Слайд 1СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ.
ПУТИ РЕШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ
«Охрана здоровья школьников
должна быть организована без препятствий» (Декларация о школьном здравоохранении в Европе. 15 октября 2005г., Дубровник, Хорватия)
Слайд 2Общая заболеваемость детей до 14 лет
(на 1000 населения)
Слайд 3Общая заболеваемость подростков (на 1000 населения)
Слайд 5За последние 5 лет увеличилась общая заболеваемость подростков на 1000 детей
подросткового возраста:
болезнями костно-мышечной системы - с 92,2 до 118,6 (22,2%),при этом первичная заболеваемость снизилась с 49,6 до 41,6 (16,2%)
- болезнями кожи и подкожно-жировой клетчатки - с 71,9 до 84,4 (14,8%), первичная заболеваемость увеличилась с 58,2 до 62,3 (6,6%)
- болезнями эндокринной системы - с 30,6 до 38,6 (20,8%), при этом первичная заболеваемость снизилась с 14,7 до 13,9 (5,5%)
- болезнями крови и кроветворных органов – с 7,4 до 8,9(16,9%), первичная заболеваемость увеличилась с 3,5 до 3,6 (2,8%)
- болезнями мочеполовой системы – с 74,5 до 92,9 (19,8%),первичная заболеваемость увеличилась с 46,0 до 57,3 (19,8%)
- болезнями системы кровообращения – с 26,7 до 29,9 (10,1%),первичная заболеваемость увеличилась с 11, 1 до 11,4 (2,6%).
Слайд 6Профилактические и оздоровительные технологии направлены на:
- предотвращение возникновения патологии и оздоровление
детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- профилактику утомления и нервно-психических расстройств;
- оздоровление учащихся с нарушениями зрения;
- предотвращение возникновения отклонений и оздоровление детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения, нарушениями питания и обмена веществ;
- оздоровление часто болеющих респираторными вирусными инфекциями.
Слайд 7Оздоровительные мероприятия включают:
- витаминопрофилактику в образовательных учреждениях;
- гигиеническое обучение родителей по
профилактике нарушений, оздоровлению учащихся в домашних условиях.
Слайд 8Основными принципами организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в
образовательных учреждениях можно считать:
- комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры учебного года, экологических и климатических условий и др.;
- непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
- максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении учащихся;
- интеграция, по возможности, программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс образовательного учреждения;
- преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
Слайд 9- использование простых и доступных технологий;
- формирование положительной мотивации у учащихся,
медицинского персонала, педагогов и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;
- повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным решениям и оборудованию учреждений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состоянию учреждения, организации питания учащихся.
Слайд 10ВОЗ определяет следующие четыре категории факторов, способствующие улучшению здоровья населения:
1. Оказание
больным медицинской помощи – это необходимый, но не единственный элемент политики «Здоровье для всех».
2. Медицинская профилактика включает такие направления деятельности, как иммунизация, санитарно-эпидемиологический надзор и осуществление программ раннего выявления болезней, каждое из которых, как правило, хорошо интегрировано в рутинное медицинское обслуживание населения.
3. Формирование здорового образа жизни предусматривает работу в таких областях, как улучшение питания, усиление физической активности населения, борьба с потреблением табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Необходимость формирования здорового образа жизни широко признается самыми различными сторонами, но зачастую только в виде абстрактной концепции. Когда же речь идет о разработке и об обеспечении финансирования работы в этом направлении, прогресс может быть довольно медленным.
Слайд 114. Улучшение детерминантов здоровья – это деятельность, тесно связанная с укреплением
здоровья, но выходящая за рамки поведения отдельных лиц и направления на улучшение различных аспектов физической, социальной и экономической среды, во многом определяющих состояние здоровья, и, прежде всего, на борьбу с бедностью. Действия, направленные на улучшение детерминантов здоровья, включают принятие соответствующих законов и нормативов, разработку политики и информационно-пропагандистскую работу, охватывающую все ведомства и сектора.
Слайд 12Основные направления Программы:
1. Научно-методическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Законодательная
база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей.
3. Создание условий для рождения желанного, здорового ребенка.
4. Создание условий для благоприятного роста и развития детей.
5. Оптимальное питание и обеспечение качественной водой детей.
6. Медико-профилактическое обоснование безопасности товаров для детей.
7. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
8. Создание безопасных условий ранних форм трудовой занятости детей и профессионального обучения.
9. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.
10. Эффективное медицинское обеспечение детей.
Слайд 13Пути решения проблемы:
Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей подросткового
возраста в современных условиях требует:
1) внедрения массовых профилактических программ
- выработка здорового образа жизни – адекватный рацион питания, физическая активность, гигиена полости рта;
- предупреждение опасных форм поведения – злоупотребление табаком, алкоголем и другими веществами, небезопасный секс;
- охрана репродуктивного здоровья, включая методы контрацепции, предупреждение нежелательной беременности и профилактика и лечение ИППП, ВИЧ и других инфекционных заболеваний;
- здоровая школьная среда, способствующая физическому и психосоциальному благополучию;
Слайд 14- благоприятная среда обитания дома и в местном сообществе;
- борьба с
ненадлежащей рекламой, ориентированной на подростков;
- полная иммунизация (например, краснуха, корь, гепатит В);
- предупреждение травматизма;
- просвещение по вопросам взаимоотношений и родительских обязанностей.
2) создания оптимальных условий воспитания и обучения;
3) оптимизации нутритивного обеспечения;
4) гармоничного развития детей подросткового возраста;
5) грамотной терапии болезней.