Слайд 2Кааба
(от арабского куб) - главное святыня мусульманского мира, святилище в
мечети Харам (Мекка).
Слайд 3Каблучок
архитектурный облом, состоящий из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой (выпуклая
дуга наверху) используется в капителях, карнизах; обратный (выпуклая дуга внизу) - в базах колонн, цоколях.
Слайд 4Калам
(от греческого kalamos - тростник) тростниковое перо. С древности служило
для письма. В восточных трактатах также называли кисть для живописи.
Статуя царского писца Каи. Из гробницы Каи с Саккара. Древний Египет
Слайд 5Каланча
возвышающаяся над зданием башня (с площадкой, колоколом, мачтой и др.)
для наблюдением за возникновением пожаров.
Каланча. Кострома
Слайд 6Калебас
сосуд из плода калебасового дерева или тыквы. Распространены в Африке,
Южной Америке, Новой Гвинее с древнейших времен. Нередко украшались орнаментом, яркой росписью, выжиганием, процарапыванием.
Слайд 7Каллиграфия
(от греческого kalligraphia - красивый почерк) искусство изображения слова, искусство
красивого и четкого письма. История каллиграфии связана с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо калам в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть в странах Древнего Востока, птичье перо в Европе до XIX в.). Большой художественной выразительностью обладают многие образцы средневековой китайской, иранской, среднеазиатской, европейской каллиграфии.
Слайд 8Камея
(от итальянского cammeo) резной камень в выпуклым изображением. Известны с
IV века до н. э. Обычно режутся из многослойных камней (фон - одного цвета, изображение - другого). Наиболее известна Камея Гонзага - редчайший образец искусства глиптики, созданная в Александрии в III в. до н. э., изображает обожествленных правителей Египта Птолемея II Филадельфа и его жену Арсиною.
Камея Гонзага. III в. до н. э. Александрия. Многослойный агат, высота 15,7см, ширина 11,8см.
Слайд 9Кампанила
в западноевропейской архитектуре средних веков и Возрождения отдельно стоящая четырехгранная
или круглая многоярусная башня-колокольня.
Л. Альберти. Церковь Сант Андреа в Мантуе. Нач. в 1470 г.
Слайд 10Канделябры
декоративно обработанные переносные настольные светильники для нескольких свечей.
Андреа Риччио. Канделябр.
Начало XVI в., бронза.
Слайд 11Каннелюры
(от французского cannelure - желобок) желоба - вертикальные (на стволе
колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера).
Слайд 12Кано
школа японской декоративной живописи, созданная придворными художниками династии Кано. Существует
с XV века. Росписи (Мотонобу, К. Хидэёри) в жанрах пейзажа, "цветы-птицы" на свитках, ширмах, перегородках отличаются сочетанием общей условно-декоративной трактовки композиции (плоскостные фоны, тщательно прорисованные контуры) с подчеркнуто правдоподобным изображением отдельных мотивов (птиц, веток деревьев)..
Корин. Красные и белые цветы сливы. Ширма. Бумага. Начало XVIII в.
Расцвет связан с так называемым периодом Момояма (последняя четверть XVI-начало XVII вв.). Художники: К. Эйтоку, К. Мицунобу, К. Санраку и др
Слайд 13Канон
(от греческого kanon - правило, мерило) в изобразительном искусстве совокупность
твердо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения; также произведение служащее нормативным образцом. Теоретические основы были разработаны древне-греческим скульптором Поликлетом в сочинении "Канон" (2 половина V века до н. э.).
Слайд 14Канфар
древнегреческий керамический сосуд для питья: кубок на высокой ножке с
двумя вертикальными ручками, иногда украшавшийся росписью.
Канфар. Древняя Греция. Около 480 г. до н.э.
Слайд 15Капелла
(от итальянского capella - часовня) в католической и англиканской архитектуре
небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т. д. Находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора), а также в замках и дворцах. Строились также отдельно стоящие капеллы.
Ф. Брунеллески. Капелла Пацци церкви Санта Кроче. Флоренция. 1429-1446 гг.
Слайд 16Капитель
(от позднелатинского capitellum - головка) пластически выделенная венчающая часть вертикальной
опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и др. верхних частей здания. Известны в зодчестве Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа: дорическая, ионическая, коринфская. А также композитная.
Слайд 17Караваджизм
1. Система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма
в европейской живописи XVII века и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. Свойственны демократические художественные идеалы, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописно-пластическом решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов.
2. Направление в европейской живописи XVII века, представленное последователями Караваджо.
Караваджо. Вакх. 1592-1593 гг.
Слайд 18Караван-сарай
тип постоялого двора в городе или на торговом (караванном) путях
Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Известны с древности, широко распространились в IX-XVIII вв.
Селимский караван-сарай вблизи с. Ахкенд. Армения. 1332 г.
Слайд 19Карандашная манера
разновидность пунктирной манеры углубленной гравюры на металле, имитирующая рисунок
карандашом, углем, сангиной или пастелью. Эффекты достигаются нанесением мелкозернистых штрихов и пятен на загрунтованную доску (с помощью рулеток или чекана) с последующим травлением. Была распространена в XVIII веке (граверы Ж. Демарто и Л. М. Бонне во Франции) как репродукционная техника.
Louis-Marin Bonnet. Marie-Rosalie Vanloo. 1764.
Слайд 20Кариатида
(от греческого Karyatides - жрицы храма Артемиды в Кариях, Древняя
Греция) скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Обычно прислонены к к стене или выступают из нее. Были широко распростанены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.
Слайд 21Карикатура
(от итальянского caricare - нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование
средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчеркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям.
Леонардо да Винчи. Карикатурные зарисовки. Около 1495 г.
Слайд 22Карнация
(от латинского caro - мясо, плоть, тело) живописные приемы, цветовая
характеристика (обычно многослойное наложение красок), применяемые при изображении кожи человека, его лица, других обнаженных частей тела.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1485-1490 гг.
Слайд 23Карниз
(от греческого koronis - конец, завершение) горизонтальный выступ на стене,
поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также и декоративное значение. Бывает верхний и промежуточный.
Слайд 24Картина
произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности
(в отличие от этюда и эскиза). Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя. Один из наиболее типичных видов станкового искусства.
Слайд 25Картинная галерея, пинакотека
художественный музей, в котором экспонируются произведения живописи. Также
разделы живописи в крупных музеях и дворцовые залы, предназначенные для собраний картин.
Д. Тенирс. Картинная галерея эрцгерцога Леопольда. 1651 г.
Слайд 26Картон
в изобразительном искусстве крупноформатный рисунок, выполняемый размере будущего произведения фресковой
живописи, мозаики, витража, шпалеры. При переносе композиции на стену контуры прокалывались. Был широко распространен в практике художников эпохи Возрождения и XVII-XVIII вв.
Я.-А. Карстенс. Ночь и ее дети. Картон. 1795 г.
Слайд 27Картуш
(от итальянского cartoccio, буквально - свёрток, кулёчек) украшение в виде
щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб или эмблема, надпись. Лепные и резные украшали входы во дворцы; изображались на старинных документах, географических картах, надгробных плитах. Были распространены XVI-XVIII вв.
Слайд 28Каскад
(от итальянского cascata, cascare - стремительно падать вниз) естественный или
искусственный водопад, низвергающийся уступами.
Большой каскад Петергофа.
Слайд 29Каслинское литье
художественные изделия (скульптура, спортивные призы, садовые скамейки и т.
д.) из чугуна, производящиеся на Каслинском машиностроительном заводе (основан в середине XVIII века) в г. Касли Челябинской области России. Отличает графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщенных плоскостей с энергичной игрой бликов (скульптура по моделям П. К. Клодта, Е. А. Лансере и др.).
Крестьянка на лошади. Россия. Урал. Касли. 1914 г. По модели Либериха Н. И. Чугун, литье, чеканка, окраска.
Слайд 30Кассандра
(греч. миф) троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Влюбленный в
Кассандру Аполлон наделил ее даром пророчества, но, отвергнутый Кассандрой, сделал так, чтобы ее пророчествам никто не верил. Кассандра напрасно предсказывала гибель Трои, опасность, таящуюся в оставленном греками деревянном коне и т. д. Погибла вместе с Агамемноном в Микенах от руки Клитемнестры.
Е. де Морган. Кассандра. 1898 г.
Слайд 31Кассоне
тип деревянного сундука-ларя, распространенный в Италии в средние века и
эпоху Возрождения. Передние и боковые стенки украшались позолоченным или раскрашенным стуком, резьбой, а также живописью преимущественно на светские сюжеты, которую иногда выполняли крупные художники. Стенки нередко делятся на филенки с резьбой и декоративными вставками - интарсией.
Кассоне. Венеция. Дерево, резьба, позолота. Вторая пол. ХVI в.
Слайд 32Катакомба
(от позднелатинского catacumba - подземная гробница) подземные помещения искусственного или
естественного происхождения. Использовались в древности для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших. Наиболее обширны римские катакомбы (II-IV вв.).
Слайд 33Кафедра
(от греческого kathedra, буквально - сидение, стул) в христианской церкви
возвышение, с которого произносятся проповеди. Богато украшались резьбой, статуями, рельефами.
Кафедра баптистерия в Пизе. Италия. 1259-1260 гг., рельеф, мрамор
Слайд 34Кафель
(от немецкого Kachel) керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен.
Ворота
богини Иштар-Аибуршабу в Вавилоне. VI век до н. э., облицованы глазурованным кирпичом-изразцами, реконструкция.
Слайд 35Квадрига
античная двухколесная колесница, запряженная четверкой лошадей в один ряд; возница
управлял стоя. Квадриги часто украшали строения в Западной Европе XVIII-XIX вв., России, фронтоны монументальных зданий и триумфальные арки.
Слайд 36Квасник
сосуд для хранения и разлива кваса. Известен с конца XVII
века по изделиям Гжели. Имеет дисковидное тулово (иногда с отверстием), расширенное горло, носик и ручку. Нередко украшен росписью и скульптурными изображениями у горла.
Слайд 37Кватроченто
(от итальянского quattrocento, буквально - четыреста) принятое в итальянском языке
наименование XV века; в искусствоведческой литературе обозначает период Раннего Возрождения в Италии.
Перуджино П. Передача ключей св. Петру. Фреска. 1481-1482 гг. Сикстинская капелла. Ватикан
Слайд 38Кегль, кегель
в полиграфии размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и
заплечики (свободные пространства над и под очком). Измеряется в пунктах (в России 1 пункт = 0,3759 мм). Некоторые кегли имеют название: бриллиант, диамант, перл, нонпарель, миньон, петит, боргес, корпус, цицеро, миттель, терция, текст.
Слайд 39Кентавры
(греч. миф) мифические существа, лесные демоны, полулюди, полукони. Распространен миф
о битве Геракла с кентаврами. Как и сатиры, кентавры считались спутниками Диониса. Наиболее знаменитыми кентаврами были Хирон, Фол, Эвритион и Несс.
Боттичелли. Афина Паллада и кентавр. 1482 г.
Слайд 40Керамика
(от греческого keramos - глина) изделия и материалы из глин
или их смесей с различными неорганическими соединениями, закрепленные специальным обжигом. Основными технологическими видами являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. Составляет обширную область декоративно-прикладного искусства и монументального искусства: пластические свойства глин и богатство керамического декора позволяет создавать разнообразную художественную утварь, скульптуру, панно, вазы. Распространенный вид строительного и декоративного материалов (кирпич, черепица, облицовочные плитки, изразцы, плитки для полов, архитектурные детали.
Слайд 41Кербер, Цербер
(греч. миф) сын Трифона и Ехидны, свирепый трехголовый пес,
охраняющий выход из Аида. Кербер пропускал в царство мертвых всякого, но не выпускал оттуда никого.
Борис Валеджо. Геракл укрощает Кербера. 1988 г.
Слайд 42Кессоны, кассеты
квадратные или многоугольные углубления на потолке или на внутренней
поверхности арки, свода. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений.
А. П. Брюллов. Рим. Вид на термы Диоклетиана. 1823 г., акварель.
Слайд 43Киаф
(от греческого kyathos) древнегреческий керамический или металлический сосуд для разлива
вина: колоколовидное тулово с широким устьем, на низкой ножке и с высокой, изысканной по очертаниям ручкой.
Краснофигурный киаф из Вульчи. Глина. V в. до н.э.
Слайд 44Киворий
(от греческого kiborion) первоначально - сосуд для питья, в христианских
храмах - дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. Позднее так стали называть алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами и богато украшенную.
Д. Л. Бернини. Киворий в Соборе Святого Петра. Бронза. 1624-1633 гг.
Слайд 45Киклопы, циклопы
(греч. миф) мифические одноглазые великаны. Греки считали, что все
места, где встречались монументальные постройки (микенский период) - "киклопические" сооружения (Аркадия, Арголида, Эпир, Беотия и др.), были некогда населены киклопами. Согласно одному из мифов, племя киклопов было перебито Аполлоном за то, что они выковали Зевсу молнию, убившую Асклепия.
Редон. О. Циклоп. Около 1898 г.
Слайд 46Килик
(от греческого kylix - кубок, чаша) древнегреческий керамический, реже металлический
сосуд для питья: плоская чаша на ножке или на невысоком поддоне с двумя тонкими горизонтальными ручками. Керамические килики часто расписывались.
Бриг. Килик с изображением борьбы богов с гигантами.
490 г. до н. э.
Слайд 47Киликийская школа
одна из школ армянской миниатюры XII-XIV вв. Сложилась в
Киликийском армянском государстве на Юге п-ова Малая Азия. Основные элементы оформления рукописей - хораны (арочное оформление), маргинальные знаки (указатель абзаца или главы текста), заглавные буквы, сюжетные иллюстрации.
Титул Евангелия от Иоанна. Четвероевангелие. 1290-1291 гг.
Слайд 48Килим
шерстяной безворсовый ковер (с геометричными и цветочными узорами) ручной работы.
Создается полотняным застилом цветных утков, скрывающих нити основы. Распространены в Украине, Молдавии, Болгарии и др. странах.
Слайд 49Кинетическое искусство
авангардистское направление в современной пластике, основанное на создании эстетического
эффекта с помощью движущихся установок. Зародилось в 1920-1930 гг. (В. Е. Татлин, СССР, модель памятника-башни III Интернационала), а позже А. Колдер в США (так называемые мобили) и другие, придавая вращательное или поступательное движение отдельным частям своих произведений, пытались преодолеть традиционную статичность скульптуры, придать большую активность ее взаимодействию со средой.
В. Е. Татлин. Модель памятника-башни III Интернационала. 1920 г.
Слайд 50Кириллица
одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа
по имени славянского просветителя Кирилла. Создана на основе греческого уставного письма в конце IX - начале X вв. с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян. В 1708 г. в России реформирована (гражданский шрифт). Легла в основу русского алфавита.
Слайд 51Кировский капо-корень
вид изделий декоративно-прикладного искусства (возник в 1920-1930 гг., Кировская
область России) из капо-корня (наростов на корнях и стволах лиственных деревьев, главным образом березы, произведения отличаются причудливым, извилистым узором). Произведения: полированные золотистые по цвету шкатулки, портсигары, рамки и т. д.
Слайд 52Кита
миниатюрная картина, представляющая собой образец одного или нескольких каллиграфических почерков.
Слайд 53Кич
(от немецкого Kitsch, буквально "халтура", от английского for the kitchen
"для кухни", предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления) специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.
Слайд 54Классика
(от латинского classicus - образцовый) период в истории древне-греческого искусства,
охватывающий V век до н. э. и первые три четверти IV века до н. э. В искусстве классики сложились реалистические художественные принципы, гражданские эстетические идеалы, демократические тенденции. Получила развитие планировка городов (архитектор Гипподам), высшей гармоничности и тектонической уравновешенности достигла ордерная архитектурная система (архитекторы Иктин, Калликрат), были созданы образы совершенных людей, наделенных единством духовной и физической красоты (скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лиссип). Делится на раннюю (строгий стиль, 1-я пол. V века до н. э.), высокую (2-я пол. V века до н. э.) и позднюю (400-325 гг. до н. э.). Часто также называется период наибольшего расцвета искусства какой-либо эпохи или страны.
Лиссип. Апоксиомен. Римская мраморная копия. Около 330 г. до н. э.
Слайд 55Классицизм
(от латинского classicus - образцовый) художественный стиль в европейском искусстве
XVII- начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Сложился во Франции в XVII веке, отразив подъем абсолютизма. В XVIII веке был связан с Просвещением и выразил гражданские идеалы, бурж.-революционные устремления.
Ж. Л. Давид. Клятва Горациев. 1784 г.
Слайд 56Классическое искусство
в узком смысле - искусство Древней Греции и Древнего
Рима, а также непосредственно опиравшееся античные традиции искусство Возрождения и классицизма. В более широком понимании - наивысшие художественные достижения эпох подъема искусства и культуры разных народов, проявляющиеся в различных, подчас далеких от античных, стилистических формах.
Кресилай. Перикл.
440-430 гг. до н. э., мрамор
Слайд 57Классный художник AX
звание, которое присваивалось ученикам Российской Академии художеств, получившим
за свои произведения большую серебряную или золотые медали (большую либо малую), а также успешно сдавшим экзамены. Обладатели большой серебряной медали могли претендовать на звание классного художника 3-й степени, малой золотой медали - классного художника 2-й степени, большой золотой медали - классного художника 1-й степени. Эти, как и все остальные академические звания, приравнивались к соответствующим классам государственных чиновников.
С. Щедрин. Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827
Слайд 58Клафт
головной платок египетских фараонов, обычно полосатый и с длинными, спускающимися
на плечи концами; форма клафтов и ширина полос - надежный аргумент при датировке памятников.
Погребальная маска Тутанхамона. Египетский музей Каир. Египет
Слайд 59Клеевая живопись
вид живописной техники, при которой связующим пигмента служит клей:
животный (рыбий, мездровый, костный, казеиновый) или растительный (крахмал, камеди, трагант). В технике выполнялись росписи древнеегипетских саркофагов и погребальных пелён, монументальная живопись Древнего Востока и
средневековой Средней Азии, Индии, Китая и Японии, настенные росписи XVII века в России, росписи 2-й половины XVIII-XIX вв. в дворцах, общественных и культовых сооружениях Европы и Америки. В XX веке - для исполнения театральных декораций, эскизов, декоративных панно, плакатов.
Слайд 60Клеймо
на иконе, представляет собой небольших размеров завершенную композицию, имеющую самостоятельный
сюжет, который является лишь частью общего замысла. Клейма иконные располагаются вокруг центрального (главного) изображения, дополняя его и создвая своеобразное обрамление.
Митрополит Алексей.
Икона. XV век
Слайд 61Клеть, сруб
простейшая конструкция в деревянном строительстве, образуется положенными друг на
друга венцами из бревен. Клетью называли также неотапливаемую часть избы.
Слайд 62Клинопись
(от латинского "cuneus" - острие) понятие ввел Томас Хайд, профессор
Оксфордского университета (1636-1703) для обозначения письменности, в которой знаки наносились на глину заостренными палочками
Слайд 63Клуазонне
(от французского cloison - перегородка) тоже, что перегородчатая эмаль
Икона "Св.
Николай чудотворец". Эмали
Слайд 64Книжный знак
личный знак владельца книги; то же, что экслибрис.
А. Кашкуревич.
Экслибрис. 1960-е гг.
Слайд 65Ковка
способ художественной обработки металла в холодном или горячем состоянии давлением
(при помощи молота или пресса); произведения декоративно-прикладного искусства, изготовленные этим способом. Известна с древнейших времен. Древние металлурги ковали сыродутное железо, медь, серебро и золото. В средние века кузнечное ремесло достигло высокого расцвета (с тончайшими деталями отковывались ворота, двери, решетки, замки, чаши, оружие и т. д.). Украшалась насечкой, просечным или рельефным узором, росписью. В XV-XIX вв. выполнены многие замечательные фонари, ограды, решетки, ворота (в Версале, Петербурге, Царском селе).
Ворота Екатерининского дворца в Пушкине. Середина XVIII века
Слайд 66Ковш
деревянный или металлический сосуд для питья и разлива кваса и
др. Распространен на Руси с древности до середины XIX века. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой или двумя - в виде головы и хвоста птицы.
Третьяк Пестриков с сыном. Золотой ковш царя Михаила Федоровича.
1624 г.
Слайд 67Кодекс
(от латинского codex - ствол, бревно, деревянные таблички для письма,
книга) одна из форм книги: тетрадь из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов пергамента или бумаги. Впервые распространились в древнеримских восточных провинциях в первых веках н. э. С кодексом связано появление переплета, страницы и их оформления. Форму кодекса сохраняют и современные книги.
Кодекс Рабулы. Вознесение Христово. 586 г. Пергамент
Слайд 68
2.(головной убор) в России старинный женский головной убор, от слав.
«кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок...
Кокошник
1.в архитектуре русских церквей XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное значение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися ярусами у оснований шатров и барабанов глав.
Слайд 69Колизей, колоссей
(от латинского colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев
в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75-80 гг. н. э.) Включает арену и поднимающиеся амфитеатром 4 яруса мест для зрителей (около 50 тысяч), 156х188 м., высота 48,5 м., мрамор. Предназначался для гладиаторских боев и других зрелищ.
Слайд 70Коллаж
(от французского collage, буквально - наклеивание) технический прием в искусстве,
наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; также произведение, выполненное этим приемом. Применяется главным образом в графике ради усиления эмоциональной выразительности фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.
Р. Хамильтон. Что делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными? 1950-е гг., коллаж.
Слайд 71Колокольня
башня с открытым ярусом для колоколов. Ставились рядом с храмом
или включались в его композицию. В Италии называются кампанилой.
Бон Фрязин. Колокольня Ивана Великого. Москва. 1505-1508, 1600 гг.
Слайд 72Колонна
(от латинского columna - столб) архитектурно обработанная, круглая в поперечном
сечении вертикальная опора, стержневой элемент здания, несущей конструкции здания и ордеров архитектурных. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции.
Ксилография из Основ Архитектуры Джона Шута. 1563 г.
Слайд 73Колорит
(от латинского color - цвет, краска) в искусстве (преимущественно в
живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Служит одним из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера.
И. Левитан. Березовая роща. 1885-1889 гг.
Слайд 74Комикс
(от английского comic - смешной) серия рисунков с короткими текстами,
которые образуют единое повествование; может быть частью (журнала, газеты, книги) или самостоятельным изданием (книга, брошюра). Появился в конце XIX века в газетах США. Современные комиксы кроме юмористического содержания бывают приключенческими, историческими, создаются на сюжеты классических литературных произведений, сказок, детективов, фантастики.
Херлуф Бидструп. Высшая точка
Слайд 75Композиция
(от латинского compositio - составление, сочинение)
1. Построение художественного произведения,
обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.
2. Произведение искусства, конечный результат деятельности художника.
Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг.
Слайд 76Конёк, конь, князь, князёк
в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение венчающего
крышу бревна - охлупня в виде изображения коня или птицы. В современном словоупотреблении - верхнее ребро 2-скатной или 4-скатной крыши.
Конек дома в деревне Холм. Архангельской области.
Слайд 77Консоль
выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка,
поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. п.
Слайд 78Конструктивизм
направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и
театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.
К. Мельников. Дом Культуры им. Русакова. 1927-1928 гг. Москва
Слайд 79Контрапост
(от итальянского contrapposto - противоположность) в изобразительном искусстве прием изображения,
при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части (например, верхняя часть корпуса показана в повороте, нижняя - фронтально). Позволяет передать движение или напряжение фигуры, не нарушая общего равновесия форм, усиливает трёхмерность изображения.
А. Бронзино. Св. Иоанн Креститель. 1553 г.
Слайд 80Контрфорс
(от французского contreforce - противодействующая сила) каменная, бетонная или железобетонная
поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию и воспринимающие горизонтальные усилия. Один из основных элементов готических конструкций.
Жан из Орбе. Собор Нотр-Дам в Раймсе. 1211-1427 гг. Фрагмент
Слайд 81Контур
очертание предмета, абрис, линия, очерчивающая форму.
Стасис Красаускас
Юность, литогравюра
Слайд 82Конха
(от греческого konche - раковина) полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических
частей здания (апсид, ниш). Широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях
Дмитриевский собор во Владимире. 1194-1197 гг. Россия
Слайд 83Концовка
графическая композиция (орнаментальная или изобразительная), завершающая и украшающая книгу или
какой-либо ее раздел.
Слайд 84Копия
(от латинского copia - множество) художественное произведение, повторяющее другое произведение
и исполненное самим автором либо другим художником. Копия (если она не используется в целях подделки) может отличаться от оригинала по технике и размерам, но в отличие от реплики, должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала.
Леохар. Аполлон Бельведерский. Середина IV века до н. э. Римская копия. Мрамор
Слайд 85Кора
(от греческого kore - девушка) статуя прямо стоящей девушки в
длинных одеждах. Характерные для искусства древнегреческой архаики, впервые появились в ионийской пластике во 2-й четверти VI века до н. э. В облике архаическая застылость и обобщенность форм сочетаются с тонкой декоративно-изощренной обработкой поверхности мрамора (прически, складки одежды). Отдельные детали (глаза, одежда) часто подцвечены красками.
Голова Коры с афинского Акрополя. 520 г. до н. э.
Слайд 86Коран
(от арабского алькуран - чтение вслух) священная книга ислама. Первоначально
была собранием устных текстов, в рукописном виде появилась уже после смерти Пророка. Включает 14 глав (сур).
Слайд 87Коринфский ордер
один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну
с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Сложился во 2-й половине V века до н. э. Пышный и торжественный получил наибольшее распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима.
Слайд 88Коропластика
изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.
Женская
статуэтка из Виллендорфа. Известняк. Верхний палеолит
Слайд 89Корпусное письмо
(от латинского corpus - тело) технический прием в живописи,
работа масляными, темперными и др. красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.
П. Кончаловский. Сирень. 1933 г
Слайд 90Коттедж
(от английского cottage, первоначально - крестьянский дом) сельский или городской
1-квартирный индивидуальный жилой дом, при котором имеется небольшой участок земли. Бывают 2-этажными с внутренней лестницей: в 1-м этаже - общая комната, кухня, хозяйственные помещения; во 2-м - спальни. Возник в Англии в конце XVI-начале XVII вв. и стал традиционным типом английского жилища. Широко распространены также в других европейских странах.
Слайд 91Крабб
(от немецкого Krabbe) декоративная деталь в виде стилизованных листьев или
цветов на щипцах, вимпергах и других элементах архитектурного декора готики.
Слайд 92Кракелюр
(от французского craquelure) трещинка красочного слоя в произведениях живописи. Появляются
в невысохшем произведении от неравномерной или быстрой усадки связующего или испарения разбавителей, в высохшем произведении - от повторных набуханий, усушек и механических воздействий.
Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1510 г.
Слайд 93Кракле
сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий. Создают для
декоративного эффекта, используя несоответствие коэффициентов расширения черепка и глазури при обжиге.
Слайд 94Кратер
(от греческого kerannymi - смешиваю) древнегреческий керамический (реже металлический или
мраморный) сосуд для смешивания вина с водой. Тулово большое, вместительное, с широким горлом, двумя ручками и ножкой. Керамические кратеры украшались росписями, металлические - рельефами.
Ефроний. Смерть Сарпедона. Роспись краснофигурного кратера. Около 510 г. до н. э
Слайд 95Кремль, детинец, город, град
центральная укрепленная часть русского феодального города. Впервые
упоминается в летописи под 1331 г. Располагались на высоких местах, обычно у берега реки или озера, окружались глубокими рвами с стенами. В кремле находились соборы, дворец князя, дворы бояр и церковной знати. Определял силуэт и планировку древнерусского города.
Псковский кремль
Слайд 96Крестецкая вышивка, крестецкая белая сточка
вид русского народного шитья. Назван по
пос. Крестцы (ныне Новгородской области России) - центру вышивального промысла, возникшего в 1860 гг. Выполняется переплетением ниток главным образом по крупной сетке, образуемой выдергиванием нитей ткани (льна, хлопка, шелка). Характерны строгие композиции ажурных и плотных геометрических орнаментальных форм (кружки, звезды, квадраты) на сквозном фоне.
Слайд 97Крестово-купольный храм
тип христианского храма, сложившегося в зодчестве Византии. Купол на
парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами ии сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. В разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.
Церковь Сан-Марко. 1063-1085 гг., XIII-XV, XVII вв. Венеция
Слайд 98Крестоцвет, флерон
декоративная деталь, завершающая башни, вимперги, пинакли в архитектуре готики.
Имеет вид стилизованного цветка с крестообразными ответвлениями. Мотив применяется также в декоративно-прикладном искусстве.
Слайд 99Крипта
(от греческого krypte - крытый подземный ход, тайник) в Древнем
Риме - сводчатое подземное помещение, в западноевропейской средневековой архитектуре - часовня под алтарной частью храма для почетных погребений.
Престол крипты. Мощи святителя Николая
Слайд 100Крито-микенское искусство
условное наименование искусства Древней Греции эпохи бронзы (около 2800-1100
гг. до н. э.); более широкое название - эгейское искусство.
Заупокойная маска из V шахтовой гробницы. Золото. XVI век до н. э.
Слайд 101Кроки
(от французского croquis - набросок) быстро сделанный рисунок (обычно карандашный),
схватывающий наиболее характерные черты натуры либо бегло фиксирующий общий композиционный замысел архитектурного сооружения, произведения живописи, скульптуры или графики.
А. Матисс. Женская голова. 1949 г.
Слайд 102Кромлех
(от бретонского crom - круг и lech - камень) один из
видов мегалитических построек неолита и бронзового века. Встречаются в Азии, Америке, Европе. Состоит из огромных (высотой 6-7 метров) отдельно стоящих камней, иногда несущих перекрытие в виде каменной балки и образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой часто находится дольмен или менгир. Особенно известен Стоунхендж в Великобритании. Назначение (ритуальные храмы, храмы Солнца и т. п.) окончательно не выяснено.
Стоунхендж. Великобритания,
у г. Солсбери.
Слайд 103Кронос
(греч. миф) один из древнейших доолимпийских богов, сын Урана и
Геи, младший из титанов, низвергший и искалечивший своего отца. В античном искусстве Кроноса изображали старцем с серпом в руке и покрывалом на голове.
Слайд 104Кронштейн
(от немецкого Kragstein) выступ в стене, обычно профилированный (например, со
спиральными завитками), служит для поддержки карнизов, балконов, а иногда скульптуры.
Слайд 105Круглая скульптура
вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют
собой самостоятельные трехмерные объемы, не связанные с плоскостью фона. Главные типы: статуя, бюст, скульптурная группа.
Л.Бернини . Вакханалия
1617, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Слайд 106Кружево
текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и
изображения образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.). Применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления или вставок, а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал, нарядных женских костюмов. Главные особенности как вида декоративно-прикладного искусства - воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Характерно слияние ажурных узоров и сетки фона или контрасты плотного узора и ажурного фона, разнообразие ритмического построения узора. По технике использования бывает ручное и машинное. Появилось на рубеже XV-XVI вв., по-видимому в Италии.
Н. Хильярд. Портрет неизвестной дамы. Акварель. 1590 г.
Слайд 107Ксилография, гравюра на дереве
(от греческого xylon - дерево и grapho
- пишу, рисую) один из видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения.
А. П. Остроумова-Лебедева. Крюков канал. 1910 г.
Слайд 108Кубизм
(от французского cube -куб) модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно
в живописи) 1-й четверти XX века. Возникновение относят к 1907 г., когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы", необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрубленные фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объемов.
П. Пикассо. Авиньонские девицы. 1907 г.
Слайд 109Кубок
питьевой сосуд (из металла, стекла, кости), известный с древности в
Европе и Азии. Его тулово (нередко с крышкой), большей частью на ножке или подставке, расширяется кверху. Украшают орнаментом, резьбой, гравировкой, росписью. Ныне используются главным образом в качестве спортивных призов.
Кубок шаровидный с рельефными изображениями сцен из скифской жизни. Боспорское царство. 400-350 гг. до н.э.
Слайд 110Куманец
керамический сосуд для воды и вина, распространенный на Украине. По
форме близок к кваснику: "плескач" (со свободно отстоящими от узкого горла 2 ушками или носиком и ручкой), "калач" (всегда с носиком и ручкой у горла, большим отверстием в центре тулова). Обычно покрывают растительным орнаментом, включающим изображения птиц и зверей.
Мастер З. Д. Охримович. Куманец. Майолика. 1945 г.
Слайд 111Кумган
металлический или керамический сосуд для воды и вина. Металлические известны
с глубокой древности в странах Среднего и Ближнего Востока; обычно имеют форму узкогорлого кувшина с длинным носиком, ручкой и крышкой, украшались чеканкой, гравировкой, чернью, насечкой.
Г. Магомедов. Кумган и чаша. Серебро, позолота. Дагестан
Слайд 112Купидон
(лат. миф) бог любви у римлян, сын Венеры.
Пармиджанино. Купидон, вырезающий
лук. 1533 г.
Слайд 113
Купол -
(от латинского cupula, уменьшительное от cupa - бочка) пространственное покрытие
зданий и сооружений, перекрывающие круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения. Формы образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. Применяется главным образом в общественных зданиях и инженерных сооружениях. Каменные и кирпичные купола возводились на цилиндрических стенах (барабане) или на квадратном основании при помощи специальных сводов (паруса, тромпы) и достигали значительного совершенства форм в архитектуре Древнего Рима, Византии. В средние века разнообразные по конструкции купола в Европе и на Кавказе возводились главным образом в крестово-купольных храмах, в Средней Азии и на Ближнем Востоке - в центрических купольных зданиях. С XVIII века стали использоваться в светских постройках. Со 2-й половины XIX века применяются с металлическим каркасом и остекленением, из дерева и железобетона. В XX веке с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций резко увеличилось многообразие структур и форм (ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутренней поверхностью, сборные и др. Сооружаются новые типы из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.
(Илл. Брунеллески. Купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. 1419-1446 гг.)
Слайд 114Курос
(от греческого kuros) статуя юноши-атлета (преимущественно обнаженного), характерный образец древнегреческой
пластики периода архаики. Тип складывается в конце VII века до н. э. в связи с возникновением идеала физически совершенного героя, атлета или воина. Отличаются строго фронтальной станичной композицией, суммарной трактовкой форм человеческого тела, так называемой архаической улыбкой. Ставились в святилищах и на гробницах.
Курос. 530 г. до н. э.
Слайд 115Курсив
шрифт с округленными и наклонными буквами, имитирующий текст, написанный от
руки.
Жан Кузен Младший. Фронтиспис. 1560 г. Фрагмент
Слайд 116Кутюрье
(от французского couturiere - портниха от couture - шитье, сшивание)
художник-модельер одежды. Первым кутюрье в мире моды признан Ч. Ф. Ворт.
Н. Хильярд. Портрет Елизаветы I, королевы Англии. Акварель. 1587 г.
Слайд 117Куфи
почерк, самый ранний из канонических видов арабской каллиграфии.
Слайд 118Кьяроскуро
(от итальянского chiaroscuro, буквально - светотень) вид цветной ксилографии. Печатается
с нескольких деревянных досок, покрытых красками близких оттенков; изображение создается градациями светотени и отличается пластической обобщенностью форм. Изобретена в XVI веке. Мастера: Уго да Карпи, А. Андреани (в Италии); Х. Бальдунг (в Германии).
Ugo da Carpi. Hero and Sibyl. After 1518.