Арбате открыт мемориальный
 отдел Государственного музея А.С.Пушкина "Квартира А.С.Пушкина на Арбате", где представлены вещи
Пушкиных, их прижизненные портреты и портреты друзей, пушкинские рукописи, дары почитателей Пушкина. 


Слайд 8Знаменательно, что именно на родине Пушкина, в Москве, на средства, собранные

по подписке,
был сооружен первый памятник великому поэту. Его автор - сын крепостного крестьянина
Ярославской губернии скульптор А.М.Опекушин. Открытие памятника 6 июня 1880 г. вылилось
во всенародный праздник. В бронзовой фигуре все поэтично: и чуть склоненная в легкой
задумчивости курчавая голова, и свободно падающие складки плаща. Пушкин в глубоком
раздумье. Словно шел он по Москве, заложив правую руку за борт сюртука, и на миг
остановился, захваченный только что рожденной стихотворной фразой: 

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Эти строки из стихотворения "Памятник" выбиты на боковых сторонах гранитного пьедестала памятника. Долгие годы памятник стоял в начале Тверского бульвара, и лишь в 1950 г. в связи с реконструкцией Пушкинской площади он был передвинут на новое место - в центр Пушкинской площади. А в сквере в Спасо-Песковском переулке, напротив дома №5, по инициативе Российского Пушкинского общества установлен еще один бронзовый памятник Пушкину (скульптор Ю.Динес 1993г.)


Слайд 9…Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Слайд 10Москва, Москва!...люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и

нежно!

М.Ю.Лермонтов

"Если от вокзала Николаевской железной дороги в Москве ехать к Красным воротам, то на правой руке, на площади, к стороне той части Садовой улицы, которая идет к Сухаревой башне, против самых Красных ворот, стоит каменный трехэтажный дом, ныне Голикова, с балконом на углу. В 1814 году на этом месте стоял дом меньших размеров, который впоследствии был расширен и надстроен. Он принадлежал генерал-майору и кавалеру Федору Николаевичу Толю. В этом-то доме и поселились Лермонтовы. Здесь у них со 2-го на 3-е октября родился сын", - пишет П.А. Висковатый в книге "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество". Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814г .

Но в конце 1815г. семья Лермонтовых уезжает из Москвы в Тарханы - имение бабушки Лермонтова по материнской линии.

Теперь Лермонтов попадет в Москву только в1827г: его привезет бабушка, Е.А. Арсеньева,
чтобы дать воспитание в Благородном университетском пансионе.


Слайд 11Поселились бабушка с внуком на Поварской, 26 в заранее нанятом доме.

Мише нужно было за
год дома пройти программу трех первых классов пансиона, чтобы сразу поступить в 4-й класс.
Для частных уроков бабушка пригласила одного из лучших педагогов пансиона –
А.З. Зиновьева. Он преподавал русский и латинский, всеобщую историю и географию. Иногда
Зиновьев ходил с Лермонтовым на прогулку – почти всегда излюбленным маршрутом:
Поварская, Страстной бульвар, по Тверской до Охотного ряда, на Красную площадь, а там в
Кремль. Тут Лермонтов впервые поднялся на верхний ярус Ивана Великого и окинул взглядом
всю Москву.

Осенью этого же года они переезжают на Малую Молчановку в дом Чернигова. В соседстве
жило семейство Лопухиных: отец, три дочери и сын Алексей, с которым Лермонтов был очень
дружен. В мезонине на Малой Молчановке молодёжь собиралась у Лермонтова.

В 1828г. Лермонтов поступил в 4 класс пансиона. Пансион помещался тогда на Тверской (на месте нынешнего здания Центрального телеграфа), он состоял из 6 классов. По воспоминаниям современников, Московский университетский пансион стоял наравне с Царскосельским лицеем. Между учениками и учителями отношения были добрые. Воспитанники собирались на общее чтение, и издавался рукописный журнал.


Слайд 12Выпустившись из пансиона, Лермонтов тотчас поступил в Московский университет; кипучую
жизнь

в его стенах Лермонтов хорошо запомнил, хотя пробыл там меньше двух лет. Он
поступил туда в сентябре 1830 года, однако началась холера, занятий не было. Они начались
лишь в январе 1831 года. Одновременно с Лермонтовым в московском университете учились
Герцен и Белинский. Подраставшее поколение "жадно хотело жизни, страстей, борьбы и
страданий". К этому поколению относился и Лермонтов. М.Ю.

Слайд 13И, услыхав твое названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над

тобой
И с непритворную слезой
Промолвит: «он любил отчизну!»
М.Ю.Лермонтов

Слайд 14А.С.Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января (по старому стилю -

4 января) 1795 (в некоторых источниках указан 1790) в Москве, в старинной дворянской семье. "Дворянский род Грибоедовых - шляхетского происхождения. Ян Гржибовский переселился в Россию в первой четверти XVII столетия. Его сын, Федор Иванович, был разрядным дьяком при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче и первый стал писаться Грибоедовым."

Детство прошло в московском доме любящей, но своенравной и непреклонной матери Александра - Настасьи Федоровны (1768-1839) (Новинский бульвар, 17). Александр и его сестра Мария (1792-1856; в замужестве - М.С.Дурново) получили серьезное домашнее образование: гувернерами были образованные иностранцы - Петрозилиус и Ион, для частных уроков приглашались профессора университета. В 1803 Александр был определен в Московский Благородный университетский пансион. В 1806 Александр Грибоедов поступил на словесный факультет Московского университета, который окончил в 1808 со званием кандидата словесности; продолжил обучение на этико-политическом отделении; в 1810 окончил юридический, а затем поступил на физико-математический факультет.


Слайд 15Сейчас здесь находится здание Центрального Московского телеграфа. А тогда, в 1803 году, тут располагалось

лучшее в Москве учебное заведение — Московский университетский благородный пансион.

Новинский бульвар


Слайд 16Но беззаботная жизнь вскоре закончилась. Началась война, и Грибоедов, как истинный патриот, отправился

защищать родину. По возвращении он был направлен в Петербург, а затем — в Иран. По пути к месту назначения поэт на несколько дней остановился в Москве. К тому времени из ветреного юноши он превратился уже в зрелого государственного мужа, и на свой родной город смотрел совсем по-иному.

«В Москве не по мне, — писал Грибоедов Бегичеву. — Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному… Все тамошние помнят во мне Сашу, милого ребенка, который теперь вырос, много повесничал, наконец становится к чему-то годен, определен в миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят».

… Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! Недоволен я Москвой.
(Чацкий, «Горе от ума»)


Слайд 17Вспоминая эту бессмертную комедию, нельзя не вспомнить еще один московский адрес: дом

Марьи Ивановны Римской-Корсаковой у Тверских ворот. До наших дней он не сохранился. По адресу Пушкинская площадь, 3 находится сейчас другое здание. Грибоедов (да и не только он, еще и Пушкин, и Вяземский, и многие другие) бывал частым гостем в ее доме. Вяземский писал о ней: «Мария Ивановна Римская-Корсакова должна иметь почетное место в преданиях хлебосольной и гостеприимной Москвы. Она жила, что называется, открытым домом, давала часто обеды, вечера, балы, маскарады, разные увеселения, зимою санные катанья за городом, импровизированные завтраки…». Современники вспоминали, что приезжать к ней можно было довольно поздно, уже с другого бала, потому что у нее танцевали до рассвета. К тому времени, как там стал бывать студент Грибоедов, в Москве входила в моду мазурка с постукиванием шпорами.
Война прервала мирное течение жизни, и Марья Ивановна вынуждена была покинуть первопрестольную. По возвращении она попыталась наладить прежний быт, что ей вполне удалось. Грибоедов вновь оказывается в числе ее гостей. Этот гостеприимный дом служил писателю хорошим материалом для наблюдения за жизнью московского общества.

В эти годы он работает над созданием своей пьесы. Позже, в 1828 году, семьи Грибоедовых и Римских-Корсаковых породнились: Сергей, младший сын Марьи Ивановны, женился на кузине Грибоедова, Софье Алексеевне, которую называют прототипом Софьи Фамусовой (ее отец, дядя Грибоедова, считается прототипом самого Фамусова), а самого Сергея Александровича Римского-Корсакова некоторые считали прототипом Скалозуба.


Слайд 18На то, что Грибоедов бывал в этом доме, ясно указывает четверостишие из «Горя от ума».

Дом располагался рядом с Тверским бульваром, на который к полудню собиралась молодежь со всей Москвы. Здесь можно было увидеться со знакомыми и услышать все городские сплетни. Конечно же, автор пьесы, навещая Марью Ивановну, чей дом находился в непосредственной близости от бульвара, не мог не воспользоваться возможностью понаблюдать за картинами московской жизни, чтобы потом включить небольшую зарисовку в свое произведение.
«А трое из бульварных лиц,
Которые с полвека молодятся?
Родных мильон у них, и с помощью сестриц
Со всей Европой породнятся.»

Дом Марьи Ивановны, который, пока был еще цел, современники и последующие поколения поклонников поэта прозвали «домом Фамусова».


Слайд 19Осенью 1823 года Грибоедов вновь посетил Москву, остановившись у своего приятеля С. Н. Бегичева в особняке

на Мясницкой, 42. Здесь он оказался в родной среде, о которой так тосковал в Иране: в той самой «светлой, образованной» Москве. Степан Никитич не любил светских развлечений. Основное содержание его жизни составляли чтение, беседы о литературе в кругу друзей, собравшихся за обедом, заботы о семье и о хозяйстве. Хозяин и его молоденькая жена старались сделать все возможное, чтобы гость чувствовал себя как дома. Почти ежедневно у них бывали Кюхельбекер с Одоевским. В то время они приступили к изданию альманаха «Мнемозина». Оба являлись горячими поклонниками Грибоедова. Частыми гостями были композиторы Верстовский, Алябьев, поэт-партизан Денис Давыдов.

Перед отъездом в Петербург в мае 1824 года Грибоедов подарил другу рукопись своей комедии с исправлениями, носящую теперь официальное название «Музейный автограф».

Это было последнее его длительное пребывание в Москве. Последний же раз он посетил первопрестольную в 1826 году перед поездкой в Тифлис. Однако пробыл там совсем недолго. Служебная необходимость звала его дорогу, в поездку, из которой вернуться было не суждено…


Слайд 20А.Н.Островский
Александр Николаевич Островский родился
12 апреля (н.с.)1823 года в Москве

в семье чиновника, заслужившего дворянство.
В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 и поступил на юридический факультет Московского университета (1840 - 1843).

Весной 1848 года семья переезжает в Щелыково. В 1849 была
написана комедия "Свои люди - сочтемся!", принесшая признание автору,
хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена
Николаем I, а Островский был отдан под надзор полиции).
Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал
одну, а иногда несколько пьес, создав целый "театр Островского",
включающий 47 пьес различных жанров.

В 1850 Александр Николаевич становится сотрудником журнала "Московитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны "Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850).



Слайд 21Однако позиция новых сотрудников не отвечала интересам Погодина, что привело к

его разрыву с «молодой редакцией» (1853). Уход Островского и его друзей поставил журнал в тяжелое положение, и вскоре он, в условиях общественного подъема середины 50-х годов, прекратил свое существование.

(Здесь печатались пьесы Островского, повести А.Ф.Писемского, П.И.Мельникова-Печерского, Д.В.Григоровича, стихи Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.А.Фета, Н.Ф.Щербины, Л.А.Мея, сценки И.Ф.Горбунова, переводы из Данте, Гете, Жорж Санд, В.Скотта.


«Москвитянин» - русский «учено-литературный журнал», издавался в Москве М.П.Погодиным в 1841-1856 годах сначала ежемесячно, с 1849 года – 2 раза в месяц (однако нерегулярно, что отмечено в иронических стихах Н.А.Некрасова: «Так древле тощий «Москвитянин» по полугоду пропадал…»). «Москвитянин» принял направление «официальной народности», провозглашенное министром просвещения С.С.Уваровым. С 1850 года в связи с привлечением новых авторов, составивших так называемую «молодую редакцию» А.Н.Островский, А.А.Григорьев, Б.Н.Алмазов, Е.Н.Эдельсон, Т.И.Филиппов и др.), содержание и характер журнала изменились к лучшему.

Справка


Слайд 22Литературные журналы Москвы
«Русский вестник» М. Н. Каткова
«Московский телеграф» (1825–1834) Н.А.Полевого
«Московский

вестник»
«Телескоп»

Слайд 23«Русский вестник» М. Н. Каткова
Русский литературный и общественно-политический журнал, один

из наиболее влиятельных журналов второй половины XIX века, оказавших значительное влияние на развитие общественной мысли и движение литературной жизни в России. Выходил в Москве (1856—1887) и Санкт-Петербурге (1887—1906).

После отделения «Современной летописи» от журнала «Русский вестник», он привлек многих известных писателей. Наиболее значительные произведения русской литературы второй половины XIX века, причисляемые к классическим, за немногими исключениями, опубликованы впервые «Русским вестником». Например, И.С.Тургенев опубликовал романы «Накануне» и «Отцы и дети». В журнале печатались такие произведения как «Анна Каренина», «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».

С обострением идеологической борьбы в 1861 – 1863 годах журнал становится более консервативным и «реакционным», выражением чего послужила публикация очерков А.Фета «Из деревни», а также участие в журнале К.П.Победоносцева.


Слайд 24"Московский телеграф"
Знаменитый журнал, издававшийся в Москве с 1825 по 1834

г., по две книжки в месяц, Николаем Полевым. Это был первый русский научно-литературный журнал, знакомивший русскую публику со всеми отраслями наук и искусств не только в России, но и за границей. Журнал должен был служить "зеркалом, в котором отражается весь мир нравственный, политический и физический". Белинский характеризует "Московский телеграф" в таких выражениях: "Журнал Н. А. Полевого с первых же книжек изумляет всех живостью, свежестью, новостью, разнообразием, вкусом, хорошим языком, наконец, верностью в каждой строке однажды принятому и резко выразившемуся направлению. Такой журнал не мог быть не замеченным и в толпе хороших журналов; но среди мертвой, вялой, бесцветной, жалкой журналистики этого времени он был изумительным явлением.

Н. А. Полевой по природе своей обладал всеми свойствами журналиста, умел заинтересовать и привлекать к себе массу читателей. Журнал его пользовался поразительным для того времени успехом; первые 8 книжек должны были появиться вторым изданием. Весьма деятельное участие в журнале принимал кн. П. А. Вяземский, которого Н. А. Полевой называет "главным одушевителем редакции"; иная книжка "Телеграфа" была наполовину наполнена им лично или материалами, им сообщенными. Изящная словесность была представлена в журнале довольно слабо и в качественном, и в количественном отношениях, и только имена Пушкина, кн. Вяземского и кн. Одоевского скрашивали этот отдел.


Слайд 25"Московский вестник"
Литературный, критический, научный журнал, издававшийся историком М. П. Погодиным

в Москве в 1827—1830 (выходило по 2 книги в месяц). Один из важнейших русских журналов 20-х годов XIX века, «Вестник» был создан московскими «любомудрами». Главными сотрудниками, с одобрения которых Погодин мог печатать статьи, были: С. П. Шевырев, В. П. Титов, Д. В. Веневитинов, Н. М. Рожалин, И. С. Мальцов и С. А. Соболевский. Журнал выходил при ближайшем участии А. С. Пушкина (в первом же номере напечатан монолог Пимена из «Бориса Годунова»; в «М. в.» же появился «Пророк» под названием «Поэт»), который участвовал и в обсуждении вопросов о ведении журнала. Литературными сотрудниками «М. в.» кроме перечисленных были В. Ф. Одоевский, Н. М. Языков, С. Е. Раич, В. Л. Пушкин, Ф. Н. Глинка, А. Ф. Мерзляков

«Московский вестник» выступил как проповедник идей немецкой философии и немецкого романтизма (в отличие от «Московского телеграфа» Полевого, увлекавшегося французскими романтиками)

Донос, поступивший в 1827 в III отделение, характеризовал сотрудников «Вестника» как «истинно бешеных либералов». Недостаток подписчиков послужил причиной гибели журнала.


Слайд 26Места в Москве, связанные с жизнью писателей
Поэт –партизан Денис Васильевич

Давыдов (1784-1839) с начала 1890 года жил с семьёй в доме №13 на Пречистенке( дом не сохранился). В конце 20-х годов поэт купил дом в Бол. Знаменском переулке, где и были созданы многие его произведения.

Автор знаменитых произведений «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», С.Т.Аксаков в 1830-х годах жил некоторое время в Бол.Афанасьевском переулке, 12. Здесь проходили известные «аксаковские субботы», сыгравшие большую роль в литературной жизни Москвы.

Выдающийся русский писатель, И.С.Тургенев в 1850 году жил в доме №37 на Остоженке, где написал свой известный рассказ «Муму»

Великий русский писатель, Лев Толстой впервые приехал в Москву в январе 1837 году. Многие события, пережитые здесь в детстве, нашли свое отражение в романе «Война и мир» и в «Отрочестве».
В 1882 году писатель приобрел дом в Долго-Хамовническом переулке, где создал свои бессмертные произведения: «Власть тьмы», «Хаджи-Мурат», «Живой труп».

Н.А.Некрасов в конце 40-х годов жил на Сивцевом Вражке. Этот период жизни связан с изданием журнала «Современник»

Семья Чеховых в 1879 году поселилась в доме №23 на Трубной улице. Здесь началась литературная деятельность Чехова: в марте 1880г. В журнале «Стрекоза» было опубликовано произведение.


Слайд 27Театральная Москва


Слайд 28Большой театр
История Большого или Петровского театра связана с именем губернского

прокурора, князя Петра Васильевича Урусова, имевшего труппу актеров. Именно Урусов 17 (28) марта 1776 года получил высочайшее позволение «содержать <...> театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было». По данной ему «высочайшей» привилегии князь был обязан в течение пяти лет построить для труппы постоянное театральное здание «с таким внешним убранством, чтобы он городу служил украшением...» Компаньоном князя был иностранец Михаил
Георгиевич Медокс. Родившийся в Англии и
закончивший Оксфордский университет, он
приехал в Москву преподавать математику
будущему императору Павлу I, увлекся
театром, осел в России и стал театральным
предпринимателем. Вскоре дела Урусова
пришли в упадок, князь разорился и был
вынужден уступить Медоксу
свою привилегию держать театр.

Слайд 29ТЕАТР МЕДОКСА Для постройки здания театра Медокс выкупил земельный участок, бывший во

владении князя Лобанова-Ростоцкого в начале Петровской улицы. Каменное трехэтажное, с тесовой крышей, здание так называемого Театра Медокса, или Петровский театр, было возведено в потрясающие даже для нашего времени сроки — за пять месяцев (вместо пяти лет, обусловленных привилегией) и обошлось Медоксу в 130 000 рублей. Строил театр архитектор Христиан Иванович Розберг, который в московской полицейской конторе занимался проектированием и строительством зданий. Главный фасад театра был обращен к улице Петровка и почти не имел декора (так называемый «безордерный классицизм»), тогда как высокий зрительный зал с ярусами лож и наклонным партером, напротив, был пышно декорирован. Новый театр принял первых зрителей 30 декабря 1780 года. В день открытия театра «Московские ведомости» писали: «В удовольствие почтенной публике за нужное считаем сообщить для сведения, что огромное сие здание, сооруженное для народного удовольствия и увеселения <...> по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию приведено с толикою прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные Европейские театры. Что же до желаемой безопасности публичного сего дому касается, то в рассуждении оной, кажется, взяты все возможные меры и ничего не упущено, что могло бы служить к совершенному доставлению оной...». Московскому губернатору В. М. Долгорукому-Крымскому новый театр понравился до такой степени, что он продлил Медоксу срок привилегии еще на десять лет, до 1796 года. Спектакли и маскарады нового театра, собиравшие московское общество, проходили в круглом зале — ротонде, украшенной зеркалами. Зал был освещен светом 42-х хрустальных люстр, к ротонде примыкали еще несколько больших гостиных. Любопытно, что проект ротонды принадлежал самому Медоксу, впоследствии издавшему книгу «Планы и фасады театра и маскарадной залы в Москве, построенных содержателем публичных увеселений англичанином Михаилом Медоксом».

Слайд 30Петровский театр простоял 25 лет. Зимой 1805 года, перед началом оперы

Ф. Кауэра «Днепровская русалка», по вине гардеробмейстера здание Петровского театра сгорело — от него сохранились только части несущих стен.

На обгорелые развалины театра Медокса москвичи удрученно взирали до 1815 года, когда была начата реконструкция, захватившая центр города. Стоит заметить, что после французского нашествия облик Москвы быстро менялся. Для проекта реконструкции города, по указанию Александра I, был приглашен архитектор-градостроитель, англичанин В. И. Гесте, а также была создана «Комиссия для строения Москвы» (работала до 1843 г.), которая занималась организацией восстановительных работ. Архитектором центра города был назначен Осип Бове, урожденный петербуржец, творческая жизнь которого была неразрывно связана с Москвой. Здесь c 1802 по 1807 гг. он учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения, позже являлся помощником выдающихся зодчих М. Казакова и К. Росси, а с 1814 года был назначен главным архитектором по «фасадической части», в обязанности которого входило не только следить за составлением проектов, но и за их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Под его началом было создано «Собрание типовых фасадов» — своеобразное пособие городского застройщика, и на основе этого справочника Москва стала застраиваться по-новому: городские особняки уже не прятались в глубине двора, а выходили фасадами на красную линию улицы. Под руководством Бове в центре Москвы была проведена реконструкция Красной площади, архитектурный декор Манежа и фасадов Торговых рядов напротив Кремля (к сожалению, они не сохранились), разбит Александровский сад с гротом, создана Театральная площадь. Но самый большой успех Осипу Бове принесло сооружение в стиле ампир Петровского театра, который, по словам современников, «как феникс из развалин возвысил стены свои в новом блеске и великолепии».


Слайд 31Торжественное открытие театра, получившего новое название Большой Петровский театр, состоялось 6

(18) января 1825 года. Зрители, пришедшие на церемонию, приветствовали Осипа Бове благодарственными аплодисментами. В честь создателей театра был исполнен пролог «Торжество муз» на музыку А. Алябьева и А. Верстовского, написанный специально для столь торжественного события, а также показан балет «Сандрильона». Театр поражал современников величием и красотой: «...Должно отдать справедливость Бове: при самом строгом исследовании увидите вы, что нет в сем театре места, которое не было бы обдумано, было неуместно и неудобно». 19-летний Михаил Лермонтов
писал в 1833 году в «Панораме Москвы»: «...На широкой площади
возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства,
огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей
и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон». Новое здание горожане называли «Колизей».

11 марта 1853 года в театре начался пожар такой силы,
что на Театральной площади растаял весь снег. Черный дым,
поднимающийся над Театральной площадью, был виден во всех
уголках Москвы. Пламя полыхало двое суток. В огне погибли театральные
костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание: сгорело все, кроме несущих стен и колонн переднего фасада. Менее всего от огня пострадал портик театра, выходящий на улицу Петровка.

О.Бове


Слайд 32Проект восстановления и реконструкции здания театра был разработан петербургским архитектором Альберто

Кавосом, все работы которого отличались масштабностью и законченностью художественного замысла, богатством и роскошью отделки, высокой акустикой зрительных залов. Одним из ярких творений А. Кавоса является постройка Мариинского театра в Санкт-Петербурге

Работы по восстановлению Большого театра, несмотря на явный недостаток отпущенных денежных средств, шли быстрыми темпами — Кавос стремился завершить работы к торжествам по случаю коронации Александра II. Новое здание театра в стиле неоклассицизма было построено за 16 месяцев и обошлось городской казне в 900 000 рублей. Новый театр, получивший название императорского Большого театра, открылся в 20 августа 1856-го года оперой В. Беллини «Пуритане».


Слайд 33Балеты, спектакли, оперы
Событиями театральной жизни первой половины XIX века являются

постановки следующих произведений: оперы М.Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», а также балета Адана «Жизель»

Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в Петербурге. Хореограф неоднократно приезжал в Москву для постановки спектаклей. Самой значительной из его московских работ стал "Дон Кихот" Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета Петипа перенес впоследствии на петербургскую сцену. Большое значение для развития исполнительской культуры имело творчество П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке - "Воевода" (1869) и балетной - "Лебединое озеро" (1877) состоялись на сцене Большого театра. Здесь получила свое настоящее рождение опера "Евгений Онегин" (1881), первая проба на большой сцене после Консерваторской постановки 1879 года; впервые увидела свет опера "Мазепа" (1884), одна из вершин оперного творчества композитора; окончательная редакция оперы "Кузнец Вакула", получившая в спектакле 1887 года новое название "Черевички". Кстати, премьера "Черевичек" в Большом театре 19 января 1887 года стала и дебютом Чайковского за пультом оперного дирижера. Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы И.Мусоргского "Борис Годунов". Первой из опер Н.Римского-Корсакова свет рампы Большого театра увидела "Снегурочка" (1893), а затем - "Ночь перед Рождеством" (1898).


Слайд 34Из оперы "Снегурочка"
Из балета "Дон Кихот"
Из балета "Лебединое озеро"


Из оперы "Жизнь за царя"


Слайд 35Малый театр
Малый театр - старейший театр России. Его труппа была

создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: "Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр..." Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии. На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр.


"Московские ведомости" поместили объявление о первом спектакле в Малом: "Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет..."


Слайд 36Слово "малый" сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь

оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова "Большой" и "Малый" стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.

Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: "Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "Театр Островского". Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.Еще при жизни драматурга Малый стали называть "Домом Островского". Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.


Слайд 37Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведений поэта:

“Руслана и Людмилы” (1825 г.), “Бахчисарайского фонтана” (1827 г.) и “Цыган” (1832 г.). Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера. Впрочем, наряду с серьезными пьесами, существовал в Малом театре и “легкий” репертуар: мелодрамы и водевили. Важным событием в жизни Малого стала постановка комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. Не менее важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки пьес Н.В.Гоголя. Сам великий писатель, надеясь на точное прочтение своей пьесы “Ревизор” в Малом театре, написал М.С.Щепкину письмо, где давал ему советы для постановки. Театр также создал инсценировку “Мертвых душ”, а впоследствии поставил “Женитьбу” и “Игроков” Н.В.Гоголя, причем “Игроки” увидели свет впервые.
Высоко ценил искусство Малого театра И.С.Тургенев.
Специально для Малого и его корифея - М.С.Щепкина
- создал он свои пьесы “Холостяк” и “Нахлебник”.
В Малом театре впервые была представлена
знаменитая комедия “Свадьба Кречинского”
А.В.Сухово-Кобылина.

Слайд 38Жизнь актёров в Москве
Щепкин М.С.
Основоположник реализма в русском сценическом

искусстве. В 1823 году Щепкин был принят в труппу Московского театра (с 1824 года - Малый театр).

Формированию общественных и художественных взглядов Щепкина способствовали его тесные связи с передовыми деятелями русского культуры (Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Тарас Григорьевич Шевченко и др.). Щепкин был не только участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов. Огромное значение деятельность Щепкина приобрела в 1830-40-е годы. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки пьесы "Горе от ума" Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова. Глубокой жизненной достоверности достиг Щепкин в роли Городничего ("Ревизор" Гоголя, 1836) В пьесах украинских драматургов сыграл роли Чупруна и Макагоненко ("Москаль-чаровник" и "Наталка-Полтавка" Котляревского), Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитко-Основьяненко), передав народный характер, национальное своеобразие своих героев.

известная актриса (1829—1868). Дебютировала в Нижнем Новгороде, потом перешла в Москву, где имела большой успех в ролях Луизы ("Коварство и Любовь" Шиллера), Марии ("Материнское благословение"), Реганы ("Король Лир"), Дездемоны ("Отелло"), Офелии ("Гамлет"), Юлии ("Ромео и Юлия") и мн. др. Ко времени полного расцвета ее дарования появился репертуар А. Н. Островского, которым она вполне овладела, особенно удачно исполняя роль Катерины ("Гроза"). С 1851 г. К.-Н. была в замужестве за артистом императорского московского театра И. М. Никулиным. Любимая актриса А.Н.Островского.

Косицкая-Никулина Любовь Павловна


Слайд 39Гликерия Николаевна Федотова
В 16 лет она с выдающимся успехом дебютировала

на сцене московского Малого театра в комедии Боборыкина "Ребенок" (1862), и была принята в труппу. Через год вышла замуж за артиста той же труппы, Федотова . К ней перешла большая часть первых драматических ролей и она сразу стала одной из первых артисток труппы и любимицей публики.

Репертуар того времени также был для нее благоприятен; остатки прошлого соединялись в нем с правдивыми проявлениями новизны. Время мелодрамы, романтической драмы и водевиля, процветавших в первой половине XIX века, только что миновало, оставив артистке несколько выдающихся классических ролей европейской литературы (в "Гамлете", "Лире", "Разбойниках", "Свадьбе Фигаро" и др.)

Ей принадлежит почин исполнения в пьесах Островского ("Гроза", "На бойком месте", "Василиса Мелентьева", "Горячее сердце", "Лес", "Бесприданница", "Без вины виноватые"), А. Потехина ("Мишура", "Шуба овечья", "Виноватая"), Писемского ("Ваал"), Николая Потехина ("Мертвая петля", "Нищие духом"), Аверкиева ("Каширская старина"), Антропова ("Блуждающие огни"), Шпажинского ("Майорша", "Чародейка"), Суворина и Буренина ("Медея") и многие другие. Репертуар ролей в пьесах современных ей писателей не помешал Федотовой продолжать разработку и классических ролей (Леди Мильфорт, королева Елизавета, Клеопатра), менявшиеся сообразно с годами артистки и ее сценической опытностью.


Слайд 40В юности Ольга Осиповна готовилась стать пианисткой и обучалась пению. Но

в 1867 году она случайно выступила в спектакле «Артистического кружка» «В чужом миру похмелье». Именно после этого она осознала своё призвание к сцене.

Ольга Осиповна Садовская

Роли в Малом театре
Евгения, «Бойкое место» А.Н.Островского
Варвара, «Гроза» А.Н.Островского
Гущина «Старый друг лучше новых двух»


Слайд 41В 1862 г. поступила в театральную школу в балетное отделение, но

вскоре в ней проснулось сильное влечение к драме, и она стала со своими подругами разыгрывать сцены из современных драм. Эти забавы "Машеньки", как звали ее подруги, развлекавшие от балетной скуки, были, по-видимому, довольно серьезны. Однако актер Самарин , после нескольких уроков, отослал ее обратно в балет, сказав, что настоящее ее дело - плясать "у воды", а не быть актрисой; у нее были угловатые манеры и грубый голос. 16-ти лет Ермолова случайно выступила на сцене Малого театра, в «Эмилии Галотти», заменив внезапно заболевшую Г.Н. Федотову . Несмотря на успех, ей не давали ответственной роли. Она несколько лет играла ничтожные роли, пока не завоевала себе положения. Когда она в 1896 г. праздновала свой 25-летний юбилей, она считалась уже одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Она прежде всего сильно-трагическая актриса; чувства грусти и печали, навеянные, быть может, ее безотрадным детством, она выражает особенно ярко. Главное свойство ее таланта - героизм. Могучий голос, сильная мимика, благородство создали из нее лучшую исполнительницу таких ролей, как, например, Жанна д'Арк в "Орлеанской Деве" (1884).

М.Н.Ермолова

Роли в театре: «Жених нарасхват», «Свадьба Кречинского» , «Тартюф», «Гроза», «Овечий источник», «Последняя жертва»


Слайд 42Места в Москве, связанные с жизнью и творчеством актеров:
М.Н.Ермолова часто

бывала у русской актрисы Н.М.Медведевой и жила у неё в начале 1870-х годов в Дурновом переулке. В начале 1880-х годов жила в доме на Бол. Молчановке, 22.

А.П.Ленский, последователь М.С.Щепкина приехал в Москву весной 1884 года из Петербурга и поселился на Волхонке,9. В 1887 году Ленский жил в 1-ом Ушаковском переулке (ныне Коробейников пер.). В этом же доме жил А.И.Сумбатов.

С.В.Васильев в конце 1850-х годов жил на Арбате,8 (дом не сохранился), где работал над ролью в «Грозе» Островского.

В.Ф.Комиссаржевская летом 1890 года вместе со своим отцом переехала на Поварскую,13. Сюда же переехало Общество искусства и литературы, основанное ее отцом вместе с К.С.Станиславским, которое собиралось в доме №8.

М.В.Щепкин впервые выступил в Москве в комедии М.Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». Этот спектакль состоялся в доме №1 на Бол. Никитской улице.

С именем И.В.Самарина связан ряд домов: в 1850-х годах он жил в Малом Палашевском переулке,6; в 1861-1869 годах на Малой Дмитровке,3. Это были годы расцвета Самарина как актера. В 1872-1873 жил в доме №5 в Козицком переулке.


Слайд 43Художественная жизнь Москвы


Слайд 44Третьяковская галерея


Слайд 45Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые

внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "...я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".

Пройдут годы, и благие намерения молодого коллекционера окажутся блистательно выполненными. В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова большую (ок. 2 тысяч картин, рисунков и скульптур) и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: "...Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв".


Слайд 46
Вместе с собранием Павла Михайловича в дар Москве была принесена и

коллекция его брата Сергея Михайловича, незадолго перед тем скончавшегося, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже собирателем, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа.

Третьяков Павел Михайлович (1832, Москва-1898, там же) - основатель Третьяковской галереи. Сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тыс. чел. Увлеченный искусством, Третьяков начал собирать художественную коллекцию национальной рус. живописи, пользуясь советами В. В. Стасова, И.Н. Крамского и др. В 1874 Третьяков построил для своего собрания великолепное здание, открыв его в 1888 для бесплатного посещения. В 1892 передал коллекцию и здание в дар Москве


Слайд 47Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его

жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже к конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.

С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В.Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С.Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.


Слайд 48Так в 1860 году в коллекции появилась первая работа "великого Карла"

"Портрет археолога М. Ланчи" (1851).

Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайно в собрании появились "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Искушение" (1857) Н.Г.Шильдера, "Княжна Тараканова" (1864) К.Д. Флавицкого.

Картины Третьяковской галереи

На I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось 47 работ, Третьяков приобрел А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (1871), Н.Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1870).

К концу 1860-х Третьяков задумал создать портретную галерею российских "писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части". Она должна была стать музеем в музее – национальная портретная галерея в "общественном, всем доступном хранилище изящных искусств".

В 1872 году к П.М. Третьякову поступила целая серия написанных В.Г. Перовым портретов знаменитых писателей: А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872), А.Н. Майкова (1872), М.П. Погодина (1872), В.И. Даля (1872), И.С. Тургенева. Они демонстрировались на выставках Товарищества в 1872–1873 годах.
В течение почти четырех лет Павлу Михайловичу пришлось добиваться того, чтобы Лев Толстой согласился позировать Крамскому. Наконец в 1973 году писатель уступил, но при условии, что художником будет написан и второй его портрет, который останется в семье. Крамской выполнил эту просьбу. Оба полотна вполне устроили заказчиков.


Слайд 49В 1880-е годы к собранию прибавились выдающиеся произведения, составляющие и сегодня

славу коллекции: "Портрет М.И. Лопухиной" (1797) кисти В.Л. Боровиковского, "Портрет Н.В. Кукольника" (1836) К.П. Брюллова, картины И.Е. Репина "Крестный ход в Курской губернии" (1880–1883) и "Царь Иван Васильевич Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885).

По просьбе Павла Михайловича Крамским был написан и погрудный портрет поэта Н.А. Некрасова, который в то время тяжело болел.
Нашли свое место в коллекции Павла Михайловича и нескольких картин Балканской серии В.В. Верещагина ("Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" 1878–1879).

Еще три зала в верхнем этаже и пять в нижнем были пристроены в 1885 году. Это позволило несколько упорядочить экспозицию. В первый зал второго этажа новой пристройки были перенесены работы Н.А. Ярошенко, Н.Н. Ге. Далее – зал В.И. Сурикова с полотнами "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887). Там же был расположен зал И.Е. Репина. На перегородках залов были выставлены пейзажи и среди них – работы И.И. Левитана. На первом этаже было выделено место для этюдов и эскизов А.А. Иванова (всего в коллекции насчитывалось более 70 его произведений). Благодаря своей прозорливости, Павел Михайлович еще в 1858 году приобрел "Портрет молодой женщины в повороте головы Иоанна Крестителя" и этюд "Лесная чаща при солнечном освещении" А.А. Иванова.


Слайд 50В 1892 году в верхнем этаже прибавились два больших и один

маленький залы, а внизу три небольших. В них экспонировались в основном произведения конца 1880-х годов и работы 1890-х по мере их поступления: картины С.А. и К.А. Коровиных, "Девушка, освещенная солнцем" (1888) В.А. Серова. Здесь были сосредоточены наиболее значительные работы И.И. Левитана – "Владимирка" (1892, подарок автора), два монументальных пейзажа "У омута" (1892), "Над вечным покоем" (1894) и эскиз к этой картине (самое последнее приобретение Третьякова). Над лестницей, ведущей вниз, во всю длину был помещен фриз В.М. Васнецова "Радость праведных о Господе. Преддверие рая" (1885–1896).
Рост собрания постоянно превосходил экспозиционные возможности галереи. Поэтому работы Ф.А Малявина "подвешивались" в зал И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского и А.И. Куинджи. При этом значительным достижением следует считать организацию монографических залов. Они были предоставлены картинам особенно любимых мастеров – И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, И.Е. Репина.

Слайд 51Боярыня Морозова
Княжна Тараканова
Грачи прилетели
Иван Грозный убивает совего сына



Слайд 52Портрет М.И.Лопухиной
Незнакомка


Слайд 53М.В.Васнецов
В 1878 году Виктор Михайлович Васнецов приехал в Москву и

поселился в доме №6 в 3-ем Ушаковском (ныне Турчаниновом) переулке. Здесь им была создана картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами».В 1881-1883 годах художник жил на Смоленском переуке,21. Огромным успехом пользуются здесь его полотна «Битва славян с кочевниками», «Алёнушка», «Витязь на распутье».
В 1894 году Васнецов поселился в доме, построенном по его рисункам в 3-ем Троицком переулке,13. Здесь он написал в 1897 г. Картину «Царь Иван Васильевич Грозный», а в 1898 году закончил многолетнюю работу над «Богатырями». У художника бывали В.Д.Поленов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, Ф.И.Шаляпин. В этом доме художник в 1926 году умер.

Слайд 54Иван Васильевич Грозный
Витязь на распутье
Аленушка


Слайд 55Богатыри
Сирин и Алконост, песнь радости и печали


Слайд 56А.М.Васнецов

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в

селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.


Слайд 57«Улица в Китай-городе. Начало XVII века»


Слайд 58Василий Тропинин родился 19 (30) марта 1776 в селе Карпово Новгородской

губернии, в семье крепостного, принадлежавшего графу А. С. Миниху.

В 1823 в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре 1823 он представляет Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.
С 1833 Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 его избирают почётным членом Московского художественного общества.
Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В.А.Тропинин


Слайд 59 портрет А.С.Пушкина
Кружевница


Слайд 60Василий Перов родился 21 декабря 1833 г. (2 января 1834) г.

в Тобольске.

В 1853 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти , А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды: в 1858 г. — большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие», в 1860 г. — малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», в 1861 г. — большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе».

Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казенный счет, Перов отправился в 1862 г. в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж.

В.Перов

Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 г. создаёт картины «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале». В 1866 г. он получает степень академика, а в 1871 г. — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.

Художник скончался от чахотки 29 мая (10 июня) 1882 г. в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.


Слайд 61Тройка
Чистый понедельник
Охотники


Слайд 62Список литературы:
«Москва, путеводитель по районам» Московский рабочий, 1972 г.

Сайты:
http://www.exposter.ru/tretyakovka.html
http://pushkin.niv.ru/pushkin/mesta/moskva.htm
http://www.screen.ru/moscow/pushkin.htm
http://lermontov.niv.ru/lermontov/mesta/moskva.htm
http://www.hrono.info/organ/rossiya/moskvit.html




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика