ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ презентация

Содержание

В соответствии с новым Стандартом (п.8) на ступени начального общего образования осуществляется: …укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): …выполняющий

Слайд 1ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Бондарева В.В.,
к.п.н., доцент кафедры
социального здоровья школьников

ЛОИРО

Слайд 2В соответствии с новым Стандартом (п.8) на ступени начального общего образования

осуществляется:

…укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
…выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


Слайд 3Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать

(п.10):

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Слайд 4Современный мир – принципиально новая реальность
С одной стороны:
научно-технический прогресс;
внедрение новых

информационных технологий;
интенсивное социально-экономическое развитие большинства стран;
взаимное проникновение и обогащение культур
изменение экологической ситуации…

локальный мир жизни, деятельности и мировосприятия человека – мир жизнедеятельности в широком понимании этого слова, как бы расширяется до масштабов планеты, становится практически глобальным

Слайд 5Современный мир – принципиально новая реальность
С другой стороны:
динамичность и непредсказуемость развития

предопределяет неопределенность, неустойчивость и относительность мира жизнедеятельности человека в перспективе

Слайд 6Современный мир – принципиально новая реальность
Такого рода особенности объясняются современной научной

парадигмой как объективные свойства сверхсложной самоорганизующейся системы, которую составляют человек, общество и среда их жизнедеятельности (В.П. Овечкин)

Слайд 7Правовым актом, положившим начало формированию системы органов безопасности России, является
Закон

РФ “О безопасности” (1992),
действующий и до настоящего времени.


После принятия в 1993 г. Конституции РФ многие его положения требуют корректировки.
Однако, некоторые положения комментируемого Закона, к сожалению, не получили дальнейшего развития в теории и в законодательстве.

Слайд 8Речь идет о закреплении в норме права
одного из принципов—соблюдении баланса

жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. не приоритет (первенство), а паритет (равенство) лежит в основе обеспечения прав и законных интересов личности, общества и государства.
Пожалуй, это один из немногочисленных (если не единственный) правовых актов, в котором закреплена идея равного обеспечения интересов личности, общества и государства.

Слайд 9В Законе определено понятие безопасности как
состояние защищенности совокупности потребностей, удовлетворение

которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К числу объектов безопасности отнесены:
личность — ее права и свободы;
общество — ее материальные и духовные ценности;
государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Слайд 10Безопасность - одна из «мегатенденций» развития общества и образования
Безопасность – это

состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз
(Ст. 1 Закона РФ «О безопасности» (1992)

Слайд 11Безопасность - одна из «мегатенденций» развития общества и образования
Безопасность отдельного

человека и всего общества включает военную, экономическую, социальную, политическую, экологическую, технологическую, интеллектуальную, информационную, демографическую, генетическую, психологическую и др. виды безопасности (Б.Б. Прохоров, 1999)

Слайд 12Безопасность - одна из «мегатенденций» развития общества и образования
В международном междисциплинарном

энциклопедическом словаре «Глобалистика» (под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова, М.-СПб., Нью-Йорк, 2006), приведено 24 вида различных безопасностей (национальная, человеческая, технологическая, международная и др.), которые условно можно объединить в 5 крупных блоков-направлений:
социальные;
экологические;
экономические;
информационные;
психологические.
Во всех указанных блоках речь идет о безопасности человека (общества) и окружающей его среды.

Слайд 13Современный мир – принципиально новая реальность
Важнейшая задача системы образования - обеспечить

адаптацию и включение человека и, прежде всего, подрастающего поколения в систему современной окружающей среды и общественных отношений


Слайд 14Образовательная среда как среда жизнедеятельности
По данным, представленным министром образования и науки

РФ А.Фурсенко, в настоящее время в России 15 млн школьников и около 1,6 млн учителей
В роли образовательной среды могут выступать этническая, религиозная, профессиональная, информационно-виртуальная, семейная и др. среды, в том числе специально организованные

Слайд 15Образовательная среда как среда жизнедеятельности
Образовательная среда – совокупность природных, социальных, культурных,

а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия (по С.В. Тарасову с дополнением)

Слайд 16Образовательная среда как среда жизнедеятельности


Образовательная среда (Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в

образовательной среде) - совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.

Слайд 17Образовательная среда как среда жизнедеятельности
Образовательная среда (И.А. Баева, 2006) – психолого-педагогическая

реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение; психологическая сущность этой реальности – совокупность деятельностно - коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих субъектов (участников ОП).


Слайд 18Технология организации образовательной среды
Организация образовательной среды рассматривается в настоящее время

как образовательная технология, разработанная на стыке экологии, экологии человека, психологии, педагогики (исследования Г.А. Ковалева, В.И. Панова и В.А. Ясвина, И.В. Баевой, С.В. Тарасова и др.)

Слайд 19Безопасная образовательная среда
Творческая образовательная среда
приоритет личности, подчеркивающий неприемлемость авторитарного поведения

педагога по отношению к обучающимся;
тщательный и всесторонний учет особенностей обучаемых, позволяющий педагогу более эффективно помогать профессионально-личностному развитию своих коллег;
развитие инициативы и самостоятельности каждого обучающегося

Слайд 20Безопасная образовательная среда
Духовная безопасность обеспечивает состояние защищенности духовных ценностей человека и

общества, являющихся частью общечеловеческих ценностей и соответствующих интересам данного сообщества
Проблема – кризисное состояние духовной жизни россиян (утрата духовно-нравственных ценностей и ориентиров, «разбавление» духовности идеями псевдодемократии и вседозволенности)

Слайд 21Духовная безопасность
Одна из доминант образования в области окружающей среды, безопасности и

здоровья человека - духовно-нравственная составляющая. Целевые установки - формирование экологической культуры, культуры безопасности и культуры здоровья, которые проявляются в поведении, основанном на гуманистических морально-этических принципах и ценностях .
Задача – поиск новых возможностей формирования и развития культуры человека.

Слайд 22Духовная безопасность
В настоящее время происходит естественный переход традиционного экологического образования в

новую «точку флуктуации» (по С.В. Алексееву) – образование для устойчивого развития (ОУР). Концепция ОУР (С.В. Алексеев, К. Вебстер, В.А. Сластенин, А.Д. Урсул и др.) позволяет найти новый ракурс рассмотрения проблем окружающей среды в единстве с позициями социальной, экономической, культурологической, а также с позицией безопасности.

Слайд 23Духовная безопасность
В образовательных подходах кафедры социального здоровья школьников ЛОИРО рассматриваются следующие

содержательные направления:
взаимосвязи – в обществе, экономике, природе;
гражданственность, права и ответственность человека;
потребности и права будущих поколений;
разнообразие – культурное, социальное, биологическое;
качество жизни, равноправие и социальная справедливость;
«устойчивые изменения» - развитие в рамках способности экосистем;
будущее – прогнозируемое и непредсказуемое

Слайд 24Психологическая безопасность
Психологическая безопасность − это состояние защищенности психики человека, характеризующееся отсутствием

опасности как для психики, так и со стороны психики человека; она включает совокупность специально принимаемых мер, направленных на устранение такой опасности
От психологического благополучия индивида зависит социально-психологическое состояние общества

Слайд 25Концепция психологической безопасности образовательной среды (КПБОС) -
это система взглядов на обеспечение

безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.
(Баева И.А., 2006)

Слайд 26Основные положения КПБОС:
1. Образовательная среда как отрасль человекопроизводства –
ОУ, как

социальный институт , производит «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации).
ОУ должно создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск нанесения вреда процессу формирования и развития личности: воспитание и психологическое сопровождение должны быть в эпицентре деятельности ОУ.

Слайд 272. Образовательная среда как часть образовательного пространства (ОП)
ОП имеет территориальную обозначенность

и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности.
ОП создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья всех субъектов образования.
Для школы – это система мер, предотвращающих угрозы для позитивного, устойчивого развития личности.
В психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.


Слайд 283. Угрозы психологической безопасности образовательной среды
Получение психологической травмы, в результате которой

наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации.
Основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия («выученная беспомощность»).

Слайд 29Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического

здоровья ее участников – важнейшее направление работы по безопасности жизнедеятельности

Слайд 30Принципы обеспечения психологически безопасной образовательной среды:
1. Принцип опоры на развивающее обучение:

главная цель – не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания в логике взаимодействия, а не воздействия.


Слайд 31Принципы обеспечения психологически безопасной образовательной среды:
2. Принцип психологической защиты личности: проектирование

психологически безопасной среды школы и устранение психологического насилия во взаимодействии.

Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

Слайд 32Информационная безопасность
Человек постоянно находится в определенном информационном поле. Его жизнедеятельность состоит

в энерго­информационном обмене с окружающей средой. Обладая интеллектом, сознанием, свободой воли, совестью и ответственностью, он строит свои взаимоотношения с окружающим миром, получая у него нужные для своей жизнедеятельности данные, предлагая другим имеющийся у него информационный ресурс (например, в виде знаний, умений), защищаясь от явно вредного информационного воздействия.

Слайд 33Информационная безопасность
С точки зрения информационной безопасности особое значение приобретает содержание обучения

педагогов:
концепции обучения, воспитания, развития; образовательные и учебные программы;
учебники и учебные пособия;
методические рекомендации и др.
Актуальность содержания образования для конкретной категории слушателей – один из признаков информационной безопасности образовательной среды

Слайд 34Информационные источники сложной структуры – комплексные учебно-методические пособия нового поколения
Под информационным

источником сложной структуры понимается цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и др.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области. ИИСС может также поддерживать отдельные темы и модули в дополнительном образовании, а также межпредметных областях.


Слайд 35Экологическая безопасность
с точки зрения экологии человека обеспечивает состояние защищенности среды

жизнедеятельности и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия различных экологических факторов

Слайд 36Основные приоритеты в оценке экологической безопасности образовательной среды
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности

(благоприятные санитарно-гигиенические условия; обеспечение питания и отдыха, медицинской помощи;
организация гетерогенной, сложной, но гибкой управляемой пространственно-предметной и информационной среды);
обеспечение прав на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
обеспечение соответствующих действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Слайд 37
Кафедра социального здоровья школьников ЛОИРО zdorovie2008@inbox.ru
Тел.: (812) 2357065 (доб.219)
Бондарева Валентина

Викторовна http://bondhsi.ruБондарева Валентина Викторовна http://bondhsi.ru, bond60@mail.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика