Слайд 1
Поощрение здорового образа жизни населения, проживающего на территориях, загрязненных радионуклидами
Слайд 2Особенности формирования ЗОЖ на чернобыльских территориях.
Здоровое поколение без наркотиков, алкоголя
и курения.
Правильное питание как компонент здорового образа жизни.
Физическая активность как компонент здорового образа жизни.
Методология обучения "равный - равному".
СОДЕРЖАНИЕ
Слайд 3Здоровье населения -
проблема не только медицинская, не только образовательная,
социально-экономическая, но и проблема всех органов управления, комплексная, государственная.
Она затрагивает все аспекты, все сферы человеческой жизни и деятельности
Слайд 4Здоровье и радиация
Проблемы со здоровьем, возникшие в результате аварии
в Чернобыле, отражают комплексную взаимосвязь здоровья с экологией, экономикой и развитием общества
Кензо Ошима,
Бывший Заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам, координатор ООН по международному сотрудничеству в вопросах Чернобыля
Слайд 5Социально-экономические
Система социальных связей
Индивидуальные особенности личности
РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ
ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЗДОРОВЫЙ
НЕЗДОРОВЫЙ
ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗДОРОВЬЯ
Слайд 6Социально-экономические, культурные и экологические условия жизни
Слайд 7Довольно часто
к пагубным для здоровья поведенческим привычкам приобщаются беднейшие слои населения,
среди которых наиболее высоки показатели распространенности курения, потребления алкогольных напитков и наркотиков
Поэтому для претворения планов содействия здоровому образу жизни, необходима адресная, конкретная работа с данными контингентами населения
Слайд 8Система социальных связей
семья
коллеги
друзья
Слайд 9Индивидуальные особенности личности
Слайд 10ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЗДОРОВЫЙ
профилактическое
адаптивное поведение
НЕЗДОРОВЫЙ
рискованное
неадаптивное поведение
Достаточная двигательная активность
Умеренное и сбалансированное питание
Безопасное поведение,
предотвращающее травмы и отравление
Гигиеническое поведение
(гигиена, режим, закаливание)
Отказ от вредных привычек
Стресс-контроль
Социально-активное отношение к миру
Здоровое сексуальное поведение
Умение строить здоровые
межличностные отношения
Курение табака
Употребление алкоголя, наркотиков
Малоподвижное поведение
Вредные пищевые привычки
Агрессивное поведение
Рискованное сексуальное поведение
Частые конфликты
Слайд 11УЧИТЫВАЯ
что здоровье человека более чем на 50% определяется образом его жизни,
поведением и отношением к собственному здоровью, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, основным является формирование навыков здорового образа жизни
эти меры, по сравнению с затратами на лечение болезней, не требует значительных финансовых средств, но могут принести ощутимый социально-экономический эффект
Слайд 12В СВЯЗИ С ЭТИМ,
деятельность в области охраны здоровья населения предусматривает, прежде
всего, воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляется по трем основным направлениям:
формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремлений к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических знаний;
создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;
создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья населения
Слайд 13Сегодня ведется активная работа по укреплению здоровья населения:
созданы постоянные рубрики в
средствах массовой информации, освещающие проблемы сохранения здоровья;
издаются серии научно-популярных брошюр, методическая литература; освоен выпуск листовок-объявлений для метрополитена, наземного транспорта, уголков здоровья с использованием компьютерной техники;
разработан ряд образовательных программ по физической культуре, формированию здорового образа жизни;
проводится большое количество различных акций с привлечением деятелей политики, спорта, искусства, работников здравоохранения;
создаются телефоны психологической помощи людям;
телефоны доверия, по которым можно получить информацию, касающуюся здорового образа жизни,
практически во всех общеобразовательных школах, профессионально- технических и средних специальных заведениях введены три урока физкультуры в неделю
Слайд 14Необходимо массовое позитивное влияние на сознание населения
Люди должны знать и понимать,
почему здоровый образ жизни - это естественный и правильный выбор
Слайд 15здоровому образу жизни должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных
к различным возрастным и социальным группам населения
Обучение населения
Слайд 16Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, можно решать такими доступными
методами как:
проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств, а также по вопросам безопасного секса с целью снижения риска возникновения заболеваний, передающихся половым путем, предупреждения непланируемой беременности;
введение в воспитательные и образовательные программы основ безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также совершенствование методик по проведению занятий физической культуры и спортом в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях
Слайд 17сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний имеет качество профессиональной подготовки участвующих
в этой работе специалистов медицинского и немедицинского профиля
Большое значение в решении вопросов
В связи с этим, необходимо совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по вопросам формирования здорового образа жизни населения
Слайд 18В формировании здорового образа жизни
приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных
на сохранение и укрепление здоровья населения, формирования у каждого активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих
Слайд 19Здоровое поколение без наркотиков, алкоголя и курения
Слайд 20Употребление наркотиков – это реакция на жизненные неудачи, и фактор, многократно
усиливающий отрицательное влияние на здоровье, которое эти неудачи и без того оказывают.
Наркотики дают иллюзию бегства от несчастий и стрессов, но на самом деле они только усугубляют положение.
«Убедительные факты»
ВОЗ 2004
Здоровое поколение без наркотиков,
алкоголя и курения
Слайд 21Здоровое поколение без наркотиков,
алкоголя и курения
Алкогольная зависимость,
употребление наркотиков, курение табака тесно коррелируют с факторами социального и экономического неблагополучия
Примером для подражания в отношении потребления алкоголя служат взрослые, сверстники, братья, сестры, а также персонажи, фигурирующие в СМИ.
Подростки, начинающие активно употреблять алкоголь, делают это под влиянием не только различных социальных факторов, но и личных убеждений и целей, а также присущих их семье и обществу особенностей и традиций.
«Убедительные факты»
ВОЗ 2004
Слайд 22Мы пьем за здоровье друг друга и портим собственное здоровье
Джером Клапка
Джером
Слайд 23Здоровое поколение без наркотиков,
алкоголя и курения
самостоятель-ность и
независимость
возможность почувствовать
себя старше
облегчает общение
и
приобретение новых друзей
желание быть «как все»
влияет на имидж,
повышает популярность
в глазах сверстников
помогает расслабиться и
соответствовать требованиям
Слайд 24Здоровое поколение без наркотиков,
алкоголя и курения
С повышенным риском регулярного курения ассоциируется
подверженность неблагоприятным условиям жизни, таким, как жестокое обращение с детьми и стрессовые события, равно как и заниженная самооценка.
Влияние сверстников, явное или подразумеваемое, часто представляется как основная причина курения подростков.
Поддержка родителей является фактором защиты от начала курения.
Здоровье молодых людей и окружающая среда ВОЗ 2007
Слайд 26ПЕРВИЧНАЯ
предупреждение
начала
употребления ПАВ
лицами, ранее их
не употреблявшими
ПРОФИЛАКТИКА
употребления ПАВ
ВТОРИЧНАЯ
ориентирована
на лиц,
имеющих признаки
формирующейся
зависимости
в
ее начальной
стадии
ТРЕТИЧНАЯ
медицинская,
индивидуальная
и ориентирована
на контингенты
больных,
зависимых от ПАВ
Профилактика употребления психо-активных веществ (ПАВ)
Слайд 27
Правильное питание,
как компонент здорового образа жизни
по материалам - Корзун В.
Н., д.м.н., проф. ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева АМН Украины»
ІГМЕ АМНУ
Слайд 28
Повышение стойкости организма к негативным факторам, в том числе к ионизирующему
излучению – важный рычаг в комплексной программе выживания в условиях экологической катастрофы, вызванной загрязнением окружающей среды солями тяжелых металлов, пестицидами, ядохимикатами, транспортными и промышленных выбросами, радионуклидами.
Среди факторов защиты одним из наиважнейших и наиболее эффективных является фактор питания.
Слайд 29ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ СНИЖЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ РАДИОНУКЛИДОВ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ СПОСОБСТВУЮТ:
технологическая и кулинарная
их обработка. Подготовку продуктов и пищевого сырья целесообразно начинать с механической очистки от загрязнения их поверхности от земли, а затем тщательно промыть теплой проточной водой. Следующий этап обработки продуктов – вымачивание в чистой воде в течение 2-3 часов.
При отваривании значительная часть радионуклидов и других вредных химических веществ (тяжелые металлы, нитраты и др.) переходят в отвар. Установлено, что около 80% цезия при варке мяса и рыбопродуктов переходит в бульон. Аналогичным методом можно снизить концентрацию радионуклидов цезия-137, стронция-90, йода-131 в мясе кур, кроликов и рыбы.
Слайд 30Переход цезия в продукты переработки молока
Слайд 31СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ (ДЕЗАКТИВАЦИИ) СВЕЖИХ И СУХИХ ГРИБОВ
Свежие грибы очистить от земли,
мусора и лесной подстилки. Затем, подвергнуть тщательной мойке (соотношение грибов и воды должно быть 5-10:1) с трёхкратной сменой воды. Грибы отваривают в течение 15, 30 и 60 мин, каждый раз меняя отвар.
Сухие грибы можно обрабатывать двумя способами, сначала старательно промыв в воде, лучше проточной:
- кипячением на протяжении 15, 30 и 60 минут;
- вымачиванием в 2-х процентном растворе кухонной соли на протяжении 0,5, 2 и 10 часов с последующим кипячением на протяжении 15 и 60 минут.
Слайд 32Светофор питания
Избегайте:
Все жареное; жирные сорта мяса
и рыбы; сало; масло (сливочное и растительное); маргарин; сметана; майонез; салаты, заправленные маслом и майонезом; сливки; мороженое; орехи; семечки; икра; консервы в масле; сыры жирных сортов; сахар; конфеты; шоколад; варенье; повидло; мармелад; алкогольные напитки и сладкие напитки; какао.
Будьте умеренны:
Крупы; бобовые (горох, соя, фасоль, чечевица); картофель(кроме жареного, особенно чипсы); фрукты и ягоды, протертые с сахаром; молоко; кисломолочные продукты; сыры твердые с низким содержанием жира; постное мясо, грудка курицы, индейки; яйца; хлеб; макароны, фруктовые не подслащенные соки.
Ешьте сколько угодно:
Свежие ягоды, овощи и фрукты ( кроме фиников, винограда, бананов); зелень, салат, шпинат; овощные салаты без соусов и майонеза; обезжиренные творог, йогурт, кефир, молоко; нежирные сорта рыбы и мяса, злаки; отруби; сухие хлебцы из цельных зерен.
Слайд 33РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СУТОЧНЫЙ РАЦИОН
200-250 г нежирного мяса, мясных и рыбных продуктов,
300-350
г хлеба, из него не менее 200-250 г из муки грубого помола,
300-350 г картофеля,
50-100 г сыра или творога,
0,5 л молока или кисломолочных продуктов (кефира, ряженки, простокваши, йогурта),
400-500 г овощей (в первую очередь моркови, капусты, свеклы, редиса, томатов, морских водорослей),
20-25 г животных жиров (лучше сала),
20-25 г растительных жиров,
40-45 г круп (желательно гречневой или овсяной),
150-200 г фруктов или соков из них.
Слайд 34ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИЩЕВОМУ РАЦИОНУ
энергетическая ценность рациона должна соответствовать энерготратам организма
(сколько энергии затрачено на работу и отдых в течении суток, столько и необходимо восстановить);
надлежащий химический состав – оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых веществ;
хорошая усвояемость пищи, зависящая от ее состава и способа приготовления;
высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет, температура), обеспечивающие хороший аппетит и усвояемость;
санитарно-эпидемиологическая безупречность и безвредность пищи и др.
Слайд 35Физическая активность как компонент здорового образа жизни
Слайд 36 Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный
быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)
Слайд 37Физическая активность
любая работа, совершаемая скелетной мускулатурой, приводящая к затрате
энергии сверх уровня, xарактерного для состояния покоя
Caspersen CJ, Powell KE, Christensen GM. Physical activity, exercise, and physical fitness: definitions and distinctions for health-related research. Public Health Reports, 1985, 100:126–131.
Слайд 38По данным Всемирной организации здравоохранения,
на сегодняшний день физическая
активность 60-85% взрослых людей во всем мире ниже приемлемого минимального уровня, положительно влияющего на здоровье
Слайд 39Причины недостаточной физической активности
нехватка времени
отсутствие условий
увлечение малоподвижными
видами активности в
свободное время
Слайд 40Низкая физическая активность
ишемическая болезнь сердца
артериальная гипертензия
цереброваскулярные заболевания
инсулиннезависимый
сахарный диабет
в 2 раза выше риск развития ИБС
риск возникновения артериальной гипертензии на 35-52% выше по сравнению с людьми, ведущими активный образ жизни
Слайд 41Эффект физических
упражнений
снижение артериального давления;
улучшение профиля липопротеидов (повысить ЛВП и снизить
ЛНП)
снижение фибриногенной активности и риска ишемической болезни сердца
улучшение сбалансированности потребления и расхода энергии
снижение уровня глюкозы в крови и уменьшение риска развития инсулинонезависимого сахарного диабета
снижение потери костной массы и защита от остеопороза
нормализация моторики желудочно-кишечного тракта
улучшение психологической тренированности, помогающей справиться со стрессом и усталостью
Слайд 42Характеристики физической активности
Интенсивность
Низкоинтенсивная
Умеренная
Высокоинтенсивная
Длительность
До 30 мин/сут
До 60 мин/сут
Свыше 60 мин/сут
Слайд 43Методология обучения "равный - равному"
Слайд 44
Цели:
сформировать ответственное отношение молодежи к собственному здоровью и укрепить их
возможности его защищать
научить подростков распространять принципы здорового образа жизни среди своих сверстников, и не только не попасть под негативное влияние, но и самому стать источником положительного влияния
Методологические принципы работы:
непрерывность, адресность, своевременность, доступность, последовательность. Их соблюдение определяет результативность программы
Обучение по принципу «равный-равному»
Слайд 45Основные категории методологии обучения «равный-равному»
Методика «равный - равному» - работа по
подготовке педагогов-тренеров для организации и проведения обучения подростков; обучение подростков с целью обеспечения их достоверной информацией и опровержения распространенных ошибочных взглядов, стереотипов; организационное и методическое сопровождение педагогами-инструкторами занятий, акций
Слайд 47Формы реализации метода «равный - равному»:
семинары и тренинги со старшеклассниками с
использованием интерактивных методов, например, дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры;
тематические театральные постановки в молодежном клубе с последующим их обсуждением в группе;
неформальная беседа с молодыми людьми на дискотеках о риске для здоровья и о том, где они могут найти дополнительную информацию и практическую помощь
Слайд 48Принцип «обучая - учусь»
Просвещение методом “равный – равному” основано на теории
поведения, утверждающей, что люди изменяются не потому, что им становятся доступны научные данные или свидетельства, но в результате субъективных суждений близких им и пользующихся их доверием людей равного социального или группового статуса, изменивших свое поведение и служащих убедительным примером правильности такого решения
Ответственное поведение можно охарактеризовать как поведение, в процессе которого личность осознает свои поступки в соответствии с логикой событий, предусматривает их последствия для собственного здоровья и здоровья окружающих, принимает ответственные решения для предотвращения негативных результатов относительно себя и других
Слайд 49
Обучение по принципу равный-равному следует рассматривать как пример партнерства молодежи и
взрослых
Партнерство молодых и взрослых людей возникает тогда, когда есть убежденность, что молодые люди имеют право участвовать в разработке программ, предназначенных для них, имеют право голоса при формировании политики, непосредственно их касающейся
Хорошая практика обучения в области здоровья среди молодежи показывает, что полноправное участие целевой группы в разработке программы способствует ее устойчивости и эффективности
Слайд 50УПРАЖНЕНИЕ: обучение по принципу «равный - равному»: ЧТО ЭТО И ЗАЧЕМ?
Достичь
общего понимания концепции
обучения по принципу «равный – равному»
Определить преимущества и ограничения
обучения по принципу «равный – равному»
Задачи:
Каковы возможные преимущества обучения по принципу равный-равному?
Каковы возможные ограничения обучения по принципу равный равному?
Слайд 51АРГУМЕНТЫ
в пользу применения программ
«равный - равному»
Информация, полученная от «равных»,
часто пользуется
большим доверием, чем информация, полученная от «взрослых» или тех, кто никогда не сталкивался с теми же жизненными ситуациями.
«Равные» помогают наладить контакт с труднодоступными целевыми группами (дети улицы, ВИЧ-позитивные люди, наркопотребители и др.).
Работа по принципу «равный - равному» способствует не только профилактике, но и улучшению взаимоотношений внутри сообщества, в котором эта программа проводится.
Работа по принципу «равный - равному» в значительной степени влияет на развитие личностных качеств самих «равных», а также их знаний.
Программы «равный - равному» экономически выгодны.
Программы «равный - равному» помогают в подготовке кадров для работы с более широким кругом населения, налаживанию связи между поколениями.
Слайд 52Ограничения, которые необходимо учитывать при планировании программ «равный - равному»
Подготовка «равных»
требует больших материальных и нематериальных затрат.
В программах «равный - равному» наблюдается относительно высокая текучесть кадров.
«Равные» могут выполнять четко определенный спектр работ, а за профессиональной помощью представителей целевой группы, т. е. молодежь, необходимо направлять к специалистам.
Молодые люди не всегда предпочитают получать информацию от своих сверстников.
Обучение молодежи по принципу «равный - равному» имеет отложенный по времени эффект воздействия на молодежь.
Слайд 53Критерии программ
«равный - равному»
Значимое участие «равных» на всех этапах реализации
программы
Вовлечение значимого окружения
Сотрудничество молодежи и взрослых
Программа реализуется с учетом потребностей целевой группы
Гендерный подход в планировании и реализации программы
Планирование и реализация программы с учетом культурных особенностей целевой группы.
Планирование и реализация программы с учетом возрастных особенностей целевой группы
Программа основана на применении научно обоснованных подходов и методик, доказавших свою эффективность
Слайд 54 «Показателями личного успеха должно стать, скорее, здоровье человека, а не
количество заработанных им денег. И если у людей появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы. Как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность»
Дмитрий Анатольевич Медведев